Чем меня удивил город, так это жарой в +27 (а я положила с собой перчатки и тёплые носочки)! И тем, что он весь в лестницах. А какой чудесный запах! Пахнет тундрой и чем-то ещё очень приятным. Ещё я решила, что пройти пешком с чемоданом на колёсиках пару километров — это не проблема. Так я узнала, что Мурманск многоярусный, а подниматься с чемоданом по лестницам — всё-таки проблема.
2
3
Здание общежития железнодорожников (построено в 1955)
3
Дом по соседству
На следующий день пошла гулять в сторону Алёши, что стоит на сопке на Зелёном мысе. Прошла мимо Мемориального комплекса в память о погибших в мирное время моряках. Рядом с маяком установлена рубка атомной подводной лодки «Курск», ставшая памятником морякам-подводникам, погибшим в мирное время. Поднялась через Мемориальный комплекс стойкости и мужеству мурманчан в годы Великой Отечественной войны и обходя загорающих людей продолжила свой путь к Алёше.
4
В память о погибших в мирное время моряках
Алёша — это народное имя памятника, что является частью Мемориала «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны». Высота монумента, открытого в 1974 году, 42 метра. Статуя Алёши — одна из высочайших в нашей стране. А самому Мурманску 6 мая 1985 года присвоено звание Города-героя.
1 из 3
2
Алёша
Природа потрясающая! Карликовые берёзы, мшатники и горы. И открывается чудесный вид на город. Он вроде бы и такой однородно-серый, и в то же время такой уютный. И эта набережная-порт навевает на меня что-то родное и давно утерянное.
1 из 5
4
Вернулась домой, а после поехала на противоположный берег реки Тулома в Абрам-Мыс. Оттуда тоже открывается хороший вид на город. И с погодой очень повезло. На обратном пути стала искать автомобиль в аренду, в планах поехать в Териберку.
2
Мурманск со стороны Абрам-Мыса
5
Териберка
Первый раз в жизни взяла машину напрокат. Было волнительно ровно до того момента, как завела и поехала. Выехала в обед, потому что «а куда я опаздываю?» Одной ездить здорово! А, когда увидела поле с ветряками, то просто вылетела из машины, прыгала и кричала от восторга! Правда комары и оводы быстро загнали меня назад. Про эти ветряки мне потом рассказывали местные, что они были установлены по заказу от Финляндии, поскольку на их территории ветряки мешали оленям. А потом 2022, и не знаю, чьи эти ветряки сейчас. Главное, их оленям хорошо теперь (надеюсь).
1 из 4
3
Чем ближе к морю, тем больше менялись пейзажи. Растительности всё меньше, всё больше ягеля и болот. По пути остановилась ещё у каменного города, где много-много башенок из камней. Заехала на Териберский фьорд. Первый (надеюсь, не единственный) фьорд в моей копилочке.
1 из 7
4
Житель каменного города
Так как приехала ближе к вечеру, море уже нанесло облаков и было пасмурно, что придавало атмосферы. Первой точкой было кладбище кораблей, киношное, конечно, место.
1 из 8
3
После поела с видом на Баренцево море. Погуляла по пляжу с драконьими яйцами, дошла до Батарейского водопада, откуда открывался вид на бухту. Помочила ноги в море. Покачалась на качели на берегу. Посмотрела на скелет кита из «Лефиафана». Прошла мимо всяких заброшек. Заглянула в заброшенную школу. Накормила комаров. Поехала до Конца всех дорог — место, где дорога просто обрывается, а дальше всё, скала.
1 из 8
4
1 из 5
2
Пленэр
1 из 11
3
Скульптурная композиция "Киты"
1 из 11
2
Школа
Машину пришлось оставить, шла пешком. Иду такая вдоль моря среди гор, фотаю по пути всякое, а конца этой дороги всё нет и нет, вокруг ни души, только стадо комаров со мной. И время около 22 часов уже. И, когда почти дошла, подъехали квадроциклисты. Назвали меня отчаянной, потому что вокруг медведи (моё лицо в этот момент.). Забрали меня с собой, завезли в ещё одну локацию и прокатили с ветерком до машины. Мчали среди гор, рядом море, волны и полярный день!
1 из 11
3
4
Напоследок выпила чаю с пирожком рядом с байкерами, у них там какой-то слёт намечался. Термос под чай мне, кстати, дал хозяин машины, душевный человек! И, вот, в 23 часа, сытая и довольная, попрощалась с морем и поехала в сторону дома. Гравийку проехала с ветерком. Как только заехала на асфальт, на дорогу опустился туман, ехала по приборам. И не увидела больше ветряки (а я рассчитывала!). В Мурманск вернулась в половину второго ночи, освещаемая лучами полярного солнца.
2
1 из 3
4
Туманная дорога
2
Добро пожаловать!
Праздные шатания
На третий день прокатилась по городу. Очень приятно было увидеть на морском красном судне надпись «Енисей».
1 из 3
3
Сдала машину, позагорала там же, пообедала с хозяином машины и компанией, душевные люди! Сказали, что у них не так и холодно зимой, не ниже -25. Морозов за -30 они не знают (в отличие от нас). Меня свозили на местный карьер, где начался дождь.
1 из 2
6
Старый карьер
А потом довезли до дома, где я немного поснимала окрестности.
1 из 2
3
На четвёртый день опять много гуляла. Дошла до местечка Бараний лоб, спустилась к озеру Семёновское, вокруг которого размещён культурно-парковый комплекс им. О. П. Найдёнова. Рядом с озером на лавочке сидит кот Семён. По легенде кот Семён потерялся в Москве и вернулся в родной Мурманск, пройдя 2000 км.
1 из 8
1
Городские дебри
1 из 3
4
Кот Семён
После я доехала в сторону Кольского залива (река Тулома) и забрела в какие-то дебри в районе Кольского моста. Прогулялась по заброшкам и домой.
1 из 5
3
Кольский мост
Легенда
На пятый день запланировала экскурсию на первый в мире атомный ледоход «Ленин». Для его сборки работало более 500 предприятий страны. И, вот, 3 декабря 1959 года флаг Советского Союза украсил ледокол, с тех пор в этот день отмечают День атомного ледокольного флота (в этом году уже 65 лет!). Главное его преимущество перед дизельными судами — это автономность; ледокол был рассчитан на то, чтобы проводить до восьми месяцев в море (по факту, бывало и дольше), ведь за сутки работы ледокол тратил всего 45 граммов ядерного топлива.
1 из 4
1
Центральный сквер
4
Легенда!
1 из 5
4
"Мы пришли сегодня в порт.."
Пришлось немного подождать начала следующей экскурсии, желающих было очень много. И, вот, я на борту и как будто прикоснулась к истории! Прошли в кают-компанию, в каюту капитана, поднялись на мостик. Сколько же там приборов! Сколько же знаний нужно иметь, чтобы управлять таким гигантом. А сколько умов было задействовано, чтобы его создать!
1 из 12
1
Кают-компания командного состава
Спустились в машинное отделение. Нам даже включили генератор, чтобы мы прониклись, как громко он работает. На ледоколе также был небольшой медицинский центр с полноценной операционной, стоматкабинетом и передовыми оборудованием для диагностики. Здесь оказывали помощь не только членам экипажа, но и морякам других судов, а также доставляли штатным вертолётом жителей северных поселений. Кстати, принцип действия ледокола не в том, что он режет лёд, а в том, что он на лёд наваливается сверху и ломает его. Для особо прочного льда предусмотрены системы балластных цистерн. Когда из цистерны одного борта перекачивали воду в цистерну другого, судно начинало раскачиваться. Тем самым борта ломали и раздвигали лед. В носу и в корме установлена такая же система.
1 из 4
1
Турбогенератор
Заключительное
На шестой день лил дождь, а я пошла гулять на гору Горелая. Промокла насквозь! Замёрзла. Намочила объективы. И город не видно. Даже немного расстроилась, но ненадолго.
1 из 5
2
Непогода
На седьмой, заключительный, день сушила с утра ветровку тепловентилятором, гладила джинсы, водолазку и носки, потому что всё сырое. Я опять гуляла по Горелой, погода улучшилась, город стало видно получше.
1 из 12
2
4
Я стараюсь не ездить никуда без вышивки. Из Мурманска я «привезла» этот славный маяк. Сейчас он висит у меня на работе над столом. Иногда смотрю на него и диву даюсь, до чего хорош! И вспоминаю город с потрясающим запахом.