Марбург, нем. Marburg an der Lahn — университетский город, центр района Марбург-Биденкопф в земле Гессен с населением примерно 78 тысячи человек.
Город расположен на реке Лан.
Марбург, нем. Marburg an der Lahn — университетский город, центр района Марбург-Биденкопф в земле Гессен с населением примерно 78 тысячи человек.
Город расположен на реке Лан.
Сегодня он является центром области Средний Гессен (Hessen).
Марбург основан Софией Брабантской в XIII веке как резиденция гессенского ландграфа.
Название города произошло от старонемецкого «mar©" (граница), так как он находился на границе между тюрингским графством и майнцким еписковством.
Марбургский университет основан в 1527.
Он является первым протестантским университетом Германии.
Именно в Марбурге состоялся знаменитый «Марбургский разговор о религии» — диспут между Мартином Лютером
и Ульрихом Цвингли
о значении причастия.
В 1736 в Марбург прибыл двадцатидвухлетний студент из Петербурга Ломоносов Михаил Васильевич.
В принципе этим и несколькими ссылками на странички города, университета и пр. можно было бы ограничиться.
Например здесь масса интересных фото
Разве что добавить про центр для слепых (один из или даже самый крупный в Германии), про концерты органной музыки…
Однако я ехал в Марбург не за этим.
Конечно я сфотографировал всё увиденное и, надеюсь, помогу вам составить представление о «городе на горке», который конечно достоин посещения.
Но для меня это была особая поездка — я ехал проверить память, сравнить впечатления.
Дело в том, что в Марбурге я учился с 1 ноября 2000-го по 1 ноября 2001-го. Точнее по 1 августа, поскольку потом было 3 месяца практики в Дюссельдорфе.
Так что это третий по продолжительности период моей жизни в Германии.
Я учился в Колледже имени Лессинга,
в группе таких же эмигрантов, некоторые из которых жили к тому времени в Германии по 20 лет, а некоторые чуть больше года.
Например Йозеф, русский немец (звучит немного комично) приехавший из Сибири, где работал переводчиком на турецко-немецкой строительной фирме. Немецкий — первый язык на котором он начал разговаривать в детстве, при этом по-русски говорит безукоризненно.
Много полезного я узнал в колледже, где основными предметами для будущих GUS Fachberater (советник немецких предпринимателей, планирующих работать со странами СНГ) — языки (немецкий и английский), основы бизнеса, политическое устройство Германии и пр.
Учёбу и проживание оплачивало ведомство по труду, так же как и расходы на питание, проезд и пр.
Тогда я впервые более-менее подробно познакомился с компьютером, получил доступ в Интернет, приобщился к современным достижениям.
Мне удалось сагитировать нескольких коллег по учёбе и в выходные мы на автомобиле одного из одногруппников выезжали в расположенные относительно недалеко города.
Именно тогда я впервые посмотрел Кассель, Лимбург, Франкфурт на Майне, Гиссен, не говоря о Марбурге.
В среднем раз в 2 недели я ходил на концерта органной музыки в Мариенкирхе,
десяток раз посещал Элизабеткирхе,
многократно исходил вдоль и поперёк старый город, поднимаясь в него как на лифтах, так и пешком. Вместе с прожившим к тому времени в Германии 10 лет товарищем, ходил на танцевальные вечера. Кстати с тех пор больше не довелось…
Приехав в Марбург спустя ровно 7 лет и, поставив автомобиль на стоянке неподалёку от самого-самого центра, двинувшись в сторону старого города я понял что помню практически всё до мельчайших подробностей.
Гессенский университетский городок Марбург живописно раскинулся по обоим берегам реки Лан в земле Хессен (Hessen).
Над городом, на горе, возвышается замок,
чуть пониже — Лютеранский собор, а между ними живописно карабкаются по склонам улочки Старого Марбурга.
Помимо живописности, Марбург — общенемецкий центр химической и фармацевтической промышленности, а также важный медицинский центр (в первую очередь благодаря университетской клинике Марбурга).
Достопримечательности Марбурга
История Марбурга, как и его замок и собор, связана в первую очередь с одной из главных немецких святых — Св. Елизаветой.
Жена ландграфа Людвига Тюрингенского, всю свою жизнь занимавшаяся благотворительностью и, несмотря на свое общественное положение, сама ухаживавшая за больными и немощными, умерла в Марбурге в 1231 г. и буквально через год после смерти была канонизирована.
Над ее мощами был построен Собор Св. Елизаветы,
а ее потомки, ландграфы Гессенские, правили Марбургом до середины XVII века и построили городской замок.
Собор Св. Елизаветы (Elisabetkirche) стоит на севере Старого города Марбурга. Это один из первых целиком готических соборов Германии (XIII век). Собор прекрасно сохранился, его богатое внутреннее убранство, конечно же, в первую очередь посвящено Св. Елизавете Тюрингенской: золотая рака с ее мощами, статуи святой и замечательные готические витражи (XIII–XV века) с ее житием.
Интересная деталь из совсем другой эпохи — в Северной капелле похоронен последний рейхспрезидент Германии
Пауль фон Гинденбург, человек, под влиянием обстоятельств назначивший в 1933 году Гитлера главой немецкого правительства.
По Старому городу «рассыпано» множество церквей (в основном — позднеготических) и фахверковых построек, старинных домов зажиточных горожан из кирпича и дубовых балок.
А над Старым городом, как уже было упомянуто, возвышается Марбургский замок.
Отдельные постройки замкового комплекса — к примеру, раннеготический Рыцарский зал и замковая часовня (XIII век), а также казематы замка, открыты для посетителей.
Этот великолепный рассказ взят мною в июльском (2008) номере журнала Партнёр, выходящего в Германии.
Автор рассказа — журналистка из Франкфурта на Майне Марина Баст.
Улочки, домики, карабкающиеся по склону горы к замку, венчающему всё это торжество фахверка, черепичных крыш и старинных кирх.
Город опрокидывается на путника своим великолепием и ошеломляет его. «Я стоял, заломя голову и задыхаясь. Надо мной высился головокружительный откос, на котором тремя ярусами стояли каменные макеты университета, ратуши и восьмисотлетнего замка.
С десятого шага я перестал понимать, где нахожусь». И еще: «Улицы готическими карлицами лепились по крутизнам. Они располагались друг под другом и своими подвалами смотрели на чердаки соседних.
Их теснины были заставлены чудесами коробчатого зодчества. Расширяющиеся кверху этажи лежали на выпущенных бревнах и, почти соприкасаясь кровлями, протягивали друг другу руки над мостовой. На них не было тротуаров. Не на всех можно было разойтись».
Таким увидел Борис Пастернак Марбург, сойдя с поезда в 1912 году.
Сюда он приехал учиться философии у всемирно известного главы неокантианской школы профессора Германа Когена.
Ожившая декорация, А спустя некоторое время сделал открытие.
Ведь так же смотрел на этот город и Михаил Ломоносов, приехавший в Марбург почти за 200 лет до поэта в 1736 году.
«Вдруг я понял, что пятилетнему шарканью Ломоносова по этим мостовым должен был предшествовать день, когда он входил в этот город впервые, с письмом к Лейбницеву ученику Христиану Вольфу, и никого еще тут не знал. Мало сказать, что с того дня город не изменился. Надо знать, что таким же нежданно маленьким и древним мог он быть уже и для тех дней. И, повернув голову, можно было потрястись, повторяя в точности одно, страшно далекое, телодвиженье. Как и тогда, при Ломоносове, рассыпавшись у ног всем сизым кишением шиферных крыш, город походил на голубиную стаю, завороженную на живом слете к смененной кормушке.
Я трепетал, справляя двухсотлетие чужих шейных мышц. Придя в себя, я заметил, что декорация стала реальностью». Непрерывность связи поколений, непрерывность культуры и истории. Здесь это видишь воочию. Идя по Марбургу, цепляясь взглядом за фахверковые чудеса, просто кожей ощущаешь некую нереальность, двойственность.
Как сейчас бы сказали, виртуальность этого города, когда, существуя в сегодняшнем дне, ты поворачиваешь голову и вдруг оказываешься на 300–500 или больше лет назад.
Это же чувствовал и Пастернак.
Оглядываясь, ты замечаешь, как спешат сквозь толпу братья Гримм, Якоб и Вильгельм.
А вот рядом с книжным развалом у букиниста — Денис Папин, изобретатель паровой машины.
Тебя отвлекает на минуту смех и шумный спор группы студентов, и тут же — как наваждение — ведь вот так же точно спорили здесь в 1529 году Мартин Лютер и Ульрих Цвингли о теологии. (Знаменитый «марбургский спор» о значении причастия.)
Вдруг среди многочисленных лесенок, ведущих к замку, мелькает силуэт женщины.
Уж не сама ли это Елизавета Тюрингская, спешащая к своему госпиталю утешить страждущих и помочь обездоленным? Запутываясь в круговерти переулков, лесенок и расщелин между домами, вдруг оказываешься у старинного колодца.
А рядом под ногами шестисотлетние камни разрушенной еще в Средневековье синагоги — отзвуки трагедии.
Город мемориальных досок Первое упоминание о Марбурге относится к рубежу IX–X столетия.
Но только к XIII веку приобретает город широкую известность, благодаря Елизавете Венгерской (или Тюрингской), графине, канонизированной за благочестивые деяния. Являясь страстной поклонницей Франциска Азисского, Елизавета Тюрингская основала в Марбурге госпиталь для больных и немощных, в котором сама ухаживала за ними.
Здесь же, в Марбурге, и была погребена в 1231 году, умерев 24-х лет от роду.
Госпиталь существует и по сегодняшний день. Немецким орденом на месте захоронения праведницы была воздвигнута одна из самых прекрасных церквей раннего Средневековья Elisabethkirche.
Основанный же в 1527 году ландграфом Филиппом Великодушным Марбургский университет вывел город на уровень крупнейших научных центров Европы.
Блуждая по улицам Марбурга, то и дело натыкаешься на мемориальные доски.
Вот здесь жили братья Гримм, а здесь — Михаил Ломоносов,
здесь — замечательный живописец Вильгельм Риттер,
а там — писатель Хосе Ортега-и-Гассет, нобелевский лауреат по химии Карл Циглер
и театральный режиссер Эрвин Пискатор.
А в этом кафе любил бывать Булат Окуджава.
Когда петух над Марбургским собором
Пророчит ночь и предрекает тьму,
Его усердье не считайте вздором,
Но счеты предъявляйте не ему.
Он это так заигрывает с нами,
И самоутверждается при том.
А подлинную ночь несем мы сами
Себе самим, не ведая о том.
Он воспевает лишь рассвет прекрасный
Или закат и праведную ночь.
А это мы, что над добром не властны,
Стараемся и совесть превозмочь.
Кричи, петух, над Марбургским собором, Насмешничай, пугай, грози поджечь.
Пока мы живы и пока мы в горе,
Но есть надежда нас предостеречь.
Это одно из последних своих стихотворений Булат Шалвович посвятил замечательному переводчику и преподавателю Марбургского университета Барбаре Кархофф, много сделавшей для сохранения отметин русской культуры в Марбурге. Марбург — это город сказка, город-история.
Для Пастернака многое было связано с этим городом. Это был город мечты, куда он так стремился в пору своего увлечения философией. Город утраченной любви, отзвуки которой слышны в стихотворении «Марбург».
Я вздрагивал. Я загорался и гас. Я трясся.
Я сделал сейчас предложенье,
— Но поздно, я сдрейфил, и вот мне — отказ.
Как жаль ее слез! Я святого блаженней.
В тот момент, когда профессор Коген предложил талантливому юноше всерьез заняться философией, выбор был уже сделан, произошла перемена жизненного пути, и литература становится основным занятием Пастернака. «Прощай, Германия, прощай, философия!»
Эти слова поэта написаны на мемориальной доске дома, где квартировал Борис Пастернак в свою марбургскую бытность.
Надеюсь было интересно.