В список Всемирного Наследия ЮНЕСКО город попал не только как яркий пример планового градостроения середины 20-го века, но и благодаря созвездию оригинальных работ известного архитектора Оскара Нимайера и его коллег. Иногда они настолько оригинальны, что кажутся объектами из других миров, иногда местные жители в шутку называют город «UFOdromo», что можно перевести как «Аэродром для НЛО». Но это довольно избирательный взгляд, среди главных достопримечательностей города есть также немало пирамид и других сооружений вполне земных очертаний.
Они очень интересно вписаны в пейзажи, сочетаются с большими зелёными пространствами и бассейнами. Поэтому мне не захотелось упоминать ничего такого эпатажного в заголовке этого рассказа и остановился на бесстрастно-уважительной формулировке. Архитектура города Бразилиа — это крупное явление, заслуживающее того, чтобы его воспринимали как единое целое, а не по каким-то штрихам. Фотообзор начну не со знаменитого здания парламента, а с верхней части Монументальной Оси, от Мемориала JK.
Такой длинный наклонный вход, уводящий на этаж ниже окружающего здания бассейна, является одним из фирменных знаков монументальных сооружений Нимайера. В здании находятся и музей, и мавзолей Президента Жуселино Кубичека, в годы правления которого была построена новая столица. Мемориал открыт в 1981 году, по инициативе его вдовы. Основание города Бразилиа это не единственное серьезное достижение тех времен, а главный символ курса на развитие инфраструктуры. Включая разведку и освоение подводных месторождений нефти, которые полвека спустя вывели страну из импортеров в экспортеры «черного золота».
Судя по фотографиям, это был очень оптимистичный и харизматичный человек, с заразительной улыбкой.
1
Рядом со зданием до сих пор паркуется его президентский автомобиль. С другой стороны от мемориала есть лужайки поуютнее,
тоже не без чудных штуковин.
Там же можно повстречать и скульптурную группу: самого 21-го президента Бразилии и его супругу, помогавшую во всех великих начинаниях, а потом затеявшую весь этот мемориал. Напротив этого мемориала есть и другое, более скромное произведение Оскара Нимайера
В этом здании спиральной формы находится этнографический музей, посвящённый индейским племенам региона. Отправимся отсюда в сторону самой-самой центральной в стране «Площади Трёх Властей». Величественные дворцы начинаются за квартал раньше. С правой стороны — Дворец Итамарати, построенный по проекту Оскара Нимайера, в обрамлении пейзажа от Бурле Макса.
Напротив него — другой дворец подобного стиля, Министерство Юстиции. Эта живописная пара заканчивает два скучных ряда однообразных коробок, в которых размещаются менее знаковые министерства. Она же является тыльным фоном комплекса зданий парламента.
Впрочем, слова «тыл» и «фасад» тут относительны. С этой стороны тоже видим фирменные входы на разных уровнях, в том числе и на подводном. В парламент тоже пускают гостей, бесплатные экскурсии проводятся по расписанию. С другой стороны от парламента находится та самая площадь, на которой все ветви власти поглядывают друг на друга, располагаясь в нетленных шедеврах Оскара Нимайера. Дворец президента называется Планалту «плоскогорье» и является одним из старейших зданий города.
Собственно говоря, с его открытия в 1960-м году и состоялся официальный перенос столицы в этот новый город. Именно это и символизируют стилизованные фигуры то ли коренных жителей плоскогорья, то ли первостроителей столицы, стоящие перед дворцом. Напротив служебных покоев президента размещается Верховный Трибунал.
1
Скульптура с повязкой на глазах не позволит их перепутать. Что касается самих создателей всей этой монументальной архитектуры и планировки, то им посвящены подземные пространства-музеи, входы в которые расположены на той же площади: «пространство Лусио Коста» и «пространство Оскар Нимайер». В честь Лусио Коста (он не только главный планировщик всей застройки, но и автор проекта телебашни и некоторых других зданий) назван и необычный мост, построенный над водохранилищем годы спустя.
Вот как он выглядит сбоку,
2
со стороны резиденции президента, располагающейся на самом кончике полуострова, т. е. километра на 4 впереди рабочего кабинета, по направлению движения «самолёта».
Сама резиденция находится вовсе не за забором. От непрошенных посетителей её защищают большие зелёные пространства с замаскированными рвами с водой, а также неприметная охрана. Дворец Алворада («Рассвет») построен в 1958-м году по проекту Оскара Нимайера, в первые годы там же размещался и официальный кабинет. В прибрежной зоне есть еще несколько интересных сооружений. Выделю Культурный Центр Банка Бразилии,открывшийся в 2000-м году.
Здесь проводятся интересные выставки. «Пейзажизм» тоже очень забавный.
1
Отдалённость расположения компенсируется бесплатными туристическими микроавтобусами, курсирующими от центральных площадей. Не путать с дорогими двухпалубными, на которых проводятся обзорные экскурсии. В том же направлении, в тылу у министерских рядов, есть уникальное подвесное здание цилиндрической формы
Оно держится только на центральной оси, проходящей сквозь «дырку от бублика». Самым же инопланетным с виду, наверное, является Национальный Музей, одновременно напоминающий и «летающую тарелку» и планету Сатурн с кольцами.
Он открыт в 2006-м году и тоже создан Нимайером. Находится на южной стороне Монументальной Оси, недалеко от самого главного перекрестка города. На северной стороне того же участка господствует совсем другой стиль.
2
В этой симпатичной пирамиде, от того же Оскара Нимайера, находятся три зала Национального Театра Бразилии. Любители пирамид могут обнаружить в городе ещё несколько сооружений подобной формы. Самое известное из них находится на самом кончике южного крыла.
Внутри там тоже очень интересно. Кроме центрального зала с таким сводом есть и несколько музейных.
1
Радуют глаз и сопутствующие сооружения. Для разнообразия, автором проекта был не Нимайер, а R. R. Roberto. Но нельзя объять необъятное. Оставим в стороне ещё несколько памятных мест столицы и увенчаем этот архитектурный обзор её главным храмом — Кафедральным Собором, как раз в форме венца.
2
Снова Оскар Нимайер и снова у монументального перекрёстка Монументальной оси. Снаружи он выглядит довольно компактно, но внутри обнаруживается солидный объем.
Это снова штучки Нимайера с подземными входами и пространствами. Там даже ангелам есть, где полетать не задевая за головы посетителей.
2
Обстановка внутри очень своеобразная, визит туда запоминается.