Наше путешествие подходило к концу, «под занавес» мы остановились в горах Верхнего Гарца, недалеко от города Гослар, в который хотели заглянуть ещё в предыдущих поездках, но каждый раз, приходилось оставлять его в стороне.
После бронирования всех отелей по пути следования выяснилось, что паром, на котором мы должны были совершить переправу из Германии в Финляндию, курсирует не каждый день — так, совершенно неожиданным образом, остановка в этих местах растянулась на два дня. Естественно, встал вопрос — чем себя занять? Оказалось, мы заехали в места необычные и загадочные.
Из справочника: «В средние века люди назвали это место Hart („горный лес“), от которого происходит сегодняшние название Harz. Сами горы Гарца расположены на территории земель Нижняя Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия. Именно в эти горы слетались ведьмы со всей Европы, что бы обменятся опытом, устраивали тут свои шабаши. Из народных поверий: ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах и плясках с демонами и дьяволом. Традиционно Вальпургиева ночь начинается около 23 часов в ночь с 30 апреля на 1 мая. Самые известные места крупных шабашей в Европе — это Лысая гора под Киевом и гора Броккен в Германии».
Как после такой затравки не посетить гору Броккен! Навыка полётов на метле у нас не было, на автомобиле туда не добраться, единственный способ — железная дорога, о которой я прочитала следующее: «В Гарце расположена сеть узкоколейных железных дорог общей протяжённостью 140 км. Одна из линий этой сети достигает вершины горы Броккен. Из городка Вернигероде отправляется поезд с настоящим паровозом во главе состава, которой до сих пор топится углем, он отвезет любителей ретро на вершину легендарной горы. Дорога называется Броккенбан и идёт до самой высшей точки Гарца — 1141 м. над уровнем моря».
1
С утра доехали до железнодорожной станции, оставили машину на бесплатной парковке, приобрели билеты в обе стороны за 26€ с носа (ребёнок бесплатно), немного подождали поезда и отправились в путь.
1
Конечно, эту поездку не сравнить с прошлогодней по зубчатой железной дороге на гору Шафберг. Лес на склонах, приветливым не назовёшь, густой дым валил из трубы паровоза нещадно — всё это настраивало на определённый лад.
2
3
Поезд делает несколько остановок, время которых я не засекала, но его достаточно, чтобы выйти из вагона, купить напитки и еду в передвижных ларьках на станциях и вернуться обратно. Те, кто не захватил перекус с собой и не рисковал выходить из вагона, могли воспользоваться кафешкой в поезде. При желании можно приобрести сувениры и набор бальзамов в маленьких бутылочках, на этикетках которых запечатлён поезд.
1
Достигнув вершины, любители трекинга, отправились по различным маршрутам, мы же направились в сторону радиопередатчиков.
2
Перед тем, как отправиться на прогулку, посмотрите расписание движения поезда, чтобы ненароком не остаться на вершине.
Информация из путеводителя: «В начале 30-х годов 20 века на горе была сооружена мачта для радиопередатчика. Во времена Второй мировой войны район Гарца был одним из самых большим районов окружения — последние подразделения 11 Армии и Ваффен-СС капитулировали лишь 7 мая 1945. Во времена социализма гора имела огромное стратегическое значение. Там располагались важные объекты радио и телевещания, а также объекты ГСВГ, пограничных войск ГДР и Штази. До 1990 года через горы Гарца шла граница, разделявшая современную Германию на восточную и западную. Плато Брокен и соседние вершины Гарца являлись большой военной закрытой областью. Сегодня на этой территории находится национальный парк Гарц».
Посетили музей, в котором ознакомились с довольно интересной экспозицией и приобрели опыт полёта на метле.
1
1
3
Входной билет — 4€, ребёнок бесплатно.
К запланированному времени вернулись на станцию и отправились в обратный путь.
1
Вечер был посвящён прогулке по чудному городу Вернигероде.
3
3
Несомненно, достопримечательность, которая притягивает взоры всех туристов — Историческая ратуша. Интересно, что это здание изначально строилось как игорный дом и служило местом для развлечений графов фон Вернигероде. В XIV веке деревянное здание снесли и построили каменное.
4
На уютной площади перед ратушей находится фонтан, возле которого фотографируются все гости города.
2
Хотя, это не единственный объект, на фоне которого хочется запечатлеть себя любимого.
2
1
А сколько домов со своей историей — и Кривой дом, и Дом Круммеля, и Готический дом! Нас больше всего привлёк Самый маленький дом. «Он построен в 1774 году. Места между двумя соседними домами хватило на домик шириной в два узких окошка. Коридор, кладовка и спаленка под крышей — вот и весь дом. До 1976 года в нём жила одна женщина. В 1992 году дом был реставрирован и открыт для туристов».
4
Неспешно прогуливаясь по узким улочкам, заглядывали в сувенирные лавки. Черти, Бабки Ёжки, летающие на метле, лешие и всевозможные демоны, а также наливки и бальзамы в бутылках, на этикетках которых красуются излюбленные персонажи этих мест — такого количества нечисти я ещё нигде не встречала!
Постепенно мы дошли до улицы, в конце которой открывается изумительный вид на знаменитый замок-крепость. Он нас настолько впечатлил, что было решено завтра непременно в него заглянуть. Наш интерес был «подогрет» ещё и тем, что именно в нём (как, впрочем, и на улицах города, и в ратуше) снимался всем нам известный художественный фильм «Тот самый Мюнхаузен».
1
День закончился ужином, в уютном ресторанчике — кухня и пиво выше всяких похвал!
2
5
Гослар — Травемюнде (15.07., среда)
Как и было запланировано накануне, утром мы направились в замок-крепость Вернигероде. Почему замок — крепость? Дело в том, что до XV века на этом месте стояла крепость, построенная в XII веке, которую потом разобрали и на её месте возвели замок в стиле барокко, чуть позже — в XIX веке его перестроили в роскошный представительский замок, который порой называют «Нойшванштайном Гарца». После Второй мировой войны здесь открыт музей.
На холм, на котором возвышается эта красота, можно добраться на повозке, запряжённой лошадьми, на небольшом туристическом автобусе-поезде, а можно, как мы — ножками. Перед непростым подъёмом, мы слегка застряли на парковке. Наше внимание привлекли два транспортных средства — необычный мотоцикл и чудо российского автопрома на немецких номерах.
2
2
Дорога вверх отняла немало сил, но всё же оказалась довольно приятной — нас окружал живописный парк, а взору открывались замечательные виды на город и окрестности.
2
3
Войдя в ворота замка, мы тут же наткнулись на «нашего человека», услаждающего слух туристов игрой на баяне. Он умело распознавал национальности входящих гостей, после чего играл наиболее популярные мотивы страны, из которой они приехали. Его труды не оставались без внимания, поэтому кубышка, стоящая перед ним, наполнялась довольно быстро.
Не могу сказать, что внутреннее убранство замка произвело на нас неизгладимое впечатление — большее удовольствие мы получили от видов, открывающихся с его стен и от прогулки по внутреннему двору.
Входной билет — 5€, ребёнок бесплатно.
Спустившись вниз, поспешили в путь — нам непременно нужно было оказаться в 15:00 на рыночной площади в Госларе, именно в это время в окошечках здания появляются фигурки короля, рыцаря, коня и рудокопов.
Историческая справка: Гослар — город с более чем 1000-летней историей, взятый под охрану ЮНЕСКО, как объект мирового культурного наследия. Археологические исследования говорят о том, первые горные разработки в этих местах относятся к третьему веку до нашей эры. Сегодня рудник, на котором еще в X веке добывали серебряную руду, является музеем. Из местного серебра чеканили серебряные талеры, широко известные по Европе. Именно от этих талеров и произошло название доллара, ставшего денежным символом ХХ века. В X—XII вв. Гослар входил в состав Священной Римской империи германской нации, одно время его даже называли «Северным Римом».
5
1
Посмотрев кукольное представление на ратушной площади при большом скоплении любопытствующего народа, мы отправились на прогулку по улочкам этого удивительного по своей красоте города. Первое, что бросается в глаза — изобилие серого и чёрного цвета. Дело в том, что по многовековой традиции, крыши в Госларе кроются пластинами чёрного сланца.
1
2
1
3
1
3
Заглянули в своеобразный «город мастеров», где от изобилия сувенирных лавочек и магазинчиков разбегались глаза, и возрастало непреодолимое желание приобрести что-нибудь на память о посещении этого города.
1
2
3
Вернувшись на ратушную площадь, занялись поиском одной забавной достопримечательности, о которой я нашла такую вот историю: «В средние века, в период расцвета Гослара, считалось, что удача всегда с жителями этого города. Все, к чему прикоснется госларец, превращается в золото. Это патриотичное убеждение запечатлено в уличной архитектуре Гослара — на углу одного из домов на ратушной площади, под фигуркой в греческом хитоне, прилепился голый мальчик, который какает золотыми монетками».
1
2
Знакомство с этим городом закончилось здесь же, на ратушной площади, на уличной террасе одного из пивных ресторанов. Вкус свиной рульки, тушёной капусты и местного пива не поддаётся описанию — это было феерично!
1
2
14.40–17.30 — знакомство с Госларом
25 мин — 2 остановки
21.05 — прибыли в порт Травемюнде
Общее время в пути — 3,5 часа (300 км)
Вечернюю прогулку по городу Травемюнде пришлось отменить, поскольку в 21:00 во всю шла регистрация на паром. Решили не рисковать и дождаться погрузки, которая началась в 23:00
Паром, дорога домой (15.07–16.07., среда, четверг)
Следующий день прошёл на пароме, где мы познакомились с бывшими россиянами — ныне жителями Германии, которые, насмотревшись криминальных сериалов и наслушавшись таких же новостей, до смерти боялись ехать в Петербург — в их представлении у нас грабят и убивают на каждом углу среди белого дня.
Наши попытки успокоить бывших соотечественников не увенчались успехом, поэтому на следующее утро решили сопроводить их до города. Оказалось, что не напрасно — по пути попали в большой затор, вызванный капитальным ремонтом дороги. У дорожного работника спросили: «Что там впереди?» Улыбнувшись от уха до уха, с неописуемой радостью и торжественностью он проскандировал: «Там всё — ямы, объезды, пробки, аварии!!!» Не хватало только возгласа «Welcome!!!» Вот так нас встретил родной Санкт-Петербург. Проехав по европейским дорогам 7895 км, мы вернулись домой.