Сей рассказ будет объемнее предыдущего, в нескольких частях, с прологом и эпилогом. Просто потому, что заняло это путешествие без малого сорок дней. Впрочем, сам автопробег был гораздо короче: туда за два дня с одной ночевкой, обратно — почти девять дней. Во многом новый маршрут, поиск оптимального режима движения и … новые ошибки.
Сотворив однажды весьма опрометчивый поступок, а именно, приобретя недвижимость на чудесном берегу Эгейского моря, мы привязали себя к вечному маршруту на этот самый берег. Впрочем, на наше счастье, это не подмосковная дача с вечными помидорами-огурцами, чисткой снега, стрижкой газона и обязательным еженедельным посещением. Но всё же любая недвижимость связывает обязательствами, заботами, содержанием и сковывает свободу передвижения. Наши автопробеги — попытка разорвать эти «оковы», не лишать себя возможностей познания мира, продолжать путешествия.
Нет сомнения, что авиаперелет сильно экономит время и силы, но в то же время лишает мобильности и получается, как ни странно, дороже (справедливости ради, не сильно). Разумеется, такие автопробеги в будущем не станут нормой. Короткая поездка на неделю-две очевидно разумнее самолетом с «рентованием» авто на месте. Но длинный отпуск с возможностью «поболтаться» в «разновсяких» городках и местечках, куда обычно не ведут стандартные туристические маршруты, весьма привлекателен и здесь свой транспорт не просто уместен, но крайне желателен.
В новую жизнь «солидных» владельцев европейской недвижимости и новоявленных автопутешественников мы вступили подготовившись. Был приобретен большой (что, честно говоря, для «маломерной» Европы несколько чревато, особенно в плане передвижения и парковки на узеньких улочках старинных городков) весьма вместительный кроссовер с дизельным двигателем (что весьма предусмотрительно в плане стоимости топлива за пределами «родных пенатов») и огромным столитровым баком. Признаюсь, и предыдущая машинка была почти такая же, но новый агрегат показал себя вне всяких похвал. Этот «корабль пустыни» оказался столь удобен в путешествии, что, например, первый «удар» в 2960 км за два дня мы почти не почувствовали. И всего две заправки в пути, не считая, разумеется, полного бака из дома. А в багажник можно легко уместить еще один малолитражный автомобиль… Но на весьма тесных европейских парковках мне было не до шуток. Приходилось включать «все свое виртуозное мастерство», чтобы вставить это «чудовище» в отведенное «прокрустово ложе»!!! Зато на автобанах я чувствовал себя «как король на именинах», надежно, устойчиво, безопасно и …. круче всех!
План на эти сорок дней был такой: быстренько мчимся обживать свой домик у моря, собственно обживаем, с непременным принятием солнечных и водных процедур, по возможности исследуем окрестности, балуем себя местной кухней и дарами природы, часть которых произрастает в НАШЕМ саду, дожидаемся дочку и… еще одну «дочку» (подружка дочери, моя «правая рука» на работе и постоянный, в последние годы, член нашей туристической команды) и отправляемся в длинный обратный путь с посещением тех самых «городков и местечек».
О каждой части этого отпуска буду рассказывать в отдельных разделах. А пока немного цифр. Общий километраж пробега туда-обратно, включая перемещения в местах пребывания, составил 7430 (семь тысяч четыреста тридцать) км! Все эти километры мы преодолели за 101 час, включая стояния на границах и прочие тихоходные участки. Средняя скорость составила 73 кмчас. Расход топлива за все время путешествия — 7,8 литра на 100 км. Все эти данные с бортового компьютера авто. Отдельно путь туда, т. е. Москва — Салоники. 2960 км были преодолены со средней скоростью 107 кмчас и расходом топлива 7,6 литра на 100 км. Старался не сильно хулиганить со скоростью, но все равно получилось несколько быстрее положенного… Надеюсь, что не все массово установленные камеры-радары работают в штатном режиме и «писем счастья» не будет.
Ну что, в путь?
Часть первая, в которой расскажу о скоростном пробеге Москва-Салоники.
А ведь зарекались после первого путешествия не устраивать «гонок на выживание», не мучить себя ни морально ни физически, достойно спать и вкусно есть… Эх, благими намерениями… Сами знаете. Единственным оправданием очередных «грабель» стало то, что уж очень хотелось побыстрее ощутить кайф от нашего приобретения, окунуться в море со своего бережка, распробовать созревшие в НАШЕМ саду сливы и инжир, в общем, вкусить «плоды»….
2
Машину загрузили битком (как же много человеку надо всего!!!!, не может довольствоваться малым). Должен сказать, что ни на одной границе вопросов и проблем не возникло, хотя круглые глаза у таможенников были. Впрочем, рассказ о домике у моря в Греции их успокаивал сразу. И мои честные глаза…
Маршрут в этот раз выбрали такой: Москва — Брест, переход Домачево, Люблин (Польша), через Словакию на Будапешт и прямой автобан до Салоник. Помятуя об украинских (да, и российских в этом направления, чего греха таить) разбитых дорогах, решили новую машинку не калечить и поехать по заведомо хорошим. Действительность превзошла ожидания. От дома, выехав около 5 часов утра, до Бреста мы долетели за 9 часов. Весьма достойный результат! Действительно отличная дорога без каких-либо проблем. На границу в Домачево мы въехали в 15–30 и уже в 16 часов были на территории Польши! Фантастика! Всего две машины перед нами!!! Зато навстречу с территории Польши огромная толпа!!! И это в четверг?! Удивительное везение.
А дальше мука по польским дорогам. Нет, дороги достойные, ни ям ни колдобин. Но узкие и сплошь по населенным пунктам. Да еще на каждом шагу радары с камерами. Но надо отдать должное, что везде есть предупреждения об этих чудесах техники и это мобилизует.
Планировали остановиться на ночевку в Люблине, но когда доехали до него поняли, что светлого времени еще вагон (часовые пояса добавили нам два часа) и стало просто жалко его терять. Да и не устали совсем. Решили ехать до упора, т. е. пока не увидим чего-то достойного для пересыпа или не выдохнемся. Тем более, что ничего достойного туристического внимания по нашей трассе не было. И так почти доехали до границы Словакии и Венгрии, до города Кошице. Здесь и заночевали в весьма достойном отельчике прямо на дороге. Прикинули сколько проехали, посчитали сколько осталось и решили следующим днем всенепременно доехать до дома… Оставалось около 1400 км. Была некоторая опасность застрять где-либо на границах, а их было у нас впереди три, но скоростной режим движения по автобану 130 и шанс нагнать упущенное оставался. Впрочем, домой-то можно приехать в любой время…
Забегая вперед скажу, что мы таки поставили личный рекорд и преодолели путь от дома до дома, т. е. от Москвы до городка Новая Калликратия под Салониками за два световых дня с одной полноценной ночевкой. Чистое время в пути около 30 часов. Правда, надо учесть, что это все-таки лето, а не зима как в первое наше путешествие. Длинный световой день, чистые дороги, более удачный маршрут по качеству дорог. Но и больше транспорта, соответственно, больше ожидания на границах. Впрочем, почти везде, кроме последней границы на обратном пути, мы не потратили больше часа на прохождение пограничных формальностей туда и двух часов в обратном направлении. Все-таки летний отпускной период и вся Европа на колесах перемещается с севера на юг и обратно. Кроме границ сложностей с трафиком на дорогах почти не ощущали.
Около девяти утра по местному времени после весьма приличного завтрака мы двинулись к своему рекорду. Венгрию пролетели часов за пять, Будапешт объехали по кольцевой дороге и вот мы на границе с Сербией. Здесь я впервые столкнулся с таможенной проверкой … по поводу своего нового авто. Нигде раньше на границах автомобилем не интересовались, забивали в компьютер данные техпаспорта и всё. А здесь начали досконально проверять все VIN-номера по кругу на машине. Новое авто, выезжает из шенгена. Подозрительно…. Впрочем, ничего криминального не нашли и наш путь продолжился в сторону Белграда.
И здесь новости: наконец открыли новую, правда, все еще недостроенную кольцевую дорогу, которую наш навигатор естественно не знал. Уж как только он не пытался увести нас с этого «голого поля» на знакомую ему дорогу, тянул в центр города, «возмущался» нашей бестолковостью, но мы упрямо покоряли новый для нас объезд Белграда. Думаю, что когда его окончательно запустят — это здорово сократит потери времени на транзит, но пока мы потеряли там больше времени, чем когда проезжали город насквозь.
А дальше уже знакомый нам путь через Македонию, которую наши новые почти соотечественники — греки напрочь не признают, называя исключительно Скопье, по столице этой маленькой, но гордой страны. Дело в том, что вся северная часть Греции со столицей в Салониках исторически называется Македонией. Потому признать югославское название Македония не могут никак, потому категорически против принятия Македонии в ЕС. Мол, название поменяйте, тогда пожалуйста. Вот такой казус…
К дачке мы подъехали часов в 12 ночи по местному времени (опять вернулись на час назад, с Москвой разница час, а в Польше, Венгрии и далее по маршруту было два часа). Рекорд есть! Впрочем, признаюсь честно, не особенно-то и стремились, так удачно все сложилось: настроение, удачный маршрут, везение на границах. А еще мы не теряли время на лишние заправки и еду. То, что прихватили с собой в качестве перекуса и питья вполне удачно заменило вынужденные остановки на восстановление жизненных сил. Разве что ненадолго тормозили для того, чтобы…. Ну, вы сами понимаете чего….
Часть вторая, в которой будет описание наших заморских владений, посещенных окрестностей и моих страданий…
Как же я не люблю жару!!!! Ненавижу!!!! Не переношу!!!! Угораю!!!! Плавлюсь и усыхаю!!!! За почти месяц была одна ночная гроза с похолоданием окружающей среды с постоянных 35 градусов до 32….
Моё существование в дневные часы проистекало в доме под кондиционером, с короткими забегами в сауну, т. е. на веранду перекурить. От угасания интеллекта от скуки спасала Олимпиада, которая очень удачно совпала с моим затворничеством в четырех стенах. Возле моря, конечно, было комфортнее, но я могу себе позволить нахождение под солнцем только раненько утром, либо вечером. Рыжий я, вот такой подарок от мамы с папой. Со второй половины июня и до конца августа в Греции, прямо скажем, избыточно жарковато. Не моё это время. Значит в будущем время посещения будем менять. Один раз при прогулке по Салоникам даже схлопотал почти тепловой удар, еле очухался!
Домик у нас небольшой, разделен на две равные части и, соответственно, поделен на нашу семью и семью брата жены. Собственно, он и был инициатором этой покупки, он втянул нас в эту авантюру, он «главный виновник» всего. Вокруг домика весьма облагороженный участок земли размером почти 6 соток. Куча фруктовых плодоносящих деревьев: несколько видов сливы, груша, вишня, два вида инжира, апельсин (этот, к сожалению, декоративный). А еще лавр (лавровый лист), и какие-то неизвестные нам деревья. Одно из них мы называем лобио, потому что свисают с него стручки похожие на стручки фасоли. А еще куча разнообразных кустов роз и непонятных кустарников. Я все-таки нашел себе достойное дело по уходу за домом, по вечерам, почти уже в темноте, когда можно было выползти на улицу, я поливал весь участок! Так я оправдывал свое демонстративное, хотя и вынужденное безделье по заботам о доме.
2
1
1
4
2
От нашей калитки до кромки моря всего 150 метров. Пляж полудикий, песчаный, в будние дни почти пустой. Вообще, это побережье Эгейского моря имеет так называемый «голубой флаг» по экологии. Здесь действительно практически нет загрязняющих факторов типа промышленных предприятий или фекальных сбросов больших городов как, например, почти везде на нашем побережье Черного моря. В общем, это такая наша персональная теплая ванночка для отмокания и «прихождения» (извините за такое слово) в себя от изматывающей жары.
2
Географически наши «угодья» расположены в 40 км от Салоник, что не расстояние вообще, пригород, можно сказать. А чуть дальше в сторону границы с Болгарией удивительное по красоте местечко. Это три полуострова, один из которых знаменитый Афон, дальний от нас, потом чисто отдыхательный и малозаселенный Ситония и, ближайший к нам, Кассандра. В этот приезд мы прокатились по Ситонии, в прошлый по Кассандре. Очень уютные места, красивые виды, чудесное море, симпатичные бухточки. В общем, прекрасные места для тихого ненавязчивого пляжного отдыха. Вот как это выглядит.
2
3
2
3
Из-за жары мы не рискнули в этот раз съездить на знаменитые Метеоры и попытаться въехать на гору Олимп (как называют ее греки — Олимпус), которая в «прозрачную» погоду прекрасно видна прямо с нашего пляжа. Но у нас все впереди… К сожалению, северная часть Греции не очень богата на туристические достопримечательности. Есть еще пещеры, старые монастыри. Но и этого не много.
А еще, рассказывая о нашем домике, нельзя не упомянуть соседей, собственно, греков и их нравы. Удивительно благожелательные и приветливые люди. Каждое утро начинается с кофе. Нет, не с тихо сам с собою, а в компании соседок то в одном, то в другом садике. Когда первый раз соседка напротив подошла к нашей калитке и на чисто греческом языке, который, как вы понимаете, я знаю почти так же, как и китайский, поинтересовалась где моя жена (из всего текста я понял только слово «мадам»), я растерянно показал в сторону кухни, завтрак, мол, готовит. Дама сказала знакомое мне слово «кофе» и показала в сторону своего дома, мол, пусть моя жена идет пить в компании соседок этот самый кофе. Это было вовсе не для знакомства, это такой утренний ритуал, традиция. Каждый день кто-то из соседей приносил тарелку с чем-нибудь, кто фрукты или овощи из своего сада, кто местную выпечку. Мы, естественно, позже возвращали эти тарелки со своими презентами, что было не всегда просто. Причем это происходит не потому, что они так прониклись к своим русским соседям, это норма взаимоотношений и между ними, так они ходят с тарелками и друг к другу.
3
Вот такой презент…
А по вечерам тихие посиделки то в одном, то в другом дворе и бесконечными разговорами. Нормальным является любая посильная помощь в каких-либо работах на участках или по дому. Причем даже просить не надо, сами подходят, предлагают себя, инструмент, пытаются что-либо подсказать. Конечно, не хватает языка, соседи наши — люди в основном возрастные, кроме греческого, впрочем, как и мы, других языков не знают. Потому ни утренних кофе, ни вечерних посиделок у нас с ними нет. Потому что главное там — общение, а на пальцах это крайне неудобно. Впрочем, мы уже знаем кто они, чем занимались в жизни, видели детей и внуков. А они уже что-то знают о нас, видят в каком состоянии мы содержим дом и участок, как себя ведём и, кажется, приняли нас. Во всяком случае, через наших греческих друзей сообщили, что рассказали бывшим хозяевам нашего домика, что мы бережно относимся к их участку, дому, сохранили и привели в порядок придомовую церковенку и вообще очень симпатичные люди. Нам было это очень приятно.
4
В северной Греции поселилось много наших бывших соотечественников, так называемых, понтийских греков. Это этнические греки, проживавшие в бывшем СССР на Кавказе, Украине, Средней Азии и выехавшие в конце 80-х — начале 90-х. Есть русскоязычные магазины, то там, то здесь часто просто русская речь. Конечно, не так как в Израиле, но реально много. Мясо, например, мы покупаем в магазинчике, где хозяйничает очень бойкая и приветливая дама, приехавшая из Ферганы. Она всегда старается помочь нам, подсказать где, как и что лучше купить, куда поехать, как себя вести. В общем, чувствуем морально мы себя весьма комфортно, по крайней мере, в бытовых вопросах никаких проблем нет. И, наверное, последнее о нашем житье-бытье в Греции. Шутка, что в Греции всё есть — практически правда. Да еще и очевидно дешевле, чем у нас. Не буду рассказывать про кризис, проблемы, отношение греков к ЕС, еврозоне, отношениям с друзьями по этому союзу, это отдельный большой и небесспорный рассказ. Но то, что они очень похожи на нас, тоже не очень любят по-настоящему трудиться, тоже предпочитают больше «серую экономику» и «шару» и так же как мы бесконечно критикуют свою страну — медицинский факт.
А в следующих частях будет наш увлекательный путь домой.