Рано утром нас будят пролетающие вертолёты. Они доставляют грузы в отдалённые горные фермы и хижины.
Рано утром нас будят пролетающие вертолёты. Они доставляют грузы в отдалённые горные фермы и хижины.
Холодно.
Но как только солнце выглядывает из-за гор, моментально становится жарко. Но загорать некогда. Нужно воспользоваться подарком природы в виде хорошей погоды.
На этот случай у нас запланирован подъём на фуникулёре на вершину Schilthorn (2970 м), а вниз будем спускаться сами. По пути к фуникулёру:
От станции Stechelberg (867 м),
с тремя пересадками в Gimmelwald (1367 м),
Mürren (1638 м)
и Birg (2677 м), фуникулёр доставляет нас на Шилтхорн. Обслуживающий персонал был очень вежлив и восхищался погодой, говоря, что нам сегодня повезло.
На вершине расположен первый в мире вращающийся горный ресторан, где снимали одну из серий фильма про Джеймса Бонда.
Со смотровой террасы открываются великолепные виды на многие знаменитые пики швейцарских Альп: Grosshorn (3762), Breithorn (3782), Eiger (3970), Mönch (4107) и, конечно же, Jungfrau (4158), известную ещё тем, что рядом с ней, на высоте 3454 м построена самая высокая в мире станция МЕТРО — Jungfraujoch, причём открыта она была в 19 веке! При попытке открыть бутылку минералки, она взорвалась, как шампанское. Даёт о себе знать разница в давлении!
Сделав памятные фотографии и прикупив сувениров, начинаем спуск.
Breithorn (в центре):
Айгер, Мёнх (в облаке) и Юнгфрау:
На каблуках нельзя!
На камнях вдоль тропы растут цветы, в том числе ромашки. Но это по-нашему, а по-научному — Chrysanthemum alpinum.
Идти местами страшновато, тропа очень узкая, дует сильный ветер, с двух сторон крутые обрывы. А ведь нужно ещё фотографировать, да так, чтобы все эти опасные места показать в лучшем ракурсе!
Станция Бирг и Айгер:
Не доходя до станции фуникулёра Бирг, тропа на Мюррен раздваивается. Я принимаю решение идти правее, через озеро Grauseewli.
Там мы встречаем обогнавших нас англичан. Они сидят на камнях, сняв ботинки, и держат ноги в холодной воде озера. Вода в озере медленно закипает.
Не успели мы начать спуск от озера, как нас накрыло облако. Я сразу же потерял из вида идущего впереди сына и отстающую жену. Тропа очень крутая, поэтому кричу: «Стойте на месте!». Через несколько минут облако нехотя уползает вверх по склону.
Так как жена очень нервничала в связи с довольно трудным и опасным спуском, я всё время всматривался вперёд и оглядывался назад, в попытке увидеть ещё кого-нибудь, кто идёт по этому же маршруту, и крикнуть: «Земля!», ой нет, ну что-то вроде: «Посмотри, мы не одни, здесь все ходят!». То есть, поддержать морально. Потому что физически я её поддерживал всю эту часть маршрута, буквально ведя за руку. Но тщетно, мы были абсолютно одни.
А, нет, не одни! Швейцарские коровы лежали прямо на тропе. Присутствие этих живых существ немного разрядило ситуацию.
Думаю, что отсутствие людей объясняется тяжестью спуска справа от станции Бирг. Наверно, на развилке все идут левее, выходя в Мюррен через Allmendhubel. По расстоянию дальше, но тропа намного комфортнее. Или же доходят до станции Бирг, а дальше спускаются на фуникулёре. Как бы то ни было, вскоре мы вышли на более пологий участок. После полуторачасового крутого спуска наши ноги не хотели выпрямляться полностью, и мы шли на полусогнутых, напоминая Остапа Бендера и Кису Воробьянинова, крадущихся за стульями.
А наверху, тем временем, сгущались облака, и части пройденного нами маршрута уже не было видно. Задержись мы на час-полтора, и спуск пришлось бы отменить.
Впереди внизу — Мюррен:
На фуникулёре вниз:
По заверению людей опытных, каждые 10 метров перепада высоты в горах приблизительно равны 100 метрам по равнине. Считаем. Спуск мы начали с высоты 2970 метров, а завершили в Мюррене на отметке 1650 метров. (2970–1650)/10*100 = 13200 м = 13,2 км. Добавим 4 км, пройденных нами от кемпинга до станции Штехельберг и обратно, получим 17,2 км — длина нашего сегодняшнего маршрута.