Транспорт Стамбула

Совет от Семчина Наталия, 7 декабря 2021 г.
43 41

Собираясь с Оксаной в Стамбул и предварительно просматривая карту наших предполагаемых передвижений, было понятно, что ножками все эти расстояния мы вряд ли одолеем. Поэтому сразу и безоговорочно было принято решение о необходимости использования общественного транспорта, облегчающего жизнь в этом огромном мегаполисе. Почитали, поизучали, загрузили в мозг информацию, напряглись, а на деле все оказалось проще простого. Только поэтому и появилось желание поделиться информацией и воспеть хвалебную оду стамбульской организации транспортных передвижений. Палочкой-выручалочкой для туриста может послужить городская проездная карта Истамбул Карт (Istanbul Card).

Транспорт Стамбула

Накануне вылета в Стамбул в интернете следует заполнить анкету по специальной ссылке https://register.health.gov.tr/ для получения QR-кода действительного 72 часа. К ней же прикрепляется и персональный, индивидуальный код для каждого человека — HES код, необходимый для привязки его к этой проездной Истамбул Карт.

Эта привязка появилась с 1 января 2021 года и действует она в связи с ситуаций, сложившейся из-за коронавируса.

Истамбул Карт можно купить сразу по прилету в аэропорту в специальном автомате по продаже карт, либо уже в самом городе в специальных киосках по продаже, которые находятся возле крупных транспортных развязок, в особо многолюдных местах. Свои карты мы купили в киоске на набережной Eminönü, сойдя с Галатского моста, надо повернуть налево. На киоске обязательно должна быть табличка или значок: Istanbul Card.

Цена карты 10 лир и мы сразу же и положили на каждую еще по 10 лир.

Рядом находится туристический офис, где нам эти карты привязали к HES коду!

Транспорт Стамбула

Если есть желание, то привязать карту можно самостоятельно, подробная инструкция: http://olgatravel.com/2021/03/kak-privyazat-hes-kod-k-istanbulkart/

В настоящее время у карты нет залоговой стоимости и деньги за нее не возвращаются! Так же если на карте остались неизрасходованные деньги вернуть их нельзя, но можно расплатиться истамбул картой за покупки в некоторых магазинах и ресторанах, где есть значок Istanbulkart.

Поэтому мы все время следили за балансом карт, особенно в последний день и пополняли ее по мере надобности.

Пополнять карту тоже очень просто: в газетных, табачных киосках, в магазинах Migros и Carrefour, в общем везде, где угодно, стоит только увидеть надпись Istanbul Card.

Мы же выбрали самый простой способ: пополнение карты, а специальных желтых автоматах, которые расставлены буквально везде, где ходит любой транспорт, даже на остановках. Принимает автомат только бумажные купюры, обычно мы пользовались номиналов 10 турецких лир.

Процесс пополнения тоже невероятно прост. В первый раз мы пристроились к местным и бывалым, настроившись запомнить бесконечную манипуляцию с кнопочками автомата, но каково же было наше удивление, что манипуляция-то всего одна.

Подробно это выглядело так: справа по центру в окошечко любой стороной кладем карту, слева высвечивается ее баланс. Над картой в прорез для приема купюр вставляем свою, она тут же проскальзывает внутрь, а мы уже через секунду видим слева новый баланс карты!

Транспорт Стамбула

Но как узнать баланс, если мы где-то в пути и нам надо сориентироваться и понять каков остаток и хватит ли его еще на одну-две поездки?

И эта процедура упрощена до предела: мы подходим к турникету и делая вид, что хотим пройти на остановку, прикладываем карту якобы для оплаты! Ага, а средств на проезд не хватает и на окошке турникета опять же высвечивается остаток на карте. Мы забираем ее, подходим к автомату, стоящему тут же, в шаговой доступности, пополняем,

Транспорт Стамбула

возвращаемся к турникету, прикладываем, видим цену проезда, остаток и спокойно едем дальше.

Общественный транспорт Стамбула развит очень хорошо, он покрывает территорию более чем в 5700 м² и включает в себя автобусы, трамваи, метро, паромы, фуникулеры, канатку, электрички, маршрутки-долмуши и такси.

За время нахождения в Стамбуле мы пользовались практически всем транспортом города, кроме двух последних наименований и везде за проезд платили посредством Istanbul Card, т. е вся транспортная система города привязана к одной — единственной карте. Это ли не замечательно? Конечно местные оплачивают проезд разными картами, мы это видели и по цвету карт и по их звучанию в момент прикладывания к специальному устройству в автобусе.

1 из 2
Транспорт Стамбула

А сейчас я кратко расскажу о всех видах стамбульского транспорта, на которых мы передвигались по городу по мере их возникновения и начнем с самого старейшего вида транспорта Стамбула — трамвая.

Первые трамваи начали курсировать по городу в 1871-м году и трамвайная система просуществовала до 1966 года. С 1992-го года в Стамбуле действует скоростной трамвай (Modern Tram) или как его еще называют — легкое метро.

Транспорт Стамбула

На сегодняшний день в городе существует 3 современные трамвайные ветки и самая востребованная из них — это маршрут Т1. Начало — остановка Кабаташ (Kabataş), конечная — Багджилар (Bağcılar) и путь пролегает по Галатскому мосту через пролив Золотой Рог мимо основных достопримечательностей Стамбула. Протяженность маршрута 18,5 километров.

Транспорт Стамбула

Транспорт Стамбула

Часть рейсов на этой ветке выполняются по укороченным маршрутам, например, трамвай следует не до Кабаташа, а до Эминёню. Вот именно на этом я и попалась в последний день, когда мне надо было доехать от Топкапы до Кабаташа, а трамвай плавно выруливал на боковую, запасную ветку, высаживал пассажиров и ехал назад. Прежде чем до меня все это дошло и я смогла из расслабленного состояния пассажирки вернуться в реальность, пришлось сделать 3 дубля и лишь 3-й трамвай шел по своему нормальному маршруту.

Маршрут трамвая Т4 — начало остановка Топкапы (Topkapı) , конечная Месджид-и Селам (Mescid-i Selam), протяженность 15,3 километра.

О маршруте нового скоростного трамвая Т5 следующего из Эминеню (Eminönü) до Алибейкёй (Alibeyköy) я вам уже писала.

Все трамваи современные, низкопольные, изготовлены канадской фирмой Bombardier.

Транспорт Стамбула

Время работы всех маршрутов с 6 часов утра до 24 часов, в часы пик ходят чаще.

Остановки трамваев оборудованы турникетами и чтобы попасть непосредственно на остановку — прикладываем карту к окошку.

Транспорт Стамбула

Более подробная информация здесь:

https://mystanbul-life.info/1690-tramvaj-t1-v-stambule-kak-kupit-bilet-marshrut-i-shema/

https://turktrip.ru/stambul/transport/skorostnoy-tramvay

Следующий по старшинству вид транспорта Стамбула фуникулер (Funicular), в городе их три.

Самая старая линия F2 или тунель (Tünel) была открыта 17 января 1875 года и является старейшей в мире линией метро, после Лондона. Подземный фуникулер соединяет два квартала — Каракёй и Бейоглу (Karaköy — Beyoğlu). Протяженность линии — 573 метра. Я все сфотографировала, но прокатиться на нем мы так и не успели.

Транспорт Стамбула

Транспорт Стамбула

Верхняя станция Şahkulu, 34421 Бейоглу, находится там, где заканчивается улица Истикляль(İstiklâl Caddesi) и начинается Galip Dede. На фото здание по центру.

Транспорт Стамбула

Нижнюю станцию мы увидели случайно, ее адрес: Azapkapı, 34421 Бейоглу. На фото она в среднем здании.

Транспорт Стамбула

Транспорт Стамбула

А вот вторая линия фуникулера F1, открытая в 2006 году, курсирующая между площадью Таксим Taksim и остановкой Кабаташ (Kabataş) стала для нас палочкой-выручалочкой. Вход на начальную станцию осуществляется через вход в метро на площади Таксим, надо лишь следовать по указателям Funicular. За 2,5 минуты преодолеваются 600 метров пути с холма.

Транспорт Стамбула

1 из 3
Транспорт Стамбула

И если предстоит ехать дальше на трамвае T1, то выходить на поверхность не надо, а следует лишь пройти через турникет, приложив карту — это оплата за проезд на трамвае.

1 из 2
Транспорт Стамбула

Про этот момент я узнала в последний день, когда гуляла одна, а до этого мы с Оксаной выходили

Транспорт Стамбула

или поднимались на лифте на поверхность,

Транспорт Стамбула

переходили на светофоре дорогу, короче — целое дело и лишние движения.

На линии фуникулера F3 мы не ездили, даже не знаю где он, поэтому и писать о нем не буду.

Приступаю к описанию еще одного очень популярного у туристов транспорта — Стамбульскому метро (Istanbul Metro).

Транспорт Стамбула

Планы строительства метрополитена в Стамбуле впервые разрабатывались еще в 1912-м году, затем в 1936-м, 1951-м и наконец в 1987-м году приступили к проектированию линий, первая из которых была открыта в 1989-м году.

Транспорт Стамбула

Транспорт Стамбула

Транспорт Стамбула

На сегодняшний день Стамбульское метро имеет 7 веток (5 — в европейской части, 2- в азиатской), состоит из 114 станций, общая протяженность 130 километров. Но и это не предел, каждый год открываются новые станции.

Транспорт Стамбула

Некоторые маршруты полностью автоматизированы и поезда работают без машинистов! Ох, а мы этого и не знали!

Часы работы стамбульского метро с 6 часов утра до полуночи.

Входы в метро оборудованы эскалаторами, лифтами

Транспорт Стамбула

Транспорт Стамбула

Транспорт Стамбула

Под землей находится целый подземный мир, поэтому большинство пространства украшено красивыми картинами, керамикой.

1 из 3
Транспорт Стамбула

Транспорт Стамбула

Транспорт Стамбула

Транспорт Стамбула

Мне особенно понравилась эта керамика.

Транспорт Стамбула

1 из 2
Транспорт Стамбула

Теперь выберемся на поверхность, и дальше я продолжу рассказ про стамбульское автобусное сообщение, которое открылось в городе в 1926-м году.

Автобусы в Стамбуле существуют двух видов: обычные городские автобусы, курсирующие по 468 маршрутам. Все они выполнены в одном дизайне — яркие, желтые.

Транспорт Стамбула

Транспорт Стамбула

Мы пользовались автобусами и не раз, но только в том случае, если не было альтернативы, все же проблема пробок в городе существует.

Часы работы с 06:30 до 23:30. Посмотреть маршруты и расписание автобусов Стамбула можно здесь: https://www.iett.istanbul/en

Существует еще один вид автобусного сообщения — метробусы, скоростная линия, открытая в 2007 году. Этот вид транспорта больше подходит местным жителям, так как проходит вдали от достопримечательностей. Мы не ездили.

Следующий вид транспорта — ретро — трамвай (Nostalgic Tram), придуманный специально для туристов и имеет два закольцованных маршрута.

Транспорт Стамбула

Первый маршрут открылся в Азиатской части города в 1990-м году, туда мы не добрались.

Второй маршрут T2 Taksim-Tünel Nostalgia Tramway, следует от площади Таксим, по бульвару Истикляль до станции подземного фуникулера линии F2 .

Был открыт в 2003 году, протяженность маршрута 1,64 километра, в пути трамвай делает 5 остановок, работает с 7 утра и до 20–00.

Мы не раз видели трамвайчик, то он стоял на площади, то медленно катился по утренней и пока еще пустынной Истикляль, наблюдали за вечерним столпотворением у его ступенек, но желание проехаться как-то не появилось.

Транспорт Стамбула

В Стамбуле есть две канатные дороги-телеферик, одну мы не видели, а вот на второй линии TF2 Eyüp — Piyer Loti даже прокатились.

Она была открыта в 2005 году и соединяет исторический район Эйюп и холм Пьер Лоти, где находится популярное кафе. Время работы канатки с 8 утра до 22–00. Об этом я вам тоже уже рассказывала.

Транспорт Стамбула

Оксана несколько раз говорила: Мармарай, Мармарай, а что это такое, я никак не могла понять, да особо и не вникала.

И вот в один из самых хмурых и дождливых дней, выполнив музейную программу, мы отправились в новый ТЦ Olivium Outlet Center. Туда добирались сначала на трамвае, потом долго шли пешком — время близилось к вечеру и повторять этот же путь назад совершенно не хотелось. Купив всем подарки, обратились за помощью к служащим, вот они и отправили нас на Мармарай.

Транспорт Стамбула

Транспорт Стамбула

Правда нам все же пришлось прошагать минут 10 в сумерках по малоприятным улочкам до остановки электрички Marmaray Kazlıçeşme İstasyonu. Открытая совсем недавно — в 2019-м году пригородная электричка Мармарай используется в качестве городского транспорта. По своему внешнему виду и по функционалу она похожа на метро. Самое главное ее преимущество — возможность быстро перемещаться между азиатской и европейской частями Стамбула. Поезда следуют от станции Халкалы (Halkalı) в европейской части города до станции Гебзе (Gebze) в азиатской части Стамбула через тоннель «Мармарай» под проливом Босфор. На станции Marmaray Yenikapı İstasyonu мы вышли, преодолели огромные расстояния под землей,

Транспорт Стамбула

пересели на метро и доехали до своей станции Таксим.

Было бы неправильным, рассказывая о транспорте Стамбула, умолчать об его водных видах, развитых очень хорошо. В настоящее время существует 3 вида водного транспорта — Sea Buses (морские автобусы), Vapur (традиционные паромы) и частные катера.

Транспорт Стамбула

Транспорт Стамбула

Паромы бесконечным потоком, не создавая пробок курсируют по Золотому Рогу, Босфорскому проливу, соединяя своими маршрутами Европу и Азию, районы и пристани.

Транспорт Стамбула

Расписание и подробные маршруты городских паромов https://www.ido.com.tr/en

Все, выше перечисленные транспортные средства привязаны к Истамбул Карт (Istanbul Card), поэтому пользоваться ею и выгодно и удобно.

Важно: срок действия карты и баланса на ней - 3 года, после этого каждый месяц с нее будет списываться 2 лиры, но сама карта останется рабочей. 

Есть виды транспорта, которые карта не охватывает, но которые могут пригодиться.

Например, для туристов, предпочитающих, для ознакомления с достопримечательностями города, прокатится на Туристическом автобусе по специально продуманной программе, существует 2 таких маршрута на двухэтажном автобусе Big Bus Istambul.

Транспорт Стамбула

Билеты на автобус продаются на месте или через интернет, здесь подробнее:

https://turktrip.ru/stambul/ekskursionnyy-avtobus

Транспорт Стамбула

И раз уж я завела разговор о транспорте, то хочу поделиться впечатлениями об отношениях пешеходов и водителей. Отправляясь в Стамбул, я слышала в свой адрес предостережения и напоминания об осторожности при переходе дороги. Типа, турецкие водители бесшабашны, давят всех, кто успел поставить ногу с тротуара на асфальт дороги, не соблюдают элементарные правила вождения. Ничего подобного: мы не раз наблюдали, как народ прется (простите) через дорогу, не взирая на цвет светофора. Стоит нарушить правила одному, как вся толпа мгновенно направляется следом, а водители терпеливо ждут.

Так что пешеходы напрашиваются сами.

А это шипы, запрещающие проезд транспорту в узкие исторические улочки города.

Транспорт Стамбула

Цикл материалов "Стамбул осенний"

  1. Новый аэропорт Стамбула — İstanbul Havalimanı
  2. Планета Истанбул или особенности Стамбульского вылета
  3. Церковь Святой Ирины — первая церковь Константинополя
  4. Монастырь, акведук, две мечети, Балат и «Vefa Boza»
  5. Транспорт Стамбула
  6. Мечеть Шехзаде — символ скорби
  7. Дворец Долмабахче — символ расцвета и упадка Османской империи
  8. Монастырский комплекс в честь Христа Пантократора
  9. Печальная история Греческого приюта Принкипо
  10. По Босфору с ветерком, между Европой и Азией
  11. Колоритные районы Фенер и Балат
  12. Исторический парк Йылдыз в Стамбуле
  13. По главным площади и улице Стамбула
  14. Атмосферный стамбульский ресторанчик
  15. От площади Султанахмет до Джанкуртарана
  16. Румелихисар, крепость, перерезающая Босфор
  17. Принцевы острова — отголосок османской империи
  18. Дворец Топкапы в тумане и после
  19. Калейдоскоп осеннего Стамбула
  20. Сулеймание — эта мечеть будет стоять вечность
  21. Стамбул, разное: Галатская башня, музей Мозаик и сладости

Куда сходить и что посмотреть в Стамбуле

Музеи и галереи
Где поесть и выпить
Парки и зоны отдыха
Магазины и рынки
Оздоровительный отдых
Турист Наталия Семчина (NataliaC) 
Автор: Наталия Семчина Пользователь — была сегодня 12:10

Добавь свой совет и им воспользуются другие.

Добавить совет
Бронирование отелей
в Стамбуле
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии