Недавнее добавление к достопримечательностям Стамбула — восстановленный дворец Текфур, напрямую связанный с византийским наследием бывшей турецкой столицы. Мы оказались рядом с ним на прогулке вдоль стены Феодосия, частью которой он сейчас является.
Недавнее добавление к достопримечательностям Стамбула — восстановленный дворец Текфур, напрямую связанный с византийским наследием бывшей турецкой столицы. Мы оказались рядом с ним на прогулке вдоль стены Феодосия, частью которой он сейчас является.
Дворец Текфур (тур. Tekfur Sarai, что с некоторой натяжкой переводится как «царский дворец») является единственной хорошо сохранившейся византийской дворцовой постройкой в Стамбуле. Во Влахернах (так раньше назывался район города, где находится Текфур) был возведен большой дворцовый комплекс, служивший императорской резиденцией в последние два века Византийской Империи. Исследователи предполагают, что за несколько десятилетий до краха Империи дворец Текфур (возможно бывший частью Влахернского дворцового комплекса) стал главным местожительством византийских правителей.
Сооружение, которое турки сейчас называют дворцом Текфур, было частью большого дворцового комплекса, но не главной его постройкой. Точная роль Текфура во Влахернской императорской резиденции до конца неизвестна, что впрочем не умаляет значимости того, что этот дворец дожил до наших дней, сохранившись лучше других поздневизантийских дворцов в Стамбуле. Текфур справедливо признают одним из лучших образцов светского строительства погибшей Империи.
Текфур более 200 лет находился в довольно обшарпанном или даже руинированном состоянии. Еще совсем недавно, в 2009 году, я видел его состоящим из одних только стен, без крыши и внутренних перекрытий. Но в 2021 году наконец завершилась его долгая реставрация, и дворец предстал перед публикой во всей своей красе.
Точная дата постройки Текфура и его авторство неизвестны, но эксперты с уверенностью относят его к концу 13-го — началу 14-го веков, отталкиваясь от архитектурных особенностей строительства того периода. Именно тогда в украшении фасадов зданий стали использовать геометрические орнаменты из красного кирпича и белого мрамора, так эффектно выглядящие в Текфуре. Для поздневизантийской архитектуры также характерна и определенная кладка стен — с последовательным чередованием узких красных полос кирпича и сплошных полос камня теплого желтоватого тона.
Особенно впечатляюще Текфур выглядит со стороны двора, где однозначно был его главный фасад. Дворец трёхэтажный, и снизу расположена изящная аркада из четырёх больших арок, на втором этаже — пять слегка «утопленных» в стену арочных окон. На верхнем этаже число окон возрастает до семи, и они идут по всему периметру здания.
После завоевания турками Константинополя в 1453 году чего только в этом дворце не было. Вначале там поместили зверинец: на потеху публике туда свозили пойманных в Африке животных, для содержания которых активно использовали и обширный внутренний дворик, примыкающий к зданию. Французский посол потом напишет в своих донесениях, что видел там двух удивительно больших слонов, жирафов и львов. Затем в здании открылся публичный дом, как утверждают сразу несколько источников. Правда, сайт Текфура об этом умалчивает.
А в 1719 году в бывшем византийском дворце открыли производство керамики. На первом этаже здания разместили несколько печей, в которых шел обжиг горшков и плитки, а позже — плавка стекла.
Хотя знаменитую керамику Изника текфурские умельцы превзойти не смогли, но свою порцию славы, тем не менее, заработали. Изразцы, сделанные в Текфуре, в 18-м веке активно использовались в оформлении мечетей и дворцов (в том числе и в султанском дворце Топкапы) и прочих объектов. Неудивительно, что после недавно завершившегося восстановления дворца в нем открыли музей с образцами продукции той самой фабрики.
Помимо керамики, с середины 18-го века в Текфуре производили и изделия из стекла. И это место было одним из важнейших центров их производства, так что даже улица, на которой оно осуществлялось, с тех пор получила название Şişehane Caddesi (дословно: «улица Бутылочного дома») и носит его до сих пор.
После использования в качестве фабрики для здания снова настали тяжелые времена, оно начало разрушаться, пока в первой половине 19-го века его не приспособили под богадельню для стамбульских евреев. После короткого повторного всплеска в производстве бутылок в Текфуре в начале 20-го века, для здания бывшего византийского дворца начался «период руинирования». В частности, в результате пожара 1911 года Текфур лишился крыши и перекрытий. И в этом состоянии здание и пребывало на протяжении порядка 100 лет, сохраняя лишь внешние стены.
И вот в 2021 году, после многолетнего восстановления, здание дворца Текфур открыли для публики. Вся начинка здания — новая. На нижнем этаже разместили макет стены Феодосия. Здесь же крутят короткий фильм, выставлены фотографии, рассказывающие о раскопках и последующей реконструкции дворца.
На втором этаже — экспозиция, рассказывающая о производстве текфурской керамики и стекла с оригинальными образцами и качественными репликами. В ходе раскопок, произведенных в последние 20–25 лет, в этом месте было обнаружено множество остатков керамического и стеклянного производства, часть из которых выставлена в музее. Правда, гораздо интереснее было бы увидеть находки византийского периода дворца.
Пожалуй, самый интересный — это верхний этаж, где представлены оригинальные изразцы (или их качественные реплики), изготовленные в Текфуре, которые были использованы при декорировании дворца Топкапы и других объектов в Стамбуле. Впечатляюще выглядит и михраб мечети в Кандилли (азиатская часть Стамбула).
Пожалуй, экспонатов в музее на сегодняшний день маловато. Будем надеяться, что они будут пополняться. Но презентация того, что уже есть, организована на высшем уровне, с использованием многих современных технологий, в том числе интерактивных объектов.
Фронтон дворца обращен в большой двор, с одной из сторон которого проходит оригинальная Влахернская стена 11-го века постройки. В этом дворе в настоящее время проводят концерты, открыто кафе и сувенирный магазин.
В здании Музея есть смотровая площадка, откуда открываются захватывающие виды на Стамбул, в частности, на стену Феодосия и Влахернскую стену, на залив Золотой Рог.
В целом посещение дворца Терфур оставило приятное впечатление. Целенаправленно ехать именно туда мы бы не рекомендовали, но если совместить этот визит с осмотром стены Феодосия (как мы), с посещением церкви Хора (после завершения её ремонта) и/или мечети Михримах (они — неподалеку), то это будет иметь смысл.