Первый раз мы хотели поехать в Грецию на полуостров Халкидики. Это решение было спонтанным, времени ждать оформления виз не было и мы уехалив Тунис. О чём ни капельки не подалели.
Когда заранее стал готовиться, то мне нсастойчиво рекомендовали Крит, но вот только я хотел на Корфу или на Родос. Победил Родос, не в последню очередь этому способствовало желание увидеть знаменитый замок Великих Магистров.
Помио острова Родос мы совершили однодневную поездку на остров Сими. В процессе осмотра достопримечательностей обратил внимание на обилие различных мозаик. Правда в первый вечер повстречались мозаики на современную тему — гербами островов, входящих в архипелаг Додеканес.
Но привычка смотреть не только по сторонам, но и под ноги укрепилась в создании.
Возле памятника в бухте Мандраки одному из древнегреческих мудрецов увидели, выложенную вокруг памятника мозаику.
Помимо узоров были изображения цветка
и символа острова — оленя.
Несущийся олень встретился буквально через несколько шагов уже на клумбе.
Это было не случайно.
Хотя искусство мозаики зародилось ещё в Древнем Шумере, подлинный расцвет в развитии мозаики наступил в Древней Греции. Крупный скачок в развитии искусства мозаики в Древней Греции произошел во время правления Александра Македонского. Если до этого периода она была чаще востребована на территории материковой Греции, то в эпоху эллинизма стала распространяться на территорию Эгейского моря и в Малой Азии. Так мозаика добралась до островов Додеканес.
Остров Родос — главный остров архипелага. Песка и гальки на его берегах хватает в изобилии.
Древнегреческие методы в основном вращались вокруг использования гальки, за исключением использования таких материалов, как витражи.
Этот метод гальки вскоре приобрел большую форму с изобретением и широким использованием техники тессеры, которая еще больше развилась в эллинистическую эпоху древнегреческой истории и в Римскую империю. К VIII веку до нашей эры относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, позднее составившей один из этапов в развитии мозаичной техники в архаической и классической Греции, пренебрежительно называемой римлянами «варварской» (opus barbaricum). Галька стала огромным подспорьем в работе древнегреческих мастеров, гальку можно было найти на морских берегах, не нужно было далеко ходить.
Хотя сначала галька использовалась и для других целей.
В старом городе улица Иппотон полностью замощена галькой
, да и в других местах Старого города является одним из главных покрытий.
Вот котик в одном из закутков Старого города отдыхает на галечном покрытии, прада более причесанном.
Тессеры древнегреческой мозаики различались по размеру. Средняя тессера инкрустированных узоров будет иметь размер примерно 1 сантиметр. От размеров и разнообразия оттенков тессер зависит сложность мозаичной композиции, её детализация и тоновая проработка.
В городе Родос мне посчастливилось увидеть несколько галечных мозаик. Понятно, что это сделано современными мастерами, но тем не менее традиции продолжают жить. Интерсеная мозаика во дворе мусульманской библиотеки.
Древние греки постепенно модернизировали мозаичное искусство, впервые применив более мелкие элементы, а также введя последовательное использование геометрической симметрии.
Вот так выглядит двор Замка Великих Магистров в Родосе.
Мозаики усложнялись.
В самом дворце напольных мозаик множество.
Часть из них огорожена для большей сохранности.
Интересное сочетание знаменитой скульптуры и мозаики.
Мозаика встретилась мне и в других местах Старого города Родоса.
Много мозаичных полов встретилось мне в храмах и часовнях, в том числе из гальки:
«Санта-Мария» — главный католический храм Родоса,
с изумительными мозаиками внутри
Много храмов и мозаик около них и внутри помещений мы увидели во время однодневной поездки вокруг острова Родос.
Часовня Святой Цамбики,
до которой пришлось подниматься по 310 ступеням вверх,
Монастырь с чудотворной иконой Цамбики, дарующей материнство,
с мозаиками, которые не слишком попали в объектив моего фотоаппарата,
Храм святого целителя Пантелеймона в Сиане,
Церковь святого Нектария, где мы были очень мало.
Даже в заброшенной Даче Муссолини напольные мозаики сохранились.
В старинной церкви, построенной любовью и печалью скорбящего отца,
Когда мы приехали на остров Сими, то главном городе острова зашли во двор церкви,
Здесь мы увидели двухглавого орла.
На оратном пути по пути к острову Родос паром завёз нас в монастырь Панормитис.
Его внутренний двор также порадовал на интересной мозаикой.
Вот такой своеобразный привет из Древней Греции был передан нам на островах Родос и Сими, хотя мозаики созданы гораздо позже.