Главная достопримечательность небольшого городка им. Св. Архангела Михаила (с населением всего 7 тыс. жителей), это архитектурное наследие 17-18 веков, один из 19-ти Памятников Всемирного Наследия ЮНЕСКО на территории Бразилии. Точнее, остатки одного из поселений, основанных Орденом Иезуитов на землях индейцев гуарани, наиболее сохранивишиеся из всех известных в этом регионе страны.
Такие "миссии - редуты» строились начиная с 1609 года и следовали идеям идеальных городов, изложенным в известных произведениях той поры, таких как “Utopia”. Официальной целью было "окультуривание" индейцев и приобщение их к христианству. Необъявленной - распространение влияния испанской короны на новые территории и ограничение экспансии португальцев в этот регион.
После 1768 года они стали приходить в упадок, но вовсе не из-за "утопичности" своей модели, т.е. внутренних противоречий, а ввиду нового передела территорий между испанской и португальской империями и связанного с этим отказа руководства Католической Церкви в продлении соответствующего мандата.
Период их расцвета был достаточно долгим, особенно если сравнивать с тем режимом "промывателей мозгов", который сделал в русском языке слово "Утопия" нарицательным и извратил его смысл. Это были настоящие города-государства, с населением до 8 тысяч жителей в каждом, связанные между собой удобными путями и богатевшие на экспорте чая матэ, вяленого мяса и выделанной кожи.
Всего было около 50 таких объектов, 33 из которых достигли официального статуса и стали известны как «30 народов/поселений» - “Trienta Pueblos”. После провозглашения независимости испанских колоний в начале 19-го века и междусобной войны 1870-х годов оказалось, что теперь остатки архитектурного наследия «миссий» находятся не только в Парагвае, но и в Аргентине и даже в португалоязычной Бразилии.
Семь из них признаны Памятниками Всемирного Наследия ЮНЕСКО, при этом они сгруппированы в два «объекта». В одном – пять миссий в двух странах (четыре в Аргентине и одна в Бразилии), а в другом - две из оставшихся в нынешнем Парагвае. Все эти поселения строились по схожему плану, с большой церковью в центре и обширной площадью перед ней.
По сторонам - жилые дома и мастерские, ещё дальше - сады, огороды, кладбище и пр. Именно дома, а не бараки, жилища были семейными, одноэтажными и соприкасались только боковыми стенами, т.е. строились блоками. Но от них уже мало что осталось, а вот массивные стены церквей и колоколен сохранились лучше. В Сан-Мигел это сразу бросается в глаза и позволяет оценить масштаб всего поселения по очевидному размеру центральной площади.
Эта миссия была основана в 1687-м году и просуществовала как город-государство до 1828-го. Она никогда не являлась самой крупной, в годы самого расцвета ее населяло 3-4 тысячи человек, а когда оно стало приближаться к 7 тыс. (1750-й год) около трети их отправилось на основание нового объекта по соседству. Но по размерам главной церкви и по сохранности ее стен это одна из уникальных "иезуитских руин", как их теперь называют в регионе.
Это нынешний вид одной из двух боковых галерей церкви.
Детали каменной кладки и резьбы по камню.
Как правило, главная церковь строилась только с одной, но солидной колокольней, как в этом случае.
Вид колокольни изнутри, стены очень широкие и сложены наиболее аккуратно.
В отсутствие крыши, тени стен и арок в лучах вечернего солнца причудливо накладываются на поверхности и пространства остатков сооружения.
Через чёткие прямоугольные дверные проёмы открываются виды на окружающие зелёные пространства.
Перекрытия над ними не арочные, а сделанные из больших монолитных камней, которые непросто было так точно обработать поднять на такую высоту.
Это боковой вид главной церкви со стороны кладбища.
Сохранность блока мастерских уже не такая высокая,
здесь ведутся реставрационные работы.
Остатки стен находятся в обрамлении яркой зелени лужаек, с россыпями красных цветочков.
В одном из бывших рабочих помещений теперь вырос огромный кактус, тоже украшение местности.
От блоков жилых помещений осталось ещё меньше. В некоторых комнатах выросли огромные деревья.
А это идёт реконструкция сада фруктовых деревьев и медицинских растений, находившегося за церковью.
По традиции Ордена, на дальнем от церкви углу площади ставился "Миссионерский Крест".
Сейчас по соседству с этим местом стоит небольшой музей, в трёх залах которого собраны уцелевшие скульптуры, некогда украшавшие церковь и другие сооружения миссии.
Есть и полуоткрытая часть, под большим навесом. Вместе с ее экспонатами здесь можно увидеть и "хозяйство" индейцев гуарани из соседней деревни, приносящих сюда на продажу самодельные сувениры.
За колоколом можно увидеть и их самих и их киоск под открытым небом, прямо на других экспонатах музея - фрагментах колонн.
В конце рабочего дня они неспешно отправляются в свою традиционную деревню, по тропинке мимо знаменитых руин.
Ещё одна группа колонн из коллекции музея.
Обширная территория археологического заповедника обнесена зелёной изгородью, в которой есть вот такие красочные элементы.
А за ней уже самая окраина городка Сан-Мигел, дальше - только поля и леса.
Посещать это место лучше всего из г. Санту-Анжелу, крупнейшего в северо-западной части Риу-Гранди-ду-Сул. Направление на Сан-Мигел обслуживает авторбусная компания «Antonello» (60 км, 4 рейса по рабочим дням, по выходным 2–3).