Много раз бывал в этой необычной столице и датирую рассказ самым недавним визитом, хотя иллюстрации в нем собраны в основном из других. Хочется познакомить всех интересующихся не только с главными достопримечательностями Бразилиа (Архитектура бразильской столицы), но и с городом в целом, с его историей. Особо в этом помогает посещение мемориалов президента JK и двух главных архитекторов города — Лусио Коста и Оскара Нимайера.
Выяснилось, что проект переноса столицы вглубь территории страны впервые был сформулирован еще португальскими колонизаторами, в середине 18-го века. С самой первой республиканской Конституцией 1891 года, под него были отведены наиболее подходящие земли на Центральном Плоскогорье, регионе практически равноудаленном от всех основных центров на атлантическом побережье. Разработка проекта и начало строительства все время откладывались, пока не наступил 1955-й год. На одном из предвыборных митингов, энергичного кандидата в президенты по имени Жуселино Кубичек кто-то спросил, не собирается ли он начать воплощение этих грандиозных замыслов. Тот с ходу завелся: «да, конечно, и это тоже, включаю в мой Plano de Metas, как одну из ключевых задач на ближайшие годы». Нужно сказать, что весь этот стратегический план развития страны был рассчитан на несколько десятилетий и был сфокусирован на двух основных векторах — интенсивной интеграции все еще полуразрозненных бывших «капитанств» колонии, а также топливной и прочей независимости. И был-таки неплохо осуществлен, хотя занимались этим самые разные правительства, от сформированного самим «Жота-Ка», до череды военных, переходных и снова гражданских. Сама же новая столица состоялась «в основном» уже в рамках следующего президентского срока. Из нескольких альтернативных схем застройки была выбрана та самая, ставшая знаменитой — в форме самолета. В 1958 году открылись административные здания исполнительной власти, а в 1960-м состоялась торжественная церемония открытия. Самолётный» план находится в обрамлении специально созданного водохранилища, известного как Озеро Параноа. По берегам озера построены элитные коттеджные поселки, утопающие в зелени. Особенно выделяются шиком дворечиков и уютом тенистых авенид два больших полуострова на противоположном берегу, северный по очертанию напоминает Италию («сапог»), а южный прямо так и назван «полуостровом министров». Если посмотреть на все это из окна пролетающего самолета, то действительно очень красиво. Но, с учетом соотношения ширины, фюзеляж для таких крыльев тонковат. Похоже скорее на стрелу и согнутый лук, но это и это тоже неточный образ. Вот так оно выглядит на снимке с космической станции:
1
Еще больше похоже на птицу, растопырившую перья, но тут уже при отрицательной стреловидности крыла. Правда, при таком подходе все органы федеральной власти оказываются не в кабине пилотов, а в самом хвосте. Так что, пусть уж будет городом-самолетом.
В «Центроплане», т. е. в соединении крыльев и фюзеляжа, находится городской автобусный терминал,
под котором прячется центральная (но пока еще тупиковая) станция метро.
Вокруг этого места находятся сразу несколько крупных торговых центров, центральные оффисы банков и другие важные сооружения, а прилегающие части крыльев заполнены секторами дорогих отелей.
Помогает охватить все это взглядом смотровая площадка телебашни, которая находится в самой центральной точке всей схемы.
3
Сначала полюбуемся фонтанами, мимо которых прошли к лифту телебашни (вариант подняться по ступенькам здесь отсутствует, только спуск в аварийной ситуации).
Налево — Северное Крыло.
Направо — Южное Крыло,
за ним виднеется и аэропорт.
А это вид с той же башни в сторону «кабины пилотов» — Площади 3-х Властей. На ближнем плане выделяются венец Кафедрального Собора справа и пирамида Национального Театра слева. Направление в «кабину пилотов» четко указывают ряды одинаковых зданий министерств. Ну, а характерное здание парламента, с его двумя полу-дисками, помогает идентифицировать и две соседние ветви власти, рядом находятся Президентский дворец и Верховный Суд Бразилии. Но зеленый полуостров на этом не заканчивается. Перед «кабиной» там еще умещаются изрядные просторы, с дворцами-резиденциями, культурными центрами и прочим. Чуть правее центральной оси виднеется и новое украшение — мост JK.Осью называют и весь «фюзеляж», причем Монументальной. Монументальными являются и пространства и многие сооружения на ней, да и ее дорожная структура: в каждую сторону по 6 полос,
плюс мощные авениды-дублеры сразу за соседним кварталом с каждой стороны. В стороне «хвоста» на первом плане оригинальное здание выставочного комплекса.
1
Далее — Площадь Бурити, где располагаются власти Федерального Округа, Мемориал индейских народов, Мавзолей и музей Президента JK (без F), площадь креста (самая высокая точка города, 1172 м).Вдали, уже на пересечении с огибающей город автомагистралью, автобусно-железнодорожный терминал. Этот элемент транспортной системы оказался неудачно расположенным, тем более, что строительство магистральных железных дорог так и не началось, и перешел теперь на вторые роли. Новый суперавтовокзал был недавно открыт на более бойком месте той же автомагистрали — у кончика Южного Крыла, где проходят линии метро Метро города Бразилиа в сторону пригородов. Кстати, о пригородах. Они возникли на месте временных городков строителей и очень быстро разрослись. К чести федеральных властей, поняв, что это уже станет постоянной застройкой, они взяли процесс под контроль, а потом и организационно присоединили все эти районы к столичной Мэрии. Стратегия развития транспортной инфраструктуры также была пересмотрена с учетом сложившейся реальности. Изначально город планировался на 600 тыс. жителей к 2000-му году. На данный момент население составляет около 2,5 миллионов человек, менее шестой части из которых проживает в собственно «крыльях», о которых стоит потом рассказать отдельно. Но если добавить еще и «кольцо Сатурна», то переваливает уже и за 3 миллиона. Это кольцо образует цепочка городов-спутников, выросших вдоль границы Федерального Округа со стороны штата Гойяс, власти которого не боролись с самостроем так организованно и последовательного, как федералы. Здесь же нужно добавить, что «самолёт» просто и элегантно вписан в глобальную транспортную инфраструктуру. Одна из основных идей при выборе места для будущей столицы была связана с кратчайшим путем между северной и южной частями страны, не по дуге побережья. Поэтому основная автомагистраль BR-020 идет именно в этом направлении и огибает город с запада.
На кончиках крыльев она раздваивается, и дополнительный восточный рукав DF-002 пронзает оба крыла, без единого светофора или развязки в одном уровне.
Апофеозом дорожной схемы является вот эта непривлекательная, но эффективная развязка DF-002 и Монументальной Оси. Веер автодорог в регионы страны раскрывается с этой магистрали уже за городом, причем он пока еще не такой уж и плотный, особенно в северной части. А под конец этого репортажа полюбуемся на город-самолёт из окна самолёта, пролетающего прямо мимо Монументальной Оси.
1
Северное крыло в таком ракурсе тянется вправо, а Южное влево. На Оси же особено чётко выделяются здания конгресса и выставочного комплекса. А мост JK пытается спрятаться в облаках. на ближнем плане слева.