Тюнель — не только историческая достопримечательность Стамбула, но и действующий по сей день вид транспорта. Подземная канатная дорога Tünel была построена в 1875 году, чтобы соединить два района города — Каракей и Бейоглу. На сегодняшний день она входит в десятку самых старых фуникулеров не только Турции, но и Европы.
Однако уклон стамбульских холмов здесь так крут, что всякий раз подниматься на такую высоту в гору было (да и сейчас остается) целым испытанием. Поэтому строительство Тюнеля было большим подспорьем для местных жителей.
Автор проекта подземного фуникулера — Эжен Анри Гаван, французский инженер. В 1869 году он получил деньги и разрешение от правителей империи на реализацию своей идеи. В течение 6 лет проект был воплощен в жизнь.
Начальная задумка выглядела так: по тоннелю передвигались два маленьких деревянных поезда по два вагона каждый. Один из вагонов был грузовым — здесь разрешалось перевозить животных и разнообразные грузы. Пассажирский вагон был разделен на женскую и мужскую половину, каждая из которых имела места первого и второго класса. Постепенно потребность в грузовом вагоне отпала и второй вагон так же стал пассажирским. Оба поезда управлялись машиной на паровом ходу, которая располагалась около верхней остановки Бейоглу.
Спустя почти сто лет, в 1968 году фуникулер закрыли на реконструкцию. Было принято решение из двух путей сделать один, таким образом, чтобы посередине маршрута поезда могли разойтись в тоннеле. Паровой двигатель заменили на электрическую тягу. Обновленный фуникулер вновь запустили в 1971 году.
Сейчас в Тюнеле большие современные вагоны, но принцип движения в целом остался тот же — вагон движется на шинном ходу (аналогично метрополитену).
Поездка в вагоне Тюнеля (видео):
Тюнель — очень удобное дополнение к общественному транспорту городу. Для гостей города это отличный способ попасть из центра (район Султанахмет) на пешеходную улицу Истикляль, Галатскую башню и выйти в итоге к площади Таксим.
Вагон Тюнеля вмещает 170 пассажиров. По статистике фуникулер перевозит до 15 тысяч пассажиров ежедневно, что составляет более 5 миллионов человек в год. Таким образом старинный фуникулер составляет реальную конкуренцию многим видам современного транспорта.
Отправление поезда каждые 5–7 минут по расписанию, которое указано на большом табло при входе на станцию. Дорога занимает 1,5 минуты.
С 1939 года Тюнель является часть крупной транспортной компании города — IETT, которая объединяет метро, трамваи и электрические фуникулеры.
Главный плюс Тюнеля — это, конечно, скорость. Только он позволяет буквально за пару минут преодолеть маршрут, который пешком вы сможете пройти в лучшем случае за полчаса. Да и машина в этой части старого Стамбула — не большой помощник: узкие крутые улицы, пешеходные зоны, одностороннее движение, минимум парковочных мест.
Фуникулер начинает работать в 6 часов утра. Последние поезда уходят около 21 часа.
Оплатить поездку на фуникулере вы можете по системе общегородского транспорта. Если у вас нет карты Istanbulkart, вы можете приобрести одноразовый электронный билет для проезда около входа на станцию. Автоматы по продаже называются Jetonmatik. Стоимость билета 20 турецких лир.
Однако если вы планируете ездить по городу, имеет смысл приобрести транспортную карту Istanbulkart, которую можно будет по необходимости пополнять. Стоимость карты — 50 лир. На эту карту вы сможете класть любую нужную вам сумму, чтобы существенно экономить на оплате транспорта в Стамбуле. При оплате картой стоимость проезда — 9,90 лир, при пересадке — 7,09 лир. Автоматы, где можно пополнить карту, есть около всех крупных остановок трамваев, автобусов, на паромных станциях.
Если вы остановились в историческом Султанахмете, до нижней станции Тюнеля вы можете дойти пешком или подъехать на скоростном трамвае.
Пеший маршрут из Султанахмета к Каракею может стать хорошим вариантом прогулки и знакомства с городом. Двигайтесь в сторону порта, паромной станции Эминоню и Галатского моста. Перейдя мост, спускайтесь в подземный переход. Чтобы выйти в нужном направлении, ориентируйтесь на указатели.
Здесь же, в конце моста, делает остановку трамвай Т1, на котором можно подъехать из района Султанахмет, если вы не хотите идти пешком. Выйдя из подземного перехода, вы увидите довольно непримечательный вход, который легко пропустить, если не знать.
Так же вы можете доехать до этой станции, воспользовавшись паромом и выйдя на остановке Каракей.
Около нижней станции делают остановку автобусы № 26, 26А, 28, 28Т и некоторые другие (остановка на Google Maps)
К верхней станции фуникулера Бейоглу можно дойти пешком по улице Истикляль или доехать на трамвае Ностальжи от площади Таксим.
В Стамбуле очень много машин такси, которые легко поймать просто на улице. Если вы не видите такси вокруг, обратитесь за помощью в любой отель или ресторан поблизости.
В городе пока не принята система вызова такси через мобильные приложения. Единственное работающее здесь приложение — это BiTaksi.
Вход на нижнюю станцию Каракей фуникулера Тюнель — панорама Google Maps
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.
Отзывов пока нет.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.