Турист NatalyA (NatalyA)
NatalyA
была 17 мая 2019 12:00

Ярославль — Россия Июнь 2007

Ура! Ура! Наконец-то лето! Дождались! Едем в отпуск! Наконец-то мы доберёмся до Ярославля! — мы решили, что этот город будет стартовой точкой нашего долгожданного летнего отпуска и сложного маршрута:

Москва — Ярославль — Вологда — Кириллов и Ферапонтово — Петрозаводск — Валдай — Москва.

Признаюсь сразу — раньше почему-то всеми силами мы старались избежать посещения Ярославля. Подождите, не кидайте пока в меня камнями — попытаюсь оправдаться. Дело в том, что ещё зимой, когда мы ехали в Кострому, то хотели в него заехать, но были шокированы переплетениями трубопровода на въезде, похожими на стальные кишки. И как-то с Ярославлем у нас и так всегда связывалась ассоциативная цепочка в виде лаков, красок, пива, плюс ещё эти трубы добавились. То есть в головах прочно и непривлекательно нарисовался промышленный портрет города.

Кто же знал, что Ярославль — ТАКОЙ красавец?! Ярославцы, записывайте нас в ваш фан-клуб. Ваш город нас покорил, обаял, влюбил, заинтриговал и зацепил.

В Ярославле мы останавливались всего на один день и попытались охватить его рамками максимум достопримечательностей. Но всё равно — остались голодными. :) Хотим ещё! И поэтому обязательно приедем в этот обалденно красивый, современно-энергичный и по-старинному спокойный город.

Дорога и ночной Ярославль.

От Москвы до Ярославля — 267 км. Но мы перемудрили с дорогой.

Во-первых, испугавшись выходных дачных пробок на Ярославке и прочитав чей-то упоённый отзыв, решили ехать по Щёлковскому шоссе, а затем свернуть по 3-му бетонному кольцу на Ярославку. Цель — экономия времени.

Во-вторых, мы решили выехать в пятницу вечером, чтобы переночевать в Ярославле, с утра пораньше встать и побольше провести времени в городе, поскольку вечером нам нужно выезжать в Вологду. Цель — максимальный и спокойный осмотр достопримечательностей.

Ярославль – город, Славящий Солнце. Часть 1

В результате — ни то, ни другое, нам практически не удалось.

Начну с дороги. Объезд по Щёлковскому шоссе — глупость несусветная (отзыв в порыве порвали на мелкие клочки:(). Щёлка сразу резко за МКАД сужается в двухполосную дорогу, зажатую деревенскими домами. Поэтому пробка там была — невероятная. Ужас. Ужас.

Поворот на 3-е бетонное кольцо мы чуть не проскочили в темноте (указателей-то нет), а главное, ехать по нему до Ярославки значительно долго. Времени мы не то чтобы выиграли, а вообще только потеряли. Сделали для себя вывод — думать надо своей головой, а не доверять некомпетентным бумажкам.

Дорога была очень тяжёлая. Мы даже не ожидали. В ночи видели две очень серьёзные и страшные аварии, и ещё попали в какую-то гарь от пожара за Переяславлем-Залесским. В темноте (~час ночи) на выезде из Переяславля встали в пробку из фур (авария) и вдруг, медленно двигаясь, попали в белое облако дыма. Салон стало заволакивать угарным газом, выехать не можем, стоим на месте, чихаем, глаза слезятся, ощущение паники.

Мы выехали из Москвы в ~7 часов вечера, и рассчитывали приехать к часу ночи в Ярославль. Приехали в ~4 утра. Оказалось — из-за нас вся маленькая гостиница стояла на ушах. Дежурная не спала, звонил директор, все звонили нам, что случилось и когда нас ждать. Единственное утешение — наше путешествие началось в самую короткую ночь года — с 22 на 23 июня — не успела огромная лимонная круглая луна показаться на сизом небе, так её уже стукнуло по боку, как бильярдный шар, рассветное персиковое солнце.

В Ярославль въезжаем ночью. В 3 часа. Удивительное дело, как ночью меняется город. Дневное многоцветье исчезло, осталось только два конкурирующих цвета. Оранжевый свет фонарей борется с плотным ультрамарином ночи. Люди, дома, улицы либо оранжевые, либо темно-лиловые. Ночью город становится совершенно другим, не похожим на себя дневного. В город мы въезжаем по оранжевой от света фонарей пустынной Московской улице, она длиннющая, наконец, позади остаётся мост и, наверное, мы в центре, судя по смене оранжевых пятиэтажек оранжевыми старинными особнячками. Центр Ярославля бурлит активной ночной оранжевой жизнью. Весёлая оранжевая компания помахала нам оранжевыми бутылками пива в направлении нужной нам улицы Некрасова, и даже оранжевый толстяк-ярославец с аналогичной маркой пива в руке подробно, тщательно и дружелюбно описал нам достаточно сложный подъезд к нашей гостинице. Но мы всё равно заплутали. Въехали уже в менее освещённую часть Ярославля и уже у лилового молодого модного и абсолютно трезвого парня стали спрашивать дорогу. Лиловый ярославец в почти 4 часа утра ничуть не удивился и бодро соорентировал нас в тёмных переулках.

Гостиница и начало приключений.

Гостиницу мы выбирали достаточно долго. Сначала хотели остановиться в самой пафосной гостинице города «Ринг-Премьер». Но вмешался наш маршрут. Получалось так, что Ярославль — это наш первый город, первая бусинка в цепочке маршрута, в Ярославле нам надо было провести короткую ночь и ту проездом. Поэтому мы решили не выбрасывать 5т.р. (за номер) на ветер, а остановились на более экономичном варианте. Сначала рассматривались и обзванивались нами варианты гостиниц «Спорт» и «Волжская жемчужина». Но автомобильная парковка находилась очень далеко от первой (ходить с чемоданами в ночи как-то хотелось не очень), а вторая — это гостиница на корабле, нас в принципе она устраивала, но снова не подходила нам концептуально:), извините за выражение, какой смысл — приехать ночью и уехать рано утром.

Ярославль – город, Славящий Солнце. Часть 1

Наш выбор — гостиница «Ярославль-Эксетер». Почти центр города, по крайней мере, недалеко. Мы подъехали, вышли из машины, взяли ключи от ворот у дежурной, в темноте въехали на небольшую площадку перед гостиницей всю в цветущих кустах и клумбах и пошли заселяться.

Наша гостиница — мини-отель. Всего здесь четыре номера. Это маленький, внешне чрезвычайно симпатичный отреставрированный купеческий особнячок. Сайт гостиницы: www.exeter.yaroslavl.ru. Телефон — (4852) 72-06-35. Мы долго искали номер через Интернет, на сайте его почему-то нет, а связь с гостиницей, т. е. бронирование/подтверждение осуществляется через электронную почту, что с учётом ярославских неспешных темпов жизни, не всегда оперативно и удобно:).

На улице перед гостиницей пёстрые клумбы и ароматный жасмин с шиповником (:) о них ниже), а ещё перед входом чудная маленькая скульптурка на постаменте — Летящий ангелочек. Особняк — русский, но с английским флёром. Оказывается вторая половинка названия гостиницы — Эксетер — это английский город-побратим Ярославля. Поэтому это здание не просто гостиница, а ещё и Дом российско-ярославско-английской Дружбы. Интерьер внутри почти английский, есть большой конференц-зал, здесь проводятся различные тематические вечера и сюда приезжают послы и дипломаты Великобритании и других европейских стран, и ярославцы, увлекающиеся страной Шекспира. Но все мы читали Оливера Твиста и Джен Эйр, поэтому знаем об аскетичности английского характера, жилища и еды. Английские отголоски присутствуют и здесь. Номера (1,4т.р. +350р. бронь) — небольшие, среднеуютные, с оттенком пионерского лагеря. Но на завтрак, слава Богу, не подают овсяный поридж, а накрывают стол в коридоре у окошка — яичница, сосиски, сок, хлеб, масло, чай, сахар. :) Чисто по-русски хотелось пожевать что-нибудь ещё. Ну да ладно.

Мы немного сонные, после вчерашней или, правильнее, утренней дороги, собрали сумки и потащили их вниз в машину. (Расплачиваясь, мы полистали довольно пухлый журнал отзывов и из него узнали о постояльцах, гостях и художнице-скульпторе, которая украсила своими скульптурами гостиницу). Обходя её кругом, вдруг резко встрепенулся муж и приник к дверце. Что такое? Оказалось, вчера в темноте мы въехали в куст шиповника. Шиповнику это не понравилось, и он процарапал нам немного бок. Мда, неприятно, да ладно. Открыли багажник, кинули сумки, закрыли багажник. И в это же секунду, как только щёлкнул замок, муж спрашивает: «А где ключи от машины?» И сам себе отвечает: «А ключи в бага-а-жнике» ….

Дело в том, что, таща сумки и ключи в одной руке, муж автоматически, укладывая вещи, разжал руку и ключи выпали в багажник. Мда… вот тебе и осмотр достопримечательностей, вот тебе и долгожданный летний отпуск… приехали. Муж говорит, что если не откроем неведомыми путями машину, то придётся выдавливать стекло, а значит и возвращаться обратно домой. Мы стоим молчим. Резко проснулись. Тревожно заколотилось сердце. Мы рысью помчались в гостиницу. Дежурная (уже новая, но предупреждённая, видимо, сменщицей о нас — «проблемных» московских туристах) удивлённо посмотрела, и сказала, что пойдёт звонить в автосервис. Пока искали телефон, пока дозвонились, но в результате автосервис сказал, что у них таких специалистов нет, надо вызывать службу спасения. Мы закачались. Но тут произошло невероятное чудо — у той дежурной, которая нам помогала, муж дочки оказался вроде бы тем самым автоспециалистом, который нам нужен. Дело за малым. Найти его и испортить ему субботу предложением срочно подъехать к «Эксетеру» и вскрыть Пассат незадачливых туристов. С трудом его отыскали, по-моему, даже вытащили из ванной, парень сказал, что подъедет через полчаса. Эти полчаса мы никогда не забудем — мы чеканили шагом улицу Некрасова, на которой находилась наша гостиница, туда — сюда, туда — сюда. Парень с другом подъехали через час. Невысокие такие незаметные крепкие мужчины с набором каких-то палочек в руках. Я убежала за гостиницу, чтобы своими слезами в глазах, нытьём и ойканьем не мешать людям. Минут через 20 не выдержала и подлетела. Увидела странную картину: какой-то плоской линейкой, протиснутой между резиновой ободкой окошка и самим стеклом, они пытались поднять кнопку на дверце. Я снова убежала, но теперь на улицу — сидеть на задах гостиницы мне поднадоело. Мечась между домами, я вдруг услышала вой сигнализации. «Это всё, — мелькнула мысль, — муж предупреждал, сейчас заблокируется двигатель». На ватных ногах заковыляла к гостинице прямо навстречу выходящим парням. Спокойным. Довольным. Увидев огромный немой вопросительный знак у меня в глазах, они заулыбались и сказали, что всё в порядке. До сих пор вспоминаем их с трепетом и благодарностью — можно сказать, что эти люди спасли нам отпуск. Кстати, субботу мы им не испортили, а наоборот, надеемся, что материальное вознаграждение им значительно подняло настроение.

Они отжали дверь. Уф. Какое счастье. Время час дня. Начинаем, наконец, осмотр Ярославля.

Знакомьтесь — Ярославль!

Ярославль — это не только изящный старинный центр, но и рабочий город. Он чётко делится на исторический Ярославль (центр), промышленные, т. е. рабочие районы (Ленинский, «Резинотехника», Дзержинский, Красноперекопский и др.), деревенский Ярославль (бывшие слободы), современно-безликий Ярославль (Московское шоссе).

Ярославль — город многослойный. На первый взгляд он может напомнить вам такого славного, весёлого, озорного русского Петрушку. В Ярославле бурлит веселье, это город — как добрая кружка славного крепкого пивка с пышной шипящей шапкой. В нём празднуют весёлые свадьбы, гуляет расслабленный туристический народ, многочисленные парки наполнены детским смехом, тусуется весёлая молодёжь, на каждом углу продаются русские сувениры. Весёленький такой город. Ярик.

А ещё Ярославль — театральный город. И если бы я нарисовала образный актёрский портрет Ярославля, то использовала бы непосредственность и бесшабашность Савелия Крамарова, естественность и солнечность Сергея Безрукова и благородство Никиты Михалкова.

Ярославль — сильный город. В нём очень много церквей, а, как известно, что все храмы древние строители, обладающие сакральными знаниями, строили на особых местах — перекрёстках, местах пересечения энергетических каналов. Судя по тому, что в Ярославле целое созвездие старинных церквей, надо думать, что это духовный и непростой город.

Какой он на самом деле? Нам кажется — мы смогли понять. Нам кажется — мы подружились с городом. Ответим — в конце рассказа.

Наш маршрут:

Улица Советская — Храм Ильи Пророка на Советской/бывш. Ильинской площади — Аллея с памятниками Демидову и Савинкову — Набережная Волги — Стрелка — Камень в честь основания города — Беседка влюблённых — Храм Николы Рубленый город — Храм Спаса-на-Городу — Храм Михаила Архангела — Спасо-Преображенский монастырь — Улица Кирова — Театр им. Волкова — кафе — Церковь Рождества Христова — Музей «Музыка и время» — Церковь Николы Надеина — Опять набережная Волги — Церковь Богоявления — Слобода Коровники и ансамбль церквей — Иоанна Златоуста и Владимирской Божией Матери и Колокольня.

В Ярославле мы всего один день, поэтому бежим покупаем карту в киоске, вытаскиваем путеводитель («Вокруг Света») и начинаем знакомство с городом. Единственное, карта города, купленная в киоске — ужасна — огромная, неповоротливая и бестолковая. Какая-то бумажная скатерть. Исторический, т. е. самый посещаемый туристами центр города, выполнен без увеличительного масштаба, и нигде дополнительно не укрупнён. Названий достопримечательностей нет, только какие-то значки, типа крестик — церковь, маска — театр. Большое спасибо. Очень информативно. Хотелось взять ножницы и вырезать серединку с центром, потому что всё остальное было лишним и нам только мешало.

Мы оставили машину на обочине дороги у какого-то зелёного пышного бульвара (за театром), открыли карту и двинулись вперёд. Кстати пройдя немного по этому зелёному коридору, я была крайне удивлена чистотой, ужасно красивыми цветочными клумбами, а главное великолепной разноцветной и продуманной детской площадкой, на которой, как муравьи, копошились детишки. Вот в Москве таких классных площадок поискать с фонариком — нету, есть только примитивные, облезлые, полуломаные, да ещё и опасно сделанные. Если это заслуга мэра города с прибалтийской фамилией Волончунас, то только за одно это ему уже огромное спасибо. Рядом несколько упряжек с маленькими мохнатыми пони. Чуть подальше надувные аттракционы. Детский рай какой-то.

Мы выходим на улицу Советскую, стиль зданий на которой совпадает с названием самой улицы. Но это не упрёк, а скорее приятное дежа вю, машина времени, потому что широкая Советская улица переносит нас, наверное, в расцвет советских 50х годов, здания жёлтого цвета с минимумом белых лепных украшений смотрятся уникально, грандиозно и одновременно уютно. Как на старых таких матовых фотографиях в старых книжках — классическая улица в стиле ВДНХ, подстриженные шариками деревья растут из ажурных чугунных решёток на асфальте. Вообще к таким респектабельным улицам больше подходит название проспект. Один дом на этой улице, вернее старенький особнячок, сразу выделяется на фоне остальных — своим витиеватым узорчатым чугунным балконом, полуспрятанным в зелени деревьев — это дом в котором жил Фёдор Волков, купец и артист, основатель Ярославского театра. Вот здесь на этой улице ко мне приходит приятное чувство — дружеского расположения к городу. Я совпадала с этим городом, или он со мной. И почувствовала я не влюблённость, а именно ощущение близкого друга рядом, что не менее важно. Впереди видим, то место, куда мы так стремимся попасть — церковь Ильи Пророка.

Ярославль – город, Славящий Солнце. Часть 1

Вообще Ярославль это клубок истории. Я даже не знаю, как подступиться, когда и с чего начинать: с поединка князя Ярослава с медведицей, с князя Федора Черного или Красавчика, с первого губернатора города Алексея Мельгунова, с Минина и Пожарского, с Бориса Савинкова или с Никиты Михалкова? Не буду соблюдать хронологическую цепочку. Начну с главного.

Илья Пророк — это сердцевина города. Этот храм очень интересно находится — такой маленький островок в центре огромнейшей круглой площади (Советской/бывш. Ильинской) — и на почтительном расстоянии от него расположены здания административной власти. Я прямо чуть не кидаюсь под машины, чтобы побыстрее перейти к нему через дорогу.

Храм необычный, крепенький, белые с резьбой каменные стены, пять зелёных чешуйчатых луковок с золотыми крестами в центре и двумя стражниками по бокам — высокими шатровыми главами, к форме которых патриарх Никон по причине их не византийского и не русского, а загадочного индийского стиля, имел явную антипатию и поэтому запретил. Церковь окружена кованой оградой и живой изгородью — ровно подстриженными кустарниками, разлапистыми елями. Внутрь мы не попали. Причину не знаем. На калитке висел огромный замок, хотя внутри активно бегали бабульки-прихожанки. Жаль, это не то слово, чтобы описать наше разочарование. Внутренние первозданные фресковые росписи, которые никогда не переписывались, уникальны по красоте, и по этой причине церковь называют «сокровищницей древнерусского искусства». В этом храме хранилась и хранится очень значимая и знаковая реликвия — кусочек Ризы Господней. Мы обошли кругом, чтобы удостовериться, нет ли какой-нибудь другой калитки, остановились под огромным усыпанным шелковистыми пьяными цветами кустом жасмина рядом с Ильёй Пророком, и стали рассматривать площадь и бывшие Корпуса Присутственных мест, в которых располагались раньше и располагаются сейчас органы городской власти.

Что мы высматриваем? Аа, сейчас расскажу:).

Знаете русских сказочных персонажей? Кто у нас главный герой в сказках? Ага, Иван-Царевич. С него и начну.

18 век. Екатерина II назначает губернатором Ярославля Алексея Мельгунова. Он приезжает в обычный классический провинциальный русский городишко и начинает его перестраивать, дороги там, здания. Казалось бы — что тут такого. Действительно, всё обычно, ничего «такого» на первый взгляд обывателя, кроме одного.

Алексей Мельгунов — это масон. Видный. Значимый. Уважаемый.

Закончил Сухопутный Шляхетский корпус, при Елизавете был камер-пажом, при Петре III — его адъютантом, после переворота попал было в трёхгодичную опалу, но вскоре возвращается в столицу (Петербург) и становится любимым придворным Екатерины II. Спустя время Её величество назначает своего внезапного любимца первым губернатором Ярославля.

Прибыв в Ярославль, Мельгунов (~55 лет) разворачивает кипучую деятельность, он начинает перестраивать центр Ярославля. Но основа застройки центра не совсем классическая — она совпадает с мистическим каббалистическим символом — деревом Сфирот, символизировавшим для масонов путь духовного роста. Объяснить вкратце, что такое Дерево Сфирот у меня не получится ни в десяти, ни в двадцати, ни в пятидесяти словах. Крайне обобщённо:

Дерево Сфирот или дерево Жизни или дерево познания Добра и Зла — это модель Вселенной.

Сфироты — это символы (числовые, буквенные, геометрические), которые изображают все слагающие жизни.

Так вот, главные архитектурные точки воплощенной Мельгуновым схемы — это

Губернаторский дом и Музыкальная площадка/Эстрада перед ним (современное здание Ярославского художественного музея) — Сфирота Хокма, символизирующая Божественный замысел и Бесконечную доброту;

Церковь Ильи Пророка — Сфирота Бина, символизирующая Пророчество и Высшую мудрость;

Дворец наместника (современное здание Ярославской администрации)

и Ротонда Гостиных (Торговых) рядов — Сфирота Кетер, символизирующая Земную Власть, Силу и Общую пользу.

Путь от Губернаторского дома до Ротонды можно рассматривать как своеобразное духовное путешествие или даже медитацию. Здесь, у Ротонды, человек должен испытывать духовное просветление. Впрочем, люди, которые покупают здесь для себя сувениры, об этом не задумываются.

Когда я обвела кружочками на карте в путеводителе все эти достопримечательности и соединила их линиями, действительно, на плане получились Сфирота Кетер (точка), Сфирота Бина (треугольник) и Сфирота Хокма (линия).

С ярославским сфиротическим планом полностью совпадает ещё один город — американский Вашингтон, а именно та его часть, которая прилегает к Белому дому. Так что, есть все основания считать, что Ярославль был (есть?) ни много, ни мало центром мирового масонства.

Я не масонша, понятное дело, но просветлиться, т. е. пройти по этому маршруту, очень хотелось J. Одновременно хотелось и посмотреть Ярославль, поскольку в нём мы всего один день и вечером уже седлаем коней. Поэтому второе желание пересилило первое, и муж потянул меня в сторону очередной богато заросшей деревьями аллее.

Продолжение следует. Часть 2 здесь.

© http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото. http://pamsik.livejournal.com — новые фотографии из путешествий. Авторские права на текст полностью принадлежат автору — НатА. Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т. ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт и упоминании имени автора.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия