Бухта Халонг — о ней я узнал буквально сразу, как мы с женой стали готовиться к путешествию и прорабатывать маршрут. О ней упоминалось во всех отзывах и рассказах туристов, которые путешествовали по северу Вьетнама. А увидев фотографии бухты, мы решили, что тоже должны увидеть эту красоту своими глазами. Недостатка в предложениях посетить бухту Халонг нет. Этот тур в Ha Long Bay, так он называется во всех Синх Кафе, предлагают на срок: один день; двух дневный с начевкой на корабле (романтический),или на берегу в отеле,; трех-дневный с обычной программой + с посещением еще пары островов, один из которых о. Катба с 1986 года объявленного национальным парком. Вот и мы, буквально сразу взяли билет на 2-х дневный тур по бухте Халонг, с романтической ночевкой на корабле в водах бухты.
Утром, 6 августа, встали рано, надо было рассчитаться за отель, точнее за пользование баром (отель мы оплатили еще зимой), проверить — не забыли ли чего, пойти позавтракать и ждать, когда за нами заедет автобус. То, что за тобой приезжают в твой отель, или присылают машину, чтоб доставить в точку отправления на экскурсию, с этим мы столкнулись впервые и были приятно удивлены. Не надо бежать куда то, искать место отправления, по незнакомому городу, за тобой приедут и заберут, это супер удобно. Мы уже позавтракали, расплатились за отель, «расцеловались-прослезились» с персоналом и милой девушкой, которая нам помогала с первых наших минут в отеле и Ханое
(мы очень признательны ей за это, жаль, что в беготне не запомнил ее имя), сфоткали интерьер отеля с наружи и внутри и сели ждать автобус.
1
Автобус обещали подать в 8ам, но на часах уже было 9,а его все не было и я уж начал нервничать (не надули ли нас?),но как оказалось зря, через пять минут за нами заехали. Вообще, во Вьетнаме я заметил и отметил для себя одну истину, время и точность исполнения обязательств по нему, это понятие во Вьетнаме обстрактное, это касается всех видов транспорта: поездов, самолетов, ракет (кораблей на подводных крыльях),экскурсионного обслуживания, начала спектаклей, НИЧТО не начиналось и не отправлялось в путь строго по расписанию, это поразительно, но это факт, в котором мы убедились не раз. И нас, людей, привыкших жить, более-менее строго по времени, это здорого напрягало, создавая определенный дискомфорт. Хотя, справедливости ради, хочу сказать, что единственный транспорт, который ходит строго по расписанию — это слипбасы (междугородние, спальные автобусы).Они ходят четко, приезжая иногда даже раньше, что я объясняю мастерством водителей и ночными переездами. Много читал, перед поездкой, что дороги во Вьетнаме плохие, из-за этого и скорость движения по ним низкая 60 км, а то и ниже. На счет дорог хочу возразить, дороги хорошие, но узкие, что и затрудняет движение, особенно днем, когда на дороге появляется много мотобайков. Эту проблему во Вьетнаме осознают и принимают меры к расширению дорог, и они это решат в ближайшее время, т. к. видел, с каким размахом и энтузиазмом ведутся эти работы. Но я отвлекся, извините. Так вот, забрав нас, автобус заехал еще в один отель, забрав и оттуда пару человек мы наконец то тронулись в путь,
1
в сторону г. Халонг на берегу одноименной бухты. Дорога к ней петляет среди бесконечных рисовых полей и поселков в доль дороги, что и замедляло скорость движения, хотя водитель и старался выжать максимально, зачастуя ведя автобус по встречке, и совершая обгоны на грани фола. Скажу сразу: наблюдать за манерой вождения водителей во Вьетнаме — это что-то! И если у вас слабое сердце, или вы слишком впечатлительны, то не стоит смотреть на дорогу. Для нас, в большинстве своем тоже водителей (я 25 лет за рулем), манера вождения во Вьетнаме, просто не поддается осмыслению, ПДД — у них, понятие обстрактное, нарушаемое на каждом шагу, но в тоже время, НИ ОДНОЙ аварии, за месяц пребывания в стране, мы НЕ ВИДЕЛИ.
По пути движения несколько раз пересекали реку Дан
прославившую вьетнамцев, победивших на ее берегах в 938 году китайцев, а в 1187 году — монголов. Через три часа автобус доставил нас в порт, а точнее на морской вокзал г Халонг.
Гид(англоязычный, т. к.большинство группы были американцы и австралийцы) куда-то исчез минут на пять, но вскоре вернулся с билетами и повел нас на причал к боту, на котором нас и повезли к нашему кораблю стоявшему на якоре на рейде бухты.
На рейде стояли сотни кораблей разных размеров, от трех-палубных, до однопалубных, а то и просто прогулочных катеров
Через 10 минут лавирования между судами на рейде, наш бот доставил нас к судну, к трех-палобному кораблику метров 40 длинной и 10 шириной, не такому, как нам показывал на картинке в Синх Кафе менеджер, но вполне симпатичному. Когда поднялись на борт, нам сразу вручили ключи и проводили по своим каютам размещаться, попросив собраться в каюткомпании на второй палубе, через 10 минут. Наша каюта располагалась на нижней палубе (где и было большинство кают), была вполне просторная, с большой 2-х спальной кроватью,
тумбочками, двумя вентиляторами и кондишеном, большим платяным шкафом, а так же, с небольшой комнаткой, в которой был туалет и душ
1
Через большие иллюминаторы открывался прекрасный вид на море. Каютой мы остались довольны и быстро умывшись с дороги, отправились в каюткомпанию, где нас приветствовал капитан корабля, пожелав нам приятно провести время на борту его судна и где, за тем, нас вкусно накормили. Питание входило в стоимость тура, а вот все напитки, включая воду, надо было приобретать в баре за наличный рассчет.
И скажу честно, если вода, чай, кофе, еще стоили, как и везде (ну с минимальной наценкой),то пиво и все остальные спиртные напитки стоили значительно дороже, нежели на берегу, т.ч. если любите гульнуть, то спиртным запасайтесь заранее. Буквально сразу, как мы поднялись на борт, судно снялось с якоря и взяло курс в бухту к островам видневшимся в дали.
Слева по борту виднелся вдали красавец мост соединяющий материк с одним из ближайших островов, кажется Катба, где расположен национальный парк, который утвердили на острове с 1986 года, его посещение входит в план 3-х дневных круизов, а нас везли прямо в глубь бухты. Пообедав, мы все, прихватив пиво, раположились на разных палубах корабля. Молодежь, не боясь сгореть, под уже основательно палящим солнцем, расположилась на лежаках третьей верхней палубы, а мы, люди постарше (таких нас было всего четверо) в креслах на второй палубе, где был навес.
1
Вскоре моя жена пошла отдыхать в каюту, а я остался на палубе и фоткал все вокруг, любуясь красотой бухты.
Шли мы по водам бухты часа два и по мере приближения к островам все живописней становился вид
Но вот мы приблизились к плавучей деревушке рыбаков, первому пункту плана экскурсии по бухте и встали на якорь
Нас посадили на бот
,который нас доставил на борт корабля и потом шел вместе, в кильваторе за ним, привязанным на корме, и повезли в деревню рыбаков. Деревня представляла из себя десятка два, в общем то, не больших лодок, которые были пришвартованы к плавучим буям недалеко от одного из островков
Народ в деревне живет за счет туристов, предлагая им купить свежую рыбу, которую вам тут же зажарят, еще кучу морепродуктов, но все это по космическим ценам, т.ч. не уверен, что на это кто-либо клюет, хотя…раз есть предложение, то видно есть и спрос на него. Но основным доходом деревни является прокат каяков,
этих не больших,2-х,3-х местных устойчивых лодченок, поплавать на которых может любой желающий, т. к. управлять ими просто, греби веслами, вот и вся наука. Это, у новичков, получается уже через пять минут, мне было проще с моей морской подготовкой и работой на флоте, когда-то в молодости. Мы сначала не планировали на них кататься, Наталья моя побаивалась, но под общим энтузиазмом, тоже сели в каяк и с удовольствием с полчаса походили на нем вдоль островков.
1
Я вручил жене видеокамеру и назначил старшим оператором на время плавания на каяке, а сам был главным движителем и капитаном по совместительству. Пришлось приложить не мало усилий, чтоб дойти до ближайшего находящегося на против островка, т. к. движение в этом месте бухты оказалось таким же оживленным как и на улицах городов, с одним лишь отличаем — там лавина мотобайков, тут же не меньшее количество различных катерков, джонок и каяков. От механических судов, слава богу удавалось, как-то уворачиваться (я подозреваю, что еще благодаря и их рулевым, которые тоже старались нас обойти),а вот от каяков, которыми управляли туристы(возможно первый раз взявшие в руки весло),увернуться было сложнее и пару раз мы все-таки столкнулись, не сильно, но неприятно. Я не боялся искупаться в случае переворота, боялся за аппаратуру, поэтому и не стали плавать все отведенное время и вернулись к пирсу. Там нам и еще одной испанке из нашей группы (как видно не пожелавшей кататься на каяке в отличие от ее мужа) предложили подняться на борт нашего бота и он тут же отчалив, повез нас на какой-то остров, где был пляж и много народа с других кораблей.
Нас высадили на остров и пожелав не скучать и ждать остальной состав группы, бот ушел обратно. Зачем из-за трех человек надо было гонять бот, на довольно приличное расстояние, не мы, не испанка, так и не поняли. Мы то с женой были вдвоем, а она выглядела растерянной, т. к. видно не очень поняла их объяснение на английском и осталась на островке вместе с нами, в душе тихо недоумевая — почему ее разъединили с мужем. Ну что ж, высадили, так высадили, что зря время терять. И я предложил моим дамам переодеться в купальники и идти купаться, а я бы караулил одежду и наблюдал за пирсом, чтоб не пропустить приезд нашей группы. Но испаночка наша дала понять, что купаться не хочет и она посидит с одеждой, а мы можем идти купаться. Дважды нам повторять не пришлось, Наталья моя быстренько переоделась в раздевалке и мы прыгнули первый раз во Вьетнаме в море. Вода была просто изумительная, как парное молоко.
Мы уже с полчаса купались, когда я заметил появление нашей группы. Гид предложил всем подняться на вершину горы этого острова, а кто не хочет, могли купаться. Мы с Натальей пошли подниматься, сначала в гордом одиночестве, но уже на первой промежуточной смотровой площадке нас нагнала молодежь с нашей группы. Подниматься было довольно тяжело, ступеньки крутые и довольно высокие,
но наши усилия были не напрасны, т. к. вид со смотровой площадки на вершине горы был просто изумительным
3
1
1
1
Полюбовавшись немного этой красотой мы спустились вниз, где еще разок успели окунуться, прежде, чем гид дал команду грузиться на бот. Пришлось чуть-чуть подаждать двух ребят- поляков незаметивших сразу, что группа ушла, но хвала гиду и команде бота, что они внимательно нас пересчитали и вовремя заметили отсутствие ребят. Нас привезли обратно на борт корабля и пригласили через полчаса прибыть на ужин в каюткомпанию. Перед ужином, корабельный кок,
устроил мастер класс по приготовлению блинчиков по Сайгонски. Показав, как нужно заварачивать фарш в тонкие коржи из рисовой муки, он предложил всем попробовать себя в этом деле, на что все с удовольствием согласились
Все блинчики были переданы на камбуз, обжарены и впоследствии поданы нам на столы. Ужин на корабле был просто шикарным
1
Все было не только отлично приготовленно, но и украшено всевозможными фигурными нарезками овощей. Короче, мы все обьелись. После ужина каждый занимался чем хотел: молодежь расселась за два стола и беседовали за одним столом по французки, за вторым -по английски. Мы тоже «пообщались» с испанцами при помощи моего электронного переводчика и частично на пальцах, кое-что смогли друг другу объяснить, но это конечно не разговор, т.ч.скоро и мы, и они отправились на верхнюю палубу, любоваться вечерним
1
1
а затем и ночным морем.
Ночь была и в правду романтической, т.ч. долго не хотелось идти в каюту, но…надо спать, на утро нас ждали пещеры бухты Халонг. За ночь погода испортилась, утром стал накрапывать легкий дождик
но наша группа, быстро позавтракав, заняла места в боте
1
и он повез нас пещерам бухты Халонг
Наша группа была не единственной, которая прибыла к пещерам, т.ч. все гуськом, медленно, сначала поднимались ко входу в пещеру, а потом, так же медленно в нее спускались. Скажу вам честно: да, пещеры огромные и выглядят величественно и потрясающи
еще и благодаря хорошо подобранной подсветке, но мне не понравилось болшое скопление народа(а говорили, Вьетнам еще не популярное направление в туризме. Что же будет потом?!).В таких местах хочется побродить малым составом, или еще лучше вдвоем
Вековые сталактиты свисающие с потолка, потрясают воображение своими размерами и причудливостью форм.
Но все, рано или поздно, заканчивается. Так и наша экскурсия в пещеры бухты Халонг подошла к концу. Мы быстро поднялись к выходу с другой стороны пещеры, спустились вниз к морю и сев на бот отправились обратно на корабль.
1
1
Настроение у всех было отличное несмотря на пасмурную погоду, все были довольны увиденным в пещере, но и всей экскурсией в целом. Нам еще очень повезло, что мы увидели бухту, как бы в двух видах: в ясную, солнечную погоду; и хмурую, дождливую, с небольшой дымкой тумана и все увеличивающимся волнением моря.
1
На обратном пути в Холонг еще немного пофоткались
а черец три часа наш корабль встал на якорь на рейде порта Халонг и бот свез нашу группу на берег
Гид завел нас обедать в ближайший от порта ресторан, где мы неплохо поели, хотя и довольно долго ждали пока нас обслужат. После обеда сели в ждавший нас автобус и поехали обратно в Ханой. Экскурсией в бухту Халонг мы остались очень довольны. И цена заплаченная за круиз, вполне окупилась, т.ч дешевле (95 $) покупать круиз не стоит, можно нарваться на какую-нибудь старую посудину, которая испортит все очарование от пребывания в бухте Халонг. В бухте, конечно можно было еще многое посмотреть, но время поджимало, т.ч. может в другой раз, даст бог, а сейчас нас, по прибытию в Ханой, ждала дорога дальше в Хюэ. А сам Вьетнам нравился нам все больше и больше.