Адрес: г. Буй, ул. Карла Маркса, д. 12, тел.: 8 (49435) 2-13-09, 2-14-79. Время работы: ежедневно, с 9.00 до 17.00, кроме пятницы. Стоимость билета — 100 руб. на все экспозиции, фотосъемка — 50 руб.
Музейные экспозиции находятся в двух старинных особняках — домах Милославских и Белеховых, а, значит, имеют свою особую атмосферу. Низкие побеленные своды, маленькие комнаты-залы еще хранят память о прежних своих владельцах. Мы с интересом осматриваем коллекции, очень даже неплохие для провинциального музея, любовно подобранные, сохраненные. Перед нами, как на ладони, разворачивается жизнь маленького Буя.
Знакомство с городком начинаем с вестибюля первого особняка, где нас встречает картина, изображающая Ивана Сусанина, заводящего в дебри коварных поляков. А ведь, и правда, недалеко отсюда разворачивались события, сделавшие поворот в становлении российской государственности, даже одно из сел носит название Сусанино. Дремучи северные леса, глубоки зимой сиреневые в близких сумерках снега. А нам тепло в гостеприимном музее.
Как водится, знакомство начинается с самой ранней истории — о ней свидетельствуют археологические находки. Понравился макет бывшего городища с пятиглавой церковкой, обнесенный частоколом и окруженный реками Вексой и Костромой. О военных днях той поры напоминают чугунные пушки, а о мирных — посуда, предметы быта и одежда крестьян. Как и повсюду, жители боронили землю, выращивали лен, занимались ткачеством. Православный Буй оставил в памяти потомков дорогие облачения священнослужителей и культовые вещи. В экспозиции также представлены подлинные документы и старинные черно-белые фотографии, с которых смотрят открытые лица давно ушедших в прошлое людей. Со временем жители Буя все больше становились горожанами, менялись их привычки, костюмы. Чугунки да кринки местное купечество сменило на утонченные фарфоровые сервизы, которые мы можем наблюдать за стеклом резного буфета. А какие раньше были забавные швейные машинки!
1
1
Мне запомнился уголок Юлии Жадовской — нежной и трогательной поэтессы, с жизнью и творчеством которой мы познакомились в прошлом году в Любиме. С портрета на нас смотрела утонченная меланхолическая девушка с бездонными глазами, наполненными горечью и тоской. Этой же светлой грустью наполнены и стихи поэтессы, мы можем прочитать печальные строки на раскрытых страницах сборников Юлии. Как-то сразу представилось, как поэтесса сидела за круглым столиком в удобном деревянном кресле, пила чай из изящной желтой чашки, и в неясном свете горящей в тяжелом подсвечнике свечи ложились написанные мелким почерком строчки о неразделенной любви. Очень атмосферная экспозиция, тем более что все вещи когда-то принадлежали самой поэтессе. Лично я, откровенно говоря, не очень люблю сентиментальную лирику Жадовской, но то, что буевляне чтят память своей землячки, мне импонирует.
1
А вот и еще один замечательный зал, посвященный строительству железнодорожной ветки Вятка-Буй-Вологда. Мы помним, что маленький северный Буй — важный железнодорожный узел. На фоне фотопанорамы вокзала и «стальной северянки» перед нами предстает история этого знаменательного события. Можно ознакомиться с документами, рассмотреть фотографии. Особенно запомнился «набор железнодорожника»: мундир служащего, фонарь, часы и большой колокол, с его помощью, думаю, возвещали о пребывающих и уходящих поездах. Муж от этого зальчика остался в восторге, вспомнил, так сказать, свое образование:).
1
По крутой лестнице мы поднимаемся на второй этаж и осматриваем экспозицию, посвященную советскому периоду Буя. От кумачовых оттенков рябит в глазах. Лозунги призывают отдать всю власть советам, а с портретов строго взирают на непутевых потомков политические деятели, с фотографий — партийные работники. В экспозиции представлены документы, листовки, пожелтевшие газетные вырезки, призывы «записаться в добровольцы», «объединиться всем пролетариям» и, конечно же, «учиться для исполнения заветов Ильича». А вот пулемет и шинелька явно свидетельствуют о насильственном становлении власти советов. Есть симпатичный уголок красного комиссара с явно трофейной барской чернильницей, древней пишущей машинкой, портупеей и кожаной тужуркой — видимо, прообразом рокерской косухи:).
Впечатлил следующий зал, который был посвящен Великой Отечественной войне. В нем, кстати, нельзя фотографировать, поскольку все вещи подлинные, в том числе медали. Вообще, эти провинциальные военные выставки чрезвычайно сильные, пронзительные, искренние. Вроде бы, везде все одинаково: медали, ордена, оружие, личные вещи бойцов, их письма родным и фотографии. Но только вдумайтесь, за каждым клочком бумаги, за каждой погнутой оловянной ложкой, помятой кружкой или фляжкой, за порыжевшей от времени гимнастеркой скрывается судьба человека, самоотверженно защищавшего свою Родину, свой городок или деревеньку, свою семью. Впечатлила экспозиция: затянутое черной пленкой окно с крестами из газет, алюминиевые ложка и миска, круглая тарелка радио, каждый звук из которой ожидался с трепетным нетерпением: «Ну, когда же объявят долгожданный конец ненавистной войне?». В такой обстановке ждали буевляне вестей с фронта. Запомнилась витрина с трогательными тряпичными куклами и облезлыми деревянными кубиками — скудные игрушки сирот из детских домов военного периода, коих было немало в округе. Очень проникновенно.
1
В следующем зале проходит выставка «Денежные знаки династии Романовых», которую не мог обойти вниманием мой муж, любитель нумизматики. Монеты, банкноты, акции, облигации, финансовые документы разных времен. Интересно, что при смене царя новый правитель чеканил свои собственные монеты. Какие раньше огромные были банковские билеты, а вот изображенные портреты на ассигнациях — почти произведения искусства. Впрочем, на выставке представлены и настоящие портреты, например, того же Николая II.
Пару залов занимает экспозиция «Природа». Живность буйского края представлена весьма натуралистично и симпатично: всякие птички, рыбки, звери живо смотрят со стен и мастерски выполненных диорам. Много чучел крупных животных: лось-гигант, кабан, волк, медведь. Мне понравилась большеголовая белая сова с умными глазами и жирненький заяц-беляк. Необычная диорама с зимним лесом и собакой, загнавшей на ель оскалившуюся рысь. Ну, и, конечно же, кости ископаемых животных и реконструкция древнего буйского поселения. Мне нравятся подобные отделы (при всей любви к животным и негативному отношению к любой охоте, кроме фото), буйская оказалась на уровне: никаких разъехавшихся швов, вылезающей ваты и толстого слоя пыли. Молодцы!
Через маленький дворик в сопровождении милой смотрительницы мы проходим во второй корпус музея, где проводятся временные выставки. Они по своему содержанию ничуть не уступают постоянной экспозиции, яркие, интересные и чрезвычайно милые.
Начинаем со второго этажа, где знакомимся с замечательными работами студентов училища искусств — резчиков по дереву. Все работы просто шикарнейшие, выполненные профессионально. Сложно представить, как обычное дерево оживает под умелыми руками ребят, как просыпается его душа, ведь каждое изделие имеет свою неповторимость и красоту. Наиболее запомнились: панно с видами Костромы и Буя, резная рама для зеркала, симпатичные картины, фрагменты изделий, скульптуры, мебель. Конечно же, центральное место занимает великолепный трон Тутанхамона, позолоченный и разукрашенный. Очарователен бело-зеленый шахматный гарнитур, прекрасен резной буфет. А как хороша картина с лихой тройкой! Потрясающе смотрится огромный стол, на боковых стенках которого изображены виды Буя, походили вокруг, узнавая уже знакомые места. Лично меня особенно впечатлил огромный искусно вырезанный паук — такой натуралистичный, аж жуть:). Примечательно, что для каждой работы выбираются особые породы деревьев, иногда их сочетания. А сколько старания, усидчивости, кропотливого труда, а главное, любви к своей профессии требует каждая работа! Ведь любая из представленных вещиц — настоящее произведение искусства! Скажу честно, это одна из лучших выставок, виденных мною.
1
2
1
1
1
Спускаемся на первый этаж, где в просторной гостиной (в ней, кстати, проводятся тематические встречи и вечера) расположилась еще одна интересная экспозиция, кстати, тоже тесно связанная с растительным миром. Картины с элементами флористики — это нечто необычное. Талантливой художнице Л.Карташовой удалось использовать в своих работах растительность, ракушки, какие-то глиняные и деревянные поделочки, причем, мастерски вписать их в сюжет картин. А на полотнах расцветают цветы, плещется море, возникают утонченные натюрморты, найдется место и для небанальных абстракций. Вообще, оказывается, это семейная выставка. Например, симпатичные вышивки и милые подушки-думки — работы дочери и невестки художницы. Впечатлили черно-белые картины, выполненные в технике туши. Там такая особая технология, ниточки обмакивают в тушь и выводят тонкие линии на полотне, как-то так. А еще есть 3 милые картины шестилетней внучки художницы, по-детски наивные и непосредственные. Вот такая талантливая семья.
1
В целом, музей вызвал самые теплые и положительные эмоции. По залам ходили более часа. Жаль, что одна из экспозиций была на реконструкции. Но мы получили полное представление о жизни маленького Буя, узнали много нового и просто замечательно провели время.
* * *
С Буем мы еще не прощаемся, в славный городок вернемся завтра, проведя ночь в Галиче. И еще раз с удовольствием прогуляемся по его улочкам. И также весело будет светить солнышко на весеннем голубом небосклоне, а под ногами сквозь сиреневый, отживающий свой век снег, хрустеть нестойким ледком первые проталины. Куда-то будет спешить народ, пестреть вывесками магазины. Мы, конечно, не раз еще увидим многочисленные таблички с надписями «Вариант». И еще купим приглянувшиеся мне еще в первый день поездки кедики с черепами и провокационной надписью «Rock-music».
А в целом Буй нам запомнится ярким, морозно-снежным, разноцветным и каким-то бесшабашно-веселым. А, может, это в северном городке уже ощущается хмельное дыхание спешащей весны? Все-таки, март на дворе!