Старый мост (Stari most) в Мостаре — уникальный памятник архитектуры и символ всей Боснии и Герцеговины.
Этот пешеходный арочный мост через реку Неретву является современной копией древнего моста, полностью разрушенного в 1993 году. Он включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В середине XV века на месте моста появились башни, между которыми протянули канат для паромной переправы. Затем тут из деревянных досок и железных цепей соорудили подвесной мост.
Каменный мост был построен в 1557–1566 годах, в период господства на Балканах Османской империи. Султан Сулейман I Великолепный поручил строительство османскому архитектору Хайруддину, ученику знаменитого Синана.
Именно поэтому первоначально мост называли Сулеймановым. В XVII веке по обеим сторонам моста были сооружены новые крепостные башни: Тара на левом и Халебия на правом берегах.
Поэт Дервиш-паша Баезидович в XVI веке сравнивал мост с радугой, турецкий географ Хадзи-Калфа считал, что свод моста «удивит всех мастеров мира». А османский путешественник XVII века Эвлия Челеби отмечал, что он «пересёк шестнадцать империй и не видел такого высокого моста». Также Эвлию Челеби впечатлил мостарский водопровод, проходящий прямо по мосту. Дело в том, что Мостар было сложно снабжать водой из реки Неретвы из-за географических особенностей этой местности, и тогда по Сулеманову мосту проложили водовод — с правого берега на левый по нему поступала вода из чистой речки Радобли. «Это мост, над которым и под которым течёт вода», — писал в своих записках Челеби.
В 1920-е годы под мостом пролетел на самолёте полковник Королевских ВВС Югославии русский эмигрант Леонид Иванович Байдак.
Старый мост простоял 427 лет, но во время Хорватско-боснийской войны 9 ноября 1993 года был полностью разрушен боснийскими хорватами, которые обстреливали его два дня из танковых орудий с расстояния в 2 км с холма Хум. До обрушения конструкция получила повреждения более 60 раз. Вместе с мостом обрушились каменные башни и часть скалы, на которую опирался мост.
Всю свою историю мост служил символом мирного сосуществования многонационального населения Мостара, поэтому после войны его решено было восстановить. В июне 1994 года в город прибыли эксперты ЮНЕСКО. Научные изыскания длились два года. В результате был создан проект реконструкции, стоимостью 15 млн евро, в котором поучаствовали ЮНЕСКО, Всемирный банк, Банк развития Европейского совета, а также некоторые страны — Хорватия, Турция, Италия, Нидерланды и Франция.
В 2001 году начались строительные работы, но первый камень арки был заложен только в апреле 2003 года.
Новый Старый мост открылся для публики в 2004 году, на торжественной церемонии открытия присутствовали глава ЮНЕСКО и президент Боснии и Герцеговины.
Старый мост имеет высоту 28 метров и ширину 4 метра, он отличается своей «горбатой» формой и уникальной архитектурой опор.
Оригинальная конструкция состояла из 456 известняковых блоков. Сводчатый пролёт моста имел длину 30 метров и ширину 4 метра. Для своего времени мост был инновационной постройкой, поскольку архитектору Хайруддину приходилось возводить её без мощных опор в русле реки. Парапет моста был достаточно низким, что облегчить силуэт конструкции.
В ходе восстановления моста в начале ХХ века применялся камень из местных карьеров: типов «бреча» и «тенелия». В строительстве турецкая компания Er-Bu Construction Corp использовала старинную технологию времён Османской империи. Каменные блоки скреплялись между собой скрытыми сводовиками, штифами и скобами.
Водолазы подняли со дна Неретвы упавшие части старого моста, эти фрагменты использовали при строительстве. В результате получился мост, который действительно не выглядит новым.
На мосту для туристов устраивают популярный аттракцион: за небольшую плату местные молодые люди прыгают с парапета в Неретву. Высота прыжка зависит от уровня воды в реке — она составляет от 24 до 30 метров. В среднем глубина Неретвы под мостом составляет 5 метров.
Прыжки — весьма опасное занятие, поскольку вода в реке очень холодная, и не прогревается выше +15°С даже летом. Юные мостарцы добиваются высочайшего мастерства прыжков, тренируясь с раннего возраста.
Традиция прыжков в реку появилась сразу после постройки моста, первое письменное упоминание о ней относится к 1664 году. В 1968 обычай получил официальный статус: соревнования по прыжкам в Неретву со Старого моста проводятся ежегодно в конце июля. Обычно в ходе состязаний совершается более 450 прыжков.
Чтобы полюбоваться мостом и сделать удачные фотографии, гостям Мостара стоит отойти от сооружения на некоторое расстояние. Есть несколько хороших точек обзора:
Из Сараево, столицы Боснии и Герцеговины, до Мостара можно добраться несколькими способами.
Так, между городами имеется железнодорожное сообщение, по маршруту ежедневно курсируют два состава — утром и вечером. Время в пути составит около двух часов. Поезда обслуживаются государственной компанией Railways of Bosnia and Herzegovina (ŽFBH).
Кроме того, добраться из Сараево в Мостар можно на автобусах различных компаний: Autoprevoz Mostar, Globus Turist и других. Время в пути — около 2.5 часов. Ежедневно по маршруту отправляются более 10 автобусов, узнать актуальное расписание и купить билеты можно на сайтах перевозчиков.
Отличным вариантом будет и аренда автомобиля. Машину можно взять в прокатных конторах Сараево. Расстояние до Мостара — 124 км, время в пути — около двух часов. По пути можно насладиться природными красотами Боснии и Герцеговины.
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.