Турист Юлия Гончаренко (julykum)
Юлия Гончаренко — была сегодня 5:51
Purity

Губернаторство Маскат — Оман Май 2013

День третий. Маскат (Muscat): мечеть султана Кабуса (Sultan Qaboos Grand Mosque).

Итак, мы покинули замок Джабрин и отправились на побережье, в столицу Омана — город Маскат.

Дорога довольно долго петляла через горы, которые, по мере приближения к морю, становились все ниже и приземистей, а придорожные пейзажи — все зеленее:

Оман — страна пяти сотен крепостей. Часть 3: Маскат

На подъзде к Маскату мы опять столкнулись с проблемой: куча развязок, а четких указателей нет. Нам так и не встретился ни один стенд, где было бы написано «Welcome to Muscat» или что-нибудь в этом роде. Возможно, эти ворота были именно тем, что мы искали?

Такая же ерунда была и в самом городе — с указателями полный швах. Мы так и не смогли найти свой отель самостоятельно. Спросили совета у одного маскатчанина, и он был настолько любезен, что проводил нас до самого отеля.

Мобильная связь в Омане.

В конечном итоге, вся эта путанница и неразбериха настолько надоела мужу, что он поехал в Grand Mall (местный супер-мега-торговый-центр), который находился недалеко от нашего отеля, где купил симку оманского оператора мобильной связи (вот их сайт: http://www.nawras.om), чтобы иметь доступ к интернету и гугловским картам. Жить сразу стало легче.

Местные водители.

Впрочем, указатели — не единственная дорожная проблема Маската: еще здесь просто кошмарные женщины-водители. Если кто-то хамит на дороге и ведет себя по принципу «а мне все по фиг, расступитесь, я еду», то в 100 случаях из 100 — это будет женщина. Откуда в жительницах Маската такое бескультурие и хамство — непонятно. Нам, конечно, все равно: мы приехали и уехали, а вот местных мужчин-водителей жалко.

Маскат и индусы.

Отель Safeer Plaza Hotel Apartments, в котором мы остановились, нам не понравился (подробности этой антипатии Вы можете найти в моем отзыве об отеле).

Не впечатлил и сам район: мы сначала испугались, что попали не в столицу Омана, а в какую-то маленькую Индию — вокруг ходили одни индусы, и куда не бросишь взгляд — сплошной индоориентированный общепит. Это потом мы поняли, что Маскат по праву может считать себя индо-арабским городом, и индусов здесь чуть ли не больше, чем местных оманцев, а поначалу, конечно, немного растерялись.

Большая мечеть султана Кабуса (Sultan Qaboos Grand Mosque).

Вечером мы отправились полюбоваться на одну из главных достопримечательностей Маската — Большую мечеть Сулатана Кабуса:

Оман — страна пяти сотен крепостей. Часть 3: Маскат

Она является третьей по величине мечетью в мире, уступая размерами только мечетям Мекки и Медины. Строили ее 6 лет и 4 месяца, и оплачено строительство было полностью из кармана султана Кабуса. Мечеть знаменита своим персидским ковром весом в 21 тонну, который (почти 3 года!) ткали 600 иранских ткачих, и люстрами Сваровски, диаметр самой большой из которых — 14 метров.

Пускают ли в мечеть иноверцев? Да, пускают. Ее можно посещать с воскресенья по среду с 9 до 11 утра. Мужчинам обязательно нужно быть в брюках, женщинам — в платках, кофтах с длинным рукавом и длинных юбках/брюках. Я надеялась, что перед входом будут выдавать либо абаи с хиджабами (как делают возле Белой мечети в Абу-Даби), либо платки и юбки (как это принято в Стамбуле), но — увы и ах!- здесь ничего такого нет. Поэтому, если Вы одеты неподобающе, в мечеть Вам не попасть. Мы, к сожалению, не попали.

Но возле мечети тоже есть чем полюбоваться: она окружена широкими зелеными газонами:

Оман — страна пяти сотен крепостей. Часть 3: Маскат

клумбами с цветами и фигурно постриженными деревьями:

ухоженным парком:

ограды которого увиты жимолостью, чей дивный, чарующий аромат так и витает в воздухе:

Оман — страна пяти сотен крепостей. Часть 3: Маскат

Пара слов о об оманских мечетях в целом

Вообще, оманцы по праву могут гордиться своими молитвенными домами: в отличии от дубайских мечетей, удручающе типовой застройки, похожих друг на друга, словно близнецы,

Одна из мечетей Дубая.

оманские мечети поражают своим разнообразием. Они могут быть с одним куполом в форме луковицы:

Мечеть у рынка Матрах.

двумя куполами, по форме напоминающими шлемы древнерусских богатырей:

Мечеть в оманской глубинке.

или вообще без куполов. У одной мечети мы даже видели купол в виде лежащего плашмя колечка.

Почти всегда, мечети украшены цветной мозаикой. Особенно любят оманцы сочетание голубого, синего или фиолетового с золотом. Надо отдать им должное: смотрятся такие мозаичные мечети очень красиво.

Мечеть возле дворца султана Кабуса.

Кусочек Родины в оманской столице

После прогулки у Большой мечети мы отправились в Гранд Молл ужинать. Почему именно туда? Причина проста: я как-то не очень внимательно изучила информацию о ресторанах Маската, полагая, что в таком большом городе найти заведение с европейской кухней не составит большого труда.

Оказалось, что казалось. Кругом были только индийские рестораны и предприятия быстрого питания типа Макдональдса, ПиццаХат и KFC. Согласитесь, не самый лучший вариант для трехлетнего ребенка? Да и мой желудок сжимался от тоски, глядя на все это фастфудное великолепие. И вообще, опыт нашего знакомства с йеменской кухней в Мусандаме научил нас относиться к местному пищевому колориту с опаской.

Но (низкий поклон глобализации за это!) в любом большом городе мира Вы сможете найти эдакий Гранд Молл, со скопищем едален с кухнями из самых разных уголков Земного шара, из которых можно выбрать что-нибудь по своему вкусу. Расчет оказался верен: в фудкорте молла, неожиданно для нас, обнаружилось кафе с русской кухней — «Granny’s pie»!

Привет из родной стороны.

Вот здесь о них поподробнее: http://www.facebook.com/pages/Grannys-Pie/281854205177209?ref=stream

В припрыжку подбежали мы к этому кафе, где от души наелись борща, пельменей и селедки под шубой, «заполировав» это все яблочной шарлотткой с горячим чаем.))) Остановись, мгновенье, ты прекрасно… В общем, если устанете от экзотики, рекомендуем к посещению этот кусочек Родины.

День четвертый. Форты Мирани (Al Mirani) и Джалали (Al Jalali), дворец Аль Алам (Al Alam Palace), набережная Корниш (Corniche)

Район Маскат — старый, портовый, район столицы.

Маскат — самый крупный город Омана. Встречаются два перевода его названия: «Якорная стоянка» и «Место падения». Однако, какой бы вариант наименования Вы не выбрали, оба они отражают истинную сущность этого города: Маскат — это город-порт. Он полон морем. Особенно это заметно в старом районе города, который тоже называется Маскат.

Оман — страна пяти сотен крепостей. Часть 3: Маскат

Он лежит под ярко-голубым небом, зажатый между Оманским заливом и горами, весь в зеленых парках, цветах и невысоких белых домиках:

Правитель Омана — султан Кабус, запрещает строит здания свыше 9 этажей, чтобы не нарушать своеобразный облик города. Наверное, с этой же целью все административные здания Маската возведены в традиционном стиле оманских крепостей: невысокие строения с белыми зубчатыми стенами и маленькими окошками-бойницами…

Площадь у дворца.

Старая часть города мне очень сильно напомнила Геленджик. Непонятно, почему. Города-то абсолютно разные. Наверное, из-за лазурного моря и нависающих над ним серых гор.

Дворец Аль Алам (Al Alam Palace).

Предметом нашего интереса в старом Маскате был дворец султана Кабуса под названием Аль Алам. Вообще, у правителя Омана всего 6 резиденций по стране, двое из которых — находятся в Маскате. Аль Алам выделяется из них всех своей необычной архитектурой: его проектировали и строили индусы, потому он представляет собой своеобразное смешение индийского и арабского стилей.

Оман — страна пяти сотен крепостей. Часть 3: Маскат

У него очень привлекательный вид, но, говорят, что султан Кабус его почему-то не любит, и использует, в основном, как площадку для проведения торжественных церемоний и всяческих помпезных мероприятий.

Перед главным входом во дворец — большая площадь

Мальчик с пальмовым листом.

и изумрудные газоны с раскидистными деревьями и клумбами, засеянными петуньей, бархатцами и герберами

Оман — страна пяти сотен крепостей. Часть 3: Маскат

Поблизости от дворца находится Оманско-французский музей, «Бейт-Франса», вход туда, как и во все музеи Маската — бесплатный.

Форты Маската.

Также, рядом с дворцом расположились два португальских форта XVI века — Мирани и Джалали. Увы, мы так и не смогли определить who is who, потому как в старом Маскате, на какую бы скалу ты не бросил взгляд, практически на каждой (!) — торчит какая-нибудь цитадель.

Например, стоя на набережной у нижнего входа дворца Аль Алам, можно наблюдать крепость справа:

крепость слева:

за спиной, справа, на горе, опять крепость:

Оман — страна пяти сотен крепостей. Часть 3: Маскат

и за спиной, слева, еще одна (на фото она спряталась за мечетью):

Вообще, Оман известен как страна, в которой построено свыше пяти сотен крепостей. Здесь, в любом, даже самом «медвежьем», углу будет присутствовать какой-нибудь форт. Но у нас сложилось такое впечатление, что бОльшая их часть сосредоточилась именно в старом Маскате.

В цитадели близ дворца султана вход воспрещен, т. к. они одновременно являются действующими полицейскими и армейскими учереждениями. Возле каждого из них, также как и возле нижнего входа дворца Аль Алам, — стоят солдаты с автоматами. Мы — люди сугубо гражданские, и вид людей с М-16 действовал на нас весьма угнетающе, поэтому мы поспешили покинуть этот суровый пятачок, чтобы полюбоваться безмятежными видами набережной Корниш.

Набережная Корниш (Corniche)

Набережная Корниш — одно из самых красивых мест Маската. Если ехать от дворца Аль Алам, то в самом ее начале, на скале, распологается крепостная башня (ну куда ж без нее!)

а напротив — фонтан:

Фонтан в начале набережной Корниш.

Наискосок от него, на горе — смотровая площадка, на которую, как говорят, ведет 100 ступений. Так это или нет, не могу сказать, мы на нее не поднимались.

НЛО на заднем плане - это и есть смотровая площадка.

Корниш — очень длинная, ухоженная набережная. Здесь много ажурных беседок и статуй с дельфинчиками:

Оман — страна пяти сотен крепостей. Часть 3: Маскат

В той ее части, которая находится напротив рынка Матрах

Набережная Корниш напротив рынка Матрах.

можно увидеть резные барельефы, прямо напротив скамеек для отдыха:

Оман — страна пяти сотен крепостей. Часть 3: Маскат
Оман - страна, где обитает антилопа Орикс. Это животное занесено в Красную книгу, как вид антилоп,  находящийся под угрозой исчезновения.
Оман - страна, где обитает антилопа Орикс. Это животное занесено в Красную книгу, как вид антилоп, находящийся под угрозой исчезновения.

Кстати, стоя на набережной, Вы сможете полюбоваться не только морем, но и знаменитыми домиками рынка Матрах — белыми зданиями с резными деревянными и металлическими балкончиками:

Оман — страна пяти сотен крепостей. Часть 3: Маскат

Набережная Корниш была последним пунктом нашего путешествия. Мы вернулись в гостиницу, выписались и поехали назад, домой, в Дубай:

Домой.

Резюме.

В заключение, могу сказать следующие:

1. Четрыех дней для поездки в Оман, конечно, мало. Мы не увидели толком Маскат, не смогли посетить пещеру Аль Хута и плато Саик, не полюбовались дивными интерьерами Большой мечети султана Кабуса.

Мы не загорали на белоснежных пляжах Аль Суади, не купались в провале-колодце Биммах или озерах оазиса вади Тиви, не видели песков пустыни Вахаби-Сэнд и не любовались домиками с витражными окнами в городке Суре.

Мы не следили рано утром, как новорожденные черепашки прокладывают себе путь к морю через пески Раз Аль Джинс, и не бродили среди развалин дворца царицы Савской у кокосовых плантаций Салалы. Мы много чего не увидели, и мне жаль.

2. Понравился ли нам Оман? Скорее «да», чем «нет». Но султанат пока еще слабо приспособлен для самостоятельных путешественников, особенно, если они путешествуют с маленькими детьми. Поэтому, если хотите сделать Ваше пребывание в этой стране максимально комфортным, и оставить о нем только приятные воспоминания, лучше, конечно, купить тур или приехать в отель, и отправляться на экскурсии, организованные гостиницей. Или договорится с гидом с нашего сайта.  Нервы, прямо скажем, целее будут.

3. Рекомендуем ли мы Оман для посещения? Да! В нем еще много самобытного, этакого арабского-преарабского, и если Вы — любитель стран, слабо затронутых туристической цивилизацией — Вам, однозначно, сюда.

Если Вы — любитель комфортного отдыха, и «погружением в культуру страны» для Вас является визит в какую-нибудь «Деревню Наследия», где чистенькие дедки и бабульки делают вид, что они вроде бы как занимаются древними ремеслами, то Вам тоже сюда. Из окна экскурсионного автобуса (или машины гида) грубые реалии «самобытного Востока» будут скользить мимо Вас, как тени, и ничем не смутят покой Вашей души, а все красивое и интересное — надолго останется в памяти.

В общем, welcome to Oman!

P.S. Ссылка на сайт, где можно посмотреть стоимость продуктов и услуг в Омане:

Информация на сайте обновляется каждый месяц.

Начало рассказа о нашем путешествии по Оману находится здесь: