Если вам кажется, что мечеть Шехзаде не слишком грандиозна для такого великого архитектора как Мимар Синан, то вам не кажется: сам мастер считал её своим ученическим опытом. Причём прекрасную стамбульскую Сулемание он, как ни странно, тоже оценивал весьма скромно — называл её работой подмастерья. И только мечеть Селимие в Эдирне Синан признал творением, достойным мастера. Но не о ней сегодня речь.
Однажды ноябрьским днём, таким тёплым и прозрачным, каким ноябрьский день может быть только в Стамбуле, мы с Наташей брели по Фатиху в поисках стаканчика бозы. Нет, мы не хотели бозы где попало, мы целенаправленно шли в одну старинную кофейню, где бозу подают уже лет этак 200, и в которую захаживал сам Ататюрк.
9
13
И тут на нашем пути выросла небольшая, но лаконичная мечеть. Надпись при входе извещала, что построил её сам Мимар Синан аж в 1548 году. Надо зайти! — хором воскликнули мы и зашли.
14
11
8
Мечеть Шехзаде (Şehzade Camii) здесь, на третьем холме Стамбула, появилась при Султане Великолепном. Синан построил её в память о шехзаде Мехмеде, умершем в молодом возрасте сыне султана и Роксоланы, Хюррем-султан.
Юный Мехмед, любимец Сулеймана, которого он прочил своим преемником, скончался в 1543 году в возрасте 22 лет. Говорят, что умер он от оспы. И хотя в те времена оспа была действительно частой причиной смерти, особенно в портовом городе, по поводу того, где и как шехзаде её подхватил, версии разнятся. Создатели сериала «Великолепный век», например, считают, что к смерти наследника была причастна Махидевран, первая жена Сулеймана, желавшая расчистить дорогу к престолу своему сыну шехзаде Мустафе. Как бы там ни было, Мустафе это всё равно не помогло, а мы с вами учить историю Османской империи по сериалам не будем.
3
Гюрбей Илери в роли шехзаде Мехмеда в «Великолепном веке»
Пишут, что, несмотря на юный возраст, Мехмед был неординарным молодым человеком: способный к наукам и воинскому искусству (в 16-летнем возрасте провёл ряд успешных военных операций), он рано проявил лидерские качества, обладал лёгким характером и унаследовал от отца чувство меры и справедливости. У такой яркой личности не было шансов избежать дворцовых интриг.
После кончины сына Сулейман горевал четыре дня, потом призвал к себе начинающего, но подающего большие надежды архитектора Синана и велел построить в память о шехзаде мечеть.
12
9
11
Молодой зодчий вложил в этот проект всю душу, и мечеть Шехзаде стала первой жемчужиной в ожерелье его прекрасных сооружений. Безупречная в архитектурном плане, она впечатляет лаконичностью форм и какой-то тёплой, светлой атмосферой. Внутри нет нарочитой роскоши, и кажется, что гармоничное в своей простоте здание соответствует увековеченной в нём личности юноши, который, не покинь он так рано наш мир, вполне мог его значительно улучшить.
13
13
8
10
В течение четырех лет — с конца 1543 по начало 1548 года — был построен комплекс, включающий помимо собственно мечети несколько медресе, бесплатную столовую, караван-сарай, библиотеку и тюрбе — мавзолей.
12
11
10
Письменные источники сообщают нам, что султан действительно возлагал на шехзаде Мехмеда большие надежды, ему даже снился сон, где он увидел сына на троне. Толкователи снов подтвердили, что парню суждено стать падишахом. И в тюрбе над могилой Мехмеда отец всё-таки установил трон.
Говорят, что на создание этой, как и всех последующих мечетей, Синана вдохновила конструкция собора святой Софии. И действительно, форма квадрата прослеживается в плане здания и внутреннего двора, диаметр главного купола составляет 18.42 м. Сам купол покоится на четырёх арках и четырёх полукуполах меньшего размера. В мечети два минарета высотой 55 м, они украшены резными османскими орнаментами.
12
7
9
Фонтан для омовений (шадырван) во внутреннем дворе появился позже — при султане Мураде IV.
12
Интерьер мечети сдержан, всё-таки она посвящена молодому человеку. Преобладают светлые тона и традиционные узоры. Много белого цвета, контрастирующего с красным, коричневым, синим. Со сводов арок спускаются изящные люстры.
7
8
10
11
В нескольких тюрбе при мечети, помимо самого Мехмеда, похоронены также его дочь Хюмашах-султан (да, он успел обзавестись дочерью, которая стала любимой внучкой Сулеймана и Хюррем) и младший брат шехзаде Джихангир, тоже умерший молодым. А кроме того великий визирь Рустем-паша, зять Сулеймана, и ещё один визирь и по совместительству султанский зять Босналы Ибрагим-паша, к знаменитому визирю Паргалы Ибрагим-паше из «Великолепного века» отношения не имеющий. Всё-всё, молчу, только поклонников ВВ не пугают эти семейные хитросплетения.
9
12
Несмотря на то, что мечеть стоит на перекрёстке двух оживлённых улиц, и буквально напротив Стамбульской мэрии, здесь тихо. Умиротворение и спокойствие ощущает каждый входящий, неважно ради чего он пришёл — для молитвы в храм, восхититься прекрасным образцом османской архитектуры, отдохнуть в саду или как мы забрёл совершенно случайно.
12
17
9
12
Шорох опавших листьев и треск срывающихся с веток спелых каштанов. Греющиеся в тёплых лучах той последней спокойной осени коты. Плывущая в воздухе паутинка, которую даже не пытаешься смахивать с лица. Боза и кофе, Босфор и дворцы, дружеские посиделки практически на крыше Джихангира. И впереди ещё пара счастливых дней в Стамбуле Великолепном.