Вечерний город встретил нас новым симпатичным вокзалом с яркими буквами «Галич» и крупными хлопьями мокрого снега. Заселившись в гостиницу, пошли гулять по северному городку. пока быстрые мартовские сумерки еще не опустились на тихие улочки Галича. У нас была карта, впрочем, планировка города довольная проста, стоит лишь запомнить 3 центральные улицы: Свободы, Ленина и Луначарского, которые сходятся на главной площади Революции. А по улице Луначарского можно выйти к Рыбной слободе.
2
1
Почти сразу за вокзалом мы вышли на улицу Свободы. Первое впечатление о Галиче — он весь такой заснеженный: дома под белыми шапками, деревья в инее, пушистые валы в синих сумеречных тенях, заметенные леса. Настоящий северный снегопад мешал фотографировать, но изумительным образом преображал низкоэтажную галичскую застройку. Очень органично смотрелись сквозь белые пушинки маленькие частные домики и добротные деревянные особнячки в кружеве наличников. Каменная купеческая застройка тоже весьма симпатична, хотя, конечно, многие здания требуют подновления. Но как мило смотрятся их изящные яркие фасады: розовые, лимонные, светло-зеленые, желтые, абрикосовые, голубые, белоснежные, многие богато декорированы. Прошли мимо одного из многочисленных галичских валов, невысокого, дремлющего под белоснежным покрывалом северного марта. Что в Буе, что здесь — удивительно, как снег дожил таким чистым до весны!
6
Сказочный домик
А вообще Галич — город на холмах, точнее, валах, оставшихся с незапамятных времен княжеских междоусобиц, кровавых сражений и неприступных крепостей. В Галиче что ни глянь — увидишь покатую спину вала, обрывающуюся рвом, наверное, весной по ним журчат ручейки. Есть и более крутые возвышенности, настоящие горы. Та же ставшая моей любовью гора Балчуг и увиденное лишь издалека Галичское озеро — на мой, взгляд, лучшие из природных памятников Галича. А из творений рук человеческих — торговые ряды. Интересны уже тем, что их много. И церквей когда-то было много (мы видели многочисленные маковки и позолоченные кресты на картине в местном музее). Теперь большинство храмов закрыто, они находятся в полуразрушенном состоянии. И табличек на них нет (ведь наверняка внесены во всяческие реестры объектов культурного наследия), благо у нас был список с адресами или хотя бы названиями улиц.
1
Центральная площадь, в которую упирается улица Свободы, продолжает «тему становления Советской власти на северах» и, естественно, носит название Революции. Впрочем, эти два понятия в свете последних событий приобретают несколько иной смысл. Их теперь уже ассоциируют не с временами «Красного Октября», а многотысячными акциями протестов, повсеместно проводимых по России с конца прошлого года. Так что, не стоит торопиться менять названия, история — словно спираль, все события повторяются. И если раньше названия «Свободы» и «Революции» вызывали снисходительную усмешечку, то теперь очень импонируют мне. Но, довольно о политике, давайте лучше вернемся к истории. Кстати, прежние имена площадей и улиц также присутствуют на боках домов. Это хорошо, но поначалу мы немного путались, на табличках было набрано слишком мелким шрифтом «историческое название», они располагались наряду с актуальными наименованиями.
4
Итак, центральная городская площадь Революции носила некогда вполне обоснованное название Торговой. Она испокон веков была сердцем северного Галича, здесь проводились обыденные базары и праздничные гуляния, площадь была свидетельницей государственных наказов и казней. Свой современный облик центральная площадь приобрела в 1825 году, когда по проекту архитектора Фурсова был спроектирован гостиный двор. Тогда Торговую площадь украсили два корпуса параллельно стоящих торговых рядов: приземистые каменные и деревянные. В базарные дни в их павильонах велась активная торговля, причем горожанам и гостям Галича предлагались не только привычные для севера товары: шкурки зверей, рыба, суконные да кожаные изделия, посуда, дары местных лесов и огородов, но и «заморские апельсины» да «китайский фарфор».
5
Просторная площадь Революции предстала перед нами такой же красивой и нарядной, она не потеряла своего назначения. С двух сторон пересекающей площадь проезжей магистрали ее обрамляют симпатичные комплексы торговых рядов. Они до сих пор являются «визитной карточкой» Галича, изображены на магнитах, открытках и сувенирных тарелках. Впрочем, торговые ряды того стоят, сохранились великолепно, могли бы запросто поспорить со знаменитыми костромскими, которые я до знакомства с Галичем считала лучшими. Фасадами на площадь выходят две белоснежных парных галереи, а за верхними рядами мы на следующий день обнаружили еще корпуса. Нижние ряды — те самые старинные, 1825 года постройки, приземистые, с низкими полукруглыми массивными арками. Напротив — новые, высокие, изящные со стройными колоннами. Редко где еще увидишь такой органичный, хорошо сохранившийся комплекс. Я долго бегала по ажурным галереям, позировала, сидела на каменных ступеньках. Торговые ряды — едва ли не самое лучшее, что можно встретить в провинциальных городках!
1
На стороне новых торговых рядов, около каждого корпуса разбито по симпатичному современному скверику с лавочками, дорожками и заснеженными елями. В первом из них возвышается торжественная стела, увенчанная корабликом, — это памятный знак основания Галича. В другом, будто в противовес древней истории, стоит несколько не вписывающийся в архитектуру старинной площади памятник Ленину. Его я тоже фотографирую, пополняя свою импровизированную коллекцию вождей Революции. Что же, монумент достаточно типичный: высокий гранитный постамент, лаконичная надпись «Ленин», Ильич в плаще, одна рука в кармане, взгляд чуть в сторону, в так и не состоявшееся «светлое будущее».
1
А если пройти чуть дальше, то по этой же стороне можно полюбоваться торжественным голубым особняком, думаю, старинным, а сейчас занимаемым местной администрацией. Напротив, через дорогу, находится сквер Славы с лаконичным обелиском, посвященным павшим в Великой Отечественной войне бойцам. Торжественно на фоне темных заснеженных елей смотрится розоватый обелиск и белый воин в развивающемся плаще с поднятым над головой автоматом. Сквер я тоже «беру» в свою коллекцию провинциальных аллей Славы.
1
3
Церковь Богоявления (ул. Подбельского, д.1). Ее мы обнаружили за старыми торговыми рядами. На месте существующего каменного храма ранее были две деревянные приходские церкви. Каменный Богоявленский собор был построен в 1683–1687 годах. В храмовый комплекс также входили отдельно стоящая шатровая колокольня и выстроенная позднее Богоявленская (холодная) церковь. Последние постройки не сохранились, да и представшая нашему взгляду сохранившаяся церковь нуждалась в реставрации. Впрочем, даже находящийся в заброшенном состоянии храм выглядит солидно, такой добротный, основательный, сквозь некогда белую штукатурку просвечивают массивные стены из красного кирпича. Над основным объемом возвышается интересное пятиглавие на крепких шейках-барабанах, увенчанных маленькими круглыми луковками. А на них сверкали в вечернем небе кресты — значит, Богоявленская церковь все же возвращена верующим. Обойдя забор с чугунной решеткой, походили вокруг чистого глубокого снега, ведущих к храму следов не заметили и так до конца и не поняли, действует ли храм. А его, кстати, называют «самой ранней сохранившейся в Галиче постройкой».
6
С центральной площади незаметно перешли на улицу Луначарского, на которой также сохранилось немало интересных особнячков. На ней, кстати, расположен и местный краеведческий музей, так что не пропустите нарядный красный дом под номером 11. Впрочем, сейчас уже поздно, посещение музея мы оставим назавтра, а сейчас идем искать еще одну интересную святыню северного города. Хотя, да вот же, купола возвышаются, пройти мимо просто невозможно!
Троицкий собор Николаевского Староторжского женского монастыря (ул. Луначарского). Для начала немного истории. Древний монастырь был основан преподобным Иаковом Галичским в конце XV — начале XVI века, тогда был мужским и деревянным. Каменное строительство велось в 1820–1860 годах. Сегодня от некогда величественного монастыря у подножия горы Балчуг мало, что осталось. Кажется, сохранились некоторые хозяйственные постройки, занимаемые сейчас кем угодно, только не насельницами и монашенками. Да и из храмового комплекса остался лишь Троицкий собор. Он был возведен в 1839–1859 годах в стиле позднего классицизма и считался «самым большим собором Костромской губернии». Четырехстолпный собор действительно монументален, его розово-красная неоштукатуренная громада возвышается прямо у дороги. Фасад украшен строгим портиком, храм венчает огромный полукруглый центральный купол, по бокам — четыре малые главы необычной формы на невысоких многогранных барабанах. Показалось, что купола восстановлены сравнительно недавно, в остальном же каких-либо реставрационных работ не проводится. У полуразрушенных стен притулились какие-то невнятные постройки, то ли сторожки, то ли сарайки, то ли гаражи, а из длинной трубы вьется сизый дымок. Вообще, как ни странно, в Галиче мы видели много подобных труб, забавное здесь отопление. Подумали, что собор не действует, внутри тоже ничего нет, а в монастырских постройках расположена котельная какой-нибудь организации. Стало немного грустно от вида величественного и заброшенного Троицкого собора, а мы пошли дальше.
5
Оставив позади высокую белоснежную спину горы Балчуг, мы вышли к Рыбной слободе — исторически сложившемуся району Галича, расположенному на южном берегу Галичского озера. Издавна она носила название «Рыболовей галичских». От города слободу отделяет высокая Шемякина гора. История Рыбной слободы уходит в далекое прошлое, так, уже в грамоте пятисотлетней давности говорилось о знаменитой рыбацкой артели, базирующейся на берегу Галичского озера. Также считается, что основание Рыбной Слободы «относится к XV веку, когда Екатерина II поселила на берегу озера казаков-староверов и артель датских рыбаков». Думается, что местная вкусная рыбка поставлялась прямиком к царскому столу. Да и сейчас, должно быть, жители слободки продолжают заниматься рыбным промыслом.
3
А богатому улову способствовало еще одно украшение северного городка — Галичское озеро. Немного цифр: «площадь озера составляет 75,4 км2, длина — 17 км, максимальная ширина — 6,4 км, глубина — 5 м», в него впадает несколько рек, вытекает же только одна. Озеро, безусловно, красиво. Правда оценить его по достоинству (т. е. искупаться или хотя бы походить по озерной водичке) по понятным причинам мы не смогли. Галичское озеро так и осталось для нас скрытым белым покрывалом.
Старинная Рыбная слобода порадовала нас красивым храмовым комплексом, изображение которого красуется на туристических плакатах, которые мы уже встречали на улицах города. Он состоит из двух органично дополняющих друг друга святынь и был заложен на месте бывшего Васильевского монастыря, существовавшего в XVII веке. Комплекс хорошо отреставрирован, действующий.
7
Введенский собор (ул. Свердлова, д.20). Построен в 1798 году в качестве зимнего. Храм маленький, компактный, беленький, очень симпатичный, похожий на нарядную игрушку. Его венчает изящное пятиглавие крошечных ярко-синих круглых луковок на резных шейках. Сочетание чисто-белого и небесно-синего на фоне таких же оттенков снега и неба придавало Введенскому собору благородный и благодатный облик. Было бы, конечно, интересно побывать внутри, но уже вечер, на ажурном заборе замок.
9
Церковь Василия Великого (ул. Свердлова, д.20а). Датируется второй половиной XVIII века (1768–1798 года), построен в качестве летнего храма в стиле барокко. Кстати, неспроста храм с таким названием был возведен в Рыбной слободе. Ведь Василий блаженный считался покровителем рыбаков. Васильевская церковь по сравнению с Введенским собором кажется величественной. Высокий бежевый куб основного объема завершен лаконичным куполом, на нем — серебристая круглая главка, по бокам — еще такие же четыре. Архитектурный облик нарядной церкви Василия Великого дополняет красивая двухъярусная колокольня, а над звонницей — шатровое пышное завершение, голубое, с такими небольшими резными оконцами. Не храм — сказка. Даже некая незавершенность реставрационных работ не портит вид храма. Теперь нам понятно, почему он на всех галичских открытках, гордятся им горожане по праву, бережно вот восстанавливают, молодцы! Васильевский комплекс оставил очень положительные впечатления.
4
А меж тем голубоватый мартовский вечер продолжал окутывать полусонный Галич сгущающимися сумерками. Народу на улицах практически не было, не приметили мы и фонарей. Посему, чтобы не плутать по малознакомому городку в полутьме, двинулись в обратный путь, поближе к центру и цивилизации. Правда, все-таки не удержались и на этот раз не смогли пройти мимо еще одной знаменитой галичской достопримечательности.
Гора Балчуг! Вот именно так, с восклицательным знаком и восхищением позже я всем рассказывала об этом самом ярком впечатлении от Галича. Начнем с того, что горы я люблю. То есть любые, высокие и низкие, скалистые и вот такие, мягкие, земляные. А еще на Балчуге располагались древние городища, мерянские. А мерян я люблю тоже. На Балчуге также существовали галичские крепости. Прочла, что такое же название носит один из старинных районов Москвы. А само название объясняют либо славянским словом «балка» — овраг, либо «балчук», что означает «рыбный рынок» (от тюркского «балык» — рыба). Последнее более похоже на истину, учитывая близость богатого рыбного Галичского озера.
Долго стояли, смотрели на синеватые тени на чистом снегу, на опускающееся на высокую вершину аквамариновое небо и вдруг решили: поднимаемся! Благо, на гору вела деревянная лесенка с шаткими перилами. Это летом, по удобным ступенькам среди зеленой травки, должно быть, удобно подниматься на склон. Зимой же особых любителей-экстремалов восхождений замечено не было. Ступеньки оказались погребенными под плотным снегом, к тому же скользким, видимо, подтаявшим от недавней оттепели, а теперь прихваченным вечерним морозцем. Едва начав опасный и трудный подъем, муж, идущий впереди, оглянулся и с улыбкой сказал: «Ты не считаешь, что это плохая идея?». «Конечно, плохая, очень плохая!» — радостно согласилась я. Но побывать в Галиче и не взобраться на гору Балчуг было бы непростительно! Посему мы, словно герои веселой песенки «Альпинист» панк-группы «Элизиум», начали свое восхождение. Скользко было, как на катке, кое-где еще ноги несмело ступали по ледяным ступенькам, в иных же местах приходилось буквально подтягиваться, цепляясь за перила. Дыхание перехватывало, стало жарко, я сняла капюшон и расстегнула куртку, перчатки давно намокли от снега. Главное — не смотреть вниз, на удаляющиеся домики городка. Вперед и выше, как настоящие альпинисты! Где-то почти у самой вершины, когда подъем стал практически невозможен, муж пожалел мои еле двигающиеся руки и ноги и предложил подождать его, пока он доберется до самой макушки. Как, проделать такой путь и не дойти каких-то пять метров?! У меня, кажется, открылось второе дыхание, и этот самый сложный отрезок я проделала, стиснув зубы, увеличив скорость и бормоча слова песенки: «Я знаю — ты горы обожаешь, знаю, знаю, знаю — гулять средь облаков, знаешь, ведь я в тебя влюбляюсь, знай, знай, знай — когда мы высоко…».
1
Наконец, ноги вступили на твердую и горизонтальную поверхность, и мы были вознаграждены за наш импровизированный альпинизм. Ух! Мы сели на скамеечку в симпатичной ажурной беседке, перевели дыхание и оглянулись по сторонам. Какая же потрясающая панорама открывалась с самой высокой точки Галича! Вокруг только снег и синие сумерки, огромное белое полотно Галичского озера, крошечные домишки, тонкие ветви деревьев, серые купола величественного Троицкого собора, дым над крышами и тишина. Какие просторы! Город словно лежал у наших ног, мы чувствовали себя его покорителями. И покорителями вершины древней горы Балчуг. Ощущение потрясающее, вот только ради него я бы, пожалуй, проделала этот путь еще раз.
А как должно быть хорошо здесь летом, думаю, эта беседка — излюбленное место галичской молодежи и туристов. Назначить свидание на вершине горы — романтично, не так ли? И обязательно встретить закат. Уверена, утопающее в озере солнце изумительно красиво. Но сегодня пасмурно, посему мы любовались панорамой вечернего Галича, бескрайними снегами и низким снежным небом — оно было совсем близко. А еще мы усмотрели поклонный крест, он установлен в 2005 году в память о защитниках города в Смутное время. Но к нему было не пробраться по глубокому снегу. Конечно, хотелось бы посидеть подольше, но спускаться в темноте — удовольствие слишком экстремальное, даже для таких сумасшедших, как мы. Обратный путь получился быстрее и страшнее. Я, чтобы не упасть, старательно цеплялась за мужа и перила, но все равно несколько раз съехала на пятой точке. Весело, конечно, но извалялась в снегу так, будто целый день каталась с горки. Кое-как отряхнувшись, мокрые, уставшие и голодные мы все-таки продолжили свой путь к дому, предварительно решив зайти куда-нибудь покушать. «Куда-нибудь» оказалось местным рестораном. Не пафоса ради, просто других заведений не нашли. Ну, и хотелось торжественно отметить «покорение горы Балчуг» :). Тем более, что это приключение было самое замечательное за всю нашу поездку.
3
* * *
На следующий день у нас было запланировано ознакомление с оставшимися достопримечательностями Галича. Встали в 7 утра, а за окном опять кружила мартовская метель. Но после вчерашнего восхождения нам уже ничего не страшно. Посему, еще раз изучив карты и распечатки, натягиваем просохшую одежду, берем рюкзаки и отправляемся в путь! Как же хорошо утром! Такая тишина, спокойствие, снег! Ни свихнувшихся автолюбителей, не злобных обывателей, с невыспавшимися лицами толкущихся на остановках общественного транспорта. Идем и наслаждаемся этой неспешностью тихого мартовского утра.
Решили начать прогулку с улицы Железнодорожной, на которой должна была быть одна из церквей. Шли долго и путано, пока не спросили у чудом встретившегося аборигена о ее местонахождении. Вот и верь после этого Интернету! Оказывается, искомый храм располагается совсем не на этой улице, а на горе Революции (мы уже привыкли как к горам, так и к «протестким» названиям). Наверное, попасть туда можно нормальным путем. Нам же пришлось забраться на железнодорожную насыпь, перейти через пути и вновь подняться в горку по тихой сельской улочке. С холма маковки церквушки мы увидели сразу, вот она — близко, было бы обидно, если бы прекратили поиски, не дойдя всего чуть-чуть. Но, видимо, Галич к нам благосклонен, недаром мы — «покорители Балчуга» :).
Церковь Косьмы и Дамиана (гора Революции). Она была возведена в 1755 году на средства городского купца Скорняшникова. А название, видимо, пошло от села Козмодемьянского, которое существовало на этом месте, здесь же был и одноименный монастырь. Село давно стало городом, исчезла обитель, осталось лишь старое кладбище, тихое и заснеженное. А при нем — приходская церковь. Она действует, хотя по утру оказалась закрытой. Храм Косьмы и Дамиана маленький, белый, изящный. Розовато-белый корпус заканчивается круглой голубой луковкой на граненом барабане. А вот шатровая колокольня не сохранилась. Красивая церковь, хотя нуждается в подновлении. За бело-синим забором высятся пушистые заснеженные елки, у ворот — груда свежеспиленных бревен. Рядом — современный двухэтажный дом, с балконом и спутниковой тарелкой, а на фасаде — крест. Видимо, здесь живет местный священник. Хорошее место, милая церковь, пусть и на горе Революции. Хорошо, что мы пришли сюда.
4
А мы с городских окраин вновь направились ближе к центру. Все храмы, в основном, находятся там. Расстояния в Галиче небольшие, так что обойти их не составило труда.
Церковь Константина и Елены, или Цареконстантиновская (ул. Красноармейская, рядом с домом № 10). Построена в 1754 году как приходской храм. Церковь когда-то была красивой, богатой, изначально одноглавой (потом появились боковые главки), имелась трехъярусная колокольня и каменная ограда с воротами. Правда, знаю я это лишь из описаний. Сейчас Цареконстантиновская церковь не действует. С грустью посмотрели на монументальный сероватый куб с лентой каменной резьбы, блестящую сферу купола, без креста. Вспомнили, что видели его раньше. Только по нему и можно было судить о культовом предназначении постройки. О реставрации не идет и речи. А в храме, судя по табличке, какой-то дом реабилитации.
1
Благовещенский собор (ул. Свободы, д. 12). Возведен в 1808–1815 годах по заказу бывшего галичского городничего Левшина. В комплексе со Спасо-Преображенским собором использовался в качестве теплого. Вообще-то мимо этого комплекса мы проходили еще вчера. Стыдно признаться, промелькнула мысль заглянуть в список с адресами, но уж больно неухоженной показалась святыня (мы тогда еще не предполагали, что в Галиче большинство сохранившихся церквей — руины). Сегодня при свете дня смогли более внимательно разглядеть этот храм, выходящий фасадом прямо на центральную улицу. От того еще обиднее, что украшение одной из главных магистралей все еще находится в таком печальном состоянии. А собор когда-то был очень интересен, такой монументальный, торжественный, об этом свидетельствуют чудом сохранившиеся портики с изящными колоннами, почему-то все-таки побеленные, хотя краска и отслаивается. Основной объем венчает краснокирпичный многогранный куб с оконцами и кокошниками, заканчивающийся подобием главы-полусферы, без крестов, разумеется. Захотелось убрать непонятные пристройки и жуткий забор, да много чего захотелось сделать… Все думала, что мне напоминает этот собор? Наверное, одну из ярославских церквей на площади Челюскинцев, долгое время известную, как «Лощенковский магазин». Вот так люди полстолетия покупали там хлеб и колбасу, а мне все время казались удивительными эти нарядные портики и крыша-полукупол. Оказалось, правда, церковь. Магазин закрыли, а святыню сейчас приспосабливают, если не ошибаюсь, под… гостиницу. Лабаз или мотель — разницы никакой. Может, галичскому собору повезет больше?
Спасо-Преображенский собор (ул. Свободы, д. 14). Летний, старший из комплекса, построен в 1774 году при попечении Костромского и Галичского епископа Симеона II. Он стоит совсем рядышком с Благовещенским. И если по поводу первого вчера у нас возникли хоть какие-то подозрения, то узнать в двухэтажном магазине «Продукты» бывшую церковь мы смогли с большим трудом даже при свете дня. Стоит себе желтое здание, обезображенное до неузнаваемости, присматриваемся — сзади что-то напоминающий чуть возвышающийся основной объем с характерными продолговатыми окнами. И уже воображение дорисовывает купола, которых давно уже нет. Зато есть очередная труба котельной. В магазин я зайти не решилась. Но представила, что от былой отделки не осталось и следа, как уродует высокие потолки храма перегородка второго этажа и как глупо пялятся на улицу современные продолговатые окна. Возникла крамольная мысль: что хуже — превратить храм в руины или так надругаться? Наверное, одинаково. Где-то прочитала, что этот комплекс «служит украшением центральной улицы города». Да, он красив, даже переделки и издевательства не могут погубить чарующую красоту старинной архитектуры. Но это не украшение, простите. Это горький упрек.
Смоленская церковь (ул. Долматова, д.25). Возведена в 1799 году на средства прихожан, считалась летним храмом несохранившегося Рождественского прихода. Однако оценить архитектуру храма в стиле классицизма мы не смогли. Не стало и пятиглавия. Вообще в изуродованной постройке трудно было узнать церковь. Она не действующая, мало того, здесь размещается местное СИЗО. По типичному декору под крышей монументального серого здания поняли, что это и есть храм. Маленькие окна (когда-то они были высокими, позже заложены) зарешечены, над забором клубится колючая проволока, оттуда же почему-то доносится громкая глупая попсовая музыка. А вообще, странно видеть СИЗО в самом центре города. Одно из наиболее печальных мест, стало как-то зябко и неуютно, захотелось уйти отсюда подальше.
Церковь Вознесения (ул. Гагарина). 1801 года постройки, в стиле классицизма. Ее тоже строили на средства прихожан. А в 30-е годы прошлого века были разобраны колокольня и главы, как и многие другие галичские святыни, так и не была восстановлена. Чтобы добраться до церкви, надо подняться на очередную гору, которая начинается за галереями новых торговых рядов. Некогда величественное краснокирпичное здание обезображено, полуразрушено, вместо окон зияют черные проемы, в беспощадное небо смотрят обезглавленные шейки-барабаны. А вокруг — высокие деревья, тоже тянут руки-ветви к облакам, будто молят о благосклонности к охраняемому ими храму. Да и сама Вознесенская церковь, взобравшаяся на пригорок, будто силится убежать от дальнейших разрушений. А ведь была красивой, это даже сейчас видно! Интересен фасад с остатками колонн. Церковь искренне жаль. Эй, министры культуры, где там ваша обещанная программа по возвращению святынь церкви? Давайте спасать хотя бы то, что спасти еще возможно!
2
Воскресенская церковь (ул. Тимирязева, д.18). Возведена в конце XVIII века рядом с городским кладбищем, была пятиглавой, имела колокольню и трапезную. Все в тех же 30-х годах основные постройки были разобраны, а то, что наблюдаем мы сейчас — это даже не церковь, а ее трапезная. Взобрались на холм, чуть выше Вознесенской церкви и еле признали остатки храма в низеньком домике с облезлой, некогда белой штукатуркой и проступающей кирпичной кладкой. Архитектура, должно быть, была нарядной, если судить по продолговатым окнам в каменных наличниках над к удивлению голубыми рамами. Сейчас в трапезной базируется метеостанция, чуть поодаль мы увидели просторное поле с приборами-«грибками» для определения погоды. Не знаю, насколько точны галичские синоптики, а вот будущее изуродованной святыни весьма печально, не думаю, что ее будут восстанавливать.
Экскурсия на автобусе № 4 по окраинам Галича. Когда все намеченные объекты были осмотрены, а центральные улицы обойдены по нескольку раз мы вдруг взяли и решили сделать то, что хотелось сделать в каждом посещаемом нами городе. А именно сесть на любой транспорт и прокатится наугад по городским окраинам. К тому же сырая и прохладная погода способствовала подыскиванию более теплого местечка нежели скверик в новых торговых рядом. Посему мы, не особо долго потоптавшись на остановке у этих самых торговых рядов, вскочили в подошедший автобус № 4, следовавший от площади Революции до вокзала через остановки «Больница» и «Кожзавод». Стоимость проезда — 9 руб./чел., еще столько же заплатили за обратную дорогу от конечной остановки «Кожзавод» до нашего вокзала. Вот такая бюджетная экскурсия вышла xD).
В автобусе на удивление оказались свободные места. Удобно устроились, согрелись и всю дорогу пялились в окошко. Все путешествие заняло около часа. Маршрут пролегал городскими окраинам. Автобус наш ехал быстро, подпрыгивая на пригорках, разбрызгивая снег и грязь, невольно напоминая кавказский джиппинг, что не мешало нам познакомиться с жизнью обычных галичан, не туристической, не причесанной, не преукрашенной. Ехали мимо спальных районов с типовыми 2-5-этажными домами-коробками, мы даже как-то усомнились в наличии высотных домов. «Благоустроенное жилье» сменял деревянный частный сектор, низенький, новый и не очень, с заснеженными огородами, заборами и высокими деревьями. Завораживала панорама мелькающих гор, сизых в хмари ненастного снежного дня, покрытых пролеском и снегом. Увидели нашу любимую гору Балчуг и все не могли поверить, что вчера мы были там, на такой-то высоте! Жилые районные сменялись ожидаемыми заводскими, это правильно — строить предприятия на окраинах города, а не как у нас, допустим, в центре. Хотя об экологии галичанам волноваться не надо, при таком-то природном богатстве! Проехали знаменитый автокрановый завод «Галичанин» на ул. Гладышева, д.27 и даже успели рассмотреть за его забором памятник подъемному крану. Он у меня тоже оказался в списке достопримечательностей, понятное дело, в такую даль идти пешком мы бы не отважились, а тут — хоть из окна автобуса да увидели. Чуть поодаль перед какой-то организацией увидели еще один памятник, на этот раз трактору. Да, поставляют севера сильную и надежную технику! А вообще, конечно, окраины города, они везде похожи. И бояться их не стоит. Да, навряд ли вы здесь встретите что-то действительно красивое и интересное, но, возможно, подобная импровизированная экскурсия поможет лучше понять жизнь российской глубинки, со всеми ее прелестями и недочетами.