Новый год – время сказок и чудес. И так в эти деньки хочется чего-то магического. Пробили полночь куранты, закончилось в бокалах шампанское, пришла пора раздавать подарки. А какой самый лучший сюрприз для путешественников? Правильно, поездка. На сей раз презент решили преподнести друг другу и сами себе с помощью турфирмы. Маршрут выбирали недолго. Хотелось волшебства, да и просто выбраться из хмурой серости города. Пора отправляться в дремучие леса, в северные края, на родину Бабы Яги, в чудесное село Кукобой!
Путевки туда, впрочем, предлагают как минимум 3 местные турфирмы. Но то дата не подходила, то мест уже не было (их, кстати, раскупали моментально, особенно накануне Нового года). Мы два года назад ездили с «Яр-Тревел» в Москву, тогда еще была неприятная ситуация с поломкой автобуса. Немного опасались, но других вариантов не было. К счастью, на этот раз путешествие прошло замечательно. Цена билета – 980 руб./чел. (для отдельных категорий есть скидки).
ООО «Кукобойская старина» (официальное представительство Бабы Яги): 152450 Ярославская область, Первомайский район, с.Кукобой, ул.Школьная, д.4, тел. (48549)3-13-05, моб. 89622069175, директор Плетнёва Лилия Леонидовна.
5
ЗАВЕТНЫМИ ТРОПАМИ
3 января выдалось теплым, -30С, пасмурно, талый снег и серое небо напоминали раннюю весну. В 11 часов наш комфортабельный автобус отправился в путь, на север, где елки в белом одеянии, заснеженные поля да сизые дымки над редкими деревеньками. Словно в песне: «Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима».
Отдельное спасибо гиду Алевтине Александровне за замечательную путевую экскурсию, за обилие интересной и познавательной информации. Пока ехали по городу, слушали подробный рассказ о Ярославле, его истории и современности, памятниках архитектуры. Милая женщина увлекательно рассказывала о наших районных центрах. Вспомнили Тутаев с романовскими овечками да гвоздями, оказалось, его правую, Борисоглебскую, сторону основали бежавшие из разоренного Ярославля жители. По этой дороге можно также попасть на левый берег Рыбинска, где-то там под водами водохранилища спит Молога – русская Атлантида. Рассказ о путях-дорогах плавно переходит на ямщицкое житье-бытье, как тут не вспомнить Гаврилов-Ям с его быстрыми тройками и звонкими бубенцами. Проезжаем деревеньку Усолкино, в названии которой явно прослеживается корень «соль», и мы тут же переносимся в Некрасовское, где добывали эту некогда дефицитную специю. Вот остался в стороне Данилов, в хмурой дымке над темными массивами густых лесов промелькнул величественный силуэт Казанского собора на Горушке. Миновали ответвление на Любим – городок, в окрестностях которого любил охотиться сам Иван Грозный. Во всех этих райцентрах, как вы знаете, мы уже успели побывать, а для остальных туристов подобная путевая информация – это прекрасная возможность ознакомиться с интересными местами нашей области и спланировать будущие поездки.
От Ярославля до Кукобоя часа 2,5-3. Через 100 км у нас запланирована санитарная остановка в Пречистом – районном центре Первомайского района. Оно у нас тоже в планах. Интересно было бы побывать в Музее Леса, кстати, Пречистое – родина знаменитого мультипликатора А.К.Петрова, ему посвящена одна из экспозиций, посмотреть Успенскую церковь, купеческие особнячки. Последние мы успеваем мельком увидеть, пока едем по поселку. Центр Пречистого, впрочем, откровенно неинтересен: типовые советские постройки, даже монументальный конструктивизм выглядит уныло и серо. Дом культуры оказался закрыт, магазин, где на втором этаже располагается кафе-столовая «Соть» с провинциальной претензией на ресторан.
Мы идем к зданию поселковой администрации, перед которым замечаем «Камень основания Пречистого», полуразобранную сцену и елку с остатками бумажных украшений. В администрации на втором этаже группа дружно выстраивается в очередь, а так как. папаш и юношей было намного меньше, чем дамочек с малышами, у двери с «правильным треугольником» началось целое столпотворение. Спрашиваю: «А сколько этажей в здании?» (пока вертела головой, осматривая центральную площадь, не заметила). Пожимают плечами. Продолжаю развивать мысль: «Странно, что в здании более двух этажей всего один WC!». Посему бреду на свет к запасному выходу, поднимаюсь на третий этаж. Так и есть. В темном коридоре виднеются таблички с символичными фигурками. Все оказалось предельно просто, видимо, новогодние праздники не успели повлиять на мое нешаблонное мышление xD). Меж тем мы покидаем Пречистое, но, конечно, сюда еще вернемся.
Люблю я наши дороги! Во многих наименованиях слышны отголоски звучного мерянского наречия: местечко Шаготь, речки Пеленга (означает «вкусная вода») и Соть. Загадочно и красиво, правда? Недаром, северные земли привлекают сказочных персонажей. Мы знаем, что в Великом Устюге обосновался Дед Мороз, а в Костроме и имении А.Н.Островского Щелыково ждет гостей его внучка Снегурочка. Да и земля ярославская неспроста объявлена центром сказочного царства-государства. Так, Переславль-Залесский – родина царя Берендея, Ростов Великий – Емели и былинного богатыря Алеши Поповича, в Пошехонье не так давно завелся Водяной, в деревне Василево создан интересный музей «Рождение сказки», хозяйкой которого является Василиса Прекрасная, в Мышкине правит бал серая норушка, а в поселке Ермаково Рыбинского района поселилась Курочка Ряба. Логично, что среди дремучих лесов Первомайского района в небольшом селе Кукобое обитает Баба Яга – персонаж яркий, колоритный, в чем-то неоднозначный, но, безусловно, интересный и обаятельный.
2
БЫЛИ И ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНЕГО СЕЛА
Пока мы едем северными трактами, немного расскажу вам об истории Кукобоя.
Первое упоминание о селе мы читаем в купчей грамоте князя Ивана Кемского 1526 года. Тогда село носило название Никольское, видимо, по наименованию местной церкви. И было оно куплено «за 100 рублей и коня у игумена Корнилия и его старцев», а, значит, ранее земли были монастырскими.
Далее, в 1564 году местность выкупил Иван Грозный, который экспериментировал здесь с посевом хлеба. Что, впрочем, тщательно скрывал, хлеб по тем временам был, видимо, делом дорогим. Вообще, суровый царь-батюшка любил северные края. То в Кирилло-Белозерский монастырь наведывался, то охотой соколиной забавлялся близ Любима. Кстати, «вологодской жемчужине» Грозный и подарил сельцо.
Известно, что в 1601 году в Никольском-Кукобое уже стояла деревянная церковь Николая Чудотворца. В середине XIX века бывшие монастырские земли вошли в Подорвановскую волость. А в 1836 году был возведен первый каменный храм. 1886 год – построена новая двухэтажная церковно-приходская школа на средства священника Д. Всехсвятского. Просветительская деятельность продолжается, и в 1908 году в селе открывается «самая крупная в уезде бесплатная народная библиотека». Заведовал ею школьный учитель Петр Иванович Любомудров, а библиотекарем служила его дочка Вера. Важная веха в жизни Кукобоя – строительство прекрасного Спасского храма (1908 год). Как видим, село было богатым и культурным.
11
А дальше – как всегда, скомкано и хаотично. После революции волость переименовали в Кукобойскую, в 1926-1971 годах село являлось центром Первомайского района, позднее им объявят близлежащее Пречистое. Странное дело, по волшебному стечению обстоятельств, старинное село с таким необычным названием стало родиной Бабы Яги (2004 год).
Кукобой. Необычно. Напевно. Будто чем-то древним, сакральным веет от этого забавного, чудного слова. Вроде, как говорят, название села пошло от обилия обитавших в здешних лесах кукушках. А, что, созвучно!
Другая версия отправляет нас в далекие времена моих любимых финно-угорских племен. Так, с древнесаамского языка «Кукобой» означает «длинный ручей». А ведь село расположено на берегу речки Ухтомы, переводимой как «река с волоком». Такую заманчивую и красивую версию ставлю под сомнение. Во-первых, село ведь изначально называлось Никольским, а Кукобоем стало значительно позднее, какие уж тут финно-угорские племена. Во-вторых, по мнению нашего экскурсовода (просто привожу как точку зрения), финно-угоры не имели письменности, посему их названия не поддаются переводу.
4
Я не специалист, но название мне кажется совсем «неславянским», так хочется зацепиться за мерян! Согласитесь, версия о кукушке так банальна! Впрочем, других объяснений интересному названию далекого села я не нашла. А если подскажите – буду благодарна.
Ну, а теперь от былей да исторических фактов перейдем к самому интересному – легендам древнего Кукобоя. А как иначе, ведь в гости к сказке отправляемся!
Неспроста в уже далеком 2004 году затерявшееся среди дремучих лесов на границе с нашей северной сестрицей – Вологодской областью село объявили родиной Бабы Яги. Дескать, передавалось из поколения в поколение предание о таинственной старушке-задворенке, обитавшей в здешних местах. Редко кому удавалось увидеть эту некрасивую неопределенного возраста сгорбленную женщину в серых лохмотьях и с посохом в морщинистых руках. Еще реже – выйти к ее ветхой лачуге с перекошенной дверью и темным проемом вместо окна. И даже смелые да удалые повторно не могли отыскать странное лесное жилище. А случались в тех местах истории диковинные, жуткие: будто плутали путники в трех соснах да слышались дикие, леденящие кровь звуки. Не иначе, как закадычный Ягушин дружок Леший водил-крутил местных мужиков, а, может, самогонку крепкую слишком гнали :)?
К счастью, защитой от встречи с нечистью служила церковь, куда кукобойцы спешили поставить свечку после встречи с лесной ведьмой. Впрочем, ни о каких злодействах предания нам не рассказывают, равно, как и о том, куда исчезла таинственная задворенка. Может, и легенда эта была выдумана хитрюгами-кукобойцами для раскрутки своего небанального бренда.
Хотя, не раз в русском фольклоре упоминались истории о встречах с «бабами» в различных местностях нашей необъятной России. Ведь, не смотря на некую причастность к потустороннему миру, Баба Яга – самый, что ни на есть «человечный» персонаж. Испокон веков жили в лесах женщины, наделенные особыми сакральными знаниями. Их боялись из-за непонимания, но, порой, к ним шли за помощью, за советом. Неспроста, на первый взгляд, обидное слово «ведьма» происходит от глагола «ведать», «знать».
10
Не в первый раз повторю, что Русь миновала черная тень инквизиции старой Европы. Ворожей у нас уважали, хотя и боялись. Во все времена жили темные недалекие люди, сердца которых были наполнены невежественным страхом перед необъяснимым, банальной завистью, нежеланием понимать хоть что-то, выходящее за рамки их ограниченного сознания. От того и наговоры злые, и суеверный ужас окружали ведьм. Ими пугали непослушных детишек, им приписывали каннибализм и частокол из человеческих костей. А меж тем, если и пользовались ведуньи какими-то темными знаниями, то только для своей защиты. Поверьте, придумывать страшные байки – прерогатива неуверенных в себе мужчин. А хрупкую женщину так легко обидеть! Рассказывая о ведьмах, Бабе Яге, в частности, я всегда вспоминаю мою любимейшую повесть А.И. Куприна «Олеся». Вот вам прямое доказательство, яркий пример, кто оказался жертвой – светлая лесная колдунья или темная невежественная толпа.
Посему очень импонирует мне точка зрения кукобойцев, что их символ «положительный персонаж русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев».
Считается, что в русские народные сказки Баба Яга пришла из финно-угорских преданий, дескать, обитало на севере племя «весь», которым управляла женщина. Но недолго царил матриархат. Как вымерли воинственные амазонки, так и пришлось податься в глухие леса умной, смелой и сильной женщине, составившей конкуренцию захватчикам-мужчинам. А ведь изначально в обвиняемом многими язычестве поклонились Природе – Матери, женскому началу. Доброта, любовь, нежность, плодородие, жертвенность, рассудительность, мудрость – вот те светлые качества, которые, к сожалению, не смогли справиться с ненавистью, враждебностью, стремлением все завоевать, жаждой крови мужчин. Им легче было объявить женщину «олицетворением темных сил». Еще раз напомню о моем втором любимом произведении – «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова. Вспомните, Маргарита согласилась стать ведьмой ради спасения своего любимого. А способны ли мужчины на такие жертвы?
А теперь поговорим о роли Бабы Яги в русских народных сказках. Не она ли помогала добрым молодцам советами да волшебными предметами? А какое отношение всяких там Иванов-царевичей? Абсолютно потребительское: «баньку истопи, накорми, напои, спать уложи» да еще и «коня в яблоках подай». В гостиницу, что ли, приехал?! Вот обвиняют Ягу в жестокостях. А сами молодцы Кощеев Бессмертных не убивали, Змеям Горынычам голов не отрубали? Да, конечно, Кощеи с Горынычами – злодеи, они заслуживают наказания, но отнюдь не самосуда. А Яга, если и требовала от Иванов-молодцев что-то, то только отгадывания загадок ради тренировки их, царевичевых, заплывших жиром мозгов. Вот и выходит, куда ни глянь, а Баба Яга персонаж сугубо положительный!
Почему я пишу этот «Манифест в защиту Бабы Яги» – просто удивили меня прочитанные статьи о яром протесте РПЦ против кукобойской старушки. Дескать, не тот бренд выбрали, якшаетесь с темными силами. Не лучше бы создать в селе «музей русского купечества» (будто мало их в каждом провинциальном городке, да и Вятское в этом жанре трудно переплюнуть) или, скажем, объявить Кукобой родиной Колобка (то есть глупого куска хлеба, пострадавшего из-за собственной самоуверенности), или Василисы Премудрой (а уж она-то со своими чудесами-премудростями – чем не ведьма, только молодая и красивая). Ну, развивается село, расширяется туристический потенциал, текут инвестиции, получает позитивные впечатления стар и млад – всем хорошо! Авось, и на реставрацию Спасской церкви хватит, и Кукобой облагородят. Молодцы, кукобойцы, умные, креативные, дальновидные.
Однако же, у них тоже появляются конкуренты, и серьезные. Например, в Тверской области, под Калязиным также поселилась Яга. Говорят, ее вотчина и программа ничем не уступают нашим. И если в Кукобой едут в основном северяне: ярославцы, вологжане, череповчане, то жителям столицы явно проще добраться до соседней Тверской области. Причем, говорить о плагиате в этом случае глупо. Понятно, что Дед Мороз, Курочка Ряба, Снегурочка – одни. А тот же Водяной (напомню, его родина – наше Пошехонье), разве не в любом водоеме обитает? Да и Баба Яга должна жить в каждом лесу.
В заключение разговора о легендах я вспомнила тему, обсуждаемую в группе жителей села Кукобой в социальной сети «В контакте». Дескать, случаются в той местности паранормальные явления. Значит, все-таки не зря лесной сказочный Кукобой объявили родиной Бабы Яги.
Кстати, ее День рождения торжественно отмечают 26 июня, так что, милости просим!
6
ПЛОЩАДЬ ТРЕХ ЭПОХ
Тем временем мы въезжаем в Кукобой. Село раскинулось на пригорках, в излучине речки Ухтомы, которая, как ни странно, совсем не замерзла в этом теплом январе. На первый взгляд из окна автобуса: фермы, домишки, деревья, а вдалеке – глухие темные леса. Село кажется по-северному просторным, заснеженным. Резным видением проплывает Спасский храм. Морщусь: он не выглядит белоснежной ажурной сказкой, увенчанной лазоревыми куполами, каким его раньше видела на фото. Он мне кажется неухоженным, да и хмурое небо – не самый лучший фон (впоследствии я изменю свое мнение на диаметрально противоположное).
Пока едем к стоянке автобусов, видим магазины «Солнечный», «Улыбка», ресторан «Сказка», кафе «У Марьи». Видно, что волшебный бренд здесь вовсю используется местными предпринимателями, правда так наивно и по-доброму.
Замечаем вереницу машин и несколько автобусов – все-таки новогодние праздники. Небольшой косяк организаторов: программа должна начаться в 15.00, а мы приехали на полчаса раньше. Экскурсовод, словно читая мои мысли, объявляет: «Кто хочет смотреть мультик про Бабу Ягу – остается в автобусе, кто хочет в WC и сувениры – идем за мной». По количеству вывалившихся из автобуса туристов я поняла, чего хотела вся группа :).
Впрочем, для меня эта нестыковка – настоящий подарок! За полчаса ожидания я успеваю оббегать все игнорируемые экскурсией, но такие интересные для меня достопримечательности Кукобоя, чему несказанно рада.
Для начала зашли в упоминаемую сувенирную лавку ООО «Кукобойская старина», здесь же располагалась кафешка. Сувениры – магнитики, открытки с символикой Кукобоя, Спасским храмом и избушкой Яги, куклы-обереги, колокольчики и т.п. Туалет – серый домишко, с соответствующим «ароматом», но, как ни странно, туалетной бумагой. Сервис!
На центральной площади внимание привлекает здание школы, построенное на средства благодетеля своей малой родины купца И.А. Воронина. Уроженец соседней деревни Рябинки, Воронин сделал неплохую карьеру на предпринимательском поприще, жил в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, 144. Став купцом первой гильдии и разбогатев, не забывал односельчан, стараясь сделать их жизнь комфортной. Двухэтажное каменное здание с возвышающейся посередине башенкой-флигилем постройки начала XX века выглядит несколько необычно среди деревенских избушек. Этакий белоснежный особнячок-теремок. У Н.С. Борисова в книге «Ярославское Заволжье» прочла о стремлении архитектора придать дому «древнерусский облик», дескать, разделяющая корпус башня с узенькими оконцами под самой крышей напоминает «вышки-повалушки средневековых теремов». Что еще радует, что и первоначально нетипичное для небольшого поселка здание предназначалось для школы. Удобная планировка, интересный внешний вид еще в начале прошлого века призваны были привлекать неугомонных школяров. Должно быть, детишки с радостью бежали в любимую Alma mater как в гости к дворянскому семейству. Перейдя площадь, подошли к зданию, рассмотрели бумажные снежинки на окнах, рядом с табличкой «Первомайская средняя общеобразовательная школа» видим гранитную мемориальную доску с фото ефрейтора М.Н. Медведева, погибшего при выполнении воинского долга в Афгане. 20 лет было парню. Приятно, что кукобойцы чтят память своих земляков. Перед входом посажены молоденькие разлапистые елки в снежном одеянии. А вечером, когда уезжали, из кирпичной трубы валил сизый дымок. Эх, подновить бы штукатурку, что-то подлатать!.. Еще читала, что во дворе школы был выстроен каменный корпус, где жили учителя.
2
Рядом со школой за заборчиком рассмотрели еще одно старинное здание. Думаю, это и есть очередная воронинская постройка – богадельня, а ныне – больница. Двухэтажное продолговатое здание с полукруглыми окнами выглядит добротно, не смотря на внешнюю потертость и обветшалость. Н.С. Борисов и здесь видит «древнерусский облик». Пытаясь рассмотреть строение сквозь черные ветви вековых берез, соглашаюсь: чем не княжеские палаты. А вообще, очень хотелось бы увидеть внутреннее убранство обеих воронинских построек.
2
Совсем рядом с больницей замечаю тенистый заснеженный сквер. Кое-как пролезая через сугробы, выхожу на запорошенную тропинку, ведущую к ожидаемому монументу. На фоне высоченных лиственниц, на невысоком постаменте «под кирпич» с неизменными заснеженными венками стоит очередной Ильич. Я их, можно сказать, коллекционирую, эти памятники вождю революции в наших славных маленьких городках. Причем, в каждом населенном пункте В.И. Ленин по-своему забавен. В Кукобое лысого революционера представили таким приземистым толстячком с хитрым прищуром подслеповатых глаз, во франтоватом жилете, засунутой в карман рукой и в длинном плаще. Более того, выкрасили памятник густо-желтой краской. Вот и вышел Ильич похожим на какого-то «золотого нового русского», такой провинциальный Пан Лимон :). Позабавилась от души! А вообще, на лавочках у памятника, наверное, любят сидеть старички, обсуждая дела давно минувших дней, а в День Победы играет гармонь, и произносятся торжественные речи.
1
Впрочем, для посвященных 9 маю мероприятий в селе есть еще один типичный для маленьких городков монумент. Пробираюсь из ленинского скверика к центральной дороге, и вот он, чуть вдали от обочины, в окружении ставших привычными пушистых елок. Лаконичная белая башенка с красной звездочкой, многочисленные венки, закрывающие табличку «Вечная память героям, павшим в борьбе…». Догадываюсь, что сей скромный монумент увековечивает память кукобойцев, погибших в Великую Отечественную войну.
3
А если вернуться к центральной площади, то можно осмотреть одноэтажное приземистое здание местного Дома культуры. Белая штукатурка на нем поновее, да и символичное изображение красной молодежи, стремящейся в светлое пролетарское будущее (в руках первого юноши я узнала модель спутника, а что изображали девица со вторым молодым человеком, осталось загадкой), безошибочно указывало на советский период постройки. Домик выглядит каким-то нелепым, особенно с обращенным в сторону от центральной площади широким крылечком, и явно проигрывает на фоне благородных воронинских построек. Сюда мы еще вернемся, а пока фотографируемся на фоне медовых свеженьких срубов – здесь вход во владения Бабы Яги, наша современность.
1
А если рассматривать архитектуру центральной площади Кукобоя комплексно, то ее логическим завершением послужит открывающаяся перспектива на грандиозный храм Спаса Нерукотворного (снова низкий поклон И.А. Воронину) и стоявшую рядом старую Никольскую церковь (точнее, ее грустные остатки).
Вот так, словно в сказке, не иначе, как по-щучьему велению, встретились на одной площади несколько эпох: благородная дореволюционная, забавно-трогательная и простоватая советская и коммерсантско-хваткая сегодняшняя. Интересно!
Мы еще немного толкаемся у сувенирной лавки и возвращаемся к автобусу. В Кукобое нас сопровождает местный гид – милая девушка, с любовью и интересно рассказывающая об истории села. Кстати говоря, стандартная программа (топтание у Спасского храма, чаепитие и собственно представление с Ягой) стоит 340 руб./чел. В зимние праздники думаю, можно приехать самостоятельно (помните, мы видели множество машин). Также заметили, что некоторые оплачивали программу в так называемой «Чайной Бабы Яги», отчего наша и без того не маленькая группа превратилась в толпу.