Культура и наследие
Город Лилль классифицирован как город искусства и истории 18 июня 2004г.
Памятники и достопримечательности
Лилль обладает разнообразным наследием, особенно ввиду тех знаменитых конфиктов, которые его затронули и привели к частичной реконструкции города.
Архитектурное наследие начинается от Средневекового романского стиля (склеп собора Сен-Пьер/ Saint-Pierre, богадельня Комтесс/ Comtesse) до готического, представленного церковью Сен-Морис/Saint-Maurice и Сен-Катерин/ Sainte-Catherine, в стиле эпохи Возрождения (дом Борепе/ Beaurepaire и улица Басс/ Basse), работе фламандских маньеристов принадлежит Старая Биржа/ Vieille Bourse и дом Жиля ле Бое/ Gilles le Boë, к классическому стилю относятся церковь Сен-Этьен/ Saint-Étienne и Сен-Андре/ Saint-André, а также крепость Вобан/ Vauban, неоготический стиль представлен Католическим Университетом/ l'Université catholique и собором Нотр-Дам-де-ла-Трей/ Notre-Dame-de-la-Treille, искусство Нового Времени – домом Куайота/ Coilliot, построенным Гектором Гимардом, улией Федэрбе/ Faidherbe, в неолилльском стиле выполнено здание новой бирже, декоративный региональный стиль отражен в городском отеле и, наконец, современное искусство – башнями Эуралилль/ Euralille.
Пострадавшее во время войны и в последующие годы, культурное наследие Лилля после 1990х гг. стало объектом особенного внимания. Город также заботится о реставрации культурных памятников (дворец Риур/ Rihour, церкви, музеи).
Религиозное наследие
- Собор Нотр-Дам де ла Трей/ Notre-Dame de la Treille, начат в 1854г. архитектором Карлом Лероем, закончен в 1999г.
Военное наследие
Крепость Лилля – главное военное сооружение в городе. Ее часто называют «Королева крепостей», это первая известная крепость Вобана, именно так звали губернатора Лилля в 1668г., здесь он прожил большую часть своей жизни. Ее строительство под руководством каменщика Симона Волланта началось в 1668г. и продолжалось до 1671г. Построена в болотистых землях на берегу Дели, представляет собой правильный пятиугольник с 5 королевскими бастионами, в каждом углу по одному. Крепость защищена при помощи рвов, укреплений, полукруглых площадок, закрытых бойниц, склонов и земли и, наконец, открытая со всех сторон для лучшего обхора. Внутри строители оставили оружейную площадь и жилые помещения для солдат, штаб-командира и коменданта крепости, пороховой погреб, тюрьму, арсенал, часовню, склад для еды, помещение для цирюльника, хлебопекарню и мельницу. Постоянно занимаемая военными после своей постройки, крепость сохранилась в прекрасном состоянии.
Крепость обеспечена сложной системой защиты, окружающей город со всех сторон. Крепостная стена, построенная в период Средние Века – XIXвв. состояла из:
- Нобль Тур (Noble Tour), прекрывавшей памятник от депортации (XVв.)
- Ворота Ганд (Gand) и Рубе (Roubaix) (конец XVI – начало XVIIв.)
- Паржиские ворота, построенные в честь Луиса XIV (конец XVIIв.)
- Часть утонувших укреплений со стороны авеню Пепл бельдж (Peuple belge)
- Ворота Дюнкерка (начало XIXв.)
Естественное наследие
Главное пространство в Лилле занимает «Булонский Лес», где находится крепость и зоопарк Лилля. Общая площадь более 70 гектар, простирается вдоль берегов канала Хот-Дель (Haute-Deûle). Военные территории со склонами, рвами, откосами и скрытыми путями, появившиеся после основания крепости, в 1880г. были переформированы в развлекательный парк. Среди знаменитых деревьев, живущих с тех пор, выделяется клен Монтпелье/ Montpellier, сосна ларисио и исполинская секвойя. После серьзеной очистки в 1990-х гг. современное руководство парка старается улучшить естественную экологическую обстановку зеленой зоны, где обитает несколько видов летучих мышей (летучая мышь Добентона и усатая летучая мышь) и птиц (ястребы, малые пестрые дятлы…). Бесплатный зоопарк укрывает более 80 видов животных на площади в 3,5 гектара.
Расположенный в центре Булонского Леса, на другой стороне канала Дели, куда можно попасть, пройдя по пешеходным мостикам, сад Вобан был создан в 1863г. архитектором-пейзажистом Джином-Пьером-Бариллетом-Десшамп. Английский сад площадью в 1863г. включает множество объектов: сад фруктового садоводства, цветочные клумбы, аллеи для прогулок, водоем с утками, куликами и лебедями и искусственный грот. Также вы здесь найдете театр марионеток.
В квартале Эуралилль располагается Парк Матисс/ Parc Matisse, площадью 8 гектаров, обустроенный в 1996-2003гг. Он делится на четыре части: просторный газон, так называемая большая садовая лужайка (для игры в гольф), остров Дерборенс/ Derborence, лес площадью 1,5 гектара, с виноградными лозами высотой семь метров, как в других регионах северного полушария (Япония, Северная Америка, Китай), с редким лесом из вереска и бамбука, и сад в ложбине, где раньше были крепостные рвы.
На другой стороне Эуралилля, в противоположном конце, находится парк Донден/ Dondaines площадью 4,5 гектара, появившийся в 1970-х гг. на месте бывших трущеб. Сейчас он временно на реконструкции, в ходе которой сад будет расширен, добавятся казино и отель класса люкс и другие изменения.
На севере равнина Потерн (Poterne) и равнина Уинстона Черчилля простираются там, где раньше были земляные валы. Первая, площадью 8 гектаров, занята семейными садами и Местным естественным резервом (Réserve naturelle volontaire). Вторая, площадью 6 гектаров, существовала до 1993г., потом здесь провели линию для скоростных поездов.
На юге располагается сад с растениями работы архитектора Джина Дюбюиссона и пейзажиста Жака Маркиса на территории площадью 11 гектаров на месте бывших крепостных укреплений. Открыт в 1948г., создан по образцу французских садов. Отдельно представлен розарий, крпная коллекция георгинов около большого водоема, оранжерея и теплица, созданные архитектором Джином-Пьером Секом в 1970г. Также там находятся городские оранжереи. Сотрудничает с ботаническим садом фармацевтического характера, сад площадью 2 гектара разбит в 1970г., один из «ботанических садов Франции и франкоговорящих стран». Здесь представлено более тысячи видов растений, разделенных на три категории: деревья, оранжерейные растения и ботаническая школа.
Культурное наследие
Лилль, как один из главных городов во Франции, обладает богатым культурным наследием: многочисленные концертные залы, богатая общественная жизнь (ежегодные раздачи Ch'ti) и множество мероприятий (Лилль 2004, Лилль 3000, Распродажа в Лилле и т.д.)
Музеи
Музей изящных видов искусства г. Лилля считается вторым музеем изящных искусств во Франции по числу выставок, после Лувра. Он имеет коллекции живописи, среди которых картины таких мастеров, как Брейгель, Рубенс, Антуан ван Дик, Франсиско де Гойа, Якоб Йорданс, Джин Симеон Шардин, Жак Луис Девид, Эжен Делакруа, Гюстав Курбет, Эдуард Мане, Пабло Пикассо. Он также располагает залами с рисунками, скульптурными галереями, керамической коллекцией и пятнадцатью плоскими рельефами городов-крепостей севера Франции и Бельгии.
Расположенная на улице Монне, в Старом Лилле, Богадельня Комтесс (l'Hospice Comtesse), истоки которой относятся к 1237г., также имеет собственный музей, посвященный Фландрии во времена Средневековья и Революции. Здесь представлена коллекция живописи, в основном фламандской, а также многочисленных объектов той эпохи (золотые изделия, вышивка…).
Расположенный в старом монастыре на улице Каноннье/ Canonniers, музей канониров рассказывает военную историю города, в особенности его многочисленных осад. Музей представляет многочисленные военные атрибуты, а также свидетельства будничного существования канониров города.
Основанный в 1816г., Музей естественной истории г.Лилля в начале XXв. был украшен металлической конструкцией типа Бальтард, расположен на улице Брюссель. Представляет четыре крупные коллекции: зоологическую, геологическую, индустриальную и этнографическую. Также проводятся две временных выставки в год.
Дом Шарля де Голля, расположенный на улице Принсес/ Princesse, был превращен в музей в 1983г. Он состоит из двух частей во дворе-саду: семейное жилище и «Фабрика истории». Первое позволяет окунуться в эпоху времен Шарля де Голля; вторая, занявшая место старинной тюлевой фабрики дедушки Шарля де Голля, представляет собой культурный центр.
Чем заняться
Театры и залы для спектаклей
В Лилле есть несколько таких залов, один для оперных выступлений, другой театр, а помимо них еще и частные: Зенит в Лилле (Zénith de Lille, 9000 мест), Севастополь (Sebastopol), L'AERONEF, Биплан (Biplan) и др.
Близлежащее Казино также располагает залом для выступлений.
Кино
В Лилле есть несколько кинозалов, в основном в цетре города, два из них – д’Арт е Ессе (d'Art et Essai), Метрополь (le Métropole), на 4 зала – расположены на улице Понт де Комин (Ponts de Comines), Маджестик (le Majestic), на 6 залов – на улице Бетун (Béthune) и комплекс l'UGC Сине Сите (l'UGC Ciné Cité), на 14 залов – на той же улице. Самый большой мультиплекс во Франции, Кинеполис-Шато (Kinépolis-Château) на 23 зала располагается в Ломме.
Регион, а в особенности метрополия Лилля, также являются важным пунктом съемок фильмов и телепередач. «Признание» Коста-Гавраса в 1970г., «Труп моего врага» Анри Вернея в 1976г., «Воображаемая жизнь ангелов» Эрика Зонка в 1998г., «В его руках» Анны Фонтен в 2005г. или «Добро пожаловать к ш'тям» Дани Буна в 2007г. были частично сняты в Лилле.
Спустя несколько лет съемки фильмов в регионе стали происходить еще чаще. В первую очередь это результат волюнтаристской региональной политики, Региональный центр аудиовизуальных ресурсов (Centre régional de ressources audiovisuelles, CRRAV) имеет фонд более 2,5 миллионов евро в год, третье место во Франции после Парижа и Лиона. Также в Лилле находится около двадцати съемочных компаний.
Спорт
Город Лилль, как и многие известные французские города, известен благодаря множеству общедоступных спортивных площадок и транспортных средств, под управлением ассоциации NIMBY и за спортивную инфраструктуру городского сообщества отвечает мэрия, вот некоторые спортивные команды:
- LOSC Лилль Метрополь (LOSC Lille Métropole) с 2004г. играет на стадионе Норд Лилль Метрополь (Nord Lille Métropole) в Вилльнев-д´Аск (Villeneuve-d'Ascq) в ожидании заверешения строительства своего нового стадиона южнее Вилльнев-д´Аск (Villeneuve-d'Ascq) и Лезенна (Lezennes), недалеко от Лилля;
- Лилль Метрополь Хоккей Клуб (Lille Métropole Hockey Club) с 1924г. играет в Ламберсарте
- Лилль Метрополь Регби Клуб играл на стадионе Норд Лилль Метрополь (Nord Lille Métropole), до того как LOSC занял его место
- Городское сообщество планирует объединение атлетических секций LUC и l'ASPTT, чтобы построить Лилль Метрополь атлетизм (Lille Métropole athlétisme) по образцу Норд Лилль Метрополь (Nord Lille Métropole)
Ежегодно полумарафонские бега в Лилле открытие распродаж в Лилле. Марафон по Рут дю Лувр (Route du Louvre), от Лилля до Лена, получил широкое признание после того, как был проведен в первый раз в 2006г. Часто он сопровождается семейными прогулками.
В 1997г. Лилль стал французским кандидатом на проведение Олимпийских Игр летом 2004г. на ряду с десятью другими городами. Он вышел из конкурса на первой фазе, а победили тогда Афины.
6 августа 2008г. Лилль решил стать одним из городов-организаторов Олимпийских Игр-2012, которые пройдут в Лондоне.
Находится на севере Франции, на севере Северного департамента, рядом с Бельгией, в двадцати километрах от Фламандии на севере и валлонского края на востоке. Город располагается в долине реки Дель (Deûle) со множеством рукавов, сегодня многие из них протекают по территории города.
По реке стали сплавляться в галло-римскую эпоху, недавно она превратилась в большой канал, пересекающий город с юго-запада на север до объединения с рекой Ли. К закату Западной Римской Империи германские народы обустроились здесь в середине IV в., чуть севернее пути Булонь-Кельн: языковая граница проходила с Юга Лилля через Ваземм (Wazemmes), Эскерм (Esquermes), Эллемм (Hellemmes)… Тем не менее, Лилль и его окрестности относят к историческому региону романской Фландрии, то есть бывшие территории Графства Фландрии не разговаривали и не говорят на нидерландском, в отличие от Дюнкерка (Dunkerque) и Бейллойла (Bailleul). Также, вопреки распространенному мнению, Лилль никогда не говорил на немецком языке, а исключительно на языках романской группы: в XI в., вскоре после основания Лилля, языковая граница уже отодвинулась западнее города.
Через Лилль проходит множество крупных европейских туристических маршрутов, трасс, а также железных дорог и морских сообщений: в Германию, Люксембург, Бельгию, Соединенное Королевство, Страну Басков, Францию и Испанию.
По шоссе Лилль находится в 80 км от Дюнкерка, в 110 км от Кале, в 225 км от Парижа, в 110 км от Брюсселя, в 90 км от Остенде, в 125 км от Анверса, в 300 км от Амстердама, в 305 км от Люксембурга, в 225 км от Лондона (+55 км по туннелю) и в 330 км от Колонье.
Из городов Европы можно добраться до Лилля на самолетах, прилетающих в местный аэропорт Лилль-Лески. Аэропорт расопложен в городе Лескен, в 7 км от Лилля. Посмотреть стоимость билеты и наличие рейсов можно в форме поиска ниже.
Стоит знать, в настоящее время из России не представлено прямых рейсов до Лилля, как и до других французских городов. Но вариантов добраться до Лилля с одной пересадкой мало. Больше и удобнее — до Парижа через города Турции, Сербию, Марокко, страны Персидского залива, Закавказья, а далее до Лилля по железной дороге.
Коммуникации и транспортные средства
Лилль обладает выгодным географическим положением относительно Европы. Это важный транспортный узел, ставший сегодня своеобразным перекрестком на карте Европы, особенно засчет новой железной дороги и, в меньшей мере, благодаря порту и аэропорту.
На городском уровне Лилль располагает окружной дорогой и относительно плотной сетью скоростных дорог, связывающих большинство поселений агломерации. Общественный транспорт (метро, автобусы и трамваи) также хорошо развит, но, как и в большинстве крупных городов, возникает множество неудобств в «часы пик», движение в городе, можно сказать, замирает.
Общественный транспорт
Агломерация Лилля располагает плотной транспортной сетью под управлением Трансполь (Transpole), ранее известной как ТСС.
Две линии электричек (первая открыта 1983г.) образуют первую и самую длинную сеть в мире (45км и 60 станций на обеих линиях) и обслуживают самые крупные города вдоль границы с Бельгией.
Две трамвайны линии (22км) позволяют соединить Рубе с Туркуэном через вокзал Лилля.
Наконец, широкая овтобусная сеть связывает кварталы Старого Лилля или те районы, где сложно построить станцию метро ввиду геологических особенностей. Городское Сообщество Лилля в 2005г. решило создать автобусную сеть высокого класса обслуживания (первая « LIANE », связавшая Роншин и Комин была открыта в январе 2008г., открытие новой линии запланировано на сентябрь). Эти автобусы, передвигающиеся по собственным коридорам, позволяют добиться высокой скорости передвижения засчет системы TEOR де Руен (TEOR de Rouen) и, таким образом, могут быть полноценным заменителем метро. Эти линии продолжают строится в Лилле, проект явлется бенефециаристом программы «Свет Луны» (« Clair de Lune »), благодаря которой город обеспечен общественным транспортом до 00-30. Городское Сообщество Лилля разрабатывает проект трамвая-поезда, который будет использовать ж/д линии агломерации для сообщения между городами, что позволит метрополии расширить транспортную сеть. Трамвай-поезд, например, позволит улучшить сообщение между Лиллем и такими городами, как Аррас (Arras), Лен (Lens), Бетун (Béthune), Дуе (Douai), Валенсьен (Valenciennes), а также увеличить плотность траспортной сети.
Ж/д сеть
В Лилле есть пять ж/д вокзалов:
- Вокзал Лилль-Фландрия предназначен для регионального движения, поезда ИнтерСити (InterCity) отправляются в Бельгию (Анверс, Шарлеруа, Льеж, Остенде и Турне), скоростные поезда – в Париж и некоторые другие провинциальные города. Фасад вокзал Лилль-Фландрия – фасад первого вокзала на Севере, который был демонтирован и восстановлен в Лилле.
- Вокзал Лилль-Европа, откуда отправляются скоростные поезда в города Франции (Лилль связан с 80 годами Франции при помощи скоростных поездов) и заграницу в Бельгию (Брюссель) и в Великобританию (Лондон).
- Вокзал Лилль CHR (Lille CHR) и Лилль Порт де Дуе (Lille Porte de Douai) занимаются региональными перевозками Лилль-Лен и Лилль-Бетун.
- Грузовой вокзал Сен-Сове (Saint-Sauveur) заканчивает свою деятельность, предназначался для распределения оставшихся товаров.
- Огромный вокзал Ломм-Деливранс (Lomme-Délivrance) построен после первой мировой войны и закрыт в 2004г.
Плотная сеть скоростных путей связывает Лилль с:
- 35 минут до Брюсселя на скоростном поезде/Евростар (Eurostar)
- 1 час до Парижа на Северном скоростном поезде. В 2004г. трафик скоростных поездов превысил 6 млн. пассажиров.
- 1 час 20 минут до Лондона на Евростаре с 14 ноября 2007г.
- 1 час 45 минут до Анверса на ИнтерСити через фламандский хребет, Лилль – конечная станция.
- 2 часа 30 минут до Льежа на ИнтерСити через валлонский хребет, Лилль – конечная станция.
Возможность построения третьего вокзала для скоростных поездов сейчас изучается, он будет располагаться на территории коммуны. Он может быть построен на юге метрополии, в районе Секлина (Seclin), на линии скоростных поездов, перез разветвлением на Брюссель, чтобы заполучить пассажиров, путешествующих из Парижа в Бенилюкс. Внедренный в будущую сеть региональных экспрессов и трамваев-поездов, он также сможет обеспечить доставку пассажиров в аэропорт и обратно.
Сеть автострад
Лилль расположен на пересечении пяти крупных автострад:
- А1: Лилль – Аррас – Париж/Реймс – Льон
- А22: Лилль – Анверс – Страна Басков
- А23: Лилль – Валесьен
- А25: Лилль – Дюнкерк – Кале – Соединенное Королевство
- А27: Лилль – Турне – Брюссель/Льеж – Германия
Автострады вокруг Лилля бесплатны. Даже самые популярные, А25, А22, А23 и А27 также абсолютно бесплатны. А1 бесплатна на участке до Арраса.
Проект автострады А24, которая должна связать Лилль и Амьен – объект споров между приверженцами и оппозиционерами такого пути. Первые выдвигают аргумент о необходимости освобождения автострады А1, вторые противопоставляют экологическое влияние.
Воздушные пути
Аэропорт Лилля – Лескин, находится в пятнадцати минутах от центра города. В аэропорт не существует регулярных рейсов, как в большинство других, но автобус сети Транспол (Transpole) соединяет вокзал Лилль-Фландрия с аэропортом, раз в 20 минут в любое время. Он связан с 12 французскими аэропортами. Количество пассажиров:
- Около 970 000 пассажиров в 2001г.
- Около 873 000 пассажиров в 2003г.
- Около 848 000 пассажиров в 2004г.
- Более 1 000 000 пассажиров в 2007г.
Также это третий грузовой французский аэропорт, через который проходит более 55 000 тонн грузов ежегодно.
Помимо Лилля, ж/д и автомобильные пути также связывают его с другими международными аэропортами, расположенными в соседних столицах: Лондоне, Брюсселе, Париже и Амстердаме.
Речное сообщение
Лилль – третий речной французский порт, после Парижа и Страсбурга. Река Дель (Deûle) связана со множеством других речных транспортных сетей, более 680км судоходных путей, более 241км предназначено для крупных судов (например, Дюнкерк-Лилль-Валенсьен). Дель связана с Северной Европой через Скарпе (Scarpe) и Эскаут (l’Escaut) (через Бельгию и Страну Басков), и с международными путями через Ли (через Дюнкерк и Кале).
Порт Лилля – многофункциональная платформа: речной, ж/д и автомобильный центр. Он располагает терминалом, способным пропутстить более 80 000 пассажиров в год.