Султанат Оман — страна, мало известная широкой туристической общественности, т. к. довольно долго это государство было закрыто для иностранцев. Всему виной — политика предыдущего султана, который, очевидно, полагал, что от чужеземцев ничего хорошего не дождешься. Его преемник — султан Кабус бин Саид Альбусаид — придерживается другого мнения, и с 1987 г. Оман был открыт для туристов.
3
Гостеприимный султан Кабус собственной персоной.
С той поры прошло немало времени, но до сих пор Оман — эдакая «темная лошадка» и туристические сайты не могут похвастаться обилием информации о нем. Надеюсь, мой рассказ поможет составить хотя бы какое-то впечатление об этой арабской стране.
Мы много слышали о том, что султанат — необыкновенно красив и стОит того, чтобы его посетить, поэтому, на майские праздники, взяв трехлетнего сына под мышку, сели в машину и покатили в Оман, чтобы убедиться в этом собственными глазами.
День первый.Эль-Батина: Нахаль (Nakhal), горячие источники Аль-Таура (Al Thawrah Hot Springs), Рустак (Roustaq), трасса Al Roustaq — Al Hamra
Путь до границы ОАЭ-Оман занял около 2-х часов. По дороге наблюдали забавную картину: очевидно, где-то сломалось ограждение, и на скоростное шоссе вышли попастись верблюды.
4
Верблюды на скоростном шоссе.
Пограничные процедуры заняли около 5 мин на эмиратовской границе и около 20 мин — на оманской. После границы придорожный пейзаж стал меняться: в силу географических условий Оман — страна более зеленая, чем Эмираты, потому из окна автомобиля Вы можете наблюдать уже не песок, а камни, деревья и бесконечные финиковые сады,
3
Финиковый сад.
а на подъездах к крупным городам — настоящие парки у обочины:
1
На подъезде к Сохару.
Дороги в Омане (за редким исключением) — очень хорошие, асфальт — просто прекрасный, бесшумный, присутствует куча замудренных развязок
7
Оманские дороги.
И все, вроде бы хорошо, но… У нас сложилось такое впечатление, что оманцы до сих пор не могут решить, как же писать названия своих населенных пунктов по-английски: у тех же Сохара (Sohar/Suhar) или Рустака (Rustaq/Roustaq) по два варианта написания, у Нахаля (Nakhl/Nakhal/Nakal) и Джибрина (Jabreen/Jibreen/Gibrin) — вообще по три, прибавьте к этому еще и перевод на русский язык, и получится настоящая каша. Причем, на одном указателе может быть первый вариант написания, а на другом знаке (буквально через 2 метра) — совершено другой. Так что, когда едете, будьте внимательны: если название на указателе хоть немного напоминает то, что Вы видели на гугловских картах — значит Вы на верном пути.
А вот еще одна беда: понастроив новых дорог с головокружительными развязками, оманцы совершенно забыли поставить на этих развязках указатели. Подъезжаешь к ним и совершенно непонятно куда ехать. Наконец, ты (сделав не один круг и разворот), наугад и по советам местных, все-таки выехал на нужную тебе дорогу и едешь по прямой трассе без перекрестков и ответвлений и — о сюрприз-сюрприз! — на подъезде к нужному тебе городку буквально через каждый метр торчат указатели с названием нужно тебе города! Так и хочется спросить: «Что ж вы, ребята, хоть один из них не выкопали отсюда, да на развязке не поставили?»
Или вот тоже обычная ситуация: стоит указатель, но на нем отмечены какие-то «левые» деревни, а крупный город, в направлении которого тебе нужно ехать — не указан. Получается: местные и так все знают, не заблудятся, а враг (если что) не пройдет!
Справедливости ради, стоит отметить, что оманцы все же стараются. Даже в самых глухоманях у них стоят указатели на английском (попробуйте в России свернуть с федеральной трассы, много ли английских надписей Вы там обнаружите?). Кроме того, местные люди — доброжелательны и готовы помочь. Народ в возрастном промежутке до 35 лет (даже в горных селах) худо-бедно говорит по-английски, так что не пропадете. А по настроению и проводить Вас могут до места назначения. Нас в Маскате один товарищ прямо до нашей гостиницы довел. В общем, везде — люди!
Нахаль — Аль Таура
Первым пунктом нашей остановки был небольшой городок Нахаль (Nakhal), знаменитый своим фортом и находящимися рядом горячими источниками Аль-Таура (Al Thawrah).
Горячие источники, прямо скажем, несколько разочаровали. Вот что они собой представляют: из горы бьет вода, температурой около 37 градусов, которая стекает в небольшой бассейн, а оттуда — в речушку у его подножия. Казалось бы, залезай и купайся (и я очень надеялась освежиться после четырехчасовой поездки по сорокоградусной жаре), но… К сожалению, в момент нашего приезда, ванна была занята отдыхающими индо-пакистанскими мужчинами, которые не выказывали ни малейшего желания ее покидать, так что-увы!-, с купанием не сложилось. (((
2
Не искупались, но хотя бы ножки поболтали. В речушке плавают мелкие рыбки, которые бесплатно готовы сделать вам пиллинг.
1
Ребенок попытался было порезвиться в водичке, но испугался щекочущих его рыбок и быстро покинул водоем.
2
Возле бассейна есть небольшая площадка с каменными скамьями и столиками под соломенными зонтиками. Мы перекусили там бутербродами, захваченными из дома. Пока ели, на всю деревню начал реветь осел. Сразу вспомнилось бессмертное из «Золотого теленка»:
Цветет урюк под грохот дней,
Дрожит зарей кишлак,
А средь арыков и аллей
Идет гулять ишак.
После обеда мы тоже решили прогуляться «средь арыков (здесь они называются фаладжи) и аллей» и отправились бродить по живописной деревеньке близ источников, которая прямо-таки утопает в садах с финиковыми пальмами и банановыми травами (оказывается, банан — это не дерево или куст, а именно высокая трава). Вообще, название у этой деревушки-городишки говорящее: «Нахаль» в переводе с арабского означает «Пальма».
3
1
Пока бродили, увидели в действии местную оросительную систему. В Омане для полива финико-банановых садов используется афладж — система ирригации, при которой вода с гор, под действием силы тяжести, растекается по желобам во все окрестные сады:
3
Афладж.
Вот начало системы афладж:
1
А это уже конечный пункт водички:
3
А еще мы окончательно убедились, что Оман — козья страна. Ну, в смысле, тут везде козы. Козы и мухи. Сидя возле источников, наблюдали следующую картинку: козья река пересекает реку горную.
Напоследок подъехали к форту Нахаль. Указателя на форт нет. Если хотите его увидеть, Вам нужно двигаться через Накхаль по дороге на источники Аль-Таура (такие указатели имеются), и, примерно на полпути к источникам, по правую руку Вы обнаружите эту крепость.
16
Форт Накхаль.
Заходить в нее мы не стали, так как торопились в Рустак. Теперь жалеем, говорят, внутри — интересный музей.
Рустак.
Путь из Накхаля в Рустак пролегает по плодородной долине Батина — это самый зеленый регион из НЕприморских земель Омана.
6
Долина Эль-Батина.
По пути постоянно встречаются вади — горные реки, которые раз в год бурно разливаются, а все остальное время года смотрят в небеса пересохшим каменистым дном (подобных много и у нас, на Северном Кавказе):
Вот, наконец, и Рустак. Форт Рустак был построен еще в доисламские времена (в VI в. н. э.) для защиты города и назывался иначе — Калат Аль Кисра, когда один из правителей перенес сюда столицу из горной Бахлы. Название Эр-Рустак («Большая деревня») было дано позже. Справедливости ради стоит заметить, что в Омане почти все населенные пункты — эдакие большие деревни, а не только Рустак.
7
Форт Рустак.
С этой крепостью нам тоже не повезло: она была на реконструкции, так что мы просто побродили вокруг.
6
Рустак - большая деревня.
Крепостные стены форта Рустак (да и всех других фортов Омана) выглядят, как саманные мазанки. И неудивительно — для строительства использовался камень и сарудж — кирпичи из извести, воды и золы, смешанной с пальмовой щепой. История умалчивает, но, наверное, и без участия козьего навоза дело не обошлось. А что, при строительстве церквей на Руси замешивали же в раствор яйца и молоко, так почему бы и здесь органике не поучаствовать?
5
Стены форта.
В Рустаке также очень много садов, спрятанных за высокими глиняными заборами. Кажется, заглянешь за них — и увидишь райские кущи с бродящими по ним павлинами, бахчисарайскими фонтанами, кустами дамасских роз и беседками, где на шелковых подушках возлежат одалисски в шароварах и расшитых блестками лифчиках.))) А на деле, посмотришь за ограду — а там все также: финиковые пальмы, бананы и фаладжи.
Дорога Аль Рустак — Аль Хамра
День клонился к вечеру, а нам надо было преодолеть еще 87 км в горное сердце страны: до города Бахла в области Эд-Дахилия.
Сделаю небольшое отступление: на моменте планирования, когда я распечатывала карты из Гугла и увидела практически прямую дорогу из Рустака до Бахлы, то очень обрадовалась тому, что есть дорога прямо через горы, и нам не придется делать крюк для объезда. Я, конечно, сглупила, что не посмотрела на эту «трассу» на фотографиях со спутника. Но просто мне в голову не могло прийти, что Гугл считает ЭТО дорогой! Ну, и, к тому же, Оман знаменит своими прекрасными дорогами, туды его в качель! Кто ж знал, что не всеми дорогами он может гордиться!
В общем, мы выехали из Рустака и никак не могли найти поворот на Бахлу. На одном из указателей красовалась надпись Al Hamra, а этот населенный пункт находится как раз недалеко от Бахлы. Так что, мы повернули на Аль Хамру. По дороге спросили у местного товарища — правильно ли мы едем? Этот мужчина посмотрел на нас, слегка изменился в лице, но кивнул, мол, да, правильно. Эх, что стоило ему сказать: «Куда ж вы суетесь, глупые, на своем паркетничке? Вертай взад коли жизнь дорога!» ну или хотя бы:" Not this car! Bad road!» и в моих волосах было бы гораздо меньше седины… Но, очевидно, он не был твердо уверен в своем английском, поэтому просто кивнул и махнул рукой в направлении гор. И мы поехали.
Поначалу все было хорошо, виды вдоль трассы открывались — весьма живописные. Иногда оманцы прокладывают бетонные дороги по руслу вади, и эта дорога оказалась из таких:
6
Трасса Аль-Рустак - Аль-Хамра
Постепенно, горы начали смыкаться, но мы не теряли бодрости и оптимизма:
5
Дорога по руслу вади.
А потом вдруг — бац! — бетонка закончилась, и мы уперлись прямо в дорожные работы по прокладке шоссе. Тут бы нам и повернуть обратно, но мимо экскаваторов проскочил пикап, который ехал прямо за нами, и мы двинулись следом, в надежде, что дорога появится опять. И она появилась. Протянулась метров 200, и опять исчезла. Нам бы повернуть назад, но не захотелось делать огромный крюк, объезжая горы, и мы поехали вперед, даже когда исчезли указатели и дорога превратилась в горную долину, усыпанную булыжниками.
Уважаемый читатель, если Вам дорога Ваша жизнь (в данном случае — это НЕ фигура речи!), подвеска, бампер и резина колес Вашей машины, Вы никогда не поедете по этой дороге! Потому что, чем дальше мы удалялись от бетонки, тем хуже становилась ситуция: машину трясло, как в лихорадке, на камнях долины,
8
нам пришлось пересекать горные реки, когда автомобиль практически по брюхо был в воде,
5
а когда мы заехали на горку (угол наклона при этом был градусов 60, не меньше), и, стоя на узком пятачке-перевале, увидели, что нам предстоит не менее крутой спуск, мы поняли, что ПОПАЛИ… В общем, минут 5, в весьма энергичных выражениях, муж высказывал мне все, что думает обо мне, как о планировщике поездок, и об этой поездке в частности. После чего, высадил нас с ребенком из машины и медленно скатился вниз.
Вы можете спросить, почему мы не повернули обратно? К сожалению, это было уже невозможно: как всегда в горах, быстро начало темнеть, а мы не помнили всех развилок горной долины, и дорогу назад просто не нашли бы. Ситуация, прямо как в романах Жюля Верна, становилась все более драматической… Нам оставался только один путь: вперед.
А впереди становилось только хуже: дорога поползла вверх, в горы, и превратилась буквально в козью тропу. Представьте себе грунтовку, расчищенную грейдером, на которой может поместиться только ОДНА машина, с одной стороны которой — отвесно вверх поднимается скала, а с другой — также отвесно обрывается вниз пропасть. И между Вашей машиной и этой пропастью — небольшой вал из камней высотой по колено!
Вся дорога состоит из булыжников размером с два мужских кулака, на которых машину трясет так, что уже через пару километров начинает визжать и скрипеть подвеска. Кроме того, на этом горном серпантине страшно крутые повороты и такие же крутые спуски и подъемы. Ехать приходится в полной темноте, единственное светлое пятно в этом беспросветном мраке — свет ваших фар да огоньки редких встречных автомобилей (старых, но мощных тойотовских пикапов). И все время-то справа, то слева -маячит страшная пропасть. Сказать, что было жутко — значит сильно преуменьшить наши ощущения, было просто атас как жутко!
Так мы и ехали. Периодически попадались вади — через одну мне пришлось идти в брод, чтобы проверить, сможет ли проехать машина. Зачастую, на развилках, не было указателей и путь приходилось выбирать реально наугад. В редких горных селениях мы спрашивали дорогу у местных, хотя, признаться, было ссыкотно: мужчина, на новенькой машине с номерами другой страны, в компании жены и маленького ребенка, на глухой ночной горной дороге, может показаться легкой добычей для аванюристов. Но это я несправедлива к местным. НИ ОДИН человек, из тех, к кому мы обращались, не выказал агрессии!
Самый отчаянный момент этого кошмара был, когда, после пары часов такой езды, отказал полный привод нашего паркетника, не предназначенного к таким экстремальным маршрутам. Перегрелась вискомуфта. На одном из крутых подъемов машину «повело», и муж с огромным трудом вырулил на подвернувшуяся очень кстати обочину — крохотную площадку, где и орлу-то хвост разместить негде. Представьте себе картину: мы, в полной темноте, в горах, на высоте 2 тысяч метров, с отказавшейся работать машиной, и трехлетним ребенком на руках. Ситуация — хуже не придумаешь.
Нам, конечно, повезло. Я сейчас пишу эти строки, а значит мы не сорвались в пропасть, нас не засыпало обвалом, не разорвали дикие звери и никто «не стукнул нас по голове», польстившись на новую машину. Мы подождали около 15 минут пока остыла вискомуфта, и решили двинуться за двумя пикапами, проехавшими мимо нас, потому что дольше оставаться в той кромешной тьме было невыносимо. О, чудо! Полный привод опять заработал, а через 20 минут из ниоткуда возникло асвальтовое шоссе — мы перевалили через горы и оказались на трассе Al Roustaq — Al Hamra со стороны Аль Хамры.
Спуститься вниз по прекрасной дороге не составило особого труда. Мы въехали в Бахлу и, по подсказкам местных, отыскали Jibreen Hotel, в котором предварительно забронировали номер на две ночи, и, полумертвые от усталости и пережитых нервных потрясений, упали в кровать и заснули беспробудным сном.
Продолжение рассказа о поездке по Оману находится здесь: