В этой части я продолжу свое повествование о Ронде, о том, что нам удалось посмотреть и о том, почему поэты называют её «божественным пробуждением к жизни»
В этой части я продолжу свое повествование о Ронде, о том, что нам удалось посмотреть и о том, почему поэты называют её «божественным пробуждением к жизни»
Но вначале немного скажу тем, кто первый раз поедет в Ронду автобусом из Малаги, на что нужно обратить внимание. Во-первых, при покупке билетов нужно подойти к кассе № 14, это единственная касса, которая продает билеты в Ронду (транспортная компания Los Amarillos). Во-вторых, расписание автобусов зависит от дня недели. Имейте в виду, что, например, в будни идет 10 рейсов с 8 часов утра, в субботу только 4, а в воскресенье — 7. На заметку: Воскресение — это Domingos, а суббота — Sabados. Автобус приходит в Ронду через 2 часа 40 минут. Цена билета в одну сторону - 10.76 евро. Дорога очень живописна и не кажется утомительной. Я писала об этом в предыдущей части.
Итак, Ронда делится на 3 района. Самый старый и самый привлекательный — Ла — Сьюдад. Этот район относится к исламским временам, тогда он был застроен мечетями и дворцами. Здесь перемежается мавританская архитектура с особняками эпохи Возрождения. Здесь можно провести сколько угодно времени, поскольку количество достопримечательностей на квадратный метр поражает. Ронда, наверное, может служить шикарным наглядным пособием по истории архитектуры. Это изощренный лабиринт улиц, где хочется ходить наугад. И, как в сказке, — ждать любого сюрприза за каждым углом))) Это настоящий альтштадт.
Второй район — Меркадильо. Он возник на волне христианских завоеваний и поэтому, он менее интересен.
Хотя именно здесь расположена площадь Пласа де Торрос с её известнейшей корридой, ведь Ронду считают прародительницей боя быков
Здешняя арена постройки 1781 года — одна из первых в Испании. Вездесущие любители корриды Э.Хэмингуэй и Орсон Уэллс много раз в своих произведениях описывают корриду в Ронде. Об этом я скажу чуть позднее.
Третий район — Сан-Франциско. В этот район вы попадете после прогулки по старому городу, дойдя до старой крепостной стены и древних ворот.
Это всего лишь пара монастырей и старое мусульманское городское кладбище. В 15 веке здесь был рынок. Торговцы не хотели входить в город из-за «бешеных» налогов. Они построили за чертой города таверны и харчевни, положив начало этому кварталу.
Что стоит посмотреть в Ронде?
Каким бы транспортом Вы ни прибыли сюда, направляйтесь к Новому мосту. Он называется Пуэнте Нуэво и разделяет (или соединяет?) старый и новый город. Этот мост вместе с ареной для боя быков местные жители считают душой и сердцем города. У моста расположена главная городская Площадь Испании, прославленная Хемингуэем в романе «По ком звонит колокол». Одна из сцен романа описывает, как в начале гражданской войны «фашистов» небольшого городка согнали дубинками на площадь и заставили пройти сквозь строй городских жителей, чтобы затем сбросить вниз с утеса.
Этот эпизод основан на событиях, которые действительно происходили на площади Испании
Только старая Ратуша сегодня превратилась в шикарный государственный отель — Парадор.
Но вернемся к нашему мосту.
Я прочитала в одной книге, что существовало два крупных проекта по созданию моста. Первый был реализован в 1735 году, в эпоху короля Фелипе V, он простоял всего 6 лет и обрушился. Тогда под обломками погибло 50 человек. Второй проект " вводился в жизнь» 42 года. Имя автора — Дон Хосе Мартин Адеула. Он получил все мыслимые почести за то, что сумел идеально состыковать 98-метровую махину с вертикальными стенками ущелья Tajo.
Существует легенда, что по окончании строительства Дон Хосе покончил жизнь самоубийством, бросившись в пропасть. В местной литературе этот миф опровергнут: автор после окончания строительства уехал в Малагу и умер там в 1802 году в возрасте 80 лет.
Пуэнто Нуэво — это шедевр, построенный из тесаного камня, он упирается в дно пропасти своим фундаментом. Три секции моста лучше смотреть снизу, красивые арки создают иллюзию легкости. В центральной части моста находится помещение примерно 60 м кв. Именно там была сначала тюрьма для наиболее опасных преступников и осужденных на смертную казнь.
Мост необычайно притягателен, и где бы мы ни ходили, всегда хотелось подойти к нему еще раз, только с другой стороны, снизу или сверху, и просто смотреть. И еще, он очень фотогеничен.
Утолив фотографическую жажду, мы отправились дальше, посмотреть, чем же ещё «богата» Ронда.
Про площадь герцогини Парсент я писала в предыдущей части, отсюда наши стопы направились к месту, занимаемом церковью Espíritu Santo, т.е святого Александра.
Храм был построен на фундаменте арабской оборонительной башни. Возведение христианской церкви на руинах мавританского военного сооружения были закончены в 1505 году. Внешний вид церкви отличается эпохальной строгостью, почти аскетичностью. Внутрь, к сожалению, мы не попали, двери были закрыты, но говорят, там очень красиво. Вокруг храма были не только древние шедевры, но и вот такие развалюшки (это не руины Алькасара, а уже более поздние творения).
Прямо у церкви можно подняться на крепостную стену Альмокабар, походить по ней, как в дозоре, полюбоваться на потрясающие пейзажи.
Естественно, если есть стена, то есть и ворота Альмокабар. Они построены в 13 веке — между двумя полукруглыми башнями — из камня с тремя соединенными арками. Название ворот происходит от арабского «аль — макабир» — ворота на кладбище.
Именно за воротами и начинается квартал Сан — Франциско, где мусульмане организовали главное кладбище. До 16 века здесь были пристроены и дополнительные секции, уже украшенные королевским гербом в клюве Императорского орла (герб Габсбургов).
Нам почему-то не шлось в сторону кладбища, хотя и осталась некоторая «недосказанность» осмотра. Но стопам не прикажешь, они направились в сторону арабских бань и двух других знаменитых ронденских мостов. Дорога к баням была райской, пели птицы, мы шли вдоль стены как бы вне города. Но долина была не менее живописна. А какие там маки!!!
Арабские бани, лежащие на территории некогда здесь существовавшего еврейского квартала, выстроены в конце 13-го начале 14-го веков. Несмотря на их из ряда вон выходящую архитектурную ценность, их предали забвению — христианская мораль не дозволяла некоторые нормы поведения — и воды реки Guadalevín в конце концов затопили их. Когда герцогиня de Parcent приказала начать разбивку садов в окрестностях, то обнаружили первые следы того, что осталось от бань. Но и тогда никто не обращал на них внимания, вплоть до 1935 года, когда земли под ними были выкуплены государством. Произведенные раскопки выявили три камеры — холодную, теплую и горячую, соединенные между собой полукруглыми арками и покрытые цилиндрическим потолком. В потолке камер проделаны отверстия в виде звезд, пропускающие дневной свет и создающие призрачный эффект, так способствующий отдыху и расслаблению. Часть нагревательной конструкции и систему водопровода удалось сохранить, и эксперты единодушны в своем мнении — это наиболее хорошо сохранившиеся бани той эпохи во всей Испании. Я видела фильм, где возле этих бань стояла башня с водокачкой и на самом верху один бедный ослик целый день ходя по кругу (в носу у него было кольцо, за которое держалась веревка), приводил в движение механизм типа лифта, который перекачивал воду из реки, а потом по желобам спускающуюся в ванны для арабов. Возле ослика целый день загорал какой-то раб. Как-то жалко мне было этого осла…
Возле арабских бань справа находится древний Арабский мост, местные называют его мостом Сан Мигеля.
Он самый маленький из трех, его сегодня еще называют Римский мост, хотя построен он арабами. Мост состоит из одной стрельчатой арки, высотой 12 метров, из-за такого низкого расположения он неоднократно подвергался разрушениям полноводной рекой. То, что мы видим сегодня, восстановлено в 1961 году. Несмотря на кажущуюся малозначимость моста, он все же играл колоссальную роль в жизни города, поскольку по нему проходил путь из предместья Аррабаль Бахо. Тогда это был единственный путь. Чтобы понять, надо на минуту представить себе Питер, когда мосты развели, а свести забыл. А город разделен ущельем глубиной до 170 метров…
Поднявшись по этой лестнице, мы попадаем на третий мост, не менее почитаемый в Ронде — Старый мост, или Пуэнте Вьехо.
Он стоит здесь с арабских времен, со времени царствования в Ронде короля Абомелика. Мост был восстановлен в 1616 году. Он состоит из одной арки диаметром 10 метров, его длина и высота 30 метров. В 1961 году была последняя реставрация, были добавлены балконы и шары.
Арка короля Филиппа V - это главные ворота в древний город. Когда обрушился Новый мост в 1741 году, возникла необходимость обновить вход, поскольку резко увеличился поток горожан и товаров, вынужденных снова пользоваться Старым мостом. Старые арабские ворота заменили на Новые, значительно больших размеров. В то время царствовал первый представитель династии Бурбонов на испанском троне Филипп V. Ему и посвятили…
Ворота представляют собой двойную арку из тесаного камня, увенчанную тремя пинаклями, украшенную ажуйской ракушкой и королевским гербом Бурбонов.
У арки Филиппа V находится шикарная смотровая площадка «Кресло мавра», овеянная легендами о любви и ревности.
Закончив любоваться видом на город через арку, мы направились к самой посещаемой достопримечательности Ронды — Дому мавританского короля.
Нам очень хотелось посмотреть тайное арабское укрепление 14 века — Мина.
По народному преданию, арабский король Абомелик построил этот таинственный стратегический объект, когда Ронда была бастионом на границе между Гранадским Эмиратом и христианским королевством. В Мина располагались королевские бани, дворцовые тайные комнаты. Об этом источнике стало известно, когда христиане длительно время осаждали Ронду, но она прекрасно себя чувствовала. Тогда маркиз де Кадис решил перекрыть поступление воды в город по реке Гуадалевин, которая питала источник короля. Ронда осталась без воды и обессиленные защитники сдались на милость победителя.
После взятия города из застенков подземелья освободили более 300 христиан. Их кандалы были развешены по приказу королевы Изабеллы Католической на фасаде церкви Сан Хуан-де лос Рейес в Толедо.
Мина начинается широкой лестницей, затем зигзагом и вниз идут ступени — 365! Крутых и скользких! Какой там Кёльнский Собор с его башней! Он нервно курит в стороне.
Очень крутые ступени выбиты в скале под оригинальной системой арок и сводов, они ведут в Зал Источника.
В прежние времена здесь находился источник воды и большое деревянное колесо, поднимавшее воду. Сюда спускались рабы, чтобы наполнить свои бурдюки водой и отправиться с ними наверх, в город.
Ниже по ступеням у реки построена укрепленная башня для воинов, защищавших источник. Эта башня была с «секретом», она служила потайным выходом из города.
Интересна оружейная комната, здесь хранились оружие и кандалы, а, кроме того, большие чаны для кипячения воды и масла. Они выливались из окон на головы противника.
Есть здесь и секретная комната. Она имела удивительную особенность: то, что сказано в углах, не слышно в середине комнаты.
Эта сохранившаяся военизированная система с источником, спускающаяся на 80 метров под город, до реки, является сегодня уникальной в Испании. Уникальной по своим удивительным решениям в инженерии и архитектуре.
Я получила истинное удовольствие, увидев реку, кажущуюся с Нового моста недосягаемой, у своих ног. Мы в самом низу! А как хороши отражения Ронды в водах реки.
Всю дорогу мне казалось, что в Ронде за нами кто-то наблюдает (справка от психиатра для ГАИ — «без патологии, на учете не состоит»). Но вот картинка для подтверждения, клянусь — ни грамма фотошопа! У горы есть глаза. А, может, это кот Бегемот?
После преодоления ступеней наверх, проклиная себя за то, что бросила World Class, упрекая свою подруженцию, что она весит на 20 кг меньше, чем я, мы наконец выбрались в сад, дыша, так, словно минут 10 были в тяжелой асфиксии. Так хрипит моя Капулетта после пробежки в жару 30 градусов. Только в это время у неё еще язык слегка синеет, мой же, наверное, был как у чау-чау….
Сады, окружающие Дом мавританского короля, называются Висячие сады Форестье и являются национальным культурным наследием Испании с 1943 года. Они построены в 1912 году по поручению все той же герцогини Парсент (она в то время владела домом). Ландшафтный дизайнер Форестье занимался символизмом, пытаясь найти через садово — парковое искусство идеалы Доброты, Красоты и Вечности. Самые известные его работы: парк Марии Луизы в Севилье, сады Монтжуик в Барселоне, дворец Лирия в Мадриде, сады марокканского султана в Касабланке, парк-Де Ла Пунта в Гаване.
Сады выполнены в испано-арабском стиле: изразцы, решетки на колоннадах, лестницы, клумбы и тротуары из керамики, необычное сочетание растений — пальмы, лавр, кедр, олеандр, мирт.
Безусловный плюс — потрясающие пейзажи, открывающиеся из сада на окрестности.
После садов нам захотелось пообедать. Захотелось выбрать красивое место на краю пропасти. Не скажу, что была довольна тапас (10 евро, классика, несколько бутербродов в тарелке),
но вид, открывающийся из ресторана заменил удовольствие от еды.
Иногда рестораны пользуются своим великолепным расположением и думают, что этого достаточно, готовить вовсе не обязательно. Если Нина " с крыльями» читает мой опус (сильно сомневаюсь) — вот здесь для неё: не ходите в этот ресторан!
Однако, вино, кофе и десерт сгладили неаппетитность тапас, и довольные, мы продолжили нашу прогулку.
На улице Calle Armiñán можно зайти сразу в три музея:
1) Музей Бандитов, был такой феномен в 19 веке.
Андалусия славилась своими разбойниками, точнее бандольерос. Власти их с удовольствием расстреливали и вешали, свои же собратья легко могли всадить нож в спину. Такая вот нелегкая жизнь… Конец XVIII — начало XX вв. — это период «романтических бандольерос». Разбойники того времени были своеобразными «Робин Гудами» — грабили богатых и помогали бедным, нападали на перевозчиков государственных ценностей.
Самым знаменитым бандольеро считают Хосе Марию Темпранильо. Его называли «королём» Сьерры-Морены. Благородный разбойник был воспет в народных легендах и песнях. Темпранильо грабил с особым изяществом и никогда не убивал. В конце жизни он был прощён властями; его даже назначили командиром Андалузского эскадрона общественной безопасности.
2) Музей охоты, рассказывающий о вековых традициях этого времяпровождения в горах Ронды
3) Музей Лара, во дворце Condes de la Conquista с обширной коллекцией антиквариата и художественных экспонатов. Это частный музей.
Лара Хурадо стал коллекционером в 10 лет. Сейчас ему около 80, он живет здесь же, над музеем. Чего там только нет! Часы, оружие, граммофоны, веера, фотокамеры. Есть зловещая выставка инквизиции с орудиями пыток — дыба, костедробилка и т. д. Есть магическая комната с заспиртованными жабами. Здесь, как в Греции, все есть. Но на вопрос — чего же он никогда не собирал? — ответ банальный: марки!
Вообще по Старому городу можно бродить бесконечно, лабиринты совсем не утомляют…
Вот например, дворец маркиза Сальватиерра, внезапно «выплыл» из-за угла.
Рядом стоит каменный крест.
Именно сюда дислоцировались войска маркиза кадисского во время осады Ронды. Фасад дворца выполнен в стиле барокко. Здесь и коринфские колонны, балконы, решетки местной ковки. Фасад дополнен неровным фронтоном, который поддерживают 4 индейца, которые дразнятся, высовывая языки. А девчонки, как обычно, стыдливо прикрывают свою наготу
Разглядывать символику Старого города можно бесконечно.
Но нам нужно было успеть посмотреть на Новый город, где тоже есть свои «погремушки». И главной является Площадь Быков.
Plasa de Torros — это душа города, его экономики, его общественной жизни. Это место прогулок и встреч молодых и пожилых людей, здесь можно поболтать, можно сделать покупки. Вместе с прилегающими улицами и площадями — это коммерческий центр Ронды. Раньше именно в этом месте сходились дороги на Малагу, Гранаду, Севилью и Кадис.
В конце этого центра — огромная эспланада с нависшими над пропастью садами и виды, виды, виды…
Здесь же — большой информационный центр для туристов. Здесь же набирает желающих экскурсионный автобус, который за 12 евро будет катать вас по всей Ронде в течение 75 минут и рассказывать про её историю и современность, делая остановки для фотографий.
Центром площади является, конечно же, арена для боя быков. Святая святых. Старейшая в стране коррида. Арена представляет собой идеальный круг с рядом арок на 136 тосканских колоннах. Есть и королевская резная ложа и много всего интересного. Открылась арена в 1784 году. Но почти сразу же случилась беда — часть трибун обвалилась во время большого празника. Пришлось её закрыть и открыть заново только через год. Восстановительные работы возглавлял все тот же Хосе Мартин Альдеуэла, который строил фешенебельный Новый мост.
Диаметр арены 66 метров, трибуны вмещают 5000 зрителей. И это единственная арена с каменной оградой.
Арена является собственностью Королевского корпуса верховой езды Ронды.
Этот корпус уходит корнями ко времени католических королей. Тогда, в 15 веке было создано Братство Святого Духа. В 16 веке король Филипп II издал указ реорганизовать все бывшие братства в Королевские общества верховой езды. И такое общество в Ронде было создано самым первым в стране. Оно занималось военным воспитанием испанской аристократии, а это — верховая езда, обучение обращению с оружием, турниры, бои быков. Обучение происходило на арене, всадники бросали вызов быкам. Так и родилась коррида.
Легенда гласит, что однажды в подобном бою знатный испанец упал с лошади. Ему грозила неминуемая смерть от бычьих рогов. Но очень быстро на арену выбежал местный герой Франсиско Ромеро, он отвлек быка, размахивая шляпой. Позднее он стал практиковать и шляпу, и плащ. А вот его сын Хуан, с 8 лет увлекающийся боями быков, ввел куадрилью (команду поддержки матадора), состоящую из 2–3 бандерильерос (пеших) и 2–3 пикадоров (верховых с пиками). Такая практика объединила привычки и аристократов (уважавших бои верхом) и простолюдинов. Теперь уже опасные бои стали проводиться во время праздников на главных площадях всех городов. А уже внук догадливого мужика со шляпой — Педро Ромеро (конец 18 века)- сегодня супергерой!!! Ему посвящено много всего — и памятники, и улицы, и рестораны, и специальные праздники в сентябре.
Он придумал правила, особые грациозные «балетные» движения, ввел использование мулеты (вместо шляпы своего деда), ввел в корриду красный плащ. Он убил почти 6000 быков, не получив ни одной царапины за свою жизнь. А жизнь эта на корриде была с 8 до 72 лет. Прожив 92 года, он был всегда в прекрасной форме, умен и красив. В сентябре проводятся ежегодные фестивали корриды, где выступают лучшие матадоры Испании. Во время боя матадоры одеты в костюмы 18 — 19 веков, очень богато украшенныые. Эти костюмы можно видеть в Музее корриды, а также на полотнах Гоий, который обожал рисовать Ромеро.
Теперь арена принадлежит известному в прошлом тореадору Антонио Ордоньесу, на ранчо которого очень любил проводить время Эрнест Хеменгуэй. Он обессмертил тореадора в «Опасном лете». Именно семья Ордоньеса положила начало сентябрьскому фестивалю корриды в Ронде.
Быков в Испании почитают. Среди археологических находок долины реки Тахо очень ценной является фигурка иберийского быка на пьедестале (I в. до н. э.) — «Бык из Ронды».Статуэтка вырезана из грубого цельного известняка. Круп быка украшен лентой с бахромой — атрибутом жертвенного животного. Ноги и глаза статуэтки выглядят преувеличенными и демонстрируют мощь быка. Возле арены Plaza de Toros установлена великолепная статуя андалузского боевого быка. Говорят, что эта скульптура животного — увеличенная копия иберийской статуэтки.
Однако бык возле знаменитой арены — работа современного скульптора. Она поражает динамизмом и реалистичностью. Статую установили в 2005 г. У ног бронзового «бойца» есть памятная доска. Надпись на ней гласит, что этот боевой бык — дар Ронде, как оплоту народных традиций, культуры, истории
Рядом с площадью Plaza de Toros простираются сады jardines de Blas Infante, в путеводителях это место называется Аламеда дель Тахо (по сути это 5 красивых параллельных аллей, ведущих к головокружительному променаду над ущельем).
Здесь стоит памятник Педро Ромеро, который правой рукой как ьы показывает первое правило Тауромакии: остановись! Хотя на самом деле оон нрворит: " ТИхо, не спеи! Ты откроеь сейчас в этой горловине глубиной 178 метров некий союз человеческого и божественного».
Cады — это парк-плато, возвышающийся над долиной реки Guadalevín. Построено все это было в 1787 году, напротив монастыря Мерсед. Кстати, здесь хранится рука святой Терезы, любимая святыня Франко. Она была в его личной коллекции. Что интересно, на создание этих садов не были потрачены деньги муниципальной казны. Использовались только штрафы, взимаемые с тех, кто нецензурно ругался в общественных местах, кто богохульствовал или скандалил. Благодаря этой гениальной выдумке были собраны средства не только на создание чудесного сада, но и на строительство площади Испании. Кроме всего прочего, обыденная речь аборигенов литературно обогащалась…
Побродив напоследок по этому променаду, походив по уютным улочкам Нового города, зайдя на вечернюю службу в близлежащий храм la Merced, у меня было ощущение, что я здесь очень давно… Но стоило нашему автобусу выехать за пределы города, как безумная мысль забилась в тревоге — а было-ли это все? А, может, это был всего лишь мираж? И Ронда — это город — призрак?
Многое я не включила в этот рассказ, многое не увидела, многое хотела бы повторить…
Но до отъезда домой оставалось всего 2 дня, а мы еще не видели Королеву Андалусии — Севилью. О ней я расскажу в следующей части.