Санту-Анжелу (полное название Santo Ângelo Custódio — Санту-Анжелу-Кустодиу, буквально «Святой Ангел Хранитель») — город с населением 76 тысяч человек, впервые основан в 1706-м году. Столица одного из 11-ти «мезорегионов» самого южного штата Бразилии — Риу-Гранди-Ду-Сул. До столицы всего штата, Порту-Алегри, целых 460 км, население в регионе неплотное, так что это действительно главный центр довольно солидной территории.
Среди путешественников он известен больше как перевалочный пункт на пути к «иезуитским руинам» — Памятникам ЮНЕСКО. Знаменитый объект № 275, что в городке Сан-Мигел, находится в 60 км и попасть туда напрямую непросто. Известно также, что в самом Санту-Анжелу есть впечатляющий кафедральный собор, прогуляться к которому от автовокзала считается полезным делом. Это действительно недалеко, а частота междугороднего автобусного движения невысокая, так что времени бывает достаточно. Поэтому отправимся прямиком на центральную площадь и господствующему над городом собору. Это место того заслуживает.
Как оказалось, построенный в 20-м веке собор стоит на месте первой церкви иезуитов, заложенной в 1706-м году, вмещавшей под своими сводами до 5 тысяч посетителей одновременно. Таким образом, год первого основания города — это год основания на его месте соответствующей миссии Ордена Иезуитов, последней по хронологии. Она оказалась очень успешной экономически и за полвека существования достигла большой известности, население ее в середине 18-го века составляло от 7 до 8 тыс. чел. Именно поэтому и была сильно разрушена в ходе войны 1756-го года, в то время как некоторые соседи поскромнее уцелели.
После той войны место пустовало примерно три четверти века. Только с 1830-го года его стали заново осваивать новые переселенцы из Сан-Паулу, а в конце 19-го века и напрямую из Европы. В 1888-м году они построили на фундаменте храма Иезуитов новую церковь, совсем небольшую — всего на 500 мест. В 20-м веке быстро растущему городу понадобилось нечно более солидное и в 1928-м году началось строительство нынешнего чудо-собора, ставшего уже третьей инкарнацией. В 30-е годы было готово основное здание, в 50-е построен украшенный скульптурами фасад, и только в 70-е — две высокие башни с 6-ю колоколами. А следы двух первых инкарнаций Ангела (больше первой, от второй остался главным образом колодец в правом дворике), теперь можно увидеть в недавно обустроенном «Музее под открытым небом», состоящем из примерно дюжины таких вот «парников», с подробными информационными табличками.
Рассмотреть сам собор с фасада вблизи было сложно из-за павильонов, построенных для какого-то праздника. Но и виды сквозь кроны деревьев, сбосивших листву всего на несколько дней, были приятными.
Чтобы охватить взглядом сразу побольше, пришлось довольствоваться боковым ракурсом.
Фигуры, украшающие фронтальный портал, символизируют святых — покровителей каждой из семи миссий региона. Шесть из них стоят прямо по кромке крыши, а седьмая — в центральной нише, как и подобает хозяину. Это и есть Святой ангел Хранитель.
Внутри собора просторно
отделка боковых галерей тоже достойная.
За два вечера и одно утро, проведённых в этом городе, возвращался сюда не раз, дважды посетил службы с очень приятным музыкальным сопровождением.
Правее собора обнаружился большой сувенирный магазин, оформленный подобающим образом
Там есть и обычныные значки, и печатная продукция различного типа, а самое главное — вещи сделанные самими индейцами, далёкими потомками уцелевших в войнах 18-го века.
На первом плане там видет «миссионерский крест». Такие кресты раньше стояли по четырём углам центральных площадей каждого из городов-миссий. В Санто-Анжело установлены их полномасштабные реплики, позволяющие проникнуться и масштабами тех самых городов. Одна из них видна сразу после магазина сувениров. А за крестом, на другой стороне боковой улицы, теперь работает новое религиозное учебное заведение
Расстояние до следующего креста, установленного у той же боковой улицы, намного больше, площадь вытянута в направлении от собора. Вот и крест, а за ним к площади подбирается новенький автобус пригородного маршрута (из г. Entre-Ijuis, что в 6 км, у перекрёстка местного и федерального шоссе).
Подобный же есть и на другом дальнем углу, но там мне больше понравилось оформление детской игровой площадки
Каждый светильник держит в руках такая вот фигурка индейца.
Есть такой же крест и на четвёртом углу площади, слева от входа в собор, если стоять к нему лицом. Его можно разглятеть на втором плане вот этого снимка. а главный объект здесь — «Камень Очищения», один из оригиналов, оставшихся от первоначальной ритуальной инфраструктуры площади.
А на третьем плане там небольшое симпатичное здание Музея Истории и Этнографии. К сожалению, из-за опоздания дальнерейсового автобуса, на котором приехал туда в воскресенье, внутрь попасть не удалось. В понедельник же был выходной.
На том же перекрёстке, но уже между крестом и собором — красивое здание Мэрии, оно признано архитектурным памятником и туда тоже можно зайти как в музей.
На том же маленьком квартальчике, вдоль левой стороны собора, с ним соседствует более новое, но тоже небезпретенциозное здание «Камеры», т. е. Городского Законодательного Собрания.
Но вернёмся на саму площадь перед собором. Всё-таки это именно то самое место, на котором была центральная площадь самого недолговечного города-государства Ордена Иезуитов, просущестовавшего всего полвека. Тогда это было полностью открытое пространство и использовалось оно для всевозможных мероприятий, включая боевые упражнения и военные парады, своего рода «Марсово поле».
Сейчас площадь представляет собой отличное место отдыха горожан, как следует озеленённое и с большим бассейном в центре. Официально он декоративный, а не купальный, но уверен, что в летнюю жару там плещутся детишки. Так что тут теперь и площадь, поближе к собору, и парк, на остальной части прямоугольника. На дальнем конце этого парка есть остатки других сооружений самой первой эпохи застройки, вероятно жилых.
Через дорогу там уже другое приметное здание — известного колледжа. А на первом плане бросаются в глаза интересные детали опоры для столбов системы освещения. Иногда они присутствуют и без столбов.
Похожими лицами индейцев в регионе украшены и все автобусные остановки вдоль шоссе, коих на полуторачасовом пути до Сан-Мигел встретилось немало. Когда-то здесь были главные ворота площади, к которым приводила осевая улица от внешних вотор города. Сейчас встречаем интересный монумент, предлагающий пройти под цепочкой простеньких арок.
Оказавается, каждая из них символизирует один из тех самых городов-государств модели «Утопия», которые существовали в данном регионе. «Вспомним их поимённо», как говорится. Располагаются именнные арки по хронологии основания, при этом только эпоха строительства новых поселений продолжалась целый век, практически весь 17-й от Рождества Христова.
Первой была «Сан-Игнасио Большая», что на территории нынешнего Парагвая. За ней Лорето и «Сан-Игнасио Малая», отошедшие позже к Аргентине. Именно третья из них и собирает сейчас подавляющее число всех туристов, интересующихся этим слоем истории. Ей повезло по части сохранности как и некоторым другим из мелких или недостроенных («малышей не обижают»), но особо — по части современной инфраструктуры. Все наземные маршруты по Аргентине, ведущие к водопадам Игуасу, проходят прямо с паре кварталов.
Даже если перечислять их тройками, понадобится десяток фотографий. Поэтому пробежимся сразу к самой известной из бразильских и уже знакомой нам Сан-Мигел. Так и есть, Св. Михаил Архангел, 1787-й год.
В том же году была основана и ещё одна соседняя — São Luiz Gonzaga. Этот город сейчас имеет население примерно вдвое меньше, чем Санту-Анжелу и впятеро больше, чем Сан-Мигел, там тоже есть исторические памятники, но в маршрут этой моей поездки он не вписался. Находится примерно в ста километрах отсюда, в направлении погранперехода в Аргентину у г. Сан-Боржа (тоже место одной из семи миссий на нынешней бразильской территории).
А вот и заключительный аккорд, 1706-й год. Та самая «Троица», моё первое открытием из этой серии, случившееся во время парагвайской экспедиции 2010-го года, и «Святой Ангел Хранитель», на территории которого расположен этот мемориал.
Но доминирует тут теперь собор третьей инкарнации, творение 20-го века, в обрамлении великолепного парка.