Попытаюсь все-таки завершить «обзор» посещенных в этом году горнолыжных курортов, начатый в части первой и части второй.
Итак, выехав из Сен-Жерве через серпантин и перевал в окрестностях Межева, посетив «стоковый» магазин спортивной одежды в Альбервилле и героически преодолев обычные для «высокого сезона» субботние пробки, около полпятого были в Ля Граве. Здесь нашим пристанищем стали апартаменты в Les Balcones de La Meje с замечательным видом на этот самый Пик Ля Меж.
14
Ля Грав (La Grave)
В который раз ловлю себя на том, что написать о Ля Граве что-то связное — не могу! Имеющиеся в Сети отзывы об этом месте пестрят определениями «экстремально!» (терпеть не могу это слово, равно как и пресловутый «адреналин», которым так любит щеголять молодежь), «это по-настоящему круто!» (не нравится еще больше) и прочими похожими.
Назвать Ля Грав курортом нельзя даже с очень большой натяжкой — здесь всего один старенький гондольный подъемник в две очереди и бугель (работает не всегда), который поднимает лыжников на высоту 3600 метров, откуда начинаются маршруты по леднику. Здесь вообще нет трасс — вся зона катания, включая два более-менее «официальных» направления (Vallons de La Meje и Chancel) находится за табличкой, на которой черным по ярко-желтому написано «at your own risc». Зато здесь уйма кулуаров, трещин, расселин, скальных стен и прочих интересных частей рельефа. Поскольку здесь нет подготовленных трасс, спасатели не имеют права спускать людей, и в случае любого происшествия прилетает вертолет из Бриансона (кстати, именно поэтому здесь категорически не рекомендуется ехать «по следам» — они могут неожиданно оборваться в том месте, где он забрал заблудившуюся группу). Лыжники, приезжающие в Ля Грав, как правило, точно знают, чего они хотят, четко оценивают свои возможности и, естественно, обладают необходимыми навыками и снаряжением…
Да, при «работающем» переходе через ледник (об этом немного дальше) сюда частенько заглядывают курортники из соседнего Les 2 Alpes. Но, как правило, довольно быстро «убегают» обратно.
Надо сказать, что во второй половине февраля Ля Грав показался нам совсем не таким суровым, как в начале января.
17
Ля Грав, январь
Оказывается, сюда даже заглядывает солнце!
3
3
3
Шазеле (Le Chazelet) — деревушка выше Ля Грава
6
Ничего «серьезного» в этот раз нам сходить не удалось. Разве что выбрались все-таки в «сафари» в сторону Сен-Кристофа
3
7
5
(спасибо одному из наших товарищей, согласившемуся пригнать туда за нами Средство Передвижения),
4
4
куда стоило попасть хотя бы ради местного музея альпинизма. Посетив этот музей (к сожалению, снимать в музее нельзя) и посмотрев на снаряжение, с которым ходили «в начале времен», пришла к выводу, что современные альпинисты все-таки — народ довольно избалованный.
Все остальное время не спеша катались по «направлениям» и доступным с канатки не очень сложным кулуарам…
4
В кулуаре Patou
5
La Meje
3
Альпийские галки
Что имеем «в сухом остатке»? Ля Грав — однозначно не курортное место. Местные склоны имеют слишком много «но». Начинающему лыжнику делать здесь будет совсем нечего, да и не всякому «продолжающему» будет интересно. Народ заглядывает сюда в основном из любопытства и быстро убегает в более «дружелюбные» места. Но кого-то «зацепляет» на всю оставшуюся…
Les 2 Alpes (Ле Дез Альп)
Или просто «Дваальп», как любят называть это место российские туристы. Сюда мы выбрались во вторник, пользуясь открытым переходом через ледник. Надо сказать, что желающих покататься в Ля Граве от верхних подъемников Ле Дез Альп к началу спуска доставляет на буксире ратрак. Для идущих в противоположную сторону таких удобств не предусмотрено, поэтому пришлось немного прогуляться по леднику.
6
4
Зато видом на Монблан по дороге налюбовались за всю прошлую неделю. Правда, издалека.
5
вон он там, самый дальний…
Ле Дез Альп — один из пяти крупнейших французских горнолыжных курортов. Расположен в центре горного массива Уазан (Oisans) у подножия ледника Mont-de-Lans, поэтому сюда, как и в Тинь, съезжаются любители летнего катания. Перепад высот — 2300 метров (1300–3600), 93 трассы, в основном «синие», общей протяженностью 225 км. Имеется несколько сноупарков. Самая длинная трасса — 12 км.
3
Вид на поселок с трассы Diable
Ле Дез Альп понравился своими «красными» и «черными» трассами и поразил практически пустыми склонами. Очень странно для «высокого сезона» такого снежного года. Впрочем, народ «нашелся», как только мы спустились в сам поселок. Здесь-то жизнь, что называется, «била ключом» со всеми вытекающими, включая значительные очереди на нижние подъемники. Странные люди… Остаток дня, естественно, докатывали «по верхам».
5
Не успели на последний ратрак — обратно тоже пришлось идти пешком. 3600, ледник, открытый хребет, мороз и сильный ветер с поземкой… брр, не завидую полярникам.
Ле Дез Альп — это, во-первых, «пять с плюсом» в номинации «семейный горнопляжный отдых». Именно такой показалась мне атмосфера этого места, и это несмотря на наличие достаточно серьезных трасс и массы возможностей уйти «за веревочку». Место это и позиционируется, как «курорт с массой возможностей для фрирайда». Это правда, но лично мне в этой «номинации» больше понравился Эспас Килли…
Serre Chevalier Valleé (Долина Серр-Шевалье)
Второй вылазкой из Ля Грава стала поездка (на этот раз автомобильная) через перевал Лаутаре в соседнюю долину Серр-Шевалье.
Серр-Шевалье — один из самых южных горнолыжных курортов Франции. В долине Серр-Шевалье расположено 3 крупных поселка — Монетье ле Бен, Вильнев и Шантемерль — и город Бриансон, известный своими старинными укреплениями. Курорт отмечен сертификатом качества «Famille Plus», подтверждающим, что он относится к числу лучших и особенно подходящих для отдыха семей с детьми (и действительно, такого количества лыжных школ и «школьников» всех возрастов, начиная с только научившихся ходить, я не видела нигде). Перепад высот — 1600 м (2830–1230), 110 трасс, в основном «красных», огромные пространства для любителей беговых лыж (протяженность трасс — 45 км)
3
Вид на долину Серр-Шевалье
Собственно, в Серр-Шевалье мы выдвинулись, чтобы посмотреть «неохваченную» в прошлом сезоне по причине погоды зону катания Монетье, славящуюся своими лесными спусками. Размявшись на отличных «красных» трассах и «отметившись» на высшей точке района — Pic de l’Yret, ушли за хребет в сторону ледника Монетье и нашли-таки кусочек нераскатанного леса…
3
Внетрассовая зона Монетье
Лыжи горные, лыжи беговые, лыжные школы, солнце, лес… что еще? Конечно же, термы! Деревня Монетье известна своими термальными источниками с давних времен… Здесь расположен огромный термальный комплекс Grands Bains с бассейнами, джакузи, разнообразными банями…
Попасть в термы, конечно, очень хотелось. Но еще сильнее хотелось увидеть очередное творение маршала Вобана, и после катания мы направились в старый Бриансон.
6
5
5
13
Конечно, Бриансон заслуживает отдельного рассказа. Возможно, со временем он будет написан, хотя бы в формате записи в блог…
Вот и закончились эти две недели, наступила суббота. Пора в обратный путь…
Около 10 часов утра. Под «песню дальнобойщиков» («Тихий огонек» группы «Високосный год») Средство Передвижения под управлением Водителя Горного преодолевает узкий серпантин с хорошим уклоном и короткими «злыми» поворотами к перевалу Монтженевр. Одноименный курорт… тоннель… до встречи, Франция, здравствуй, Италия!
Итальянские дороги произвели замечательное впечатление четкой понятной разметкой и видимыми издалека указателями с огромными буквами. Зная, что в Италии чуть ли не самый дорогой бензин во всей Европе, выехали из Франции с полным баком. В Chiasso, при въезде в Швейцарию, были остановлены бдительными швейцарскими пограничниками (судя по их действиям, им просто стало интересно — наверное, автомобили с российскими номерами проезжают здесь не очень часто). Далее направились к тоннелю Сан-Бернардино,
5
дорога и местность вокруг очень живописны, но вести машину и фотографировать одновременно почему-то не получается. Выехав из тоннеля, увидели указатели на немецком. Отметились в суверенном государстве Лихтенштейн, местными дорогами по берегу Бодензее зацепили кусочек Австрии и около пяти часов были в небольшом курортном городке Линдау. Шесть стран за неполный день… какая же она, оказывается, маленькая, эта Европа…
Гостиницу нашу нашли сразу. Машину на парковку определили. И тут же побежали в город — гулять и снимать! И поужинать заодно, поскольку в гостинице эта услуга не предлагалась — несезон… Погулять получилось хорошо. А вот поснимать — не очень, поскольку радистка Кэт забыла самую важную деталь рации кое-кто забыл «голову» от штатива. Пришлось изображать из себя снайпера…
10
Поскольку "голова" от штатива была забыта неизвестно где, пришлось снимать с рук...
Ну, зато поужинали отменно — нашли замечательный кабачок с прекрасным местным пивом Enkatzer. Заодно и 23 февраля отметили. В процессе вдруг возник интересный вопрос: интересно, а в каком месте переходил швейцарскую границу пастор Шлаг?
Ночью прошел снег. И утром… ах, что это было за утро! Тихий пустой городок, деревья в снегу и еще не совсем расчищенные улочки, мягкое освещение…
9
6
7
Красота! Обошли почти весь остров, неспешно прогулялись по Зеепроменад (Набережной).
13
Здесь стоит прежний маяк (Mangturm), это место очень популярно у туристов. Старый маяк, построенный примерно в 1200 г., имеет выступающий верхний этаж и острый шпиль, покрытый в XIX в. глазурованной черепицей. Первоначально он был частью городских укреплений.
11
Гавань была обустроена в 1811 г. на южной оконечности острова, в 1865 г. ее модернизировали. Мраморная фигура льва, символизирующего Баварию, установлена на постаменте высотой в 6 м на конце мола у входа в гавань. На противоположном моле возвышается новая башня маяка высотой 33 м. Эти два сооружения стали символом Линдау.
Вспомнили Бродского: «Приехать к морю в несезон…».
В принципе, отдых на этом закончился. Впереди нас ждало еще около 2500 верст. Снежок, туман и ремонт дорог в Германии. Ночной пробег по польской магистрали. Хороший отель с отличным завтраком в Варшаве за невеликие деньги. Минск-Мазовецкий по объездной. Граница Тересполь-Брест почти без очередей. Жуткий боковой ветер почти всю дорогу и сытный обед в корчме у белорусов. Пробки на Минке даже ночью… — и мы дома. Скоро снова в путь?