Ты заходишь в облупленное здание заводского музея, кажется, на территории завода более-менее целым сохранилось только оно да проходная, и столбенеешь. Культурный шок. Жмуришься, пытаешь представить, какой длинны стояла бы в подобный музей очередь в любой европейской стране и снова жмуришься. Здесь только ты, смотрительница музея и экспонаты. Не то что очередь, люди-то редко вокруг попадаются. И есть ТАКОЙ музей. Музей того, что мы потеряли уже почти безвозвратно.
2
История завода цветного стекла насчитывала 129 лет на момент остановки печи. Для подобного производства остановка печи — остановка сердца — верная смерть. 1873 — 2002. Это годы жизни. R.I. P. Red May.
С 1873 бывший здесь химический заводик меняет владельцев, а новый хозяин — купец 2й гильдии Андрей Васильевич Болотин — ставит первую стекловаренную печь и в этом же году на завод приезжает известный стекловар Василий Векшин, благодаря ему завод начинает работать с цветным стеклом и успешно это делает до самого закрытия. До 90-х гг 20 века история завода — история успеха. «Совершенно замечательная по своему разнообразию и неожиданному изяществу» — так оценивал продукцию завода Болотина известный в свое время профессор-«стекловед» А. К. Крупский. Золотые и серебряные медали на Всероссийских художественно-промышленных выставок в Москве и Нижнем Новгороде, получены в 19 веке, в 20-м же веке самый известный заказ полученный заводом — рубиновое стекло кремлевских звезд, на их фоне изготовление подарков на юбилеи Хрущеву и прочим значимым фигурам нашего советского прошлого уже так, пустяки на понюшку табака. Подумать страшно — на месте этих руин были цеха, в которых делали кремлевские звезды — символ страны…
2
между лампами, сделанными по подобию Болотинских, лежат детали кремлевских звезд, то самое рубиновое стекло.
1
Мы думали, что проведем в музее около часа, но нам не хватило двух часов. Закончив первый круг по небольшому, и единственному, залу музея мы были готовы повторить. Постоянно казалось, что-то мы не разглядели, пропустили. Экспозиция очень насыщенная.
2
Сульфидное стекло, кракле, многослойность, золото, эмаль, роспись люстром, силикатные краски, алмазная грань, глубокое травление… Мастера завода владели приёмами обработки отнюдь не хуже прославленных чехов и муранцев.
3
«Красный май» — так завод назывался с 1923 года — единственный завод во всем мире, где сульфидное стекло использовалось для созданий массовых изделий основного ассортимента.
3
Сульфидное стекло при разных степенях нагрева и продолжительности обработки может давать широкую гамму цветов и оттенков от бледно-голубого, до почти черного, через кофейно-янтарную гамму, так же это стекло может изменять степень прозрачности. Впервые изобретено в 1952 году инженерами Е. А. Ивановой и А. А. Кирьёненым на Ленинградском заводе художественного стекла. И с 1959 года оно уже широко использовалось на «Красном Мае».
В 2002 году остановили стекловаренные печи. Даже при плановом холодном ремонте печи слив стекла и следующий после ремонта запуск печи, это процесс долгий и дорогостоящий, а так, при остановке без надежд на будущее, шансов на следующий запуск почти нет. Но, видимо, и восстанавливать производство никто не собирался. Печи с застывшим стеклом просто сломали. Сейчас вся территория завода частично руинирована, частично медленно ветшает. Жутко.
2
золотой рубин
1
Тоже дореволюционное изделие. Очень глубокое травление, матирование, не менее трех слоев стекла - внутри цветы желтые...
Но музей еще жив. Чудом его не растащили и не распродали с 90-х. Без отопления зимой, хорошо хоть с электричеством, почти на одном энтузиазме. Низкий поклон его смотрительнице, за то что она делает, что жив музей на руинах завода, за не разворованные фонды.