1 часть тут https://www.tourister.ru/responses/id_4902
2 часть тут https://www.tourister.ru/responses/id_5030
Ранним утром выезжаем из кибуцаКалия. Две девушки с автоматами провожают нас спокойным взглядом. По указателю на Иерусалим, поворачиваемся спиной к Мертвому морю, и начинаем подъем из отрицательных отметок.
На подъезде к Иерусалиму стали попадаться бедуинские поселения. Бедуин, по-арабски означает обитатель пустыни. Так называют всех кочевников арабского мира независимо от их национальной и религиозной принадлежности. Израиль стимулирует оседлый образ жизни своих бедуинов. Но поскольку эти дети природы продолжают кочевать, шастая по пустыням через границы, где им вздумается, ближневосточные страны договорились не обращать особого внимания на их перемещения, так же как на миграцию диких животных.
Иерусалим напомнил покрывало на холмах. Он спускался с окраинных холмов, и плавно затекал на центральные. Основной цвет — серо-бежевый. Кое-где проглядывает зелень. Почти нет доминант. Едем согласно указателям «центр». Наконец я свернул на тихую улочку и заехал на небольшую парковку. Стал искать, где и сколько платить. Не нашел. Спросил у женщины, которая собиралась отъезжать. Она сказала, что это парковка только для местных, а нам надо ехать…и начала объяснять. Но планировка Иерусалима настолько путанная, а у нас, видимо, были такие тупые рожи, что она просто сказала: «Follow me». Спасибо огромное этой иерусалимке. Как миленькие, мы припарковались на подземной многоуровневой стоянке в комплексе Мамила. Поднявшись на лифте, вышли на торговую улицу и пошли к Старому городу.
8
Вся улица уставлена небольшими бронзовыми скульптурами.
10
Подходим к Яффским воротам и останавливаемся, чтобы окинуть взглядом крепостные стены.
7
Вот за ними и спрятался древний город!
5
Мимо башни Давида идем в тихий Армянский квартал.
10
Прикольно, что Давид не имел никакого отношения к этой крепости.
5
Христиане ошибочно думали, что это дворец царя Давида. Зато армяне обосновались в Иерусалиме вполне закономерно, они первыми в мировой истории приняли христианство в качестве государственной религии. Эта главная армянская церковь двух Яковов построена на месте захоронения святого апостола Якова старшего.
6
Яков младший был первым епископом Иерусалима и братом Христа, иудеи забили его камнями.
Через Сионские ворота
5
вышли за крепостную стену, посмотрели на церковь Успения Богоматери.
12
Именно там она упокоилась и вознеслась. Затем вернулись в старый город. Поплутав по Армянскому кварталу, незаметно перешли в Еврейский.
4
СП. Иерусалим/Израиль
Мамила, Армянский и Еврейский кварталы старого города.
Тут на нас напал пожилой худощавый еврей. «О, соотечественники! Как я рад вас видеть! Ведь я тоже из России! Мне хочется с вами пообщаться! Пойдемте, я вам все покажу!» Ну пойдемте. Когда мы поняли, что стремительно продвигаемся к Стене Плача, сказали ему, что нам туда пока не надо, мы еще тут хотим побродить. Тогда он заговорил о трудностях жизни бедного еврея и намекнул на вознаграждение за спасение заблудившихся туристов. Хм… А как же пообщаться? Тем более, что мы и сами знали дорогу. Я высыпал мелочь. Он чуть не набросился на меня, требуя в 5 раз больше. Насилу отвязались от этого бизнесмена. И пошли гулять дальше. А погулять есть где. И пофотографировать.
8
Все так непривычно.
6
Иногда встречаются необычные ракурсы или детали.
1
3
Я, конечно, видел нерегулярную средневековую застройку городов в Европе. Там есть логика. Ее можно читать как книгу. Здесь логики не видно. Понастроено так, как получилось по ходу жизни.
5
Это любопытно, экзотично, но в меру.
3
Вот и площадь перед Стеной плача.
5
До 1967 года здесь был марокканский квартал. В ходе шестидневной войны евреи захватили Стену Плача и за двое суток снесли весь квартал.
4
На площадь, как в аэропорт — проходим через рамку, просвечиваем сумку.
Дополнение от Аллы. Поскольку собирались посетить святые места, я специально оделась так, чтобы не было ни голых коленок, ни голых плеч. Но моя блузка оказалась недостаточно скромной для посещения святыни иудаизма. Мне выдали шаль и попросили тут же прикрыть руки.
Стена плача, или правильнее, Западная стена — это все, что осталось от Второго Храма. И даже не от самого Храма, а от стены, поддерживающей земляную насыпь Храмовой горы во времена Второго Храма.
Интересно наблюдать за всем происходящим. Своеобразный такой метод общения с богом.
5
Самозабвенные молитвы с раскачкой.
4
Записки с просьбами, засунутые между камней. Поскольку эти записки адресованы только богу, и читать их никто не имеет права, раз в месяц их выковыривают из Стены и захоранивают на Масляничной горе. Еще увидели несколько посвящений мальчиков в мужчины.
7
Торжественно и радостно.
2
Отметили, что песни у евреев в основном, оптимистические.
5
По крайней мере, музыка веселая. Текст то не всегда знаем.
Мы тоже подошли к стене, попросили о чем то, но записок не оставили.
В женской половине я положила руку на Стену и поняла, что не знаю, о чем просить. Никаких ощущений. Пустота. Вдруг потекли мысли, о чем — не скажу, даже пошла какя-то энергетика. Как-то само собой выделилось главное. Это было настолько ярко и неожиданно, что ошалев, я оторвалась от Стены и пошла прочь. Неужто Стена сама из меня все вытащила?
СП. Стена Плача./Иерусалим/Израиль
Место паломничества и молитв, символ веры и надежды многих поколений евреев
В ожидании открытия Храмовой горы, решили поплутать по окрестным улочкам. Рядом находятся раскопки города римских времен.
5
Несколько раз нас останавливали арабы-подростки. Говорили — туда нельзя ходить, там мусульманская территория, хотя ни забора, ни шлагбаума не было. Улицы местами превращались в торговые пассажи.
6
Настоящий Восток и средневековье.
1
Причем на перекрестках было видно, что они совершенно одинаковые во все стороны и не имеют ни конца, ни начала. Как мы не заблудились, до сих пор удивляюсь.
3
Когда подошло время, мы встали в очередь на Храмовую гору. Не таможня конечно, но контроль. Жену тормознули, указывая на платок, который мы собирались сдать после визита на Храмовую гору. Начальница махнула рукой и охрана нас пропустила.
Когда вошли в Магрибские ворота Храмовой горы, арабы отобрали у меня большую еврейскую шаль и по безумной цене заставляли купить маленький арабский шарфик, который все равно не прикрыл бы руки, но без него дальше не пропускали. Причем это были не охранники, а торговцы! Естественно, меня возмутило такое лицемерие. Стали спорить. Выручила проходившая мимо молодая англичанка. Она достала из рюкзачка блузку с рукавами и предложила попользоваться.
Арабов ничуть не смутило, что все это происходило рядом с мужской мечетью Аль-Акса, местом встречи пророка Мухаммеда с пророками Авраамом, Моисеем и Иисусом.
6
Это третья святыня ислама и первая кибла до перенесения ее в Мекку. Кибла — это направление, в сторону которого молятся все мусульмане мира.
Визитная карточка Иерусалима — это красивая женская мечеть Купол Скалы.
7
Ее золоченый купол возведен над вершиной Храмовой горы, с которой пророк Мухаммед вознесся на небо.
4
К тому же эта скала — краеугольный камень сотворения мира.
11
Три раза в день евреи молятся, обернувшись к ней лицом, считая это место самым святым на Земле.
7
Именно здесь царь Давид построил алтарь, потом его сын Соломон — первый Храм, разрушенный через 400 лет Навуходоноссором. На этом же месте евреи вернувшись из плена построили Второй Храм. Разрушил его римский император Тит в 70 году.
СП. Храмовая гора/Иерусалим/Израиль
Гора раздора и святое место для мусульман и иудеев. Тут находился Первый, а затем Второй Храмы. Евреи верят, что здесь же будет стоять и Третий Храм.
Неверных внутрь мечетей не пускают, поэтому мы недолго покрутились на Храмовой горе, с благодарностью вернули англичанке блузку и спустились на улицу Виа Долороза или Скорбную дорогу.
4
Улица начинается в мусульманском квартале и заканчивается в христианском.
1
Это Крестный путь Иисуса к месту распятия.
За многие века этот путь неоднократно менялся.
2
На самом деле, это лишь традиционный маршрут, который дает возможность представить себе и прочувствовать те давние события.
2
Скорбная дорога привела нас на Голгофу к Храму Гроба Господня, где закончился земной путь Христа.
3
Одна из величайших святынь христианства на взгляд архитектора — полный кошмар.
3
3
Скопище разномастных каменных сооружений пристроенных друг к другу кое-как. Некоторые постройки оказались внутри, некоторые — на крыше.
4
С привычным пониманием Храма этот комплекс соотносится очень трудно. Извиняюсь за выражение, черт-те-что нагорожено в таком святом месте! Да — все древнее, да — настоящее. Но ведь ужасное! Тем не менее, следуя крестным путем, заходим внутрь. Трудно не поверить, когда в каждом закутке Храма тебе показывают: вот тут Христа прибили к кресту, а сам крест стоял вот здесь. На этом камне его помазали и завернули в ту самую плащаницу.
5
В этой пещере его похоронили. При последнем вздохе Иисуса вздрогнула скала и появилась эта трещина.
4
По ней кровь Спасителя стекла на череп Адама, захороненного в Голгофе, и смыла первородный грех…
5
Здесь история Иисуса Христа становится осязаемой.
2
Похожие впечатления возникали во время поездки по Греции, когда оживали древние мифы о богах Олимпа и делали шаг из сказочного прошлого в сегодняшний день. Наблюдая организованные группы, настоятельно рекомендую посещать Храм Гроба Господня только самостоятельно. Мы смотрели, куда направляется море туристов, и шли в другую сторону. Так, спокойно без суеты и толчеи побывали во всех помещениях Храма. Пока все обошли, в несколько раз сократилась очередь в Кувуклию, и мы простояли всего 15 минут.
3
СП. Храм Гроба Господня/Иерусалим/Израиль.
По Дороге Скорби мы пройдем последний земной Крестный Путь Иисуса, взойдем на Голгофу и обойдем церкви Храма Гроба Господня.
Когда вышли из Храма и снова очутились на узких торговых улицах, стало понятно, что мы переполнены впечатлениями. Перекусили в кафе у Яффских ворот, немного пришли в себя и двинулись в обратный путь в Эйлат. Едем по карте вон из города, но в потоке случайно сворачиваем не на том перекрестке. Развернуться нельзя, значит надо повернуть где-то в другом месте. Петляю, поворачиваю, снова петляю… Постепенно улицы стали уже, исчезли надписи на английском, и карта стала бесполезна. Через несколько минут я вообще не понимал куда ехать. Надо у кого-то спросить, где Dead sea. Через несколько минут увидел заправку. Но там никто не смог определить наше место на карте, а к Мертвому морю — объяснение на иврите плюс жестикуляция. Dead sea — это все, что они знали поанглийски. Вот когда я понастоящему пожалел, что не взял навигатор! Но я -мужчина, я — архитектор и должен знать как выехать из города. Поехали, сказал я Алле. Хорошо, когда жена доверяет твоим решениям. Это придает уверенности, даже если не знаешь куда повернуть.
А чего мне было волноваться? Когда Андрей сказал, что будем ориентироваться по солнцу, я поняла, что «однозначно!!!» выскочим из плена этого города. Пока солнце на небе, нам никто не нужен и ничего не страшно.
Вот так и поехали, сворачивая по интуиции, пока не увидели этот знак.
2
Я запомнил его еще утром, когда въезжали в Иерусалим. Теперь все стало ясно и вскоре мы выехали на трассу.
По дороге длинной в 330 км было: 1 остановка у нулевой отметки;
8
1 неприятность — в темноте еле увернулся на скорости от лежащего на середине полосы валуна; 1 новое впечатление — подсвеченная дорога в темноте казалась взлетной полосой.
До встречи в Тель-Авиве. http://e.mail.ru/cgi-bin/link?check=1&refresh=1&cnf=5a792d&url=http%3A%2F%2Fwww.tourister.ru%2Fresponses%2Fid_5623&msgid=13655695310000000137;0,0,1&x-email=panin_andrei%40mail.ru&js=1