Это рассказ о двух днях, проведенных в Боснии и Герцеговине.
Это рассказ о двух днях, проведенных в Боснии и Герцеговине.
Когда мы въехали в Требинье, я позвонил хозяину забуканной намедни квартиры, чтобы сообщить, что мы прибудем через пять минут. Хозяин очень обрадовался, хоть и не говорил по-английски (и по-русски тоже). Было слышно, что он там включил телефон на громкую связь, и кто-то переводит ему мою англоязычную речь. Вскоре мы подъехали к дому по указанному адресу, но жилых домов там не нашлось — только парикмахерская. Каково же было наше удивление, когда на пороге парикмахерской появился молодой поджарый парикмахер в белом халате, во всеоружии (с ножницами и расческой) и радостно замахал нам рукой. Он и оказался хозяином. А его «телефонным переводчиком» оказался… сидящий в кресле клиент, которому он в этот самый момент делал прическу! Это Балканы, детка, тут всё по-семейному!
Наше жилище Studio Centar SP было на чердаке над парикмахерской и имело всё необходимое для обеспечения жизнедеятельности — кровать и холодильник. Были еще даже стол и стулья, хотя они для жизнедеятельности не необходимы, так как сидеть и есть можно на кровати. А в холодильнике можно охлаждать пиво, чего нельзя на столе и стульях.
Ночевали мы в нашем балканском турне всего по одной ночи в каждом месте, так что привыкать не приходилось.
Требинье — первый нами посещенный город в БиГ, куда мы въехали во второй половине дня 4 января 2018-ого года после долгой дороги со Скадарского озера в Черногории. Начиная от Котора дорога мечтательно виляла по берегу Боки Которской, а после Херцег-нови увиляла в горы, где скоро и привиляла к границе с БиГ.
Вот так мы въехали в Боснию и Герцеговину. То есть, не в Боснию и Герцеговину, а в Республику Сербскую. Тут все запутано. Дело в том, что в состав государства Босния и Герцеговина входит федерация Боснии и Герцеговины и республика Сербская. То есть, можно сказать так: мы въехали в Боснию и Герцеговину, но одновременно и не в Боснию и Герцеговину, а в Республику Сербскую. Однако, все-таки и в Герцеговину, так как это историческая область Герцеговина, которая находится на территории и Боснии и Герцеговины, и Республики Сербской в Боснии и Герцеговине. Разбираться вам в этом не обязательно, просто запомните. В общем, сила бывшей Югославии — в разнообразии и запутанности административного деления. Даже, учитывая прекрасную калейдоскопическую многогранность во всём в этих краях, я бы сказал, сила в путанице!
Отрадно путешествовать по славянским странам, где многие слова и выражения для тебя и без словаря имеют смысл. Например, на границе написано «добро дошли». Приятно! Мы, правда, не добро дошли, а добро доехали. Но всё равно такое отношение греет душу — добро дошли, добро покушали, добро поспали и добро дальше поехали. Так же радушен указатель «хотели и мотели». Нам как бы говорят: «Что вы, гости дорогие, хотели? И мотели?»
Такое же доброе славянское название было и у монастыря, который мы первым делом посетили в Требинье — монастырь Херцеговачка-Грачаница. От такого названия мне представляется некая в доску своя девушка Герцеговачка — бесшабашная, улыбающаяся, смеющаяся и празднующая. При этом беспрецедентно святая — иначе ее именем монастырь не назвали бы. Доброе название для монастыря. Прямо того и гляди обнимет тебя, приголубит, оставит у себя гостить и с высоты своего холма покажет раскинувшееся внизу Требинье.
В этом пейзаже выразительно горбится древний мост Арсланагича, который также называют мостом Перовича. Так уж случилось, что попавшиеся нам в БиГ мосты были все наследием Османской империи. Вот и этот мост соорудил не кто-нибудь, а сам великий визирь Соколлу Мехмед-паша. Вы, конечно, знаете и его мечеть в Стамбуле. Будущий великий визирь — серб по национальности — в этих местах родился, а потом, как известно, был призван по девширме и стал kapıkulları. Взлетев по карьерной лестнице и сделавшись визирем, он своих православных родичей не забыл и, да упокоит Аллах его душу, понастроил для них мостов — в Вышеграде и здесь, в Требинье.
Старый город в Требинье мило нависает над речкой Требишницей (ах, снова какое название!). Он донельзя живописен, с налетом суровой средневековости, и не лишен изящного архитектурного достоинства.
На рынке помимо всего прочего продавались красивые дубовые поленья и ветки с сухими листьями, перевязанные красивыми красными ленточками. Зачем, спросите вы. А я вам не скажу. То есть, скажу, но не сейчас, а позже. Сейчас скажу только, что мы с Аней купили себе тоже по полену. Потом они нам пригодятся.
Главная площадь называется Платаны, потому что она как стражами ажурно окружена могучими платанами. Это было очень кстати, так как я всегда хотел бы опираться о платан. А так мне кажется, что всё это зря.
На следующий день мы заехали в известный монастырь Тврдош, что подле Требинье. Честно говоря, он показался нам примечательным прежде всего тем, что в его названии из шести букв пять согласных. И еще прикольным домиком с глазами, ртом и удивленным выражением лица. А так монастырь был пуст, холоден и ремонтируем. Нет, он очень хороший, но как-то ожидалось большего. Говорят, он знаменит своим вином. Зашли в необжитый монастырский магазин, купили там у хмурого послушника бутылку с надписью «ликер». На поверку ликер оказался безобидным безалкогольным сиропом. Что ж, «не пей вина, Гертруда» — это ещё БГ нас предупреждал, а задолго до него — КК (король Клавдий).
Дорога пролегала по холмовидным герцеговинским горам. Они не кусали пологое январские небо и не впивались в него. Они к нему несмело тянулись и осторожно ластились. Небо, отвечая им взаимностью, целовало их в лысые макушки.
Почитель запрыгнул своей крепостью на холм, обвиваемый рекой, так что получился он достаточно былинно-сказочного вида. Но это для нас — современных образованных людей — он такого вида. А для людей старинных и необразованных он был воинственно-неприступного вида. В Почителе, конечно, недостаточно просто остановиться — он запутывает тебя в мощеных тропинках-улочках, лабиринтом взбирающихся и спускающихся по крутым склонам, и его надо излазить вдоль и поперек. Чем мы и занялись.
Конечно, тем, кто в древности жил внизу, а работал наверху в крепости, приходилось несладко. Каждый день лазить туда-сюда. Лифтов и автомобилей ведь тогда не было. Их, правда, и сейчас в Почителе нет. Город как будто воздел две руки — в одной крепость, с которой — обзор крепостной стены, в другой — крепостная стена, с которой обзор крепости.
Главной «звездой» города Мостар является его мост. Название города и произошло от этих двух слов — русского «мост» и английского «star» — «звезда». На самом деле, это, конечно, не совсем так. Но ведь могло быть и так. По крайней мере, если бы позвали меня, когда давали имя городу, я назвал бы его именно так, потому что это наиболее полно отражает его суть, согласитесь. Но город назвали просто Мостар — действительно в честь Старого моста, хотя на момент названия города, мост еще не был старым. Видимо, дававшие название городу рассудили, что когда-нибудь их мост станет старым, и название города — своего рода пророчество. Так сказать, название «на вырост». И они не прогадали — мост действительно стал старым.
Правда, сегодняшний Старый Мост на самом деле совсем не старый. К сожалению, настоящий Старый Мост, построенный в конце шестнадцатого века, был разрушен во время Боснийской войны в конце двадцатого века хорватскими вооруженными силами. За что им должно быть стыдно! Война войной, но зачем же мосты ломать?
Кстати, Мостар — это уже Герцеговина, а не Республика Сербская. Православных сербов, как и надписей на кириллице, тут почти нет. Исторически в Мостаре жили две общины. На одном берегу реки Неретвы — босняки-мусульмане, на другом берегу — хорваты-католики. Мы поселились, конечно, на нашем христианском берегу. Хотя почему на нашем? Католики же совсем не наши, хоть и славяне. Правда, тут и мусульмане — тоже славяне. И не удивляйтесь — так же, как, скажем, в Ливане есть православные арабы, в БиГ есть мусульманские славяне. Поэтому почему не наши? Все там славяне, и все там наши! Но мы все-таки поселились на христианском берегу. Мало ли что. Хотя, когда мы селились, мы и знать не знали, что этот берег — христианский.
Жили мы в замечательной Pansion Villa Nur с видом из окна нашей комнаты практически прямо на Старый Мост.
Стоит пару слов сказать о местной кухне, так как вечером мы сходили в очень хороший ресторан. Ели мы там местные блюда, видом и вкусом похожие на долму, фаршированные перцы и голубцы. Все это очень вкусно, но как называется, утверждать не берусь — я, дурья башка, забыл названия записать, пребывая в культурном шоке от созерцания Старого Моста.
И когда уже верстался этот материал, я нашел в интернете названия. Сарма — типа голубца, япрак — типа долмы, соган-долма — фаршированный лук.
Но самое главное для меня в герцеговинской кухне — это сыр из мешка. Этот сыр выдерживается долгое время в мешке из овечьей шкуры и потом имеет приятную жирность и обалденный вкус! И запах… как внутри овцы. Из-за этого он очень не понравился Ане и очень понравился мне.
На мусульманской стороне Мостара мы в обязательном порядке зашли в мечеть Кошки Мехмед-паши (хотя, как я понял, к кошкам от отношения не имел). Мечеть довольно обычная, если бы не одно обстоятельство — там можно запросто залезть на минарет. Ведь обычно на минарет разрешают залезать только муэдзинам, а мы на муэдзинов не тянем, так как ни азан, ни икамат возвещать не умеем. Признаться, мы даже намаз творить не научились, хотя при необходимости можем научиться. С минарета Мостар со Старым Мостом — как на ладони.
С высоты Старого моста еще обычно в речку Неретву ныряют местные смельчаки. Но они не ныряли. Видимо, потому что январь, и вода слишком студёна. Что ж, пришлось, показать им пример. Нет, с моста я в этот раз не нырнул, но в Неретву рядом с мостом окунулся, чем заслужил аплодисменты зевак с моста.
А вот местные речные утки были недовольны. «Это наши владения! Чего ты сюда впёрся?!« — крякали они по-боснийски и по-герцеговински. Но Аня предварительно плеснула мне боснийской ракии, а после боснийской ракии мне не страшны даже разверстые врата ада, а не только какие-то боснийские утки.
В Благае некоторые законы природы не работают. Вот скажите, как обычно в природе вода взаимодействует со скалой? Она разбивается о скалу или прыгает со скалы, в крайнем случае, она скалу точит. А в Благае вода вытекает из скалы. И не просто вода, а целая река. Как, спросите вы. А я и сам ума не приложу. Единственное логичное объяснение — у скалы стоит древний мусульманский монастырь, настолько святой (хоть и мусульманский), что рядом с ним происходят всякие нелогичные чудеса типа вытекания реки из скалы.
В монастырь мы тоже заглянули и попробовали подобно дервишам совершенствовать свой зухд и минимизировать свой нафс. Но у нас, по-моему, не очень получилось. Ну, ничего, не всем же быть суфиями. И все-таки место тихое, святое и приближенное к Аллаху. Мы почувствовали, как окреп наш рух.
Теперь от святынь ислама в стране славянских католиков мы едем прямиком на самый что ни на есть православный праздник — Рождество.
Вот какую Боснию и Герцеговину удалось увидеть нам за два коротких дня. Она, конечно, была немного на нас обижена, что мы так ненадолго заехали — она даже не успела подготовиться к нашему приезду и разогнать тучи. Но что делать. Надеемся, приедем еще и наподольше — распутывать прекрасную путаницу!