Есть у нас пара лирических текстов про горы и горные лыжи. Но здесь вроде как предпочтительнее «пошёл туда, купил сюда, ел почём»
Поэтому пусть будет так…
Как-то 1го марта 2008 года, грустно смотря с подъёмника в Сорочанах на снежно-водяную кашу, мы вдруг одновременно подумали: «Поехать бы покататься в горы»… Мысль совершенно сумасшедшая, так как ни времени, ни денег у нас не было. Но наш мир устроен так, что обычно реализуются только сумасшедшие и абсолютно неудобоваримые идеи и вот где-то в середине марта мы заметались в поисках чего подешевле в Австрию.
Почему в Австрию? Да потому что мы считали, что там дешевле всего! Но в процессе поиска выяснилось, что у большинства операторов 22–29.03 это последняя неделя чартерных программ, плюс именно на эту неделю приходятся школьные каникулы… Т. е. мест на самолёт нет, а те что есть, операторы берегут под выкупленные места в дорогих отелях. Смотрели мы только высокие места — Зельден, Капрун… Опасаясь что на курортах ниже 2000 м снег уже совсем сойдёт. Итак, мест не было, мы было уже совсем переориентировались на Италию, попутно выяснив, что она, Италия, дешевле, как вдруг я каким-то образом вывалился в инете на «оставшиеся места» немецкой турфирмы ITS, работающей и в России. Уже так, на всякий случай попросил прозвониться им знакомое турагенство — и в конце концов купили «Анонимный пансион» за 513 евро + топливный сбор 30 — 3% скидка от агенства по дружбе. в целом это встало в 39 000 руб. (ох, и давно это было, глядя на сегодняшние цены).
Несколько пугала анонимность пансиона, но мы ж кататься едем, а не спать! Забили на это. Ещё «ВладивостокАвиа»… Рейс Москва-Зальцбург. Логично, да? Китайская экспансия. Отсмотренный прогноз погоды обещал вплоть до 24.03 снег и холод в районе курорта. «Снег — это же здорово!» — думали мы, перемещаясь на и с работы под промозглым, якобы весенним, московским дождём. Неумолимо надвигался конец недели. Пролетели предотъездные хлопоты, неодобрительное изумление начальства («Какой такой отпуск???») и всё такое прочее. Перейдём сразу к вылету. ВНУКОВО. Московские авиаворота (2008 год). Подъезжаем. Эти самые «Московские ворота» как бы прикрыты. т. е. как бы мы им мешаем там. Они, строители, осваивают бюджет, пилят бабло, а тут какие-то непонятные пассажиры… Короче все подъезды перекрыты, подъехать нельзя, а вот подойти, преодолев не очень крупные бетонные препятствия, вполне можно. Так и представили себе важного заморского гостя, преодолевающего эти заграждения по пути к вожделенному самолёту. Кстати, на въезд эти ворота оказались ещё более «дружелюбными», но об этом позже. Короче, подхватываем чемоданы с гл ботинками, сами лыжи и легко и непринуждённо волочём эту кучу барахла по полосе препятствий до входа в аэропорт. Тут всё знакомо 8о) На всякий случай декларируем фотоаппарат, ноутбук, лыжи и телефоны (да, да, не смейтесь! в 2008 таможня развлекалась на въезде оценкой стоимости всякого вашего барахла), Владивосток Авиа безропотно принимает лыжи в багаж бесплатно, и, в который раз, удивляемся ценам в DutyFree (от чего они там Free — абсолютно непонятно).
Совет первый. Не запасайтесь спиртным в этом нашем «дьютике». Всё спиртное в Австрии, даже на курортах, дешевле и качественнее!
2.5 часа и Зальцбург. Тепло, «облачность переменная». Ну ничё, в горах то снег и холодно! Нас и ещё нескольких человек встречает немного англоговорящий водитель, грузимся в Мерс типа наших маршруток и довольно шустро едем в горы. Вся дорога от трапа самолёта до порога «Анонимного пансиона» в Капруне (Kaprun) с заездом для высадки части народа в Шутдорфе (Schuttdorf) заняла немногим больше 2х часов. В Шуттдорфе заодно посмотрели на низ каталки со Шмидттена (Schmitten — красная трасса № 10) — судя по цвету снега и скребущему душу звуку съезжающих — мокрый искусственный снежок на утоптанном ратраками льду. Но об этом тоже после. Итак, «анонимный пансион»! Есть что-то в таком названии пугающее — типа миража общаги где-то на заднем плане мозга. Оказался вполне себе пансиончик с названием — Pension Bergblick. По уровню — приличная 3* гостиница. Ну нет лифта на 3й этаж (после каталки заметно вообще-то). Нет ужина, и еда-питьё в 10–15 минутах пешком. А в остальном. Очень приличные номера, небольшие, но вполне чистые и, я бы даже, сказал со стилем. Скромненько, но чистенько. Туалет-душ, убирают в номере каждый день и даже меняю ежедневно полотенца! Основной минус — 10 минут от центра и в горку. На подгибающихся коленках. Ну и хозяйка была очень недружелюбна (это до кризиса было) Вот, ещё в Капруне есть справочный центр, в котором круглые сутки можно посмотреть наличие свободных мест в окрестных пансионах. Места были. Комната (на двоих) в пансионах типа нашего стоит 36–40 (2008 год) евро за ночь. Т. е. примерно в 2 раза дешевле чем взяли с нас в Москве, т. к. в Москве берут то же самое, но в пересчёте на человека, а не за номер. Ну, приехали мы точнёхонько к закрытию всех прокатов, естественно. Поэтому оставшийся вечер был посвящён пиву и еде
Перейдём к лыжам! Сам процесс описывать не будем, а сразу дадим совет:
Совет второй. Лыжи и, если надо, тапки, берите в Инерспорте — причём не в Капруне, а на горе. Это немного дороже чем в других прокатах, но есть несколько существенных преимуществ: — Интерспортовские прокаты есть на у всех практически подъёмников района, и взяв лыжи в одном, вы можете вернуть вечером в другом. А на следующий день взять другие лыжки. — Кроме того, этим обеспечивается бесплатное ночное хранение (свои тапки можно присовокупить) — и «домой» и в ски-басе вы сможете комфортно перемещятся в мягких удобных кроссовках, а не в абсолютно неприспособленных для пеших перемещений г/л ботинках. Ну и лыжи с палками не загромождают руки и позволяют быстро хватать пролетающие мимо кружки с пивом и другую еду.
Если у вас своё оборудование то: на леднике в Альпенцентре ящик, ёмкостью 2 пары лыж и тапок стоит 3 евро (или как местные говорят — ойро) в день, + 14 ойро залог за ключ. Под Шмиттеном в Цель-ам-Зее то же самое стоит 4.5 евро + 20 ойро залога. № пары луж и тапок в принципе в этот ящик тоже влезут, но с некоторым напряжением. А детские — так вполне, хоть и без душевного комфорта. (цены 2008 года, как ни странно примерно сохранились) Теперь о житье-бытье.
Совет третий. Если вы едете в этот район, живите в Целе, или на крайняк, в Шутдорфе, а не в Капруне. Почему? В Целе всё заметно (на 10, а то и 20 процентов) дешевле, и, главное, гораздо больше выбор! И вечером там есть куда сходить. А разница по времени во всё равно неизбежном ски-басе на ледник — 20 минут в одну сторону. А просто съездить из Капруна в Цель на автобусе (последний бесплатный ски-бас уходит из Целя в 17:20!) — 2.80 ойро.
При этом последний автобус — 19–20. Дальше только такси. Сколько стоит, не знаем. Кроме того, большинство «едалок» в Капруне при немалых ценах по сути фаст-фуды. Еда с пивом при этом обходится на двоих — от 35 до 70 евро за раз. При условии что пиво, по московским меркам — дешёвое (3.5–4 евро, Гиннес — 4.60). В Целе за эти деньги вас покормят в приличном ресторане с неплохой кухней. А конкретные фастфуды, которых в Капруне просто нет, заметно дешевле. (2008 год) Ещё прикол про еду. В меню часто указаны блюда «на двоих», при этом около цены стоит маленькая приписочка (на немецком) «на одного». Поэтому заказав себе такое блюдо «на две персоны» не удивляйтесь, что в чеке цена будет тоже двойная.
В чём ещё минус Капруна. Сильно не везде берут карточки! А в единственном продовольственном супермаркете в центре — берут только Maestro! Пережили несколько неприятных минут, выгребая всю мелочь из карманов на кассе. Вот вам и центр Европы. В Цель-ам-Зее таки продовольственных магазинов довольно много и MasterCard ни у кого не вызывал неприятия. Сейчас, я полагаю, с этим всё в порядке там везде. Теперь перейдём к погоде… Помните, бродя под дождиком в Москве мы радовались снежным прогнозам на Австрию? Последняя неделя марта. Снег не просто шёл, снег валил практически всю неделю! Такое ощущение, что весь снег, которого мы не дождались в прошлом и этом году в Москве, выпал в Австрии именно на этой неделе. Видимость на леднике падала до 10–20 метров! Толпы лыжников и бордеров, скребущих склоны в условиях практической темноты, в уно моменто нарывают бугры в свежем паудере, выпадающем слоем в 10–20 см. уже после ратраков. Свет солнца, не смотря на густой снег, просвечивающего сквозь облака, рассеивался в этом тумане настолько эффективно, что рельефа склона абсолютно не видно ни в каких супер-пупер очках! Каждый встреченный бугор и сугроб обнаруживается исключительно на ощупь. При этом народу то всё равно очень много. Именно поэтому, выбирая район в Москве по условию высоты, и, соответственно, наличия снега, основную часть времени мы провели на Шмиттене, ниже 2000 м. Там тоже валило, но, по крайней мере, не было такого тумана и можно было хоть немного видеть, куда едешь. Кстати и склоны там поинтереснее и лучше ухожены. Может просто все катались на леднике?
В регионе три каталки — Майскёгель (Maiskogel). Верхняя точка 1675 м. Подёмник начинается из Капруна и ещё один «маятник» с середины дороги на ледник (смысл не уловили, т. к. туда спуска нет.)
Шмиттен (Schmitten). Верх на 2000, много разных трасс во все стороны. Основные подъёмники из Шутдорфа и Цель-ам-Зее.
Китцштейнхорн (Kitzsteinhorn) или глетчер (Gletscher — ледник). Основная каталка и завлекаловка Верх — 3029, низ 1976 м.
Теперь перейдём к погоде в приложении к нам и нашему посещению региона.
В первый день (воскресенье) на ледник не полезли с целью акклиматизации, а покатались на Майскогеле. И зря, наверху, говорят, часов до 2х было хорошо, потом заволокло. На Майскогеле верх был в облаке, низ активно таял. Народу мало. В тумане кататься коряво, а через 3 часа слабо тренированные ножки уже подкашивались, а ещё пришлось спускаться на них через мокрую тяжёлую шугу внизу… Жесть.
Понедельник день тяжёлый. Поехали на ледник. Весь день туман (облако) и снег. Валит и валит. И так то нифига не видно, а тут ещё снег в морду. Оставили наверху лыжи и тапки, в глупой надежде, что завтра хоть не много раздует. Наивные.
Вторник. Поднялись… Минут 20 посмотрели на колыхающуюся вокруг белесую тьму и решили, что кататься по каше тяжело, но внутри каши — это уже перебор! Забрали лыжи и поехали на Шмиттен… По сравнению с ледником — видно куда едешь! Начали получать удовольствие…
Среда. Не заморачиваясь, сразу уехали на Шмиттен. Укатались в ноль. Пару раз видели голубое небо.
Четверг. Развиднелось!!! Поехали на Шмиттен, т. к. лыжи были там. Взял фотоаппарат, чуток поснимал. В час поехали на ледник. Выяснили, что днём ски басс ходит раз в день! Посидели на остановке, но до ледника доехали. Поднялись… «№ %«;%! Каша с молоком. Северный и северо-восточный ветер сносит со всей долины облачность, которая аккуратно скапливается в цирке ледника. Сплавали разик другой в молоке и уехали вниз. Глетчер явно не хотел нашего присутствия.
Пятница. Шмиттен. Солнце, снег, счастье и никаких Сорочан!!! С утра вообще хорошо кататься по отутюженным склонам. Кайф. С тревогой смотрим в сторону ледника — над ним Солнце! Резко теплеет, валим вниз по чёрной 11. Внизу едем уже на водных лыжах, брызги веером, даже волну можно небольшую прогнать — прикольно. Несёмся (на ски-басе) на ледник. Там ветер, но солнечно! Докатались до закрытия подъёмников. Народу прорва, красный спуск вниз (№ 11) изрыт уже просто как Чегет в худшие годы. Но красиво!
Суббота. Автобус в 12, катаемся ровно до автобуса 8о)) Таким образом, едучи в Капрун на ледник, катались то мы больше на Шмиттене.
Т. к. Оля катается ещё недавно, то на чёрные трассы мы особо не ездили. Сначала основательно истоптали спуски 1 и 2. Оля объезжала красные участки по длинным «синим» дорогам через лес, но в последние пару дней вполне уверенно преодолевала и по красной части. Склоны широкие, хорошо укатанные, народу не очень много, особенно если приехать пораньше и взлесть на гору часиков в 9 — вообще прелесть, каталка-гонялка, тут мне на моих лыж 186 см раздолье и лепота. А когда-то я слалом ходил на 205. ахренеть. Один раз поехали прокатиться на выезд в Шутдорф (красная 10), но посмотрев на убиваловку на подъёмник в конце 1й синей уехали обратно.
Вот тут Оля стоит в верхней части красной 2ки. Уклон на фото не страшный, однако я стоял без лыж и всё время норовил скатиться вниз. Давольно круто на самом деле. Но не «черно».
Самого верху спускались по 3, она же 8. Не понравилось. Короткая и во второй половине дня начинает активно таять, ибо прямо «под солнцем».
На 13 и 14, 5, 6, и дальше не ездили, т. к. Оля пока чёрных трасс побаивается. Однако проехав один раз по длинной дорожке № 12, решила, что это перебор и 11 трассу вполне себе преодолела даже 2 раза. (Это там вот внизу в пятницу уже днём была вода) Итак, вид с верхушки Шмиттенхоха в сторону Китцштейнхорна (как я эти слова наловчился выговаривать, а!). По схеме — вид из розового квадратика в сторону начала синей 1ки.
Дальше. Верхней станции Arietbahn (не выговорю). Просто вид в сторону ледника.
Панорамка с верхней части красной 2ки — это где Оля стояла.
Ещё одна — тоже с 2ки, но пониже.
Ещё серия, по мере спуска по чёрной 11 к Цель-ам-Зее:
Ледник! В результате ранее описанных погодных коллизий, собственно, на леднике то мы покатались реально всего полдня, поэтому подробно рассказать о всех трассах мы не можем. Но таки советовать будем! 8о)) но чуть позже.
Схема трасс в реале в пределах видимости — часть закрыта горой.
Основная каталка тут большая синяя поляна 4 прорезанная несколькими бугелями. Большинство красных трасс — узкие кулуары, которые ко второй половине дня изрядно раздалбливаются. То же самое относится и к спуску 11 в сторону Langwied’а. Однако вокруг много больших пространств с «паудером», по которым мы то просто не успели покататься. Насколько мы понимаем, именно эти поля и составляют значительную часть привлекательности ледника над Капруном. Отдельно стоит рассмотреть самую верхушку. Тут небольшой чёрный кусочек, длинной метров 400–500 и перепадом почти в 100 м. Сложность представляет первые 50 метров, т. к. там узко и сильно нарыто. Дальше начинается более-менее широкая поляна. Вот тут настало время для очередного советования:
Совет четвёртый (кажется). От Альпцентра (Alpincenter) наверх имеет смысл на маятнике Gipfelbahn. Вагончик ходит каждые 15 минут и поднимается до верхней станции Gipfelstation всего за 5 минут! На «перекладных», т. е. на разных подъёмниках это займёт значительно больше времени, причём половину этого времени вы проведёте на бугеле, Те же, кто боится чёрных трасс (а таких там большинство), спускаются до синей зоны на фуникулёре.
На панорамке сверху его хорошо видно. Чёрный спуск идёт левее (если смотреть сверху) и выходит к нижней станции фуникулёра.
Ну вот. Фото с середины поляны нет, т. к. просто не успели. Но есть пара картинок с красного 11 спуска. Верхняя часть — сразу под Alpincenter’ом:
Длинный выкат к Langwied’у (виден внизу, чуть левее середины панорамки). Выглядит полого, потому как камера смотрит вниз по склону. Ближе к вечеру будет изрыт вдребезги. Оригинально выглядят пешие следы «в никуда» посередине, обратите внимание!
Ну вот, осталась маленькая часть про Maiskogel и возврат VAT’а в аэропорту Зальцбурга. Не будем её выделять в отдельный пост, т. к. фотографий там нет, мы на Maiskogel’е катались первый день (в тумане) и последний — прямо перед автобусом. Склон как склон, в верхней части красный с синими объездами, внизу совсем синий. Из плюсов — мало народу. В субботу утром до 9 часов мы там вообще одни были. Ещё там наблюдали новый (для нас) мазохистический вид спорта. На лыжи надевается специальный, нескользящий назад чехол, и, при наличии специальных креплений со свободной пяткой, народ с утра, по одному и группками, идёт пёхом в гору. Хоть Maiskogel и самая маленькая тут горка, перепад таки 800 метров! Взобравшись таким Макаром на самый верх, народ одевает тёплые вещи, снимает чехлы с лыж, пристёгивает задник на крепёж и спускается вниз уже как на обычных горных лыжах! Прикольно. Интересно, как это вид спорта называется? Никто не слышал? Ну вот, осталось привести схему Зальбургского аэропорта имени Вольфганга Моцарта. Обратите внимание на (8) VAT refund. (возврат налога) — в правой нижней части, там же, где сдаются в багаж лыжи. Чартеры из России регистрируются в правых стойках, рядом, что удобно.
Совет последний. Дьюти-фри в аэропорту маленьких и дорогой. Затаривайтесь в городе! Удачи всем в будущих каталках! 8о)