Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 9:22
Снова в строю:)

Прогулки по Неаполю: Базилика Сан-Доменико-Маджоре. Капелла-музей Сан-Северо.

Неаполь — Италия Январь 2023
4 17

Гуляя по СпаккаНаполи и проходя мимо площади Сан-Доменико-Маджоре, мы отметили, что там стОит подзадержаться, поскольку на ней или в непосредственной близости расположены два интереснейших (прежде всего, с художественной точки зрения) объекта: одноименная базилика и капелла музей Сан-Северо.

1
Слева - храм Сан-Доменико-Маджоре, «притворившийся замком» (ну ведь совсем на собор не похож!). В центре этой площади стоит обелиск 17-го века, воздвигнутый монахами-доминиканцами в честь окончания очередной эпидемии. На его вершине - фигура св. Доминика.
Слева - храм Сан-Доменико-Маджоре, «притворившийся замком» (ну ведь совсем на собор не похож!). В центре этой площади стоит обелиск 17-го века, воздвигнутый монахами-доминиканцами в честь окончания очередной эпидемии. На его вершине - фигура св. Доминика.

Базилика Сан-Доменико-Маджоре тесно связана не только со св. Домиником, но и с несколькими другими громкими именами. Наряду с королями арагонской династии (которые в этом храме захоронены), назовем также св. Фому Аквинского (его монастырскую келью и часовню можно посетить) и таких художников как Рафаэль, Караваджо и Пьетро Кавалини (чьи работы в этой церкви находятся или были созданы для нее). Но обо всем по порядку.

2
Пьяцца Сан-Доменико-Маджоре окружена бывшими палаццо, в одном из которых (на фото - слева, желтого цвета) мы снимали квартиру. О «дворцовом» прошлом нашего «палаццо» догадаться было практически невозможно (поэтому ставлю кавычки): здание многократно перестраивали, сейчас это многоквартирный дом.
Пьяцца Сан-Доменико-Маджоре окружена бывшими палаццо, в одном из которых (на фото - слева, желтого цвета) мы снимали квартиру. О «дворцовом» прошлом нашего «палаццо» догадаться было практически невозможно (поэтому ставлю кавычки): здание многократно перестраивали, сейчас это многоквартирный дом.

То, что видно с площади, является задней частью храма, где расположена алтарная абсида. К ней слева примыкает монументальная лестница.

1 из 2
Лестница ведет к одному из входов в храм.

А главный фасад, и соответственно, главный вход в Сан-Доменико-Маджоре находятся со стороны одноимённого переулка.

2
Главный вход в храм. С правой стороны фасада - колокольня 18-го века, а рядом с ней - вход в монастырь Сан-Доменико.
Главный вход в храм. С правой стороны фасада - колокольня 18-го века, а рядом с ней - вход в монастырь Сан-Доменико.

Церковь Сан-Доменико-Маджоре построена в 1283–1324 годах, основные работы осуществлены при короле Карле II Хромом. Впоследствии ее многократно перестраивали, поэтому чистоту стиля искать здесь бесполезно. Тем не менее, обычно пишут, что этот храм — «типичный образец готико-анжуйской архитектуры». Изначально церковь действительно была возведена в соответствии с классическими канонами готики, с тремя нефами, боковыми часовнями, большим трансептом и многоугольной абсидой.

3
Внутреннее трехнефное пространство церкви с готическими сводами и арками огромно (76×33×26,5 м).
Внутреннее трехнефное пространство церкви с готическими сводами и арками огромно (76×33×26,5 м).

Наибольшие изменения произошли в 17-18-м веках, когда храм был перестроен в соответствии с господствовавшей в то время барочной стилистикой.

1
Оригинальный балочный потолок был заменен в 1670 году кессонным с позолотой потолком в стиле барокко. Пол - работа Доменико Антонио Ваккаро, который выполнил его с нуля в 1732 году.
Оригинальный балочный потолок был заменен в 1670 году кессонным с позолотой потолком в стиле барокко. Пол - работа Доменико Антонио Ваккаро, который выполнил его с нуля в 1732 году.

Здание сильно пострадало во время бомбардировки «союзников» в 1943 г., что привело к необходимости новой реставрации в 1953, а затем и в 1991 годах. Тогда же в одной из часовен обнаружили фрески Пьетро Каваллини (о них — ниже).

1
Алтарь датируется 17-м веком. В него тогда поместили полотно Мадонна с младенцем и святым Фомой Аквинским работы Луки Джордано, но в 1975 году оно было украдено.
Алтарь датируется 17-м веком. В него тогда поместили полотно "Мадонна с младенцем и святым Фомой Аквинским" работы Луки Джордано, но в 1975 году оно было украдено.

1 из 2
Алтарь базилики отделан разноцветным мрамором.

В 1921 году церковь возвели в ранг малой базилики. Сегодня в ней двадцать семь часовен, и все они принадлежат знатнейшим семействам Неаполя. Некоторые из них имеют особую художественную ценность.

1
План базилики. Номера помещений, о которых ниже идет речь, обведены кружком.
План базилики. Номера помещений, о которых ниже идет речь, обведены кружком.

Среди наиболее примечательных часовен базилики — так называемая капелла Бранкаччо (кардинала в 1294–1312), с фресками легендарного Пьетро Каваллини, выполненными по заказу кардинала в 1308—1309 гг. Фактически это единственная часовня в церкви, в которой сохранился цикл фресок, относящихся к анжуйскому периоду, то есть к периоду строительства религиозного комплекса.

3
Капелла Бранкаччо, которая также называется «часовней фресок». Она закрыта решеткой, что сильно затрудняет фотосъемку.
Капелла Бранкаччо, которая также называется «часовней фресок». Она закрыта решеткой, что сильно затрудняет фотосъемку.

Творческое наследие Пьетро Каваллини нельзя назвать многочисленным, но оно занимает важное место в истории итальянского искусства. Считается, что это он, наряду с Джотто, в значительной степени определил магистральное направление в дальнейшем развитии итальянского искусства при переходе от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. И значительная часть работ Каваллини находится в Неаполе, в этом храме, а также в музейном комплексе Доннареджина.

В часовне Бранкаччи изображены одиннадцать сцен — на трех уровнях каждой из трех стен часовни.

1
Схема расположения фресок Каваллини в капелле Бранкаччо: 1-2 . Сцены из жизни св. Иоанна Богослова; 3. Распятие Христа; 4-5. Пророки; 6-9. Истории жизни св. Андрея; 10-11. Истории из жизни Марии Магдалины; 12. Уничтоженная фреска.
Схема расположения фресок Каваллини в капелле Бранкаччо: 1-2 . Сцены из жизни св. Иоанна Богослова; 3. Распятие Христа; 4-5. Пророки; 6-9. Истории жизни св. Андрея; 10-11. Истории из жизни Марии Магдалины; 12. Уничтоженная фреска.

2
Левая и передняя стены капеллы.
Левая и передняя стены капеллы.

1
На левой стене изображены Распятие Христа и выше - две сцены из жизни св. Иоанна Богослова.
На левой стене изображены Распятие Христа и выше - две сцены из жизни св. Иоанна Богослова.

2
Левая стена: Распятие Христа. Фото из сети. Эта сцена у Каваллини отличается от классической иконографии: здесь, помимо Богородицы и св. Иоанна, изображены доминиканские святые (видимо, по запросу заказчика фрески): сам св. Доминик (слева) и св. Пётр Мученик (справа).
Левая стена: Распятие Христа. Фото из сети. Эта сцена у Каваллини отличается от классической иконографии: здесь, помимо Богородицы и св. Иоанна, изображены доминиканские святые (видимо, по запросу заказчика фрески): сам св. Доминик (слева) и св. Пётр Мученик (справа).

1
Прогулки по Неаполю: Базилика Сан-Доменико-Маджоре. Капелла-музей Сан-Северо.

1
Левая стена: две сцены из жизни св. Иоанна Богослова.
Левая стена: две сцены из жизни св. Иоанна Богослова.

1
Левая стена: Мученичество св. Иоанна Богослова. Святой Иоанн мог трижды погибнуть, но Господь все три раза его спас. Один раз при отравлении ядом, другой раз при попытке сварить его живьем в котле (на фреске выше) ...
Левая стена: Мученичество св. Иоанна Богослова. Святой Иоанн мог трижды погибнуть, но Господь все три раза его спас. Один раз при отравлении ядом, другой раз при попытке сварить его живьем в котле (на фреске выше) ...

2
... и один раз при кораблекрушении. Поистине, Бог любил и берег своего любимого ученика.
... и один раз при кораблекрушении. Поистине, Бог любил и берег своего любимого ученика.

Передняя стена капеллы в основном посвящена историям жизни св. Андрея.

2
Верхняя часть передней стены: вверху - пророки; в нижнем ряду слева - призвание святых Петра и Андрея; справа - св. Андрей перед проконсулом Эгеатом, приказавшим его распять.
Верхняя часть передней стены: вверху - пророки; в нижнем ряду слева - призвание святых Петра и Андрея; справа - св. Андрей перед проконсулом Эгеатом, приказавшим его распять.

1
Передняя стена: призвание святых Петра и Андрея. Тема взята из Евангелия от Матфея (4:19), описывающего момент, когда Христос призвал двух братьев-рыбаков быть его учениками:Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков. Они немедленно оставили свои сети и последовали за ним.
Передняя стена: призвание святых Петра и Андрея. Тема взята из Евангелия от Матфея (4:19), описывающего момент, когда Христос призвал двух братьев-рыбаков быть его учениками:"Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков". Они немедленно оставили свои сети и последовали за ним.

1
Нижняя часть передней стены: слева - посмертное чудо св. Андрея, справа - распятие св. Андрея.
Нижняя часть передней стены: слева - посмертное чудо св. Андрея, справа - распятие св. Андрея.

1
Передняя стена: посмертное чудо св. Андрея. Затрудняюсь сказать, какое именно из чудес имеется в виду, но наверняка что-то связанное с воскрешением из мёртвых.
Передняя стена: посмертное чудо св. Андрея. Затрудняюсь сказать, какое именно из чудес имеется в виду, но наверняка что-то связанное с воскрешением из мёртвых.

3
Передняя стена: распятие св. Андрея. Обращает на себя внимание, что крест, на котором распят святой Андрей - не косой, как его обычно принято изображать. Слева - дьявол забирает душу умирающего проконсула Эгеата, приказавшего распять апостола.
Передняя стена: распятие св. Андрея. Обращает на себя внимание, что крест, на котором распят святой Андрей - не косой, как его обычно принято изображать. Слева - дьявол забирает душу умирающего проконсула Эгеата, приказавшего распять апостола.

На правой стене истории из жизни Марии Магдалины размещены на двух панелях. Самая нижняя фреска на правой стене «Ужин в доме Леви» была разрушена надгробным памятником семьи Бранкаччо.

1
Правая стена: вверху - Мария Магдалина в пещере Сент-Бом. Внизу - Noli me tangere («Не прикасайся ко Мне»). Это евангельский сюжет, описывающий первое после Воскресения явление Христа Марии Магдалине.
Правая стена: вверху - Мария Магдалина в пещере Сент-Бом. Внизу - Noli me tangere («Не прикасайся ко Мне»). Это евангельский сюжет, описывающий первое после Воскресения явление Христа Марии Магдалине.

1
Правая стена: Мария Магдалина в пещере Сент-Бом, куда раскаявшаяся Магдалина удалилась, чтобы жить в одиночестве. Ее длинные волосы скрывают ее наготу.
Правая стена: Мария Магдалина в пещере Сент-Бом, куда раскаявшаяся Магдалина удалилась, чтобы жить в одиночестве. Ее длинные волосы скрывают ее наготу.

Выделим еще несколько часовен в этой базилике, связанных с громкими именами. Например, большую боковую капеллу Распятия, соединенную с правым нефом. Она — одна из самых больших в базилике, и внутри нее есть еще две часовни. В этой капелле находились некоторые важные произведения, которые по тем или иным причинам позже были перемещены оттуда. Так, «Мадонна с рыбами» Рафаэля теперь экспонируется в музее Прадо в Мадриде. А панель с Распятием 13-го века (здесь замененная фоторепродукцией) теперь можно увидеть в келье св. Фомы Аквинского (об этом — ниже).

2
Капелла Распятия.
Капелла Распятия.

1
Мадонна с рыбой. Рафаэль написал ее в 1513-14 гг. для капеллы Св. Розалии (внутренняя часть капеллы Распятия). Сейчас это полотно - в музее Прадо в Мадриде. Фото из сети.
Мадонна с рыбой. Рафаэль написал ее в 1513-14 гг. для капеллы Св. Розалии (внутренняя часть капеллы Распятия). Сейчас это полотно - в музее Прадо в Мадриде. Фото из сети.

2
Часовня дяди Андреа (названа так в честь полюбившегося прихожанам доминиканского монаха). Здесь в 17-м веке висело полотно Караваджо «Бичевание Христа» (1607). Теперь оно обитает в неапольском музее Каподимонте.
Часовня дяди Андреа (названа так в честь полюбившегося прихожанам доминиканского монаха). Здесь в 17-м веке висело полотно Караваджо «Бичевание Христа» (1607). Теперь оно обитает в неапольском музее Каподимонте.

1
Караваджо. «Бичевание Христа» (1607). Фото из сети. Раньше полотно висело в Сан-Доминико-Маджоре, сейчас - в музее Каподимонте.
Караваджо. «Бичевание Христа» (1607). Фото из сети. Раньше полотно висело в Сан-Доминико-Маджоре, сейчас - в музее Каподимонте.

1 из 2
Часовня Св. Иоанна Крестителя со скульптурой авторства неаполитанского мастера Джироламо Д'Ауриа.

А мы теперь направимся в ризницу Сан-Доменико-Маджоре, которая расположилась справа от главного алтаря базилики. Вход туда платный, но оно того стоит. Это большое прямоугольное помещение, оформленное в барочных традициях в 18-м веке.

2
 Барочный интерьер ризницы. Мраморный пол и мебель - 18-го века.
Барочный интерьер ризницы. Мраморный пол и мебель - 18-го века.

1
Своды ризницы с фреской Франческо Солимены «Триумф веры доминиканцев над ересью» (1709).
Своды ризницы с фреской Франческо Солимены «Триумф веры доминиканцев над ересью» (1709).

Но самое интересное в этой ризнице — то, что в ней покоятся останки 45 членов арагонской королевской династии и приближенной к ним знати. И что еще удивительнее — гробы с забальзамированными останками помещены не в подполе, как это обычно делается в церквях, а все они расположены на балконе по периметру ризницы.

2
Гробы, обитые материалами ярких цветов, на балконе ризницы.
Гробы, обитые материалами ярких цветов, на балконе ризницы.

1
Четыре гроба стоят особняком, имеют белую обивку и на каждом висит портрет.
Четыре гроба стоят особняком, имеют белую обивку и на каждом висит портрет.

2
В этих гробах между небом и землей почивают три короля и одна королева из Арагонской династии в Неаполе: Альфонс V Великодушный (основатель династии), Фердинанды I и II Арагонские, жена (и одновременно тетка) Фердинанда II королева Джованна Арагонская. Правда, останки Альфонса V в 1666 году были перенесены в Испанию, в монастырь Поблет. Тем не менее, саркофаг с именем Альфонса V сохранился и в этом храме.
В этих гробах "между небом и землей" почивают три короля и одна королева из Арагонской династии в Неаполе: Альфонс V Великодушный (основатель династии), Фердинанды I и II Арагонские, жена (и одновременно тетка) Фердинанда II королева Джованна Арагонская. Правда, останки Альфонса V в 1666 году были перенесены в Испанию, в монастырь Поблет. Тем не менее, саркофаг с именем Альфонса V сохранился и в этом храме.

Эта серия мумий уникальна для Италии не только своей древностью и превосходной сохранностью тел, но и тем, что они являются значимыми историческими фигурами. В настоящее время в Европе известна только одна серия мумий этого типа — в Вене, в склепе капуцинской церкви, где покоятся многочисленные тела императоров и принцев Габсбургов.

Из ризницы есть выход в сокровищницу церкви, где хранятся и экспонируются украшения из золота и серебра, дорогие облачения неаполитанской знати и доминиканских епископов и т. п., которые ныне используются в торжественных случаях и праздничных культовых процессиях. Мы там побывали, но снимки куда-то затерялись.

Базилика Сан-Доминико-Маджоре является частью бывшего (и более старого, чем церковь) доминиканского монастырского комплекса. На его территории в 13-16-м веках находился Неаполитанский университет, где в 1239–1244 годах учился и принял решение стать доминиканцем Фома Аквинский, известный итальянский богослов и философ. В 1272–73 годах он преподавал там теологию. Знаменитыми выпускниками этого университета были также Джордано Бруно и Томмазо Кампанелла.

1
Портрет Фомы Аквинского. Художник - Франческо Солимена. 18-й век. Святой изображен с солнцем на груди (символ эрудиции), книгой и пером, а также с голубем вдохновения. Фома Аквинский был канонизирован католической церковью в 1323 году как святой, а в 1879 году его учение - томизм (от Thomas, английского варианта его имени) — признали официальной философской доктриной католицизма.
Портрет Фомы Аквинского. Художник - Франческо Солимена. 18-й век. Святой изображен с солнцем на груди (символ эрудиции), книгой и пером, а также с "голубем вдохновения". Фома Аквинский был канонизирован католической церковью в 1323 году как святой, а в 1879 году его учение - томизм (от Thomas, английского варианта его имени) — признали официальной философской доктриной католицизма.

Сейчас в монастыре организован небольшой мемориал, посвященный Фоме Аквинскому. Он размещен в двух небольших комнатах, в которых будущий святой жил своей монашеской жизнью и занимался с учениками. После смерти Фомы одна из этих комнат была преобразована в часовню.

Над алтарем часовни находится оригинальная картина 13-го века c Распятием Христа. Та самая, перед которой молился св. Фома и с которой, по легенде, Христос говорил с ним.

1 из 2
Часовня Фомы Аквинского со знаменитым изображением Распятия. Раньше эта картина висела в капелле Распятия в храме Сан-Доминико-Маджоре.

3
Легенда утверждает, что во время молитвы перед этой иконой Фома услышал Голос: Фома, ты правильно писал обо мне. Какой награды ты желаешь?, и нерастерявшийся Фома скромно ответил: Мне не нужно никого, кроме Тебя.
Легенда утверждает, что во время молитвы перед этой иконой Фома услышал Голос: "Фома, ты правильно писал обо мне. Какой награды ты желаешь?", и нерастерявшийся Фома скромно ответил: "Мне не нужно никого, кроме Тебя".

Фома Аквинский считается также одним из основоположников испанской инквизиции. В частности, известно следующее его изречение: «Смерть является справедливым наказанием, которое светская власть накладывает на фальшивомонетчика. Следовательно, смерть должна быть справедливым возмездием и для еретика, чьё преступление значительно серьёзнее, ибо жизнь души гораздо важнее, чем жизнь телесная.»

Совсем рядом с площадью Сан-Доменико-Маджоре, в совершенно невзрачном переулке, находится небольшой музей — Капелла Сан-Северо — который, если есть время, надо обязательно посетить.

Эта капелла в конце 16-го века создавалась как усыпальница знатного семейства семьи Сангро, обладавшего титулом князей Сан-Северо. Нынешний свой вид продуманного до мелочей художественного объекта капелла приобрела в 18-м веке, под руководством Раймондо де Сангро — седьмого князя Сан-Северо. После его смерти захоронений в капелле больше не было, и теперь это музей.

3
Капелла Сан-Северо. Фото из сети. Это однонефный храм-усыпальница в стиле барокко, с множеством надгробий, статуй и росписей. Говорят, что там много масонских знаков, но нас эта тема совсем не интересовала.
Капелла Сан-Северо. Фото из сети. Это однонефный храм-усыпальница в стиле барокко, с множеством надгробий, статуй и росписей. Говорят, что там много масонских знаков, но нас эта тема совсем не интересовала.

Об этой капелле у нас осталось два сильных воспоминания. Во-первых, как об объекте, о котором у нас не осталось ни одной фотографии: ни косой, ни кривой, ни сделанной «от бедра». И не потому, что мы их нечаянно стерли, а потому, что не было никакой возможности их сделать. Три надзирателя, не отрывая глаз, следили за туристами. Возможно, нам просто не повезло, и нам досталась «свежая» смена надсмотрщиков, которые еще не успели устать от собственной бдительности. Особенно запомнилась одна тетенька, которая при малейшем нашем движении (которое, как ей казалось, может завершиться фотосъемкой) неотрывно смотрела таким взгядом, что даже мысли о нарушении правила улетучивались…

Музейные запреты на фотографирование, смысл которых так и не разгадан, — тема старая. Тем не менее, интернет полон снимков хорошего качества, сделанных в этой капелле, и мы воспользуемся несколькими из них, иллюстрируя то, что хочется рассказать.

1
Капелла Сан-Северо. Фото из сети.
Капелла Сан-Северо. Фото из сети.

Самое главное воспоминание о капелле Сан-Северо — это, конечно, три скульптурных шедевра 18-го века, которые там можно увидеть. Два из них были заказаны князем Раймондо де Сангро в качестве надгробий своим родителям. В память о своей матери и в знак сыновней благодарности к ней (умершей в юном 20-летнем возрасте, вскоре после родов сына), князь Раймондо заказал мастеру из Неаполя Антонио Коррадини скульптуру «Целомудрие». Это один из двух памятников в капелле, выполненных в технике «мраморная вуаль».

2
Антонио Коррадини. Целомудрие. 1750-е. Мрамор. Фото из сети. Молодая женщина с красивой фигурой укрыта легким, почти невесомым покрывалом, но при этом и черты ее лица, и фигура прекрасно просматриваются. Расколотая пополам доска с эпитафией, увядшая ветка дерева у ног - символы безвременно оборвавшейся жизни.
Антонио Коррадини. Целомудрие. 1750-е. Мрамор. Фото из сети. Молодая женщина с красивой фигурой укрыта легким, почти невесомым покрывалом, но при этом и черты ее лица, и фигура прекрасно просматриваются. Расколотая пополам доска с эпитафией, увядшая ветка дерева у ног - символы безвременно оборвавшейся жизни.

Считается, что техника «мраморная вуаль» зародилась еще в Древней Греции, потом ее секрет был утрачен, и возродил ее только в 18-м веке как раз этот неаполитанский скульптор — Антонио Коррадини (1668–1752).

1
Фрагмент скульптуры Целомудрие. Фото из сети. И все изгибы фигуры просматриваются, и каждая складочка покрывала на месте.
Фрагмент скульптуры Целомудрие. Фото из сети. И все изгибы фигуры просматриваются, и каждая складочка покрывала на месте.

Справа от алтаря, симметрично «Целомудрию», находится еще один шедевр — надгробный памятник, который князь Раймондо посвятил своему отцу. Его название переводят по-разному («Избавление от чар», «Утрата иллюзий», «Освобождение от обмана»), но трактовка смысла во всех случаях аналогична. После смерти своей жены отец князя пустился во все тяжкие и несколько лет вел разгульную жизнь, но затем раскаялся и принял священный сан.

2
 Франческо Квейроло. Избавление от чар. 1750-е. Мрамор. Фото из сети. Надпись на книге в нижней части скульптуры воспроизводит на латыни слова ангела, составленные из трех разных библейских цитат:
Я разорву твои узы на части
будучи скованным узами тьмы и долгой ночи
чтобы ты не был осужден этим миром.
Франческо Квейроло. Избавление от чар. 1750-е. Мрамор. Фото из сети. Надпись на книге в нижней части скульптуры воспроизводит на латыни слова ангела, составленные из трех разных библейских цитат: "Я разорву твои узы на части будучи скованным узами тьмы и долгой ночи чтобы ты не был осужден этим миром".

Статуя выполнена итальянским скульптором Франческо Квейроло (1704–1762) и изображает мужчину, которого ангел высвобождает из сетей. Всё, кроме сетей, выполнено из светлого каррарского мрамора. А вот сеть (невозможно поверить!) вырезана из вулканической пемзы — мягкого и пластичного природного материала.

1
Франческо Квейроло. Избавление от чар, фрагменты. Фото из сети.
Франческо Квейроло. Избавление от чар, фрагменты. Фото из сети.

И по сей день эта скульптура считается одной из самых сложных с технической точки зрения. Даже скульпторы нашего времени так и не понимают, как Квейроло смог это сделать. Предполагают, что секрет подобной техники выполнения был утрачен.

1
Франческо Квейроло. Избавление от чар, фрагмент. Фото из сети. Как утверждает путеводитель, нигде в мире ничего подобного этой статуе не существует.
Франческо Квейроло. Избавление от чар, фрагмент. Фото из сети. Как утверждает путеводитель, нигде в мире ничего подобного этой статуе не существует.

Самая известная скульптура капеллы — «Христос под плащаницей» — установлена в центре зала. Работу над ней начинал Антонио Коррадини (который изваял «Целомудрие»), но успел выполнить только глиняную модель. После его смерти закончить эту статую князь поручил молодому скульптору из Неаполя Джузеппе Санмартино (1720- 1793).

1 из 2
Джузеппе Санмартино. Христос под плащаницей. 1750-е. Мрамор. Фото из сети.

Рафаэль Монти, один самых известных мастеров 19-го века, владевших сложнейшей техникой «мраморной вуали», приоткрыл секреты и технологию: используется особенный тип мрамора, имеющий два слоя с разной плотностью. Ювелирная обработка верхнего, менее плотного слоя мрамора, позволяла умелым рукам мастера создавать эффект прозрачности вуали. Поэтому малое количество скульптур, выполненное в этой технике, объясняется не только ее сложностью, но еще и редкостью подходящего материала.

1
Христос под плащаницей полностью высечен из цельного куска мрамора.
Христос под плащаницей полностью высечен из цельного куска мрамора.

Работы в технике мраморная вуаль можно пересчитать по пальцам, а мастеров, создавших эти шедевры, и того меньше. Мраморная вуаль — это одна из вершин в искусстве скульптуры, и в капелле Сан-Северино сразу два шедевра, выполненных в этой технике.

Цикл материалов "Южная Италия"

  1. Южная Италия: обзор поездки
  2. Неаполь: Королевский дворец на площади Плебисцита
  3. Неаполь: страсти по Януарию
  4. Неаполь: музей Каподимонте
  5. Неаполь: рождественская традиция презепе
  6. Прогулки по Неаполю: СпаккаНаполи
  7. Прогулки по Неаполю: Базилика Сан-Доменико-Маджоре. Капелла-музей Сан-Северо.
  8. Неаполь: церковь-музей Санта Анна деи Ломбарди
  9. Неаполь: Сан-Джованни-а-Карбонара
  10. Неаполь: Музейный комплекс Доннареджина
  11. Дворцово-парковый комплекс Казерта: неаполитанский ответ Версалю. Часть 1 — дворец
  12. Дворцово-парковый комплекс Казерта. Часть 2 — парк
  13. Амальфи
  14. Амальфи: Монументальный комплекс собора Святого Андрея
  15. Амальфи: Тропа богов
  16. Равелло: Вилла Руфоло. Дуомо.
  17. Равелло: Вилла Чимброне
  18. Салерно
  19. Пестум - итальянское окно в Великую Грецию
  20. Загадочный Кастель-дель-Монте
  21. Матера
  22. Сказ о Матере — бывшем «позоре Италии»
  23. Отранто, курорт с историей
  24. Белые города южной Италии: Локоротондо
  25. Белые города южной Италии: Альберобелло

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Неаполе
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии