Город Гойяния примечателен уже тем, что его плановое создание и развитие способствовали возникновению по соседству целых двух памятников Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Это историческй город Гойяс и новая федеральная столица г. Бразилиа, апофеоз современной архитектуры. Но и сам по себе этот город заслуживает внимания. И как главный перекрёсток дальних трансбразильских дорог, и как центр интересного в туристическом и в экономическом плане региона. Да и как образец плановой градостроительной практики 20-го века тоже, причём с высокой концентрацией архитектурных сооружений в стиле «арт-деко».
Идея переноса региональной столицы из переживавшего упадок бывшего золотоносного района сформировалась ещё в начале 18-го века. После учреждения Федеративной Республики Бразилия, она была законодательно закреплена в конституции штата Гойяс. В начале 20-го века появилась ясность и с выбором нового места — в зоне успешного развития скотоводства и переработки его продуктов. До 1930-х годов продолжалась стагнация старой столицы, но для начала строительства новой требовался какой-то толчок. Им стала стратегическая программа правительства Президента Варгасапод громким названием Marcha para o Oeste — «Марш на Запад». Её целями было создание транспортной инфраструктуры, связывающей населённые прибрежные регионы страны между собой самым коротким путем, через центральное плоскогорье, а также стимулирование притока населения в эти центральные регионы, имеющие плодородные почвы и благодатные условия для развития сельского хозяйства.
Для упрощения финансового и административного контроля в штате Гойяс было временно введено прямое федеральное правление, и вскоре были получены чёткие команды и необходимые инвестиции. Новая столица штата была заложена в 1933 году, а перенос в неё административных функций происходил с 1937 по 1942-й год. Город Гойяния строился «на вырост» и план его соответствовал самым передовым достижениям градостроительной науки того времени. Его материализация потребовала серьёзных усилий и большой целеустремлённости, что и символизирует один из самых известных монументов города.
1
Он находится на одной из площадей южнее центра города, где органично соседствует с двухуровневой транспортной развязкой. Успех проекта Гойяния создал необходимые условия и для более известного начинания — строительства новой федеральной столицы, в том же регионе, два десятилетия спустя. Был получен хороший опыт по организации строительства новых больших городов «на пустом месте», создан соответствующий производственный потенциал, в регион привлечены значительные трудовые ресурсы. К 1960-му году (рождение Бразилиа), население Гойянии уже превысило 150 тыс. человек, а за следующие 10 лет оно более чем удвоилось — 380 тыс. в 1970-м году. Дальнейший рост был более плавным, но, тем не менее, уже в 1996-м город стал «миллионером». В настоящее время он насчитывает более 1,3 млн. жителей, по этому показателю он занимает 12-е место среди муниципалитетов Бразилии. Город большой, но вовсе не подавляет своими размерами, он окружён огромными зелёными пространствами, в которых начинают расти новые районы и города-спутники.
1
Вот как это выглядит из окна прибывающего в местный аэропорт самолёта. Несмотря на то, что рост населения превзошёл первоначальные ориентиры (хотя и не так драматично, как это случилось в Бразилиа) инфраструктура города в целом оказалась к этому готова, поэтому не удивляет, что условия жизни в Гойяния считаются лучшими для бразильских городов этой категории. Дорожная схема города представляет собой довольно внятную комбинацию радиально-кольцевой и прямоугольной структур, как хорошо видно на картинке из Google Maps:
Главную роль в ней играют осевые магистрали в направлениях север-юг (Avenida Goiás) и восток-запад (Avenida Anhanguera). Но и у той и у другой есть параллельные дублёры меньшей протяжённости, а точка их пересечения подкреплена ещё и мощными дуговыми соединениями. Несмотря на всю эту механическую чёткость плана, в рельеф он вписан очень гуманно, самые длинные проспекты имеют вроде бы случайные искривления, скрывающие их перспективу и создающую впечатление полу-стихийного развития города, как в «старые добрые времена». Ещё одним достоинством этой планировки является иерархия транспортных артерий, между проспектами «второго порядка» вписаны спокойные кварталы, внутри которых уже есть только уютные зелёные улицы-тупики.
Что касается общественного транспорта, то изначальный план развития города не предусматривал размещения в нём миллиона жителей и необходимости системы метро для их транспортного обслуживания. Считалось, что город вместит порядка полумиллиона человек, поэтому широких проспектов и автобусных линий будет достаточно. В нынешние времена найдено промежуточное решение, автобусная система пережила такую эволюцию, что теперь в направлении восток-запад город пересекает фактически линия лёгкого наземного метро на резиновом ходу и на дизельной тяге (уже начат переход на натуральный газ).
Этим высокочастотным экспрессам выделен особый коридор на «Авенида Аньянгуэра», у них такие же станции с турникетами, что и в любом метро (19 станций, протяжённость линии 14 км). Вместимость составных автобусов и скорость движения тоже вполне соответствуют нынешнему спросу, система Metrobus перевозит около 200 тыс. пассажиров в день, при этом тариф довольно низкий, он субсидирован правительством штата.
На оси север-юг такой системы нет, там движется поток обычных автобусов, с номерами различных линий, но для них организованы ответвления полосы движения в «остановочные карманы» среди широкого центрального бульвара. Возвращаясь к общей схеме, можно заметить, что в районе пересечения главных осей, «Авенида Аньянгуэра» фактически раздваивается. Её основной поток прогибается южнее, а севернее идёт второй, под названием Avenida Independência («Проспект Независимости»).
Именно у его пересечения с «Авенида Гойяс», вдоль которой мы сейчас движемся, и располагался железнодорожный вокзал.
Это то самое здание, которое было видно издали, теперь оно стало памятником архитектуры «арт-деко».
1
От самой железной дороги тоже остался только памятник локомотиву. Согласно новой транспортной концепции Бразилии, после «Марша на Запад» предстояла ускоренная интеграция национальной территории через развитие сети автомобильных дорог, а железнодорожный транспорт оставался без инвестиций несколько десятилетий.
Так что, «ворота города» для большинства путников теперь располагаются немного севернее этого перекрёстка, это гибрид большого автовокзала и ещё большего торгового центра. Западную и восточную стороны этого масштабного сооружения занимают автобусные платформы, кассы автобусных компаний доминируют в прилегающих к ним боковых галереях ТЦ «Арагуайя» — http://www.araguaiashopping.com.br/, а три внутренние продольные галереи и несколько поперечных заняты магазинами, в том числе и известных сетей. Планировка простая и почти полностью одноэтажная, только на южном торце есть цокольный этаж для общепита, над которым располагается немного приподнятый выше общего уровня гипермаркет.
По соседству с этим комплексом размещается другой ТЦ, являющийся объектом паломничества многих гостей города, назван он как раз в честь станции.
Это довольно простое, но большое скопление фирменных магазинов местной текстильной и обувной промышленности.
Часть его крытого пространства зарезервировано под ярмарку, торговцы разворачивают там свои передвижные прилавки в основном по выходным дням, а по рабочим часть его невостребована.
Огибающие этот транспортно-торговый комплекс улицы являются настоящим скоплением недорогих отелей.
Это не Карнавал, а просто рекламная акция какой-то государственной лотереи, с прицелом на посетителей ярмарки.
Городское законодательное собрание находится тоже вблизи станции, на тихой зелёной площади с цветущими всё лето деревьями.
Ещё один храм народной торговли — павильоны общегородской ярмарки. Она тоже располагается прямо у оси север-юг, между станцией и геометрическим центром города. Но в этом кадре меня больше привлекли новые саженцы деревьев, появившиеся на отобранной у асфальта территории.
1
Сдержанный архитектурный стиль города разнообразят постройки некоторых государственных учреждений.
Эти организации нацелены на экономическое развитие региона.
Религиозная архитектура тоже в духе времени, причём присутствие протестантских церквей относительно более заметно, чем в старинных городах самой большой католической страны мира. Другим фирменным знаком г. Гойяния являются его парки. Они возникли при создании города путём сбережения и частичного обустройства самых лесистых участков местности, где преобладала лесостепь.
К сожалению, самый знаменитый из них был закрыт на реконструкцию.
Поэтому поселившимися в нём динозаврами пришлось полюбоваться издалека.
1
А вот в самом ближнем к автовокзалу парке «Ботафогу» ничто не помешало пообщаться с настоящей природой Центрального Плоскогорья.