Парижское метро наравне с Лондонским является одним из самых старинных метро в Европе! Поэтому, сеть парижского метрополитена, пронизывающего весь город и соединяющего центр Парижа с ближайшими его пригородами неглубокое, растояние между станциями не большое… но парижское метро все же, отличается по-своему устройству от Московского или Питерского метро. Это и вызывает ряд страхов и сомнений относительно того, стоит ли пользоваться общественным метро или все же, воспользоваться услугами такси.
А напрасно! Ведь Парижское метро — это не только система общественного транспорта в Париже, но еще и настоящее произведение искусства, потому как построено было к Всемирной выставке 1900 года, где первые станции метро выполнены в стиле Арт Модерн (Art Nouveau).
Парижский метрополитен имеет 14 линий метро, пронумерованных и имеющих каждая свой цвет. Практически все линии подземные, надземных станций только 21 (из них бо́льшая часть на линии 6). Кроме электропоездов обычного метро, с середины XX века появляются еще и скоростные электрички RER, соединяющие центр города с пригородами Парижа. Линии RER находятся глубже сети метрополитена обычного метро и обозначены буквами A, B, C, D, отличаясь так же еще и по-цвету.
Несмотря на то, что на первый взгляд парижское метро пугает многих туристов своим непонятным устройством, некоей обшарпанностью и большим количеством линий, сложных переходов — все же, я бы не была столь критичной и советовала просто разобраться с тем, как пользоваться Парижским метрополитеном!
ВХОД В МЕТРО.
Вход в парижское метро обозначен буквой «М» (слово «metro» «metropolitain»). Довольно часто перед входом в метро вывешаны панели с планом метро: http://www.plandeparis.info/metro-paris/metro-paris.html
Для того, чтобы понять как добраться до нужной Вам станции метро, необходимо:
- найти то место, ту станцию метро, где Вы находитесь в данный момент;
- найти необходимую Вам станцию метро и посмотреть на какой линии метро она находится: номер, цвет линии и проходит ли эта линия метро через ту станцию, где Вы находитесь в данный момент.
Далее, для того, чтобы понять, в каком направлении Вам необходимо ехать, Французы ориентируются по конечным ст.метро (направлениям) той линии, на которой находится нужная им станция. Многие парижане так же, как и Вы не знают всех линий метро наизусть, поэтому не стесняются несколько раз подходить к картам метро, вывешенным везде на стенах и даже отслеживать свой маршрут тыкая пальцем в этот план метро. Поэтому, многие карты метро затерты и выглядят немного потрепанными.
БИЛЕТЫ
Билеты в метро, а уж тем-более на RER продаются не на всех станциях метро, но практически везде Вы можете увидеть огромные кассы-автоматы, где каждый может купить эти билеты самостоятельно, выбрав необходимый и понятный для них ин.язык. Там, кстати, продаются не только вх.билеты в метро, но и на другой парижский общественный транспорт, т. к. есть много всевозможных абонементов или «единых билетов» на метро, автобус и т. д.
В Парижском метро Вы всегда сможете купить билеты либо по-штучно, либо как парижане, покупая сразу по 10 билетиков (тогда цена выгоднее). Они называются: 1 карнэ (1 carnet = 10 билетиков). Билеты бездатные, но на одну поездку в метро (от захода в метро до выхода из метро на поверхность) необходим 1 билетик. Имейте ввиду, что подъем на фуникулере Монмартра к подножию Базилики Сакрэ-Кер, возможен тоже только используя билет метро.
Билетики вставляются магнитной лентой в пропускные терминалы для компостирования, Вы его должны забрать и сохранять до момента выхода из метро на улицы Парижа. Ни в коем случае не выбрасывайте этот билетик пока Вы находитесь в метро, иначе Вы рискуете быть оштрафованным в одном из переходов метро.
Когда Вы уже зашли в парижское метро, советую Вам вновь обратиться к карте метро и перепроверить Ваш маршрут. Далее, чтобы попасть на нужную платформу на стенах метро будут висеть указатели с номером и цветом той или иной линии, а так же, раскладка станций этой линии метро. Обращайте, пожалуйста, на это свое внимание, чтобы не уехать совершенно в другом направлении.
Правило всегда одно: НОМЕР И ЦВЕТ ЛИНИИ МЕТРО — КОНЕЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — НУЖНАЯ СТАНЦИЯ МЕТРО
Нужно еще сказать, что парижский метрополитен разделен на различные зоны (по удаленности от цетра города). Стоимость каждой зоны отличается друг от друга. На плане, как видно, это выделено белым и бежевым цветом и зоны разделяют сеть метро на зону в черте кольцевого автомобильного кольца и уже пригороды Парижа. Обычно, парижане, живущие в пригородах прекрасно знают эту особенность и покупают билеты, соответствующие своей зоне метро. Для туристов, думаю, не стоит особо заморачиваться на этот счет, потому как обычно они перемещаются в пределах города.
ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ПАРИЖСКОГО МЕТРО
Электропоезда парижского метро ходят по-середине, а не по-бокам платформы (как это выглядит в российском метро), поэтому переходы с одной линии метро на другую иногда вызывают сложности у туристов.
Повторяю, ничего сложного, применяйте всегда одно и то же правило: НОМЕР И ЦВЕТ ЛИНИИ МЕТРО — КОНЕЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — НУЖНАЯ СТАНЦИЯ МЕТРО.
Двери в вагонах большинства линий открываются не автоматически, а лишь после нажатия пассажиром на зелёную кнопку в двери или после поднятия вверх закреплённого на двери металлического рычага. Это правило действует как изнутри, так и снаружи вагона.
Практически в каждом вагоне на стенах рядом с дверьми вывешены планы метро, на некоторых линиях горит световое табло по которому Вы можете отслеживать направление и следующие станции метро, на усовершенствованных основных линиях парижского метро так же объявляют станции метро.
ВЫХОД = SORTI
На некоторых ст.метро существует сразу несколько выходов из метро (например: ст.метро Charles de Gaulle Etoile)! В этом случае, не спешите и найдите необходимый для Вас: выходы пронумерованы и имеют надпись той или иной площади, авеню, улицы.
Иногда для выхода из метро необходимо вновь пропустить Ваш уже откомпостированный билетик (это реже), иногда достаточно только выйти через автоматически открывающиеся двери наружу.
ПЕРЕХОД НА ДРУГУЮ СТАНЦИЮ МЕТРО
Как уже и говорила, из-за того, что парижское метро одно из самых старинных в Европе, сравнительно неглубокое, да к тому же расстраивалось на протяжении всего XXвека, переходы иногда, действительно, замысловаты. Здесь вновь существует и применяется все то же правило: НОМЕР И ЦВЕТ ЛИНИИ МЕТРО — КОНЕЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — НУЖНАЯ СТАНЦИЯ МЕТРО. Разберетесь с этим правилом — перейдете на любую ст.метро!
СКОРОСТНЫЕ ЭЛЕКТРИЧКИ МЕТРО RER
Как говорилось уже выше, это скоростные линии парижского метро, соединяющие центр Парижа с близлежащими пригородами. Они обозначены буквами A, B, C, D и отличаются друг от друга по-цвету. Маршруты этих скоростных электричек метро проложены глубже парижской сети обычного метро и расчитаны так, что электричка проезжает ряд станций, останавливаясь только на каких-нибудь узловых станциях (откуда потом можно пересев на метро добраться до нужной в городе) и выезжая за пределы города, соединяя пригороды: например, Диснейленд, Версаль, Фонтенбло и т. д.
На эти линии скоростных электричек метро стоимость билетов совершенно другая и тут уже существует расписание, которое высвечивается на мониторах непосредственно при входе в метро, а так же на платформах.
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ, все электрички RER имеют разветвления в концах своего следования, поэтому обязательно вниманительно смотрите на табло и на бегущую строку самой электрички, чтобы увидеть в каком направлении двигается эта электричка и где ее конечная остановка!
Как видите, если разобраться в том, как устроено парижское метро, ничего страшного в нем нет! И Вы совершенно спокойно можете пользоваться им точно так же, как это делают парижане и гости столицы. А для парижан — это наверное самый распространенный вид общественного транспорта, на котором всегда успеешь доехать куда нужно!