Сегодня, в очередной раз, я побывала в прекрасном парке «Александрия», который находится в пригороде Петербурга, Петергофе. В основном, большинство туристов посещают здесь парки с фонтанами, которыми, собственно, и славится Петродворец, а до парка «Александрия» не доходят, и скорее всего по незнанию, и очень жаль, потому что парк заслуживает огромного внимания! Советую всем, кто приедет посмотреть Петергоф, обязательно зайти и в этот парк, в котором практически нет туристов, тихо, спокойно, красиво и познавательно!!!
Позволю себе процитировать сайт музейного комплекса «Петродворец» и Википедию, дабы вы немного побольше узнали об этом месте:
«Александри́я — дворцово-парковый ансамбль Петергофа, пригорода Санкт-Петербурга.
Парк Александрия назван так по имени своей первой владелицы — императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Cолнце, цветы, тенистые рощи старых дубов, „музыка воды“ ручья, просторы лугов под сливающимся с заливом бездонным небом — всё это и есть Александрия — семейное гнездо четырёх поколений династии Романовых.
Вскоре после смерти Петра Великого на этих землях, соседствовавших с Петергофом, А. Д. Меншиков начал устройство своей усадьбы Монкураж (в переводе с французского — „Моя отвага“). Однако завершить строительство „полудержавному властелину“ помешала внезапная опала, положившая конец его головокружительной карьере в 1727 году.
Новая жизнь этих мест началась в 1825 году. В августе император Александр I пожаловал земли Оленьего зверинца своему младшему брату — великому князю Николаю Павловичу. Весной 1826 года, уже будучи императором, Николай I повелел построить „на месте, где меншикова руина, сельский домик или так называемый котич со всеми хозяйственными заведениями и присоединением парка“. Все работы были поручены архитектору Адаму Менеласу, англичанину по происхождению.
1 августа 1829 года в связи с окончанием первоочередных строительных работ в новой усадьбе Николай I повелел: „Сельский дом в Петергофе отныне будет именоваться Александриею — дачею Ея Величества“. Тогда же по просьбе Николая I близкий друг императорской семьи поэт В. А. Жуковский предложил эскиз герба Александрии, официально утверждённый в конце 1829 года.
2
Парк Александрия расположен восточнее Нижнего парка Петергофа и отделен от него каменной стеной, которую прорезают Звериные, Никольские и Морские ворота, а с другой стороны граничит с усадьбой Знаменка. Южная граница Александрии проходит вдоль шоссе Петербург — Ораниенбаум (Ломоносов), а северная — по берегу Финского залива. Площадь парка − 115 гектаров.
Рельеф местности позволил создать разнообразные живописные пейзажи, в которых чередуются возвышенности и поляны, пологие склоны и глубокий овраг, широкие тенистые аллеи и узкие петляющие дорожки. Особое своеобразие в пейзаж Александрии привносит море, видимое из многих точек парка.
Отличительной особенностью Александрии является разнообразие зеленых насаждений. Здесь можно встретить дубы и липы, берёзы и клёны, тополи и ясени. Много и редких, экзотических древесных и кустарниковых пород. Открытые зеленые поляны чередуются с группами деревьев и кустарников. На протяжении ряда лет Александрия обогащалась различными декоративными элементами — скульптурами, беседками, караулками, где использовались элементы готической архитектуры.
Романтический характер парка подчеркивал и Руинный мост, переброшенный через глубокий овраг.
1
Руинный мост
2
Руинный мост
После войны от Руинного моста уцелели восточный устой и два постамента с гигантскими вазами, вырубленными из пудостского камня. Название моста связано с тем, что при его постройке рядом ещё были видны руины Меншиковского дворца.
Коттедж.
Коттедж построен в 1826—1829 гг. по проекту архитектора А. Менеласа в так называемом „готическом“ стиле. Небольшое двухэтажное здание с мансардой украшено остроугольными фронтонами, стрельчатыми аркадами, окнами-эркерами, розетками, арочными поясками, крестоцветами, трилистниками. В строительстве и отделке интерьеров дворца принимали участие академик живописи Д. Б. Скотти, резчик В. Захаров, лепщик М. Соколов, многие талантливые русские умельцы — паркетчики, столяры, штукатуры, каменщики и другие мастера. Ажурная лепка потолков в виде готических решёток, арок, кронштейнов сочетается с орнаментальной живописью, дополняющей оформление интерьеров. Важным элементом архитектурно-художественного декора помещений является виртуозная резьба оконных и дверных откосов, строгий геометрический рисунок паркета. Готический орнамент повторяется и в коврах ручной работы, декоре печей, мраморных каминов, мебели. Часы, канделябры, люстры выполнены также в готическом стиле. Значительную роль в оформлении интерьеров играет живопись, украшающая стены и потолки многих помещений. О победах в русско-турецкой войне 1828—1829 гг. напоминает вмонтированный в стену вестибюля камень, взятый русскими войсками при штурме крепости Варна.
1
Коттедж
1
1
2
Коттедж
Коттедж
Коттедж
2
2
Вдалеке виднеется Финский залив!
1
Коттедж
1
Коттедж
2
2
2
После Октябрьской революции дворец Коттедж был превращен в историко-художественный музей. Материалы экспозиции, созданной на научной основе, позволили проводить большое количество экскурсий, знакомивших посетителей с русским и западноевропейским искусством второй четверти XIX века.
Во время Великой Отечественной войны большинство экспонатов дворца было эвакуировано (из 2500 предметов, находившихся в экспозиции, спасено 1980), а здание сохранилось, хоть и получило некоторые повреждения. Погибла почти вся оставшаяся мебель, значительно пострадали лепной декор, многие резные дубовые панно, живопись стен. Реставрация дворца была завершена в 1978 году.
Готическая капелла В 1829 году, после завершения строительства Коттеджа, возникла необходимость в домовой церкви. Место для будущей домашней молельни в западной части Александрии выбрал сам Николай I. В 1830 году началось возведение храма под руководством А. Менеласа, а затем И. Шарлеманя. Летом 1834 года строительство было закончено, и 3 июля состоялось освящение церкви во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского.
Готическая капелла
2
Готическая капелла
2
Готическая капелла
2
Готическая капелла
Готическая капелла
1
Готическая капелла
Название Готическая капелла церковь приобрела благодаря тому, что была построена в средневековом, готическом стиле. Церковь представляет собой небольшое, квадратное в плане здание с одинаковыми фасадами, завершенными парапетами, прорезанными окнами-розами и стрельчатыми порталами. К восточному фасаду примыкает алтарный выступ. Восемь башен со шпилями увенчаны вызолоченными православными крестами. Фасады здания украшают сорок три фигуры Святых, изготовленные из выколотной меди по моделям скульптора В. И. Демут-Малиновского. Деревянные двери храма ведут прямо в зал. Несмотря на то, что Капелла — православная церковь, декоративное убранство её интерьера выдержано в готическом стиле. Композиция иконостаса вписана в стрельчатые арки, настенную живопись заменяют витражи.
Готическая капелла являлась частным владением Дома Романовых. Каждый год, во время присутствия Их Величеств в Петергофе, храм оживал. Божественные литургии проводились здесь регулярно в воскресные и праздничные дни. После благополучного завершения событий личного характера, перед путешествиями и по возвращении из них, перед вступлением в брак обязательно заказывался молебен.
1
Готический колодец
Готический колодец
Готический колодец
1
Готический колодец
1
Готический колодец
Во время Великой Отечественной войны отделка и внутреннее убранство церкви пострадали. После реставрации 1997—1998 гг. Капелла восстановлена, воссозданы живопись иконостаса и витражи. В наши дни церковь возрождена не только как архитектурный памятник, но и как православная святыня (после очередной реставрации, завершившейся в 2006 году, церковь была освящена). В сентябре 2006 года в здании Готической капеллы прошла церемония прощания с Марией Фёдоровной (принцессой Да́гмар).»