Этой весной мы уже были во Франции, но когда в сентябре стал приближаться очередной недельный отпуск, и возник вопрос — куда поехать — почему-то опять нарисовалась Франция. Только на этот раз я выбирал такие места, где наши туристы бывают довольно редко.
А приключения начались еще до отъезда.
Накануне в нарвской «Призме» я купил новые джинсы. За 10 минут до отправления поезда надел их и… оказалось, что кассирша забыла снять с них магнит, а на выходе он не запищал. И что делать? Пока ехал на поезде, изучил Интернет — там и мощные магниты советовали, и молотком, но предупреждали — у некоторых магазинов внутри магнита может прятаться краска, тогда вещь испортишь. А если пойти в другой магазин сети? Писали, что снимают неохотно. И что мне теперь, ходить по Франции, рискуя, что в каком-то магазине магнит запищит?
Хорошо, что в Таллине недалеко от аэропорта есть своя «Призма». Зашел туда. Женщина на стойке информации сначала снимать магнит отказалась, поезжайте, говорит, к себе в Нарву. Потом спросила, есть ли чек. Он конечно где-то был, но остался дома. Взамен я предложил банковскую выписку на телефоне, где было указано время покупки. Женщина стала звонить менеджеру, и, о чудо, та разрешила снять магнит. Но, говорит, штаны придется снять :)
Но я же в южную страну ехал, где в сентябре еще тепло, так что у меня были с собой шорты :)
А женщине этой потом пошел и купил шоколадку :)
Но на этом приключения не закончились. В Париж я должен был лететь авиакомпанией LOT через Варшаву. Однако за 25 минут до вылета собравшимся у гейта пассажирам объявили, что самолет из Варшавы решил не прилетать. Всех отослали назад на стойку регистрации LOT. Поскольку я был без багажа, то успел одним из первых. А уже за мной потом выстроился целый хвост. Страннно, а у гейта такой толпы почему-то не было.
На стойке мне предложили альтернативный вариант, вместо 18:30 сегодня через Варшаву лететь в 6:00 завтра, но через Хельсинки. Спросили, нужен ли отель. Дали ваучер на Tallink City Hotel 4* в самом центре города. Плюс две карточки на такси, туда и обратно. Получалось, что по времени я практически ничего не терял, а если по деньгам, то даже и выигрывал, т. к. еще не успел заказать отель в Париже :)
В Шарле-де-Голле по прилету взял в прокате машину — белый Форд Фокус с автоматом (и огромным экраном поверх приборной панели). Надеялся, что смогу быстро выбраться на автостраду и тут же помчусь в сторону Атлантики, но куда там. Навигатор кружил меня вокруг Парижа часа два.
Машина, кстати, периодически вела себя довольно зловеще, предлагая проверить, не притаились ли на заднем сидении некие "оккупанты" :)
А первая цель на сегодня — приморский город Ла-Рошель, тот самый, осаду которого Олег Табаков в роли Людовика XIII начинает в первых кадрах 3-й серии наших «Мушкетеров» :)
Вновь дьявол, как по нотам,
ведёт игру свою:
католик с гугенотом
опять сошлись в бою.
Поговорим о деле,
причём начистоту:
осада Ла-Рошели
ужель нужна Христу?
ЛА-РОШЕЛЬ
Ла-Рошель известна тем, что долгое время была главной опорой французских протестантов-гугенотов, которых поддерживала Англия. А главная достопримечательность города сегодня — это три старинные башни, стоящие у входа в порт. И прежде всего — Tour de la Chaine (слева) и Tour St Nicolas (справа). С облаками на фоне фантастически красиво получилось.
Третья башня — Tour de la Lanterne. У ее подножия как раз большая парковка для туристов. В этот раз я решил не жмотиться, а ставить машину там, где удобно. Чтобы потом не бегать за два километра.
Надпись на табличке — «Глобус франкофонии». К металлической конструкции приварены болты в тех местах, где, как считают авторы, говорят по-французски. Ну ок, запад Африки, Джибути, но извините — а какое отношение к франкофонии имеют Египет и Румыния? Ну и почему сюда включили Тунис и Марокко, однако не включили Алжир? Там после войны за независимость по-французски больше не говорят?
Это была первая за много лет поездка, где я до последнего не знал, где буду ночевать. Сев на лавочку у пляжа, я стал искать на Букинге, где поселиться. Все отели в городе были жутко дорогие, начинаясь с 90+ евро за ночь. Но тут я наткнулся на HotelF1, что был за городом. Он стоил аж вдвое дешевле. Помните автобусные туры начала 2000-х годов? Те самые, где туристов селили в дешевые отели сети Accor с похожим названием — Formule1? Вот это он и был, только немного название поменяли.
Сейчас расскажу, как я сюда заселялся. На Букинге я забронировал номер с удобствами под названием Cabrio. Все же бегать в коридор мне уже не по статусу :)
Приехал. Захожу. На рисепшене уже никого, но по звонку появляется девушка. Распечатывает мне листок с номером номера ;) и паролем. Отправляюсь, еще ничего не подозревая. Ввожу пароль, дверь номера открывается. Опа! А чья это куртка висит на окне? И чьи кроссовки на полу? И сумка? Ладно хоть никого не было, а то такой пердимонокль мог бы случиться :)
Иду к девушке вниз. Объясняю ситуацию. Она поначалу не верит, идем смотреть снова, но уже вместе. Дальше она начинает звонить менеджеру. Раз десять у нее пропадает поле, и она набирает его заново. Говорят о чем-то очень долго. Я тем временем ищу в Букинге резервный вариант. А при этом, надо сказать, я уже поторопился и оплатил номер заранее. Вот так всегда и бывает :(
Наконец девушка закончила общаться и распечатала для меня листок с новым номером. И стоило так долго болтать, если свободный номер у вас был? На этот раз внутри ничьих вещей не было, можно было лечь и отдохнуть. Все же за спиной 500 с лишним километров и прогулка по городу.
Да, номер, конечно, был с душем, но при этом невероятно тесный. И даже одежду повесить совершенно некуда, кроме как на ручку окна. Больше в таких «крысятниках» не останавливаюсь :)
А, еще забыл прикол (пардон за нищебродство, конечно :)) В душе я обнаружил, что во флаконе закончилось мыло. Опять бежать за девушкой было неохота. Я нашел, где у них там на этаже общественные души, зашел туда и нацедил себе в пустую бутылку мыла, чтобы хватило на два дня :)
ОСТРОВ ИЛЬ-ДЕ-РЕ
Остров Иль-де-Ре соединен с материком высоким мостом. Проезд по нему стоит невероятные 16 евро. Но есть и хорошая новость — эту сумму берут только при въезде, выезд — бесплатный :)
Сразу после въезда начинаются развалины старых береговых укреплений. Я вообще очень много где был, но это место — окрестности Ла-Рошели и все побережье здесь — это наверно самое милитаризованное место в мире, если судить по количеству всевозможный крепостей, фортов и замков. Ну вот их просто здесь какое-то безумное количество. И звездообразный Fort de la Pree, что встретился на пути дальше — один из них. Я хотел заснять его с дрона, уже нашел укромный уголок, откуда стартовать, но дрон даже не запустился. Оказалось, что остров находится как раз на глиссаде самолетов, взлетающих из аэропорта Ла-Рошель.
А это уже городок Сен-Мартен-де-Ре (фр. Saint-Martin-de-Ré). Я проезжал мимо, и меня привлекло кольцо бастионов, окружающее его. Здесь, кстати, есть еще один звездообразный форт, но он на карте значился, как действующая тюрьма, поэтому к нему я даже приближаться не стал:)
А теперь главная достопримечательность острова Иль-де-Ре — потрясающий Китовый маяк (фр. Phare des Baleines). Назван он был так, потому что раньше в этих водах можно было видеть китов. Маяк был построен в 1854 году. Высота его 57 метров, он один из самых высоких во Франции. Подняться наверх стоит 4.60 евро. Забавно, что на открытом этим летом для посещения маяке у нас в Усть-Нарве, который выглядит гораздо скромнее, с туристов берут целых 5 евро:)
Первый маяк на этом месте построили еще в 1682 году, при Людовике XIV. Туда, вроде как, тоже можно подняться, но не проверял. Кстати, хорошо, что старый маяк остался, благодаря этому передний план на виде сверху не такой пустой, как мог бы быть:)
Ну и самая главная фотография, ради чего, собственно, и была задумана вся эта поездка на остров. Правда летать приходилось осторожно, потому как неподалеку там стоит военная вышка, на которой крутится радар:)
Оба маяка, старый и новый - вид со стороны моря. Справа видна та самая военная вышка. А по мелководью во время отлива ходят люди в резиновых сапогах и с ведрами, собирают устриц :)
Еще один городок на острове — Арс-ан-Ре (фр. Ars-en-Ré). Здесь самое интересное — это яхтенная марина, расположенная прямо в центре города и соединенная с морем судоходным каналом.
Одна из яхт как раз выходила в море. Красота :)
Clocher d'Ars-en-Ré - колокольня городского собора Арс-ан-Ре. Я туда сначала из центра города дошел пешком, долго пытался сделать фото, чтобы шпиль уложился в один кадр, а потом оказалось, что аэропорт Ла-Рошели уже достаточно далеко, и воздух разблокировали :)
Здесь на узких улочках мне попалась машинка из мультфильма «Зима в Простоквашино». Такую, наверно, можно вдвоем взять и унести :)
А с этого ракурса хорошо видно типичную структуру острова. С одной стороны пляжи, с другой - все изрыто какими-то каналами. Видимо, это для того, чтобы территория не заболачивалась и хотя бы на части острова можно было жить.
Ну и обязательный военный форт тоже присутствует :)
ОСТРОВ ИЛЬ-Д’ОЛЕРОН
Помимо Иль-де-Ре, в окрестностях Ла-Рошели есть и еще один большой остров — Иль-д’Олерон. Ведет туда такой же впечатляющий высокий мост, как и на Иль-де-Ре, только бесплатный. Интересно, почему так? Я предположил, что первый остров — это знаменитая курортная зона, а второй — просто остров :)
А главная достопримечательность здесь — это маяк Шассирон (фр. Phare de Chassiron). Подъем на него стоит еще дешевле, всего 4 евро и 40 сантимов (так французы называют евроценты).
Fort des Saumonards — еще одно перестроенное военное укрепление. В одном месте было написано, что сейчас это некая школа, в другом — что турбаза. С высоты форт особо не впечатлил, но зато смотрите, что я увидел вдалеке на заднем плане. Кто угадает? Объект очень и очень знаменитый :)
Самый интересный город на острове — Замок Олерон (фр. Le Château-d’Oléron). Как и следует из названия, в основе города — форт, построенный в XVII веке под руководством знаменитого военного инженера Себастьена Вобана (1633–1707).
Уже когда я ехал по мосту с острова на материк, слева в проливе мелькнул весьма колоритный замок на острове. И хотя времени уже оставалось мало, но я все же решил перестроить навигатор и заехать. Уже потом посмотрел его название — Форт Лувуа (фр. Fort Louvois). Построен он был в 1691 году по приказу французского военного министра маркиза де Лувуа, чьим именем и был назван. Целью строительства было защитить побережье от нападений английского флота и обеспечить безопасность подходов к Рошфору, важному порту и арсеналу Франции. Это в дополнение к еще десятку островных крепостей и замков, что там есть :)
Замок стоит на крошечном островке, а ведет туда узкий мостик из бетонных плит, который во время приливов полностью затапливает. Но мне в этот раз с приливами не повезло. Что забавно — фото с земли получилось гораздо более грозным, нежели с дрона. Сверху замок выглядит как-то совсем уж жалко :)
ШАТО-ДЕ-МЕЛУЗИН
Еще один маленький замок - Château de Mélusine - попался мне совершенно случайно, когда я ехал по узким провинциальным дорожкам. Я его уже было почти проехал, но, увидев еще один заезд (для автобусов) все же решил заскочить. В сам замок идти было, конечно, уже некогда, а фотографировать с земли через забор там бесполезно, все равно ничего не видно. Ну я и быстренько запустил дрон, чтобы сделать пару фоток, особо не залетая на территорию, а то еще вычислят и обвинят в нарушении частной собственности :)
Уже потом прочитал, что в этом замке проходят всякие исторические реконструкции для туристов. Нашел в сети фотографии, где вокруг ходят в латах и с мечами :)
РОШ-КУРБОН
Островов и военных укреплений за прошедшие дни было уже достаточно, и я спросил у chatGPT, какие замки или дворцы он может мне посоветовать в окрестностях Ла-Рошели и по дороге в Бордо. Наиболее многообещающим выглядел замок Рош-Курбон (фр. Château de la Roche-Courbon).
За свою историю замок многократно менял владельцев и перестраивался. В XIX веке, когда владельцы разорились, постройки пришли в упадок, но в 1920 году нашелся промышленник-меценат, выкупивший замок и восстановивший его в былом величии. И теперь сюда пускают туристов — за 9 евро.
Еще там есть какие-то раскопки жилищ древних людей, но это уже как-то не очень интересно. Женщине на кассе я сказал, что как-нибудь в другой раз :)
ДЮНА ПИЛАТА
А дальше случилась гигантская пробка на объездной дороге Бордо. Причем я использовал оффлайновую карту Organic Maps, которая повела меня по более короткой восточной стороне, но когда я запустил Google Maps, он мне предложил съехать с объездной, развернуться, и поехать по западному полукругу. Где хоть и дальше, но зато та сторона хотя бы двигалась. А ехал я в сторону природного чуда юга Франции — дюны Пила (фр. Dune du Pilat). Успел как раз вовремя — солнце еще не село. Сама дюна бесплатная, но оставить машину на большой платной парковке стоит 7 евро.
Дюна реально очень высокая, наверх ведет лестница. Виды там, конечно, фантастические — неизвестно откуда взявшаяся огромная гора песка нависает сверху над лесом, грозя засыпать его. Наверху же дул чудовищной силы ветер, так что запускать дрон я поначалу не рискнул. Вместо этого решил спуститься к морю в надежде на то, что там ветер стихнет. Это был, конечно, опрометчивый поступок. Даже спускаться с огромной высоты по песку было тяжело, а каково потом подниматься?
А на выезде с парковки произошел странный случай. Автомат не хотел брать ни одну из трех моих карточек, каждый раз выдавая ошибку. Я раз пять попробовал их все по кругу, но каждый раз неудачно. А между тем вокруг уже совсем стемнело, и народу на парковке почти не осталось. Что же делать? Я уже готов был просить кого-то из выезжавших французов помочь, но тут с шестого раза платеж вдруг прошел.
Начиная с Бордо, я стал селиться в отелях уровнем чуть повыше — Ibis Budget. В них, в отличие от HotelF1, по крайней мере есть вешалка для одежды. Кстати, а знаете, как эта сеть называлась раньше, в эпоху автобусных туров? До проведенного ребрендинга это был тот самый Etap, где санузел в номере присутствовал уже в базовой комплектации :)
БОРДО
Когда утром я приехал в Бордо, я уже достаточно сильно выбивался из графика, а потому, чтобы ускориться, сразу направился к главной достопримечательности города — собору Св. Андрея с отдельно стоящей колокольней Tour Pey Berland, на которую за 9 евро можно подняться. Ух, какие оттуда виды!
По Бордо и другим местам будут отдельные фотогалереи
КАРКАССОН
А дальше был Каркассон. В этом городе я мечтал побывать давно. Помню его фотографию еще в школьном учебнике истории Средних веков за 6 класс. А еще в Каркассоне прошла значительная часть знаменитой французской комедии «Разиня». Мне очень хотелось заснять общий план замка с воздуха, но… не получилось… И зачем только надо было строить аэропорт в каком-то там Каркассоне, да еще и всего в 2 км от центра? Ладно хоть нужная фотография нашлась в Википедии, причем в совершенно потрясающем качестве :)
С земли же заснять общий план очень тяжело. Замок не настолько высокий, чтобы его было видно отовсюду, а когда подходишь ближе, то обзор и вовсе пропадает. Лучшая точка, откуда видно большинство башен — это старый мост через реку Од. Но, правда, и здесь часть конструкций загораживают дома и деревья. Кстати, я потом в сувенирных магазинах смотрел, какие фотографии предлагают туристам, и пришел к выводу, что панораму замка фотографы снимают длиннофокусными объективами откуда-то с другой стороны реки, возможно, с крыш домов. И еще одно наблюдение насчет сувенирных магазинов — я пытался найти хорошие открытки с видами замка, но не нашел ни одной, все были в очень поганом качестве, как будто на дворе до сих пор 1990-е годы и эпоха цифровых камер еще не настала. Как 20 лет назад штамповали этот хлам, так и продолжают.
А в замок я ходил дважды, благо он в целом бесплатный. Сначала я пришел туда вечером, нащелкал много крупных планов башен, однако так и не понял, а как попасть на те галереи, где явно ходили туристы, но прохода куда с улиц не было. Ответ пришел уже вечером, в номере отеля. Оказалось, что хотя сам замок и бесплатный, но в главную цитадель и на крепостные стены попасть можно, только купив билет за 13 евро. Так что утром пришлось идти в замок повторно. И я теперь с ужасом думаю — а ведь я чуть было не уехал, не увидев самых красивых видов :)
Кстати, мне тут сестра рассказала, что есть такая настольная игра — «Каркассон», и она когда-то в нее очень даже увлеченно играла. Карта из картонных квадратиков, фишки, еще наверно и кубик надо было бросать? Неужели в такое еще играют? Это типа такая «Цивилизация» для бедных, у кого нет компьютера? Хотя да, если в настольную игру играть компанией, то наверно можно при этом веселиться, кричать и пить пиво. Что в случае компьютера делать затруднительно :)
ЗАМКИ КАТАРОВ
Вообще-то этот день изначально я собирался посвятить Авиньону. И если бы в 12 часов, закончив с осмотром Каркассона, я туда поехал, то наверно успел бы. Однако пролистывая ленту Фейсбука, я вдруг случайно наткнулся на потрясающее фото развалин замка с непроизносимым названием Пейрепертьюз. Я тут же полез смотреть карту и проверять, насколько это далеко от того места, где я нахожусь. Оказалолсь, что совсем недалеко. Тут-то и возникла вся эта тема с катарами и их замками, коих там оказалось сразу несколько. Я тут же подумал, что в Авиньоне бывали многие, а вот многие ли знают про эти замки, затерянных далеко в горах? Ответ был очевиден, и так Авиньон с его Папским дворцом в первый раз пролетел мимо меня :)
Первый и самый известный из замков катаров — Монсегюр (фр. Château de Montségur). Я хорошо помню, как в начале 1980-х годов в «Нарвском рабочем» появилось объявление, что у нас в городе набирают массовку для съемок детективного фильма «Ларец Марии Медичи». Собственно сам фильм был про советскую милицию, но речь там шла про международные поиски сокровищ, зарытых теми самыми катарами — христианской сектой, набравшей большую популярность в нескольких регионах Европы в X–XII веках. Катары критиковали католическую церковь за стяжательство и жажду власти и призывали священнослужителей быть ближе к учению Христа. Разумеется, Папа Римский терпеть такое вольнодумство не мог, и в земли катаров организовали несколько крестовых походов. Их последним оплотом и стал Монсегюр. Его немногочисленные защитники отчаянно сопротивлялись королевским войскам почти год. Но в 1244 году Монсегюр пал, и оставшихся сторонников еретического учения — более 200 человек — прямо там массово сожгли на кострах. Именно эту сцену и снимали у нас, правда не в Нарвском замке (который тогда был на реставрации), а через речку, в Ивангородской крепости, где средневековой натуры было гораздо больше.
Когда я только подъезжал к Монсегюру, первой мыслью у меня было — да к нему подняться невозможно, это же отвесная скала какая-то. Послал фотку своей спортивной сестре, на что она ответила — да там за 20 минут можно залезть! Я поначалу не поверил в такое «шапкозакидательство», задал пешеходный маршрут навигатору, и тот, о чудо, показал 27 минут с перепадом высот всего лишь 170 м. Билет стоил 7 евро, а еще за 2 евро я арендовал палки для скандинавской ходьбы. Палки, надо сказать, очень сильно помогают, когда приходится карабкаться по камням, потому как четыре точки опоры это гораздо лучше, чем две :)
Удивительно, но подъем был настолько легким, что по дороге туда и обратно мне даже пить не захотелось, хотя вода с собой и была :)
Второй замок катаров — Пюиллран (фр. Puilaurens). К нему из-за нехватки времени я уже подниматься не стал, а сразу запустил дрон. Замок оказался очень колоритный, с извилистой дорожкой, ведущей наверх. И тут меня опять стал переследовать ураганный ветер — если до замка я долетел быстро, то вот возвращаться назад против ветра дрон никак не хотел, я уже давил джойстик на максимум, но пульт по-прежнему показывал скорость в районе 0 км/ч. И лишь когда я снизился, удалось наконец разогнаться :)
А вот с третьим замком — Керибюс (фр. Château de Quéribus) — такой фокус не прошел. Ветер вокруг был настолько сильный, что пришлось топать наверх пешком, предварительно купив билет (тоже за 7 евро).
Когда же я достиг замка и стал пробираться наверх между его стен и лестниц, то ветер там начал завывать вообще с какой-то чудовищной силой. Но предзакатные виды сверху были красивые, главное только телефон в руках удержать :)
Четвертый замок катаров — Пейрепертьюз (фр. Château de Peyrepertuse). Он расположился прямо на горном хребте, поэтому когда к нему подъезжаешь, то непонятно — это там скалы торчат или уже замок. Увы, я приехал слишком поздно, замок только что закрылся. Так что осталось только запускать дрон. Замок очень впечатляющий и длинный. Я все пытался уложить его сверху в один кадр, но под конец дрон уже стал терять связь, а также периодически сообщал, что наверху сильный ветер.
Вообще, надо сказать, все нынешние «замки катаров» к тем самым катарам отношение имеют уже очень отдаленное. С момента разгрома секты они много раз перестраивались и укреплялись, а их главной задачей стало защищать французский Лангедок от нападения испанцев из Арагона. Когда же в XVII веке между Францией и Испаний был подписан договор о границе, гарнизоны оттуда увели и замки оказались брошены. Уже в наши дни французское правительство внесло их в реестр исторических памятников и взялось за реставрацию. Так что как они там выглядели в эпоху катаров — сейчас сказать сложно.
А на фото — это ущелье, по которому проходит дорога, ведущая от Монсегюра к Пюиллрану.
МАРСЕЛЬ
Формат обзорки не позволяет делать большие галереи посещенных городов, а потому сразу перейду к главной, на мой взгляд, достопримечательности Марселя — церкви Нотр-Дам-де-ла-Гард, что возвышается на холме над городом, так что ее видно отовсюду.
От церкви открывается впечатляющий вид на Марсель и окрестности, включая знаменитый замок Иф. Правда передвигаться по смотровой площадке приходилось чуть ли не ползком, я уж не буду повторять, по какой причине :)
Фриульские острова — слева Помег, справа Ратонно, они соединены мостом. Маленький остров Иф — на переднем плане. Вспомнилась передача «Орел и решка». Ведущие стали спрашивать стоявших в очереди на паром туристов, чем известен замок Иф, и не знают ли они, кто такой граф Монте-Кристо. Туристы делали удивленные лица, мол, какой такой граф? Хотелось спросить, а зачем вы тогда вообще стоите в этой очереди? :)
Сам же я на остров Иф ехать не собирался. Я нашел на карте острова Ратонно точку, значившуюся как «площадка с видом на замок Иф», расстояние там между островами было совсем небольшое, и я рассчитывал слетать оттуда к замку на дроне. Но все перечеркнул ураганный ветер — от морской прогулки пришлось отказаться.
ВЕРДОНСКОЕ УЩЕЛЬЕ
Больше всего, оказавшись где-то за границей на машине, я люблю горные дороги. Вот и сейчас спросил у chatGPT, что он мне может посоветовать в южном регионе Франции. Из предложенного мое внимание привлекли две панорамные трассы — рядом с Марселем (фр. Route des Crêtes) и в Вердонском ущелье (фр. Gorges du Verdon). Однако первая из них оказалась открыта всего три дня в неделю, и хоть я и подгадал дни, на входе меня все равно ожидал опущенный шлагбаум. Дорога была закрыта из-за ветра. Так что пришлось ограничиться Вердонским ущельем.
Начинается ущелье у моста на озере Св. Креста (фр. Lac de Sainte Croix), но чтобы проникнуть дальше, надо по серпантину подняться наверх. Увы, с утра я пару часов потерял, занимаясь работой, так что когда приехал в ущелье, все выгодные смотровые уже были забиты туристами.
А дальше, задумав проехать по ущелью круговым маршрутом, я совершил большую ошибку. Дело в том, что часть горной дороги там настолько опасна, что на ней установлено одностороннее движение. Я об этом узнал, лишь натолкнувшись на два «кирпича» у въезда на тот участок. Пришлось разворачиваться и ехать в объезд. Где, несмотря на наличие навигатора, я умудрился заблудиться. В какой-то момент я даже подумал, а может там уже и нет ничего интересного и можно не ехать?
Фото с того участка, где я заблудился. Если бы я просто ехал по кругу, то сюда бы вообще не попал. Так что хорошо, что заблудился :)
Стоял я на одной смотровой площадке и фотографировал встречный транспорт. Тут мне попался едущий на велосипеде парень с огромным мотком веревки на шее. Я тогда не придал этому значения, но потом этот парень попался мне еще раз, и как раз на том участке, где одностороннее движение :)
Еще на одной смотровой площадке я запустил дрон и поначалу не мог понять, чего это вон тот мужик с огромным объективом недовольно на меня косится. А потом до меня дошло — он там фотографировал парящих над ущельем орлов, а дрон мог их отпугнуть :)
А вот и тот самый парень с веревкой. Я еще сличил его одежду, проверяя, тот ли это, что ехал на велосипеде. Но там даже и собачка присутствует, что бежала с ним рядом :)
Вобщем, из всех природных мест Вердонское ущелье оказалось наиболее впечатляющим. Но надо было выезжать пораньше, потому как это activity на целый день.
НИМ
Главная достопримечательность города Ним — древнеримская арена для гладиаторских боев. Я попытался зайти внутрь, обошел всю арену по кругу, но входа так и не нашел. Однако при этом изнутри раздавались крики и аплодисменты. Тогда я спросил у охранника — что там вообще происходит? Как попасть внутрь? На что охранник на довольно хорошем английском сообщил, что внутри там сейчас идет bullfight, и попасть внутрь можно, только купив билет. Тут я и вспомнил женщину, стоявшую на краю площади с плакатом — «запретить корриду». Вот, значит, оно как, а я и не знал, что коррида бывает не только в Испании, но и во Франции тоже!
Была, конечно, идея запустить дрон и заглянуть туда сверху, но там на улицах было столько полиции и охраны, что не рискнул. Равно как и не стал покупать билеты на следующее представление, что обещали в 17 часов.
АКВЕДУК ПОН-ДЮ-ГАР
Когда днем ранее я общался в мессенджере с Сергеем Сергеичем, он спросил меня, собираюсь ли я посетить знаменитый акведук Пон-дю-Гар. Честно говоря, я про него хоть и слышал, но что он будет находиться у меня по пути, как-то совершенно не подумал, а потому в изначальный маршрут не включил. Как и дюну, акведук можно посетить бесплатно, но придется заплатить 9 евро за парковку.
Не перестаю удивляться, как еще две тысячи лет назад римляне умудрялись тянуть водопроводы к городам за десятки километров, полагаясь на одну только гравитацию. Кстати, недавно наткнулся в Youtube на фильм, где рассказывали, что если долина реки оказывалась слишком широкой, и возводить такой мост было бы слишком затратно, то римляне строили сифон — длинную свинцовую трубу, по которой вода сначала опускалась вниз, а потом, благодаря созданному давлению, поднималась с другой стороны. Сообщающиеся сосуды!
Что интересно - народ ходит поверх акведука, пытаясь найти наиболее выгодные виды, однако в итоге оказалось, что самый красивый вид открывается снизу, с пляжа. И ходить никуда не надо :)
А от Нима и акведука было совсем недалеко до Авиньона, но… впечатлений накопилось уже и так выше крыши, и при этом хотелось успеть засветло доехать до следующего ночлега. Так что и во второй раз Авиньон опять пролетел мимо.
ФОНТЕНБЛО
В последний перед вылетом день надо было посмотреть что-то интересное в окрестностях Парижа. И поскольку в Версале я уже был, то остановился на другом загородном дворце французских монархов — Фонтенбло. Ну, красиво конечно, но Рош-Курбон все же пооригинальней.
А уже после Фонтенбло у меня оставалось еще немного времени до самолета и я подумал, а не заскочить ли еще в какой замок? Нашел один и поехал. Правда возникли сомнения, а может не надо? А может приехать в аэропорт пораньше, чтобы в кои-то веки не торопиться? До замка уже оставалось километров 15, а я все думал. И тут вдруг на навигаторе промелькнул аэродром вблизи этого замка. Это ж я приеду, а дрон возьмет, да и не взлетит? И я решительно перенастроил навигатор на аэропорт Орли. И правильно сделал. Потому как перед сдачей машину надо заправить, а навигатор привел меня вместо заправки в какой-то трамвайный парк. А до другой заправки пришлось ехать 6 км по улицам города, ждать там в очереди, а потом еще и ехать назад. Вот хотелось обойтись без беготни, а опять не получилось. От магазина duty free (это не обсуждается :)) к своему гейту пришлось прямо бежать :)
Ну и в заключение карта маршрута — всего 3314 км.
А на этом пока все :)
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия