Июнь 2024 (Москва — приключения — Москва) — часть 1
Мы сгоняли в июне 2024 года по крутому и длинному маршруту: Москва — Волгоград — Волжский — оз. Эльтон — оз. Баскунчак — Ахтубинск — Астрахань — Махачкала — Дербент — Дубки — Грозный — Владикавказ — Нальчик — Элиста — Москва)
Часть 1: Москва-Волгоград
Девиз: «Росавтодор — 20 лет на службе Сатане»
В целом, чего рассказывать, трасса как трасса. От МКАД, до въездного знака «Волгоград», он, кстати, на 9 мая меняется на «Сталинград» — 940 км. Проезжаем мимо таких крупных городов как: Михайлов, Тамбов, Борисоглебск. Ну и сам Волгоград. Дорога нормальная, в большинстве своём двухполосная. Заправок предостаточно, всяких разных, мы стараемся заправляться на ЛУКойле.
1
Въехали в Волгоград уже почти на закате, заселились спокойненько и пошли кушать местную достопримечательность: «Котлета по-Волгоградски». Это котлета по-Киевски, только по-Волгоградски))) Такой «фастфуд» продаётся на каждом углу, и это круто)
1
На самом деле, каждая наша поездка — это гастрономические испытания, если честно)) Нет, Марина заслужила новое звание — «Властелин еды», каждый раз она находит фантастически крутые места, где можно покушать вкусно, недорого и атмосферно. И в этот раз мы помыкались по каким-то а-ля «крутым ресторанам», и в итоге уселись на лавочку в парке лопать котлету с картошкой) Было вкусно и очень «по-Волгоградски»)
Миллиард мошек на кубометр воздуха. Но местные их уже не замечают, а нас они не кусали, видимо мы невкусные)))
Конечно же, был осмотрен Мамаев Курган ночью. Если вдруг окажетесь в Волгограде, то Мамаев курган ночью и днём, это совершенно разные ощущения, впечатления… Очень рекомендуем именно ночью попасть туда. Днём — торжественность, почётный караул, яркость. Ночью — духовность, ощущается ужас войны, и остаёшься один на один со своими мыслями.
2
1
Помимо Мамаева Кургана, мы еще рекомендуем посмотреть:
— Мельница Гергардта (то самое полуразрушенное крипичное здание, которое многие путают с не менее известным «домом Павлова»)
— Сам «дом Павлова», он как раз напротив мельницы, через дорогу. Он был отреставрирован, а со стороны Музея Сталинградской битвы была возведена мемориальная стена, посвящённая подвигу Якова Фёдоровича Павлова и его команды.
— Волгоградский элеватор. Он был выгравирован на немецких медалях «За взятие Сталинграда». По понятным причинам, ни одну медаль так никто и не получил.
— Волгоградский метротрам. Трамвай, который ходит под землёй)))
— Конечно же, набережная Героев. Музей обороны Сталинграда. Там есть ещё одно секретное место, о котором мы рассказывали в нашем ТГ-канале… В общем, место это не так просто найти, но оно, пожалуй, даже гораздо важнее и главнее, чем Мамаев курган. Именно оттуда пришло подкрепление, и Сталинград так и не был взят немцами. Где же оно? И что это такое?
В конце концов, уставшие, но довольные, мы улеглись спать в уютной квартирке!
1
Вот так заканчивается первая часть (Первый день нашей экспедиции)
Второй день! Ура! Едем на оз. Эльтон!
Утром проснулись, попили коф и поехали в Волжский. Это город на другом берегу Волги. Волжский понравился) Такой уютный, светлый, душевный городок)) И там мы нашли одну из достопримечательностей этого города — Мортуарий. Статья о нём выйдет позже, не переключайтесь! В Волжском уже более основательно подкрепились и поехали в сторону озера Эльтон. Очень хотелось на него посмотреть!
Тут вот щас будет важная информация: От Волжского до оз. Эльтон (или посёлка Эльтон) примерно 300 км. Такая петля получается по карте. Другой дороги НЕТ! Последняя приличная заправка по дороге, возле поселка Быково (там ЛУКойл). Больше заправок по дороге не будет! От последней заправки до посёлка Эльтон — 190 км. Так что рассчитывайте свои силы)
В целом дорога очень даже приличная, до поворота на трассу Палласовка — Эльтон. Вот там то мы и поняли, почему немцы не сильно стремились ЗА Волгу… Там просто адский ад, а не дорога. И нет обочины, чтобы ехать по ней. Там заплатка на заплатке. Вас ждёт 73 километра жести! Ада! Смерти, разрушений, тлена и безысходности!)) Ровно до въездного знака «Эльтон».
В самом Эльтоне: (загибаем пальцы) — Кафе НЕТ — Заправок НЕТ — Магазинов (2 штуки) ну ладно, зато почти всё есть для нормальных людей — Растительности нет, населена роботами))) Зато там есть охренительное озеро, на которое мы ездили два раза.
1
И на закате… Нам посоветовали в какую точку надо приехать, чтобы застать и закат крутой, и пресную воду из реки, и солёные воды Эльтона. И походить по соляной корке. Делимся с вами координатами: %F0%9 °F%93%8D49.129944, 46.787352
3
Как же без фоток жены?)))) Никак!)))
Закат на Эльтоне это ваще прям ваще! Прям мы такие сели на стульчики, взяли кто чо: квас, пиво, водичку, орешки, шашлыки и пельмени. И молча смотрели на погружающееся в соль Солнце! А назад нас по степи сопровождали лошади… Огромный табун лошадей, который скакал по степи, поднимая пыль, на фоне огромного огненного Солнца, которое тонуло в солёной пустыне!
1
День третий. Самый интересный)))) Дорога от оз. Эльтон до оз. Баскунчак. На самом деле, проехать по этой дороге я лично мечтал ровно с того самого момента, как узнал, что она есть)) И вот, мечта исполнилась. Но, обо всём по порядку.
Проснулись мы в уютном домике в посёлке Эльтон. Позавтракали. И хозяйка домика, узнав о том, куда мы собрались сказала: «Увидите военных — не останавливайтесь, сваливайте! Через минут 5–10 им надоест за вами гнаться, и они отстанут». При этом, хозяйка кафе, где мы завтракали, сказала: «Увидите военных, ни в коем случае не убегайте. Остановитесь, объясните им кто вы такие, и что вы заблудились, и они вас проводят куда вам надо. У нас ребята добрые.»
В общем, мы решили следовать по второму плану)) Ибо мы
а) не знаем дороги, и можно, убегая, заехать в тупик.
И б) ездить по степи на простреленной насквозь машине как-то не хотелось)))
Итак, в чем «политическая сложность этой дороги»: На картинке ниже отмечен путь, по которому нужно ехать)) Зеленое — правильный путь Красное — НЕправильный путь Синее — границы… Треугольная граница — это Казахстан, прямая — ракетный полигон «Капустин Яр»)))
Самая сложность в том, чтобы не пересечь границу Казахстана, а она там вообще никак не отмечена. А за незаконное пересечение границы, хоть и дружественного, но всё же соседнего государства, можно очутиться на полгодика в казахской тюрьме))) А с другой стороны — граница полигона «Капустин Яр», на котором по вторникам и субботам бывают запуски ракет по учебным целям… Например, по старым заброшенным кошарам. Кошара это такое строение, где пастухи живут практически всё лето, пока пасётся стадо. Мы видели по пути много разрушенных кошар… И да, ехали мы в субботу))
Но, в целом, проблем нет. Кроме той, что в степи не работает навигация, нет связи, интернета и прочих благ цивилизации. Поэтому, мы с помощью нашей хозяйки домика, настроили путь, наставили точек по маршруту и старались от него не отлоняться. Нет, пару раз на развилках степных дорог мы поворачивали не туда, приходилось поднимать Муха, и сверху смотреть куда нам ехать. А в одном месте вообще все колеи кончились, и мы километров 5–7 ехали просто по степи. По траве, по кустам)))
Видели штук 8–10 зайцев. Огромных, отожравшихся зайцев. Парочку сайгаков… И невероятное количество всяких птиц, насекомых и прочих обитателей степей.
2
Дорога по степи в 120 километров, заняла у нас примерно часа 4. После степи мы выехали на трассу Ахтубинск — Баскунчак, и поехали в сторону озера Баскунчак. Про него расскажем отдельно! Не пропустите!
2
Баскунчак.
Вообще, мы хотели очень на Баскунчак. Но он коммерциализирован настолько, что там в пустыне стоят шлагбаумы. Не дай бог кто-то просочится на озеро просто так, бесплатно. Мы пытались проехать на дикий берег, уперлись в шлагбаум на замке. Конечно, Хычин мог бы объехать его, или вообще снести шлагбаум без особых потерь. Но Марина отговорила совершать противоправные действия))) Ну да и ладно. Посмотрели издалека на гору Большое Богдо. Переглянулись, и решили, что она не заслуживает того, чтобы до неё пилить ещё 15 километров.
Развернулись, поехали обратно в сторону посёлка. И в какой-то момент увидели ОТКРЫТЫЙ шлагбаум))) Спокойно проехали. По холмам и грязи добрались в итоге до самого озера. Ну как «озера», до той самой соляной корки. Смотрите фотки))
Точка: 48.203755, 46.827473
В общем там, и походили по корке, и полежали, и пофоткали Марину, и полетали на Мухе))) Оторвались, в общем. Вернулись в поселок, заехали на какой-то пятачок с кемпингом и магазинчиками. Подошел местный, разговорились, зашли к нему в магазин, купили соли, ещё какие-то безделушки. Наклейку Хычину!)) А потом мы спросили, где можно подъехать к воде. Он ответил, что «бесплатно — нигде». В общем, там возят только на ИХ машинах и только за деньги. Мы пожали плечами, улыбнулись, и сказали «Ну и ладно, мы все равно там уже были». Он офигел, и так, потупив взгляд пробормотал, мол «наверное, шлагбаум забыли закрыть…»
Итак, что такое Баскунчак… Это верхушка ОГРОМЕННОЙ соляной горы, которая живёт под землёй. И, в отличие от озера Эльтон, здесь всё ещё продолжается добыча соли. Да, те самые крутые кадры с поездом, который едет по озеру, это именно отсюда. Причем, положение рельс все время меняется. Соль добывают — рельсы перекладывают в другой «угол» озера. Потом в другой, третий, пятый и так далее. На берегу озера действующий завод по переработке соли — Руссоль.
Первое официальное упоминание об этом необычайно красивом природном объекте относится к 1627 году, когда в объёмном географическом труде «Книга Большого чертежа» появилась заметка об озере Баскунчак, как об уголке «где ломают соль чистую, как лёд».
Однако исследования показывают, что ещё с VIII века, соль добываемая в нём, отправлялась в разные страны по Великому Шелковому пути. К этому же времени историки относят появление топонима Баскунчак, который согласно одной версии является производной от тюркских слов «баш» — «голова» и «конак» — «стоянка», то есть «главная стоянка».
Вот такое вот озеро!))
1
1
1
1
Проснулись мы в Ахтубинске. Вышли на улицу… Сели в машину. В 8:00 термометр в машине показывал +47 на улице))) И мы двинулись в сторону Астрахани. Про дорогу: в целом ничего так. Но, опять же, не забывайте, какая у нас машина))) Нам вообще найти плохую дорогу трудно))
По пути заскочили в Сарай-Бату (это чуть дальше Харабали, между Тамбовкой и Селитренным). Сарай-Бату — фрагмент дворца и города выстроенного для съемок фильма Орда и оставленного как туристический объект.
2
2
2
1
Древний город был основан ханом Бату в 1250 году и реконструкция находится в непосредственной близости (7 км) от археологических раскопок которые ведутся на месте города. На Руси хана звали Батый и он был внуком Чингисхана. Идя в поход на европейские земли он основал тут ставку кочевников, которая располагалась на пересечении торговых путей и быстро обросла крепостной стеной и различными строениями. Фото не передают масштаба даже фрагмента, что уж говорить о том, каким был город в реальности если в нем проживало почти 100 000 человек. В столице Золотой Орды был даже водопровод и канализация! В следствии междоусобных войн ханов город был полностью разрушен.
Говорят, что когда искали съемочную площадку для съемок фильма «Орда», команда пришла именно на это место, и решили построить площадку здесь, а потом оказалось, что именно тут и находился настоящий Сарай-Бату. Ну, конечно нет)))) Настоящая столица находилась на несколько километров южнее. Сейчас там ведутся раскопки мавзолеев. И это поистине круто! Мух снял всё это с неба!)))
В Астрахань мы прибыли после обеда, и тут же отправились кушать в ресторан на воде «Поплавок». Очень рекомендуем))) Вполне доступные цены, и при этом очень интересные блюда как-то «Окрошка с воблой», или «Оливье с ней же»)))) А вот про город мнения разделились: Марина в восторге от Астрахани, а я… Ну город и город. Астраханский Кремль очень понравился! Успенский собор впечатляет. Конечно же сделали фоточки)) Зашли в магазины сувениров. Сувенирами оказались рыбы, икра, водоросли. В общем всё, что водится в Волге) И отправились спать в НАСТОЛЬКО спальный район, что я там умудрился познакомиться с местным алкоголиком Кешей)))) Знакомство, кстати, прошло нормально) Поболтали «за жизнь»))
2
Продолжаем наш путь в Дагестан! Впереди 440 километров до Махачкалы. И страна гор…)))))
В общем, выехали на трассу Р-215, и чешем. Астраханская область кончилась, началась Калмыкия. Кстати, дорога очень даже ничего. Границы с Калмыкией нет, ни поста, ничего. Даже нет вывески или дорожного знака, что мы сейчас в Калмыкии. Зато на границе с Дагестаном есть пост.
Вообще посты между кавказскими республиками довольно серьёзные: военизированные, с ОМОНом, с ГАИ, с военными. Неспокойный регион, что уж поделать.
Граница с Дагестаном проходится быстро, видимо видят, что туристы (везут деньги в республику). Проверили паспорта и документы на машину, и мы поехали. Почти уже с 8 утра в дороге, поэтому захотелось перекусить. Мы слышали, что есть такое блюдо «хинкал». Не грузинские хинкали, а хинкал… В общем то тоже тесто с мясом, но в разобранном состоянии) Наш «Властелин еды» Марина нашла шикарную столовку на стоянке дальнобойщиков (координаты: 44.382964, 46.557213) — кафе Салам. В общем, вкуснее хинкала мы так и не нашли во всём Дагестане) Опять наш Властелин Еды подтвердил своё звание!))
2
Итак, как мы помним, мы въехали в «страну гор». Так вот, до ближайшей горы по территории Дагестана нужно ехать ДВЕСТИ ЧЕТЫРНАДЦАТЬ километров!))))) Да, мы тоже знатно поржали на эту тему))
Приехали в Махачкалу уже часов в 5 вечера, заселились в квартиру. Мы ожидали, что квартира будет полностью в нашем распоряжении, и было неожиданностью, что мы будем жить вместе с хозяйкой. Но она оказалась настолько классной, интересной и крутой женщиной, что мы даже обрадовались, что так вышло. Она нас накормила ужином, чуду по домашнему рецепту, напоила чаем и вином, не взяв за это ни копейки…
Заселились, переоделись, и поехали смотреть Махачкалу. Конечно же, захотели начать с Джума-Мечети на проспекте Имама Шамиля. Только припарковались, вышли из машины, и сделали буквально 20 шагов в сторону мечети. Тут же налетели местные со словами: — «Тут нельзя в таком виде!» — «В каком?» — «Вы в шортах!» В общем, пожали плечами и уехали на смотровую, откуда видно всю ночную Махачкалу — 42.950907, 47.482008. Вид на Махачкалу компенсировал вообще всю дорогу, и все мелкие неприятности.
Полюбовались Махачкалой… И поехали спать) Конечно же, перед сном еще часа два проболтали с хозяйкой квартиры.
Если честно, мы уже были в Дагестане, и он совершенно нас не впечатлил. У Дагестана очень крутые маркетологи))) ТАК круто снять достопримечательности, ТАК их описать — это прям уважуха и респект! В эту поездку мы решили дать ему «второй шанс».
1
Выехали из Махачкалы, правда с грустью небольшой, очень не хотелось прощаться с хозяйкой. Тем более, она еще и продала нам 5 бутылок шикарнейшего домашнего вина (про них мы ещё поговорим)))). И покатились мы в сторону Дербента. Там всего около 130 км.
1
Приехали сначала мы к крепости Нарын-Кала, прогулялись по магазинчикам. Купили отличнейшую тарелку ручной работы, остыли под кондиционером, и на выходе из магазина нас перехватил паренёк лет 13-ти, зазвал на экскурсию по старому Дербенту на электромобиле. Очень содержательная и интересная экскурсия. Рекомендуем! Всего 500 рублей с человека, но ваш интеллект пополнится знаниями о Дербенте. Не знаем правда, зачем они вам))
1
1
1
1
После экскурсии и осмотра Нарын-Кала поехали к экраноплану «Лунь». Он стоит на берегу в поселке Арабляр. Монументальное творение советского гения.
>
1
Потом мы созвонились с нашим другом, который служит в Белиджи, и он пригласил нас на пляж с чёрным песком!))) Ну, конечно, песок не совсем черный. Чёрный он только когда мокрый, и вечером. Но всё равно очень круто. Практически «дикое» место, нет туристов (они до туда не доезжают). Искупались, часа два, наверное там протусили. Хычин собрал «лайки» со всего пляжа)))) И поехали кушать.
Делимся еще одним крутым местом для еды: 41.864898, 48.381196 ресторан «Элита». Очень всё вкусно и в общем-то недорого!
А дальше… А дальше я устал ездить)))) Вообще у нас была запланирована ночёвка в горах, но, если честно, уже утомился рулить, и, к тому же у нас дальнейшая часть поездки была на 80% горы и бездор, поэтому мы быстренько нашли новое место для ночевки. Ребята только-только открылись, домики новенькие, прямо на берегу моря, и недорого))) Ловите локацию: 42.026565, 48.330054 (дом отдыха «Райский Берег»… ШИКАРНЫЕ домики, классный сервис, и море в 50 метрах.
Искупались на закате, почти уже ночью даже. И пошли спать))
Адвентисты седьмого дня мы))) В смысле, седьмой день нашего путешествия.
Сегодня нас ждёт путь в 340 км. по горам)) Ехали-ехали и приехали… Захотелось нам посмотреть на аул Гуниб (да-да, тот самый в котором был пленён Имам Шамиль) с точки Айвазовского. Есть известная картина Ивана Айвазовского «аул Гуниб».
2
Ну и есть точка откуда он писал эту картину. Она отмечена на картах, нет никакого секрета, где она находится. 42.376861, 46.979799 — если что, вот она)))
3
Ползли, ползли в гору. Приехали, вышли… Стоим смотрим)))) Переглядываемся, а в глазах один вопрос: «ичо?».
Нет, в очередной раз убедились, что у Дагестана просто очень крутые маркетологи. Поехали обратно.
Заехали на Салтинский водопад. Он тут: 42.390565, 47.066600
А вот тут Дагестан нас поразил! Значит, смотрите)) Туда надо ехать или со своими забродниками. Это сапоги такие по яй… В общем, девушкам по пояс будет)) Или взять в аренду их там, на входе. Всего 100 рублей за пару сапог. Вам выдают одноразовые пакетики (на ноги), и пару сапог высоких. Конечно, можете и босиком/в тапках/в кроссовках/на ковре-самолете, но там холодная вода, а местами глубина выше колена. В общем, вы идёте метров… 150–200 по каньону, по которому бежит горный ручей. И потом приходите к ПОДЗЕМНОМУ ВОДОПАДУ! Пёс-перепёс, водопады сами по себе крутые, а тут ещё и подземный! Оно того очень даже стоит!
2
1
2
1
Выбрались из Салтинской теснины и покатились в Дубки. Это городок такой на берегу чего? Правильно! Самого известного в Дагестане, да и в России каньона — Сулакского. Говорят, он глубже, чем Великий каньон в США. Ну, как в телевизоре… Пусть говорят!))
По пути нам встретилось ещё одно рекордное место — Гимринский автодорожный тоннель. Поистине колоссальное сооружение. Самый длинный автомобильный тоннель в России — 4303 метра. Вот там нас ждало климатическое чудо. Дело в том, что этот тоннель прорублен в горе. И на въезде было на улице +34 и сияло солнце, а на выезде стало +18 и шёл дождь)))) Вот так вот!
А ещё перед тоннелем нас остановили ГАИ, и очень долго проверяли документы. На мой вопрос «Какого?.." они ответили, что останавливают и проверяют все машины с НЕ местными номерами. Очень много угонов, очень много криминальных машин, очень много кто покупает машины в другом регионе и катается без документов, или вообще не ставит машины на учёт. Вот так то))
Остановились посмотреть на Чиркейскую ГЭС, и Чиркейское водохранилище. Все потенциально опасные места там обнесли забором из тросов. При желании, конечно можно перелезть и повторить подвиг Икара, за этим никто не следит.
Приехав в Дубки мы попали в ТАКОЙ силы ливень с градом, что все машины тут же спрятались под деревья. Реально, за несколько минут все дороги превратились в реки вперемешку с градом. Минут 30 или 40 невозможно было выйти из машины даже. Не справлялись даже дворники. Но, дождь кончился и мы заселились в частный домик… Где на нас тут же напал зверь — маленький котёнок)))) Но, так как сил у нас отбиваться не было, мы были вылизаны и погрызены. Вероломно и бессовестно)) За что котёнок получил банку тушёнки))