Автомобильное путешествие по Исландии в середине мая 2014. Общий километраж — 3 600. Основное передвижение — по кольцевой с короткими отступлениями в стороны. Центр страны закрыт из-за снега.
Этот отзыв будет содержать мало личных впечатлений. Зачем они, ведь у каждого человека впечатления именно личные))). После первых двух дней у меня с мужем состоялся следующий диалог. Я в очередной раз: «Боже, как фантастически красиво!» Муж: «Оля, я это слышу каждые 2–3 минуты. Давай, ты один раз скажешь „Исландия — это фантастически красиво!“ и замолчишь?». Поэтому я сосредоточусь на информации, которой мне самой очень не хватало при подготовке к путешествию.
Отзыв адресован индивидуалам, собирающимся попробовать всю Исландию. Для путешественников в автобусах по Золотому и Серебряному кольцу информация бесполезна.
Искренне благодарю всех, кто не поленился написать отзывы до меня и, особенно, человека, помогшего мне с маршрутом и советами, Костю Theicelandist.
Состав группы: двое взрослых 36 лет.
Способ передвижения: арендованный в компании Go Iceland Гранд Витара. Машинка была не новая, 90 000 пробега, со следами тяжкой исландской гравийки на боках, но абсолютно беспроблемная. Даже хорошо, что она была коцаная по всему периметру, если бы мы царапнули гравием новый крузак, было бы намного хуже))). Больше 110 Витара на дорогах не шла, но там и ограничение 90))). Как муж сказал, у нас бы тут 160 летали.
Проживание: гестхаусы и коттеджи. При выборе проживания приоритет отдавался коттеджам с барбекю. Несмотря на чуть более высокую цену, чем гостиницы, коттеджи позволяют существенно сэкономить на питании. В супермаркете можно достаточно дешево (примерно 12 евро за килограмм) купить уже маринованную баранину в вакуумной упаковке. Она очень хорошо хранится (я ее из Рейкьявика сырую до Самары двое суток везла и довезла) и очень быстро готовится. Это же касается завтраков. Кроме того, номера в гостиницах очень маленькие, мне в таких некомфортно))).
Общий бюджет поездки на двоих (проезд+проживание+ бензин): Билеты Москва-Стокгольм-Рейкьявик и Рейкьявик-Дюссельдорф-Москва, купленные на момондо — 24.000 рублей. Проживание 13 ночей 1600 евро. Машина 12 дней 910 евро. Бензин 60 евро в день (примерно).
Самое сильно впечатление: одиночество. Когда ты 45 минут едешь по главной дороге страны, и нет ни встречных, ни попутных… Когда извержение Строккура вечером смотрели вшестером…Когда мы вернулись через две недели в Рейкьявик и десять машин в трех полосах на светофоре показались нам жуткой пробкой… Это сильно.
Полезная информация:
Проживание: если Вы, как и мы, выбираете коттеджи как основное место проживания, надо смотреть отзывы на них на различных сайтах. Как правило, в коттеджах нет хозяев и обязанность по поддержанию чистоты ложиться на самих туристов, а они ее выполняют не всегда. Поэтому в сомнительных случаях лучше, все же, гостиницу. Система получения ключей обычно следующая: за два-три дня до заезда вам присылают код к ящичку для ключей. Находится обычно у входной двери и забран в еще одну емкость для защиты от снега и дождя. Набираете код, забираете ключ, после отъезда запираете его там же. Коттеджи обычно расположены стайкой по 4–7 штук, то так, чтобы из окон одного другие были видны по-минимуму.
Великая вещь Исландии называется hot tube. Это ванна на 4–8 человек, наполняемая обычно проточной и термальной водой и находящаяся на веранде коттеджа. С трех сторон обычно защищена от ветра и нескромных взглядов дощатой стенкой. Какое блаженство после походного дня валятся в горячей воде на свежем воздухе с баночкой пива или бокальчиком холодного шнапса! Правда, в иные дни лучше в шапке))). Наличие в коттедже хот тьюба и барбекю оправдывает в месте проживания все)))). Возможно, хот тьюб не играет такой роли, когда тепло, но я сомневаюсь))).
Погода. Местные сказали, что нам сказочно повезло — почти всегда было солнце. Дождь шел только один день. Но надо сказать следующее — если человек правильно одет, погода не влияет ни на что. Природа Исландии прекрасна, фантастична и феерична при любой погоде. Погода может повлиять на качество фотографий, но никак не на качество впечатлений.
4
3
Дети. Мне показалось, что с детьми лучше держаться столичного региона. Дело в том, что в Исландии очень много точек, где тропинки идут в метре-двух от крутых скальных обрывов. Если ребенок подвижный и не очень послушный, до греха недалеко. Может, поэтому, мы встречали семьи или с грудничками, или с детьми лет 15–16.
Одежда. У нас была температура от +3 до +18 в разных местах. Временами дождь, ветер всегда))). Одежда: термобелье (теплое, зимнее); флиска; ветровка ветро и влагозащитная, такие же брюки; синтепоновый непромокаемый жилет, термоноски и мембранные непромокаемые кроссовки; перчатки; ветро- влагозащитная шапка. Шапка желательна с козырьком, потому что солнце очень интенсивное. Солнцезащитный крем обязателен! Если есть план идти куда-то пешком, желательно, чтобы количество пустых рюкзаков совпадало с количеством людей в группах, поскольку с подъемом становиться все теплее и надо раздеваться и складывать одежду. При наличии безропотного члена экспедиции рюкзак может быть один, но большой))). Я одевалась так: майка (типа борцовки, чтобы загар ложился) — термобелье — куртка — жилет — шорты — брюки. В рюкзак шапку, флиску, термобелье на ноги. Дальше по ситуации. Или одеваешь из рюкзака, или последовательно снимаешь с себя))).
Питание. Еда в ресторанах очень вкусная, даже если это гамбургер или пицца. Цена на рыбное второе блюдо — 20–23 евро, мясное около 30. Часто в эту цену входит тарелка супа дня. И с ним, и без оного одним блюдом можно наесться. Воду подают бесплатно. Бутылка вина около 30 евро. Пицца около 10 евро (в объеме такая, что мне хватало еще и на завтрак), гамбургер с картошкой фри 15. Чай только пакетированный, кофе скверный. Десерты разные, как повезет. Домашнее мороженое, если есть в меню, пробовать надо обязательно. Запередельно дорогой вращающийся ресторан Perlan меню гурмана из 6 блюд с 6 бокалами вина 270 евро на двоих (в нем подводили итог путешествию). Цены в супермаркете в память не запали. Там есть только одна проблема — все названия на исландском))) за 12 дней проб и ошибок чего-нибудь типа кефира или простокваши я так и не нашла))). Поскольку в мае там, мягко говоря, не жарко, и продукты в машине не портились, мы закупались на 4 дня. Обедали обычно бутербродами на маршруте, ужинали дома бараном на барбекю. Нужно помнить, что Исландия, кроме столичного региона, страна довольно пустынная)))) и гарантий, что чувство голода по времени совпадет с появлением ресторана никаких)))). Хотя, должна заметить, что от крупных туристических точек в часе-полутора езды обычно есть какая-нибудь еда. Выбирать не приходится, место питания обычно одно))). К качеству еды претензий никаких, вкусно было всегда, даже в какой-то гамбургерной в Исафьордах.
У самих точек интереса после Ледниковой лагуны еды нет!!!!
Правило первого магазина: как увидел, так все и купил. В следующий раз он (магазин) может быть завтра))).
Алкоголь. Самое правильное, по-моему, закупиться в дьюти фри в аэропорту Рейкьявика. Мы были в шоке, сколько покупали местные! Телегами вывозили! Мы застеснялись, а зря))) алкогольных магазинов около 20 на всю Исландию и график их работы похож на квест. По вкусу — местно пиво показалось нам водянистым каким-то, крепкий алкоголь… ну, просто крепкий алкоголь. В обычном супермаркете пиво не крепче 2,4%.
Заправка машины. Требует некоторого сосредоточения. Большая часть заправок автоматическая. Находите терминал для оплаты сбоку колонки. ПИСТОЛЕТ НЕ ТРОГАТЬ ПОКА! Сбоку экрана внизу есть кнопочка instructions. Если нажать ее, а потом СРАЗУ сунуть карту, все дальнейшие инструкции будут на английском. Особенность: карту в картоприемник надо запихивать со всей страстью, она почему-то очень тяжело входит. Важная деталь: автомат просит ввести примерную сумму на бензин. Вводите с запасом, так как списание происходит только после того, как бензин налит. Т. е., если вы ввели 5000 крон, их блокируют на карте, но если вошло только на 3500, эти деньги и списывают, а остальные разблокируются сразу. Следует жестко соблюдать правило «полбака». Если осталось полбака, заливаемся на первой же заправке, следующая может быть километров через 200.
Вещи, которые нужно взять с собой. Одежда описана выше, кроссовки должны быть трекинговыми без глупостей, так как много водопадов, реально много и часто дождь, что означает мокрые скользкие камни на тропах. При этом заграждений и прочих культурных глупостей обычно не предусмотрено (умный не свалится, а дурака не жалко))). Из вещей, которые почему-то никто не советует, а они нужны: термос для чая или кофе; пачка нормального чая (если это принципиально, в супермаркете исключительно пакетированный ройбуш непонятного состава) махровый халат (если собираетесь купаться в диких теплых источниках, до них от машины в +8 надо еще добежать))); шлепанцы на жесткой подошве для тех же целей, полотенца банные. Многие коттеджи не предоставляют постельное белье, так что его тоже придется везти с собой))). Вещь, которая круто НЕ НУЖНА с мая по сентябрь — фонарик (ночью светло как у нас часов в 8 вечера).
Дороги. Асфальт хороший, ровный. Грунтовки всякие, просто на одних можно переть под сотню в час, а на других не больше 70 из-за встречающихся раз в километр ям))). Нужно помнить, что ограничение скорости становиться обязательным при расхождении со встречной машиной, потому что вылетевший из-под колес гравий может наделать дел. Брод проезжали один раз, дно твердое, не буксовали. А еще на дорогу может выскочить овечья семья))) Или лошадь. Сайт, по которому можно отследить дорожную ситуацию www.road.is. Дороги часто закрывают, особенно в центре страны. Об этом ставиться специальный знак с текстом impassable. Все реально, проехать нельзя никак, если нет вертолета, проверялось трижды)))). Очень много указателей, в том числе на каждую достопримечательность, так что можно особо не заморачиваться с точными координатами. А так как дорог вообще мало, особо не заблудишься)). И вопрос, куда ехать не особо актуален: либо вперед, либо назад))).
4
Сувенирка. Свитера из шерсти около 100 евро, шапки-перчатки около 20–30. Все очень теплое. Брелки-магнитики и прочее 7–10 евро. Почти все тоже самое есть в аэропорту в дьюти фри, включая продукцию Голубой лагуны.
Описание путешествия.
День первый: Кеплавик — Мост между Европой и Америкой, GPS моста: 63.868353, -22.675596 (от аэропорта надо повернуть не направо, в Рейкьявик, а налево и держать на Гриндавик), термальная область Гуннухвер, обед в Grindavik в ресторане Salthúsið (еле-еле нашли, советую написать в ресторан и попросить его jps координаты) — коттеджи Eyjasól 3 (его координаты отличаются от реального местонахождения на 9 км)). Все очень интересно, все стоит посетить, просто начинать надо не так))). Когда я поеду второй раз, я начну по-другому. Надо сначала ехать в Рейкьявик, где сделать следующее: купить местную симку для интернета, поскольку wi-fi в Исландии вне отелей встречается значительно (в разы) реже водопадов. Если не хватает чего-то из экипировки, закупить там же, поскольку качество лучше, а одежда для высоких людей не проблема. Цены примерно как в России, но вещи лучше. Существует гастрономическая экскурсия по Рейкьявику (фактически, экскурсия в супермаркет и булочную), куда я непременно пойду в следующий раз, чтобы поход в супермаркет не превращался для меня в головоломку, и я не покупала продукты, ориентируясь на картинку на упаковке))). Сам Рейкьявик очень приятный, какой-то свежий и умытый, как провинциал в столице))). Переночевав в относительно привычных условиях с утречка поедем дальше. Но это правильный день, у нас вышло по-другому.
День второй — Гейзер Strokkur, Водопад Gullfoss, Laugarvatn Fontana, Национальный парк Thingvellir, Kerið, Reykjadalur (64°01’21.0"N 21°12’42.1"W), Hrunalaug (64°07’57.2"N 20°15’18.9"W)
9
3
Все достопримечательности Золотого кольца очень близко к автостоянкам, поэтому перезакладываться на походы к ним не надо. С природными источниками дело другое. До горячей речки Reykjadalur от указанных координат парковки еще идти и идти (часа полтора в гору).
4
Речка теплая, но не горячая. Если дождь и прохладно, купаться, думаю, будет холодно. По крайней мере, в +12 и переменную облачность купались только мы и только из принципиальных соображений)))
6
. Источник Hrunalaug очень теплый, как реально горячая ванна, так что, думаю, купаться можно хоть зимой. Он расположен в долинке, ветра нет. Две, не знаю как сказать, каменных купели, что ли… Одна со стенками (без вида, но и без ветра) и погорячее, другая без стенок и чуть холоднее. Есть даже некоторое подобие крытой раздевалки (уникальное явление для «диких» купалок). Нам очень понравилось. 12 мая мы там были одни где-то в течение часа, потом еще одна пара приехала.
6
День третий: Seljalandsfoss, Seljavallalaug, Skógafoss, Sólheimajökull, Dyrholaey, Reynisfjara, Sólheimasandur.
Почти все точки известны, поэтому только чуть-чуть про полезное. Sólheimajökull (63°31’56.2"N 19°22’12.6"W) (грунтовочка минут 15) небольшой ледник. Подъема не него не было (видимо, не сезон), мы просто дошли до него и чуть-чуть погуляли. Закладывайте часа полтора, если не ходить на сам ледник вверх.
Dyrholaey закрыта с середины мая по июнь. Вообще, как-то меня видом с нее не накрыло. На Этрету во Франции чем-то похоже. Это, наверное, единственное место в Исландии, которое на что-то похоже))). Асфальт до самого места, но ехать от главной дороги долго, минут 20. Видовая площадка, гулять особо негде.
4
Reynisfjara. Очень красиво и необычно. Мы были в сильный дождь и ветер, поэтому пляж принадлежал только нам… Очень сильные впечатления. Дойти до тупика и обратно, залезть на скалы, слезть… Около часа.
Sólheimasandur (63°27’34.3"N 19°21’52.6"W). Из текста маршрутизатора: «На широких песках пустоши Солхеймасандур можно найти фюзеляж старого американского самолета Douglas, совершившего в 1963 году экстренную посадку на побережье. Очень фотогеничное место. От дороги № 1 сразу после Скогара идет едва заметная грунтовая дорога, которая потом просто переходит в колею на черно песке. Следуйте данным GPS. Возвращаться на дорогу № 1 тем же путем». Реально потрясающее место. Место, где вокруг НИЧЕГО, самолет и твоя машина. Когда будем еще раз, заедем повторно обязательно. Можно проехать еще чуть дальше к морю.
2
Собирались еще в Thorsmörk, но дорога была закрыта.
Ближе к концу маршрута есть городок Vik. Там мы очень вкусно поели в ресторане Halldorskaffi Vikurbraut 28 (вывеска меленькими буковками над входом), есть wi-fi за 300 крон (следующий был найден через 600 километров примерно). Прямо по дороге, около заправки, магазин шерстяных вещей местной фабрики. В нем же большой сувенирный. Выбор сувениров был одним из лучших по дороге. Только странно, что в Рейкьявике сувениры немного дешевле. Если что-то пропустили, ничего страшного, в столице есть еще два магазина этой фабрики, один прямо на главной улице.
Ночевали в этот день в Scogar guesthouse. Ужасно забавное место (удобства общие, это единственный дискомфорт). Там хозяйка — философствующая интеллигентка, которая очень любит своих гостей, и с которой ужасно приятно общаться. Горячая обновляемая джакузи и лучший завтрак по дороге!
День четвертый: Fjarðarárgljufur, Jökulsárlón, Djupivogur.
Каньон Fjarðarárgljufur (63°46’09.7"N 18°09’19.4"W) — место очень красивое, дикое и романтичное. Координаты чуть не точны, или просто есть два маршрута подъезда к разным частям каньона. Та дорога, на которую вел навигатор, была закрыта, и мы поехали левее. И доехали, даже до туалета))). «Обгулять» со вкусом весь каньон часа полтора. Кроме нам, там была еще одна пара туристов))). Обалдеть.
3
Jökulsárlón. В комментариях не нуждается. Лед, холод, синий цвет во всех оттенках и понимание, что теперь ты знаешь, как выглядит вечность. Я поняла, почему это слово выкладывалось именно изо льда в «Снежной королеве». Все-таки, Андерсен был с севера…
Единственная полезность — хорошо остановиться у первой парковки, за километр-полтора до моста. Короткий путь через холмики — и вы смотрите на лагуну сбоку в полном или почти полном одиночестве. На основной обзорной площадке была «толпа» — машин 15. При том, что парковка машин на 200 наверное. Не поеду летом — толпа будет)))). В лагуне есть буфет и простенькая сувенирка. Очень красивый вид со второй площадки, которая выходит на океан. Посмотреть-пофотать-побродить — час-полтора.
5
Djupivogur. Имеет высокопарное название «старинная деревня датских купцов». Обычный исландский городок на 40–50 домов))) вид на маленький порт. Если хочется посидеть и передохнуть, прямо в порту есть «чайная» с десертами и супом. Вид на порт, очень приятно. Но делать там вообще нечего, от дороги можно не отклоняться.
Поесть в этот день пытались в Humarhöfnin, Hafnarbraut 4 | 780 Hornafirði, Хофн, знаменитом ресторане с лобстерами, но он, как приличный, работал с 18.00. Ну и ладно, поели в кафе двумя кварталами выше по этой же стороне. Вкусно!
В этот день поняли, что за дорогой надо смотреть, а не слепо доверять навигатору. Повинуясь его указаниям, свернули с дороги № 1 на короткий путь через перевал. И вот ползем по грунтовке все выше и выше, испытывая дикий страх перед появлением встречной машины (не появилась!), снег подступает все ближе к краям дороги и она наконец становится просто прорезанной в снежной стене в человеческий рост, вокруг туман, после каждого подъема может быть неожиданный поворот… В общем, адреналина хватило. Но впечатления волшебные. Потом в отеле посмотрели специальный сайт — за весь день по этой дороге прошло 12 машин…
Погода первые четыре дня была: переменная облачность; дождь, а потом солнце; переменная облачность; дождь с проблесками. Зато когда мы перевалили через горы и ушли севернее, началось СОЛНЦЕ (и у нас обгорели лица, потому что авторы предыдущих отзывов не писали о необходимость солнцезащитного крема)))).
Ночевали в Guesthouse Fljótsdalsgrund, отельчике на 8 номеров, в котором жили одни. Хозяйка по звонку приехала с соседней фермы, выдала ключи, уточнила в котором часу завтрак и уехала))). Были забавные ощущения, когда живешь один в пустом отеле у края гор… Спросили у хозяйки, есть ли северные олени. Она в ответ ткнула пальцем в пасущихся у дороги лошадей и разразилась жалобой. Оказывается, весна в этом году поздняя, травы мало. Поэтому олени, не будь дураками, спустились с гор и, ничтоже сумняшеся, жрут сено ее лошадей. И никакие меры воспитания к ним не применимы))). Приглядевшись, мы действительно различили средь лошадей десяток серых, небольших и рогатых))). Так что северные олени были буквально с доставкой на дом.
День пятый. Предполагались посещения горячих источников за Карахнюкой, но дороги были закрыты наглухо. А день был теплый, солнечный, безветренный!!! Нашли на столе информации в отеле карту, поискали водопад поинтереснее, и пошли))). Ходили часов 6. 6 часов полного одиночества, солнца и красоты… А в конце этого водопад, пробивающийся сквозь снежную шапку на вершине плато… Фантастика.
4
6
Потом к вечеру стаскались еще на Hengifoss, но так как уже устали, он меньше понравился. Да там уже и три машины туристов было — 6 человек, толпа!))). По уму, Hengifoss надо осматривать в первой половине дня, когда на него светит солнце, а водопад в конце долины — во второй. У нас получилось наоборот, но это не важно.
Вечером хозяйка пригласила к себе на ферму посмотреть ягнят. Я не впечатлилась, а мужу понравилось.
4
День шестой. Dettifoss, Hverarönd, Krafla, Dimmuborgir
Dettifoss и еще один водопад рядом. Красиво… Как везде. На осмотр двух водопадов, особенно в мае (шли по снегу, на вылезших из автобуса китаянок в туфлях было жалко смотреть), нужно часа 2.
7
5
Лучше посещать в таком порядке. Hverarönd прямо рядом с парковкой, интересное место (серой воняет, конечно). За полчаса можно обойти все и пофотографировать.
5
Krafla — мы были, когда озеро в кратере еще не растаяло, и до парковки было доехать нельзя. Но красота места была фантастической. Ощущение края мира и того, что ты смотришь на него как в первый день творения… И опять туристы — человек 6))).
6
Dimmuborgir — отличное место, как парк развлечений для взрослых скалолазиков))). Он закрывается в четыре (на дверь 60 см. высотой накидывается крючок снаружи). Мы решили, что не будем сорить и оскорблять каким-либо еще способом природу, откинули крючок, зашли и заботливо закрыли его за собой. Таким образом, парк осматривали в одиночестве))). Уже на выходе встретили еще одних таких же умных… Само же место изумительное. Только жаль, что на фотографиях не очень смотрится, так что можно особо не ущелкиваться фотоаппаратом, а просто гулять… Там еще и ветра не было, а это уже вообще из области фантастики.
1
Ночевали в коттеджах Einishus — самые дорогие по маршруту, но и самые новые и хорошо обставленные. Там забавная отделка — просто шлифованными листами фанеры, не лаченными и не крашенными. Отличный хот тьюб.
День шестой: Хусавик (киты) и каньон Ásbyrgi.
С китами повезло — видели штук 5–6 обычных и одного гигантского голубого (за день до этого туристы жаловались, что даже плавника не заметили). Сказали, что такой попадается раз 5 за сезон. Обрадовались. Мужу очень понравилось, мне как-то так…
4
Потом у нас сломался кораблик и за нами пришел парусник. Получилось дополнительное приключение (хотя вместо полутора часов торчали в море 3,5). Уже к вечеру добрались до Ásbyrgi. Волшебное место, верится и в подкову Одина (якобы каньон — это след от его коня), и в эльфийский лес на дне каньона… Место, где действительно есть магия.
День седьмой: Goðafoss, Grettislaug, Vatnsnes.
Про Goðafoss муж ворчал поначалу, что водопадов с него хватит. Но место величественное. И от парковки близко))).
Grettislaug — природный горячий источник, в котором, по преданию, грел кости знаменитый отшельник Греттир Сильный, после того, как вплавь добрался от маленького островка Дрангей до побережья фьорда. Мучимая тоской по историческим местам, я решила туда-таки добраться. Проехали через Акюрейи (он меня чем-то очаровал, надо в следующий раз там остановиться). Потом асфальт, потом грунтовка… А погода викингская — температура около 0, ветер жуткий и дождь, задумывающийся о том, чтобы стать снегом. Едем-едем по грунтовочке, и доезжаем до закрытой калитки с надписью по-исландски, из которой понимаем только слово «локид», т. е. закрыто. Однако решаем, что добравшись по такой погоде до этого места мы не можем быть остановлены какой-то надписью… Открываем калитку и едем дальше. Потом мы пришли к выводу, что это просьба закрывать калитку за собой, чтобы не разбрелись лошади. Добрались до купели и даже купались в ней, что требовало мужества (раздевалка обозначена двумя стоячими камнями), особенно когда вылезали мокрые на холод и дождь… Но запомнилось и понравилось))).
На Vatnsnes должны были увидеть котиков, но не увидели. Ну и ладно. Ветер был жуткий, из машины выходить не хотелось.
6
Приехали в коттедж, где должны были ночевать. Bakkaflöt 1. И тут первый раз нарвались. Грязно, коттедж продувается насквозь, в хот тьюбе грязь по колено… А нам даже уехать некуда, потому что интернета нет, и как искать место в гостинице, непонятно. Позвонили парню, который делал нам маршрут, Косте Theicelandist, попросили найти гостиницу с интернетом. Он нашел, дотрусили еще до нее минут сорок, и, наконец, упали в кровать. Гостиница была с ужином, работали две девчонки, одна из которых была глубоко беременна… Если бы не необходимость трястись 27 км по грунтовке до нее, там бы и остались: вид из номеров потрясающий, джакузи, сауна, горячие источники…
5
Нашли по инету коттедж на молочной ферме с хот тьюбом и барбекю, Erpsstadir Cottage, в отличие от всех остальных, отдельно стоящий. Старенький, но очень уютный, с хот тьюбом из геотермального источника. Там и прожили в уюте до отъезда.
Надо отметить качество сервиса сайта Bungalo — по жалобе 80% от стоимости проживания нам вернули. И сказали, что если бы мы сразу предупредили хозяина об отъезде (я в бунгало сразу написала, а хозяину не стала), вернули бы все деньги. Но мы и 80% были счастливы.
День восьмой: Dynjand, Brjanslækur(паром).
Поехали по фьордам до Dynjand. Дорожка извилистая, местами грунтовая, адреналиновая малость. Лучше на джипе. Водопад потрясающий, абсолютно сказочный, как на картинах Валеджо. День был разгрузочный, просто балдели у водопада, переползая туда-сюда… Солнце, фьорд… Красота.
6
Brjanslækur — паромная переправа до Stykkisholmur. А оттуда еще километров 40 грунтовки… Паром уходит в 18:00. Промежуточная остановка: остров Flatey. Всего паром идет 3 часа 15 минут. Билеты и место для авто лучше забронировать заранее, даже в мае. Билет: 25 евро/чел. Авто: 25 евро. Мне на машине больше понравилось, а мужу(водителю) почему-то на пароме))). На пароме есть буфет и бесплатный кофе.
День девятый. Снайфетльснес.
Да ничего особенного, честно говоря. Маршрут не нужен, за день можно объехать все указатели. А можно, если время поджимает, и вообще не ездить. Может, если бы залезли на вулкан, было бы интереснее, но дорога была закрыта. Наверное, после Vatnsnes наименее интересное место. Есть горячий источник Rauðamelslaug (64°52’12.3"N 22°17’00.8"W), но мы про него просто забыли (((.
В Стиккисхольмире есть Бонус))) (в смысле, супермаркет).
День девятый: Glymur, Hraunfossar
Последние дни планировались как разгрузочные, поэтому точек стало мало. Глимур — самый высокий водопад в Исландии, но идти к нему часа два в один конец, и отнюдь не по ровной дорожке… В одном месте через речку надо перебираться по камням и бревну, держась руками за трос…
Но дорога очень красивая, подъемы тяжелые, но обустроенные чуть-чуть, виды — сумасшедшие. Если с этого начинать (когда едешь по часовой стрелке), так, наверное, умереть от восторга можно. Но Fjarðarárgljufur круче.
Hraunfossar — водопад из волшебной сказки. Обязательно надо посмотреть. Сразу вспоминается Хоббитон, почему-то… Водопад прямо около парковки, на осмотр не более 20 минут.
7
День десятый: Рейкьявик, Голубая лагуна, ресторан Perlan и домой…
День был спланирован неправильно, или надо было выезжать очень рано. Времени на осмотр Рейкьявика не осталось, прошлись только по торговой улице, докупили подарки домой.
Рейкьявик мне понравился, там можно с удовольствием побродить часов 5–6. В магазинах одежды есть интересные вещи, но довольно дорогие (видела шерстяную куртку-пальто очень необычного кроя за 200 евро и очень красивую сумку из рыбьей кожи за 400).
Голубая лагуна. Если ехать туром Рейкьявик — Золотое кольцо — Серебряное кольцо, то она, конечно, must see. Но если ты уже в десятке природных источников покупался, то не катит. Была, видела, больше не поеду. Косметика хорошая, цена на уровне Диора и Герлена. Можно просто зайти отдельно в магазин и посмотреть на лагуну снаружи ().
Ресторан Perlan — must see. Он вращающийся, кусочек великосветской жизни после диких просторов. Даже в четверг ресторан заполнен, поэтому бронировать надо заранее. Кухня и обслуживание выше всяких похвал, чувствуешь себя героем фильма о высшем свете (в джинсах и кроссовках пустили без звука). Было солнце, мы еще раз осмотрели все горы, которые присматривали за нами в пути, и я чуть не заплакала, что уезжаю…
Такси до вокзала, билет до аэропорта, взятый из камеры хранения багаж. Мы улетаем. Но мы вернемся. И, скорее всего, не один раз.
Помните высказывание Станиславского, что ни один актер не переиграет кошку? В Исландию ни в коем случае нельзя ехать до многочисленных поездок в Европу и Азию. Самым прекрасным надо заканчивать. Потому что это та самая кошка, после которой, видя игру самого великолепного Лондона или Парижа, я буду улыбаться чуть-чуть… Я-то теперь знаю, что значит «красиво»… Мы ездим с мамой каждый год в Рим или Париж — погулять недельку по городу. И только в этом году я робко скажу: «Мам, а может, в Рейкьявик…». Она не поймет. Но кто был в Исландии — поймет точно.