Прошел год после моей военно-исторической поездки по Европе в июне—июле 2013 года (отчет опубликован) и вот я завершил свое очередное европейское турне, опять же в июне—июле 2014 года. Это уже третье по счету, третий год подряд, но первое по продолжительности (28 дней) и пройденному пути (10 000 км) путешествие.
Конечно, напрашивается вопрос: «А зачем такие мучения, столько километров за рулем, ведь можно самолетом?» Сам себе его тоже неоднократно задавал. Думаю сегодня, с учетом трехлетнего (правильнее трехразового) опыта могу ответить:
Во-первых, самостоятельное путешествие готовишь и осуществляешь исходя из своих вкусов, предпочтений, привычек, не привязываясь к каким-либо определенным срокам, маршрутам, отелям…
Во-вторых, автомобильное путешествие по дорогам Европы после автомобильной жизни в Москве выглядит действительно некоторой легкой прогулкой, в ходе которой ты не сталкиваешься ни с пробками, ни с бестолковыми и безкультурными водителями, ни с порою просто идиотской организацией дорожного движения. Надо просто самому четко соблюдать правила.
В-третьих, расстояния по Европе между странами и так небольшие по протяженности, так они еще значительно сокращаются качественными дорогами и автомагистралями и, соответственно, максимальной разрешенной скоростью.
Из других преимуществ могу отметить то, что ты едешь как бы в своем «домике», все свое везешь с собой, и попутно осматриваешь достопримечательности, казалось — бы «транзитных стран».
Теперь собственно о самом путешествии 2014 года.
Подготовка.
Заблаговременно была определена цель: посвятить весь свой отпуск (28 дней) изучению Италии, во всяком случае, ее материковой части, проехав по периметру «сапожка», попутно при этом посетить интересные места в транзитных странах.
Маршрут избирался исходя из понятного принципа: чтобы «покороче», ну и так, чтобы пути туда и обратно не совпадали между собой и с маршрутами предыдущих поездок. Весь маршрут был разбит на отрезки пути, которые позволяли преодолевать не более 500 км в день, за исключением белорусско-российского транзита, при этом в некоторых интересных точках планировались двух и даже трехдневные остановки.
Итак, маршрут нарисовался следующий:
«Букинг» помог в бронировании отелей по всему пути следования и в последующем никаких проблем ни с регистрацией, ни, тем более, с условиями проживания у нас не возникало (нижайший поклон Букингу).
С учетом опыта прошлого года были подготовлены к постоянному «употреблению»:
1. В планшете приложения:
Навигация IGO;
Конвертер валют;
Конвертер GPS координат;
«Maps with me» (суперкарта с определением местоположения);
«Redigo» (лучшая туристическая «прога»);
Офлайн Гугл переводчик.
2. На флэшке — надиктованные мною на диктофон аудиогиды по всем странам, городам и достопримечательностям маршрута для прослушивания в пути следования в автомобильной аудиосистеме. Кстати сказать, спланировали и посетили двадцать мест, являющихся объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.
3. В печатном виде — списки с координатами отелей, мест, спланированных к посещению, а также намеченных парковок в основных городах (сайт «Паркопедия»).
Визы оформляли самостоятельно в итальянском посольстве, получили на год. Перечень документов для оформления — на сайте визового центра.
Поездка.
Выехали в 6.00 во вторник, спокойно преодолев МКАД, двинулись в сторону Бреста и погранперехода. Путь до белорусско-польской границы, кажется, совсем не утомил. Первый отель в Польше в Бяла-Подляска («Dworek Helena») — очень рекомендую: помимо классных условий и ландшафтного дизайна, здешний завтрак был последним человеческим за весь дальнейший путь (по крайней мере, до Словении). В Австрии и Италии все завтраки только сладкие…
Чехия в очередной раз нас сразила. Поясню: в первое наше путешествие мы были в восторге от посещения Праги и Брно, ну, а тут Оломоуц, снова Брно, а под закат солнца — Чески-Крумлов!
Если в Брно мы посетили только объект ЮНЕСКО виллу Тугендгат, то по Оломоуцу с большим удовольствием побродили, поглазели на достопримечательности и даже заглянули в отделение Сбербанка России.
1
Когда же затемно мы подъехали в центр Чески-Крумлова, то челюсти наши отвисли, глаза округлились и заблестели от крайнего возбуждения — мы просто попали в средневековую сказку и, казалось, что вот-вот из-за поворота навстречу нам выйдет какой-нибудь веселый подвыпивший гном или герои из «Бременских музыкантов»!
2
1
На четвертый день путешествия мы проездом оказались в австрийском Зальцбурге, который показался достаточно милым, но нещадно эксплуатирующим образ Моцарта.
1
С большим удовольствием побродили по рынку, развернутому прямо на центральной площади, поглазели на всякие вкусняшки (и попробовали), сравнили цены…
Далее были Инсбрук с домом с золотой крышей и тусовочной центральной улицей и ночевка на бреннерском перевале на границе с Италией (когда-то излюбленное место многочисленных встреч двух диктаторов: Муссолини и Гитлера).
1
1
Альпы!!! Кажется, я в них влюблен с прошлогоднего визита на места боевой славы русской армии нашего полководца А. В. Суворова. Не перестаю ими любоваться!
Согласен с тем, что наш Кавказ не хуже (а прослужил я там не менее десяти лет, не считая командировок), вот только менее доступные наши горы и менее гостеприимные в смысле сервиса. Именно в Альпах я могу ехать со скоростью120 км в час на одной высоте с облаками.
1
Вот так (в облаках) мы на следующий день и ехали уже по итальянским Альпам пока не прибыли в Больцано (австрийский Боцен). Меня интересовал этот городок с точки зрения исторической, как место взаимных территориальных претензий Австрии и Италии… Символом их (претензий конечно), является монумент Победы, построенный по личному указанию Б.Муссолини в 1926 — 1928 гг., который сегодня окружен частоколом железной изгороди (подвергается постоянным нападкам вандалов австрийского происхождения).
На этой же площади побродили по рынку, да вовсе и не по рынку, а по выставке достижений фермерского хозяйства… Здесь, дополняя друг друга, добротные кулинарные традиции австрийцев и итальянцев реализованы в таком многообразии мясных, молочных и хлебных изделий высочайшего качества, которого я в Италии больше не встречал.
1
Интересно, что на любых рынках Австрии и Италии можно расплатиться картой, на любую покупку получишь чек, даже на хлеб, который, кстати, продается на вес. Заканчивая гастрономическую тему, хочу заметить, что хлеб в Италии вкуснейший — пахнет хлебом, а не ароматизаторами, пышный и «дырчатый» внутри. Здесь же на рынке я купил сразу несколько сортов своего любимого сыра с черным перцем («Формаджио пепе»).
Как ни тяжело было, но все-таки оторвались от прилавков и двинулись по направлению к Бергамо, месту нашей первой итальянской ночевки.
Помимо осмотра центральной части города меня интересовал очередной объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО — фабричный городок Креспи д’Адда (45.596864, 9.537071).
Построенная на рубеже 19 и 20 веков итальянским олигархом Кристофоро Бениньо Креспи ткацкая фабрика (а закрылась она только в 2004 году), помимо промышленных помещений, имела двухэтажные дома для рабочих, оснащенные небольшими садами-огородами, живописные виллы для управляющих, а также церковь, театр, школу, больницу, спортивный центр, клуб для проведения досуга, прачечную, пожарную станцию и даже кладбище. Именно здесь, впервые в истории Италии, появилось электрическое освещение улиц, а в школе, которую посещали исключительно дети работников фабрики, производство оплачивало абсолютно все — от карандашей с тетрадями до учительских зарплат и питания.
Такой вот образец развитого социализма в отдельно взятой деревне.
1
1
1
Быть в Ломбардии и не посетить Милан — грешно! Попали в город рано утром, и, пока не появились толпы туристов, успели насладиться видами Миланского собора и галереи Витторио Эммануэле. Описывать красоту эту — дело неблагодарное и затяжное, надо смотреть!!!
Главное на площади — решительно отмахиваться от любых навязчивых предложений представителей африканского континента (это правило касается всей территории Италии).
1
Потом была Генуя и роскошное побережье Лигурийского моря. Улицы средневековой Генуи такие живописные и такие запутанные, что в память мою просто «впечатались». Это действительно каменные джунгли, сквозь которые надо пробираться, шарахаясь от внезапно появляющихся шустрых мопедов и неназойливых, но ярких и разновозрастных «жриц любви». В добавок к этому, встречающиеся то тут, то там старинные дворцы Палацци-деи-Ролли поражают своими архитектурными особенностями и туристической доступностью.
1
2
Переночевав в Рекко на живописном лигурийском побережье следуем в Тоскану, о чем обязательно поведаю в следующей части своего рассказа.