Разрабатывая маршрут путешествия на автомобиле по Испании-Португалии, мы приняли решение об «отпуске от руля» в середине его пути. Неизменное желание увидеть как можно больше за короткий промежуток времени натолкнуло на мысль о круизе. Отзывов о подобном виде отдыха слышали много и разных: от «никогда и ни за что, даже даром» до «только круиз, и ничего кроме». Чтобы подтвердить или опровергнуть мифы, нужно как минимум, попробовать…
9
Миф № 1. Круизы — это дорого. Отчасти — да. Если каюта с балконом и длительность превышает неделю. Чтобы попробовать круиз и составить свое впечатление, мы выбрали тур из Лиссабона по маршруту: Лиссабон — Танжер (Марокко) — Малага (Испания) — Портимао (Португалия) — Лиссабон.
3
6
Факт. За 5-дневный тур в октябре 2011 мы заплатили 27 000 рублей на двоих по системе «все включено». Еды на борту круизного лайнера не много, а очень много (ранний кофе, завтраки, обеды, полдник, ужин и буфет для полуночников)… Из неприятных плат — обязательные чаевые в размере 10–12 евро с человека в день. Именно эти чаевые существенно увеличивают стоимость круиза при длительном путешествии.
Миф № 2. В круизе скучно.
Наш маршрут был построен таким образом, что каждое утро мы просыпались в новом городе. Встречались и такие «путешественники», для которых круизный лайнер стал отелем, покидать который они были не намерены. Для них: всевозможные активити в бассейне, мастер-классы, аниматоры для детей… В общем, тем кому в турецком отеле не скучно, и здесь скучно не будет. А кому скучно — есть возможность путешествовать по городам-портам.
10
Факт. На круизном лайнере мы только завтракали, ужинали и ночевали. Скучать не успевали.
Миф № 3. Мало времени в порту.
Прибытие в порт назначено в 9–10 утра, обратно в 17–18 часов. За это время заранее информационно-подготовленный турист успевает осмотреть основные достопримечательности. Если считаете, что этого времени мало, ищите круизы с ночевкой в порту. Но мне кажется, что совмещать сон и движение к другому городу — более рационально.
15
Факт. За отведенное время мы успевали посетить «визитные карточки» городов-портов, пообедать и иногда бонусом искупаться на пляже и позагорать.
Миф № 4. Я не знаю иностранных языков.
Русские часто путешествуют. И почти каждая уважающая себя компания имеет на борту русскоговорящий персонал. Это могут быть выходцы из СССР, которые всегда придут вам на помощь.
10
Факт. В нашем туре стол должна была обслуживать украинка, соседи — «божьи одуванчики» за 70… Но так как тур был заказан через португальскую компанию напрямую, мы сидели отдельно от соотечественников. И не переживали.
Миф № 5. В круизе укачивает.
В северных морях — да. И нужно быть к этому готовым, например, запастись таблетками. Вообще на круизных лайнерах стоят мощные гироскопы, которые уменьшают качку.
11
Факт. По нашему маршруту лайнер не забирался далеко в море, он шел, практически, по побережью. Качка не ощущалась — совсем. Лишь в одну ночь, когда мы не видели берегов, ощущалось легкое волнение на море. Но оно было еле-еле заметным: состояние, как после бокала шампанского. Даже прикольно!
Миф № 6. В море небезопасно.
Все помнят «Титаник» и чем все закончилось… Во-первых, корабль плыл по холодным северным морям. Во-вторых, жилетов и лодок не хватило на всех.
6
Факт. После прохождения досмотра и размещения в каютах всегда проводится тренировочная эвакуация с жилетами и посадкой в шлюпки. Каждый пассажир должен точно знать свой выход, номер шлюпки и место, чтобы при случае экстренной ситуации не паниковать.
Миф № 7. Каюты без окна «давят» и возможно развитие клаустрофобии.
В каждой каюте имеется большое зеркало, которое создает иллюзию расширения пространства. Хорошее освещение в номере убирает неудобство от отсутствия солнечного света. В силу плохого вестибулярного аппарата, в окно из каюты я смотреть не могла, поэтому выбрали — глухую комнату, предпочитая любоваться на море с палубы.
7
Факт. Реально в номер заходишь только принять душ после экскурсий, переодеться к ужину, и позже лечь спать. Все остальное время проводится на суше, на разных палубах, в ресторанах, кафе, бассейне, и при желании даже в библиотеке.
Миф № 8. В круиз нужно брать вечерние туалеты и смокинг.
Не обязательно. Это могут быть просто вечерние платья для женщин и рубашка и брюки для мужчин. В шортах и сланцах запрещено появляться лишь на ужине, но и на суше в приличном отеле действует это же правило.
9
Факт. Круиз — это, пожалуй, единственное место, где можно почувствовать себя настоящей леди. Те платья, которые куплены или сшиты «на один раз» самое место выгуливать здесь. Длинные в пол, коктейльные, с вырезами на интересных местах, шляпки, перчатки — все будет уместно на капитанском приеме, прощальном гала-вечере или просто ужине.
Да и мужчинам рядом с такой женщиной захочется выглядеть кавалером.
Миф № 9. На огромном лайнере можно потеряться.
Обычно на одного отдыхающего приходится по 1–2 человека обслуживающего персонала. Увидев малейшую растерянность на вашем лице, вам тут же помогут, будь это чужой стюард или даже сам капитан.
1
Факт. К каждой каюте прикреплен стюард. Едва ты выйдешь за дверь, он уже тут как тут. Поинтересуется самочувствием, озаботиться, достаточно ли комфортно ночевали, а вечером, выдав программку на завтра, расправит постель, угостит шоколадкой и пожелает сладких снов.
Миф № 10. Круизы — это отдых для пенсионеров.
Раньше, наверное, так и было. Но сегодня в круизы ездят и молодожены, и студенты, и семьи с детьми…
1
Факт. Такой короткий тур как наш был молодежным. Группы студентов, молодые семьи с детьми. Пенсионеры были только из России… Может быть потому, что у наших людей сложилось столько мифов о круизах, которые сложно опровергнуть, не ступив на палубу белоснежного красавца.
Ну что ж с теорией покончено, можно перейти к практике. Итак, 5 дней на круизном лайнере Empress Pullmantur…
День 1. Лиссабон.
В автопутешествии по Испании-Португалии с нами много чего случалось, но чаще везло. Неожиданные приятности так и сыпались на нас как из рога изобилия. Понятно, что по закону равновесия, где-то должно было «порваться»… Мы чуть не опоздали на круиз. Оказывается в Лиссабоне есть несколько портов, из которых уходят лайнеры. Наше появление в зоне досмотра за 20 минут до отплытия в «легкой» панике и с вытаращенными глазами, у таможенников вызвало сочувствие. Без досмотра и очередей мы вбежали на судно по почти убирающемуся трапу. Повезло? Пожалуй, но лучше, конечно, так не делать…
3
1
Пока мы шли до нашей каюты, расположенной на 7-й палубе, навстречу текла людская волна в спасательных жилетах — это проводилась обязательная тренировка по эвакуации. Через 10 минут мы, взмыленные и экипированные, натолкнулись на уже возвращающихся на свои места пассажиров… Опоздали. Будем надеяться, что корабль надежный, и с ним ничего не случится…
Прощальный взгляд на Лиссабон… Скульптура Христа — точная копию в Рио-де-Жанейро, подаренная городу бразильцами… Мост «26 апреля» через реку Тежу — еще одна уменьшенная копия, теперь уже моста в Сан-Франциско… Оказывается, Лиссабон сплошь в «подделках»…
10
7
Первый вечер в круизе, как правило, это гала-ужин, представление команды и капитанский коктейль. Даже на нашем непродолжительном туре, это не стало исключением. Знакомьтесь, это наш капитан — Дионисиос Коуцоукалис.
8
Бродвей, мюзикл и шампанское — именно таким запомнился первый день. С верхней палубы замечаем последний португальский маяк, и лайнер выходит в открытое море.
13
День 2. Танжер.
Если бы мне кто-то лет пять назад сказал, что я так часто буду бывать в Марокко, ни за что бы не поверила. Но факт остается фактом: 2008, 2009 и 2011 годы. Агадир, Маракеш, Эйсуэйра, Уарзазат, а теперь и Танжер.
Пожалуй, это самый бедный по культурному наполнению город из тех, что мы видели. Медина, городской парк, совмещенный с кладбищем и сук (городской рынок). И вcё! Остальное — современный город из типовых коробок.
6
2
На берегу пушки, некогда угрожавшие Испании и до сих пор повернутые в ее сторону, сейчас используются как прилавок.
3
На улицах города вас будут одолевать «друзья» и «братья» довольно сносно разговаривающие на английском. Не стоит поддаваться и отвечать даже на вопрос, откуда вы — не отвяжутся. И вы будете вынуждены всю дорогу слушать его болтовню, отвечать на вопросы школьного курса «знакомство». Никакие отговорки на то, что вы любите гулять один (или с подругой) и в тишине — не помогут. Лучше сразу «I don’t speak English» и все на-русском. Через 5 минут «другу» станет скучно, и вы сможете спокойно продолжить прогулку.
Среди разноцветных лавочек, продающих китайский хлам, мы увидели девушку, рисовавшую картины с помощью пальцев ног. Меня это настолько захватило, что, попросив разрешения, я сделала несколько снимков. Позже, один из кадров, украшал стены фотовыставки…
7
Заявленное он-лайн путешествие накладывало на себя некие обязательства: в каждом городе мы искали кафе с Wi-Fi. Удивительно, но в Танжере на его поиски нам потребовалось всего полчаса. В вымытой под моим надзором чашке дымится латте, неограниченный доступ в Интернет и «яблочники» за соседним столом…
1
Пока мы бродили по городу, наш корабль решили малость подкрасить… Надеюсь, что это просто плановая косметическая «маска на ночь», и вчера в темное время суток мы не поцарапали бок о скалы.
2
Около 10 вечера посвежевший Empress покинул Танжер.
Корабль плыл по Гибралтару. С верхней палубы было видно и Африку, и Европу одновременно. Было в этом что-то романтическое… И не сговариваясь, мы раскинули руки и запели сначала не смело, а потом во все горло «My heart will go on»…
8
День 3. Малага.
Малага — это второй по величине после Барселоны испанский морской порт. Родина Пабло Пикассо и Антонио Бандераса…
8
Грузовые суда, круизные лайнеры и яхты очень умно отделены от городского пляжа и не мешают жителям отдыхать в самом центре города. Живется местным здесь вполне хорошо, о чем свидетельствуют названия яхт.
5
Очаровательный исторический центр. Туристам предлагаются неспешные прогулки в каретах с ярко-желтыми колесами.
7
В самом центре возле Кафедрального собора в весьма пафосном заведении за 1,5 евро можно угоститься вкусным кофе. Пароль к Wi-Fi «диктуется на ушко». Вот это я понимаю — защита!
4
Из достопримечательностей, которые стоит посмотреть интересующимся историей и развалинами — замок Алькасаба и крепость Гибралфаро. Цена за одно посещение — 2,10 евро, если оба объекта сразу — 3,45. Без информационной подкованности я бы сказала, что внутри ничего особенного — камни, фонтаны и апельсиновые деревья.
11
5
10
А вот ради чего стоит забраться на самый верх, огибая крепостную стену, ради вида сверху на арену для боя быков. Плаза де Торос — пожалуй, самый растиражированный вид Малаги.
18
Бесплатная площадка оказалась лучшим местом для осмотра города: не мешались ни деревья, ни отдельно стоящие здания. Чего нельзя сказать о фотографиях, сделанных из крепости. Так что если древние камни не ваше хобби, вполне можно сэкономить и получить не меньшее удовольствие от панорамного вида города.
8
15
Обратно в порт мы возвращались через городской пляж La Malagueta.
12
3
Помимо обычно пляжного боковаляния, муниципалитет предлагает жителям заниматься спортом не отходя далеко от лежаков.
1
Островки оазиса посреди песка спасают от жары, а всевозможные кафе — от голода и жажды. Не сказала бы, что мы сильно проголодались, но мимо знаменитого блюда — жареных сардин — пройти не смогли. Нереально вкусно!
6
А в порту тем времени вовсю шло пополнение запасов пива…
3
День 3. Портимао.
Если вы едете мимо этого города — просто проезжайте. Ничего не потеряете. Но уж если судьба вас в него забросила, нужно получить максимум удовольствия. В самом центре нет ни достопримечательностей, ни того ради чего стоило приехать. Магазинчики, фонтаны, кафе…
4
7
14
7
В магазинах, как и везде в Португалии, продают солено-сушеную бакаляу. Это треска, которую потом для приготовления снова вымачивают и готовят: варят, жарят и т. д. Вкус и запах специфический, но местные жители «души в ней не чают».
За два часа, обойдя весь центр города, мы приняли решение уехать в прибрежный поселок — Алвор. Информационные доски на остановках вполне доступны для понимания, но решили не рисковать и поехали на такси — 7 евро за 10 минут поездки.
Если Портимао — ничем не примечательный городок, то Алвор — центр туризма. Теперь стало понятно, куда делись все люди. Они здесь, в кафе на побережье, наслаждаются жизнью.
4
3
Как работать в таком климате, когда в начале октября +28, не представляю.
7
Обратно мы добирались через Прайя да Роча. Километры песка, лежаков, и океана. Казалось, это будет продолжаться бесконечно…
10
6
Но, увы… Наутро наш круиз кончился, и горы разноцветных чемоданов уже поджидали своих владельцев на берегу. Мы «вразвалочку сошли на берег», оставив частичку души в нашем плавучем отеле.