Исторический центр Неаполя больше известен под именем Декуманы. Этим названием город обязан римлянам (пришедшим в этот регион на смену грекам), от которых Неаполь унаследовал типичную для древнеримского времени планировку в виде прямоугольной сетки, до сих пор сохранившуюся неизменной в историческом центре города. Одни улицы там проложены с севера на юг, а другие — с востока на запад. В частности, старую часть Неаполя прорезают три параллельных улицы, каждая из которых по отдельности при римлянах именовалась Decumanus (улица, ориентированная с востока на запад). Во множественном числе получалось Decumani, что и закрепилось в общем для исторического центра города названии — Декуманы.
Одна из главных улиц в Декуманах — это так называемая СпаккаНаполи («spacca» — рассекает, «Napoli» — Неаполь). И она действительно, как нож, рассекает исторический центр Неаполя.
Вот эта черная полоса по центру, рассекающая город, и есть СпаккаНаполи. С высоты холма Вомеро она смотрится глубокой, узкой щелью.
Искать на карте «Via Spacconapoli» бесполезно: улицы с названием «Спакканаполи» в Неаполе не существует. Такое имя для этой городской артерии, имеющей для отдельных своих участков иные названия, придумано в народе.
Вот так выглядел один из отрезков Спакканаполи из окна квартиры, которую мы снимали в Неаполе.
Разумеется, в Неаполе сохранилась только римская планировка этой части города, но не ее облик: здания, стоящие сейчас вдоль Декуманов, построили значительно позже. В большинстве своем — это высокие (этажей 5–6) дома с фасадами преимущественно грязноватых оттенков, обильно приукрашенные народным «творчеством» всех видов.
Многочисленные растяжки в голубых тонах...
... - это дань любви местных болельщиков футбольному клубу Наполи...
...и, в частности, - Диего Марадоне, который привел команду к победам в первенстве Италии и европейских турнирах. Произошло это еще в 1980-е, но неаполитанцы благодарны ему до сих пор.
Улицы в историческом центре замощены брусчаткой и местами сужаются до нескольких метров. Все первые этажи домов заняты маленькими магазинчиками, пиццериями, кондитерскими, барами и т. п. БОльшую часть дня эти улицы забиты прохожими. При этом центр отнюдь не пешеходный: только и успевай уворачиваться от мотоциклистов.
БОльшая часть исторического центра застроена плотными рядами домов.
Неширокие улицы в центре города пересекаются еще более узкими улочками-переулочками.
Не все выглядит симпатично в старом городе — что уж греха таить. Вся красота Декуманов спрятана внутри церквей и дворцов, густо «рассыпанных» по историческому центру. Нужно не лениться заходить и смотреть.
Джезу Нуово
В нескольких местах Спакканаполи «прерывается» площадями. На одной из них — под названием Джезу Нуово — мы задержимся, поскольку на ней расположены сразу три достопримечательности Неаполя. Конечно, сразу же обращаешь внимание на необычный «граненый» темно-серый фасад, за которым, как оказывается, скрывается храм. «Замаскировался» он так неслучайно. Дело в том, что под храм был переделан ренессансный дворец 15-го века. Этот роскошный палаццо был построен в 1470 году для адмирала Роберто Сансеверино по проекту архитектора Новелло да Сан Лукано.
А вы бы догадались, что это церковь? При виде этого фасада нам припомнилась Грановитая палата в Москве, а также Палаццо Диаманти в Ферраре.
Впоследствии, когда Неаполитанским королевством правили испанские вице-короли, один из потомков адмирала Сансеверино посмел протестовать против инквизиции, за что был изгнан из города, а его дворец отошел казне.
В 1584 году дворец и его сады были проданы иезуитам, которые преобразовали светское здание в церковное. При этом в храме был целиком сохранен фасад бывшего дворца, рустованный камнями, граненными «под бриллианты».
Богато декорированный мраморный портал 15-го века...
Иезуиты развернулись в полную силу и в краткие сроки, с 1584 по 1601 год, полностью перестроили внутреннее пространство дворца и до предела насытили его неимоверной роскошью. Поскольку у иезуитов уже был к этому времени храм в Неаполе, новоприобретенную церковь назвали Новой — Джезу Нуово.
Первое чувство, возникающее внутри церкви — полная дезориентация: не знаешь, на чем остановить свой взгляд. Интерьер храма удивляет разнообразием расцветок мрамора, прекрасными скульптурами, каменными инкрустрациям и сохранившимися фресками, выполненными известными неаполитанскими художниками.
Богатое барочное убранство было создано в 1639 году по проекту Козимо Фандзаго, когда в церкви — после пожара — проводились реставрационные работы, которые он и возглавил. Завораживает не только красота барочного интерьера, но и резкий контраст между довольно строгим фасадом храма и богатством его внутренней отделки.
Необычная презентация в одной из часовен: два внушительных боковых реликвария с 70 бюстами святых мучеников из позолоченного дерева авторства неаполитанского резчика Джованни Баттиста Галлоне. Точнее говоря, бюстов там - 68 и 2 скульптуры (Игнатия Лойолы и Франциска Ксавьера).
Франческо Солимена. Изгнание Гелиодора из храма, ок.1725. Гелиодор, министр в империи Селевкидов, вошел в историю за попытку в 178 г. до н.э. обложить налогом Храм в Иерусалиме. Во время Реформации и Контрреформации эпизод с изгнанием Гелиодора ангелами из храма трактовался как символ неприкосновенности церковной собственности.
Естественно, как и положено иезуитскому храму, в нем есть часовни основателей Ордена — свв. Игнатия Лойолы, Франциска Ксавьера, Франциска Борджиа. Но нас больше всего там заинтересовала капелла Св. Джузеппе Москати (1880–1927) — неаполитанского врача, подвижника и бессеребренника, прославившегося своим бескорыстным трудом и благочестием. Здесь же он и захоронен.
Даже после смерти Москати люди продолжают обращаться к нему за помощью в своих молитвах и, как утверждают, обретают исцеление. В итоге Москати, так почитаемый жителями Неаполя, в 1987 году был канонизирован Папой Римским Иоанном Павлом ІІ.
На этой же площади, рядом с храмом установлен обелиск Непорочного зачатия (Гулья-дель-Иммаколата). Его возвели по заказу иезуитов в 1747—1750 гг. в знак благодарности Пречистой Деве за остановку эпидемии чумы. Такие обелиски обычно называют чумными столбами.
Обелиск Непорочного зачатия со статуей девы Марии на вершине - образец неаполитанского барокко высотой 30 метров.
Санта-Кьяра
Третья достопримечательность площади Джезу Нуово — комплекс сооружений первой половины 14-го века, включающий в себя церковь Санта-Кьяра и одноименный францисканский монастырь с большим клуатром.
Справа - церковь Санта-Кьяра, по центру - ее колокольня (1328-1604), слева - фасад церкви Джезу Нуово.
Церковь кажется монументальной, и оценить в полной мере ее доминирование над остальными сооружениями в этом районе Неаполя можно, поднявшись на ближайший холм Вомеро.
Комплекс Санта-Кьяра выделяется своей зеленой крышей и, конечно, размерами (110мх33м). Сзади к церкви примыкает (на фото - это справа) почти такой же большой клуатр (82мх78м). Снимок сделан со смотровой площадки на холме Вомеро.
Такая хорошая просматриваемость комплекса, вероятно, сработала против него: в 1943 году американцы этот храм разбомбили до состояния руин.
Базилика Санта-Кьяра (1310-1328 гг.) - крупнейшее готическое сооружение в Неаполе. Ее фасад уцелел в ходе всех перепитий в истории этого храма.
После барочного изобилия Джезу Нуово эта церковь — строга и пустынна. Санта-Кьяра — храм однонефный. С обеих сторон нефа расположено по десять боковых капелл. К другим архитектурным особенностям этого храма относятся отсутствие трансепта и алтарной апсиды. Другими словами, в своем плане этот храм — большой прямоугольник. Согласно легенде, когда король Роберт Анжуйский спросил мнение своего сына Карла по поводу завершенной церкви, то получил следующий ответ: «Похоже на большой сарай с кормушками по сторонам». Звучит остроумно, но нужно сказать, что на нас этот храм отрицательного впечатления не произвел.
Интерьер церкви. Стены нефа имеют высоту 47,5 м.
Строительство базилики осуществлялось по воле короля Роберта Анжуйского, и с самого начала она предназначалась для захоронения представителей анжуйской династии. Позднее к ним «присоединились» неаполитанские Бурбоны.
За главным алтарем установлено деревянное распятие 14-го века и находятся погребальные памятники анжуйских правителей. В центре - гробница короля Роберта Анжуйского, слева и справа от нее - хорошо сохранившиеся с 14-го века усыпальницы членов семей анжуйской династии. Во время ВМВ верхняя часть усыпальницы Роберта Анжуйского была повреждена, остальное в алтарной части более-менее сохранилось.
Усыпальница короля Роберта Анжуйского, созданная братьями Пачо и Джованни Бертини в 1343 году. Король изображен здесь дважды: сидящим на троне и лежащим в гробнице.
Усыпальница неаполитанских Бурбонов.
Построенный в готическом стиле в 14-м веке и перестроенный в стиле барокко в 18-м столетии, храм (и частично монастырь) был почти целиком разрушен в ходе американского авианалета в августе 1943 года. Последовавший за этим двухдневный пожар, практически полностью уничтожил ее барочное внутреннее убранство, за некоторыми немногими исключениями.
Разрушенная бомбардировками в августе 1943 года базилика Санта-Кьяра. Фото из сети.
Длительные реставрационные работы, законченные в 1953 году, вернули зданию преимущественно готический облик. Хотя огромная часть декора погибла, все же кое-что уцелело, прежде всего — часть мраморных усыпальниц. От фресок, выполненных Джотто в 14-м веке, к сожалению, осталось всего несколько небольших фрагментов где-то в монастырской части комплекса (туда, вроде, приодически проводят туры с гидами, но мы не были).
Гробница семьи Пенна с фреской Троица (ранее 1414 г.), созданная Антонио Бабоччио.
Фреска «Мадонна за шитьем» (сиенская школа, ок. 1370).
Часовня Франциска Ассизского. Слева - саркофаг Раймондо дель Бальцо, справа - саркофаг его жены (оба 14 века). В этой часовне сохранились и некоторые барочные элементы 17-го столетия (мраморные инкрустации и оригинальные своды). Эта капелла - одна из всего двух в этой церкви (другая - усыпальница Бурбонов), декорированных в барочном стиле.
Но большинство посетителей в комплексе Санта Кьяра привлекает не церковь, а монастырский двор сестер Ордена Святой Клары (клариссинок), который иначе называют «майоликовым». Этот клуатр расположен с обратной стороны церкви.
Комлекс Санта Кьяра, вид сверху. Фото из сети. На переднем плане - майоликовый клуатр.
Как и церковь Санта Клара, монастырская часть комплекса была создана в 14-м веке и сразу для двух монастырей — смежных, тесно связанных духовно и организационно, но физически изолированных друг от друга: мужского францисканского и женского клариссинского (последнее название происходит от имени Клара, или Кьяра). Соответственно, построили и два монастырских двора (оба видны на фото выше), но только один из них — т.н. майоликовый сейчас доступен туристам.
Майоликовый клуатр в нынешнем своем виде — это творение 1742 года архитектора Доменико Антонио Ваккаро, который переделал всю его центральную часть. Архитектор разделил большой, почти квадратный двор (82,3×78,3 м) на четыре части, создав две пересекающиеся под прямым углом «улицы», поместив вдоль них колонны, облицованные майоликовыми плитками.
Как видно на снимках, колонны не имеют над собой перекрытий, а вместо этого соединены друг с другом майоликовыми скамейками с фигурными спинками.
На этом снимке хорошо видно, что этот клуатр примыкает к церкви Санта Кьяра, с ее обратной стороны.
Дворик с четырех сторон опоясан прямоугольником монастырских зданий, на первом этаже которых — арочные галереи. Это — творения 14-го века, которых более поздняя перепланировка не коснулась.
Стены и своды галерей покрыты фресками неизвестных мастеров 17-го века...
... изображающими библейские сцены, святых и аллегорические образы четырех стихий.
Майоликовые плитки для монастырского дворика были изготовлены мастерами-керамистами Донато и Джузеппе Масса.
Изразцы, украсившие скамьи, расписали жанровыми сценами из сельской жизни неаполитанцев, пейзажами, а также аллегориями четырех стихий.
Рисунки на скамьях с разными сюжетами.
А колонны восьмиугольного сечения, установленные вдоль аллей, декорировали майоликой с растительным орнаментом: гирляндами с цветами и фруктами.
Налюбовавшись изразцами и порадовавшись, что ВМВ не разрушила эти произведения итальянского декоративно-прикладного искусства 17-го века, возвращаемся снова на Спакканаполи. По ходу движения заглядываем в боковые переулочки и дворики: картинки разные.
Ну что за итальянский дворик без белья на просушке:)?
А в глубине этого дворика виднеется дворец Венеции...
Миновав особенно узкий участок Спакканаполи, с некоторым облегчением выходим на Пьяцца-Сан-Доменико-Маджоре, окруженную тремя бывшими палаццо, в одном из которых мы снимали квартиру. Сюда же выходит и одноименный с площадью храм, «притворившийся замком». Дело в том, что главный фасад и, соответственно, вход в эту церковь — с параллельной улицы. Мы об этом храме еще расскажем: он интересен и с исторической, и с художественной точек зрения.
Пьяцца-Сан-Доменико-Маджоре. На заднем плане - Храм, больше похожий на замок. В центре площади - обелиск, установленный монахами-доминиканцами в честь избавления Неаполя от чумы в 1656 году.
Дальше по ходу на этой улице — еще один заметный дворец в «шашечку», принадлежавший Диомеду Карафа, представителю знатного неаполитанского рода.
Дворец Карафа был построен в 1466 году. Дворец большой, а улица узкая, так что хорошо сфотографировать - затруднительно:).
Чуть наискосок от дворца — необычная статуя бога Нила. Памятнику без малого 2 тысячи лет. Пишут, что в этом районе во 2-м веке стали селиться купцы из египетской Александрии, благодаря которым и появилась эта скульптура. Нил возлежит, опираясь на сфинкса, и представлен в виде старца с рогом изобилия.
Антураж вокруг памятника непривлекательный: идет реставрация. Статую вандалы несколько раз обезглавливали, но ее затем неизменно восстанавливали.
Эта статуя дала имя и близлежащей церкви Сант-Анжело-а-Нило, разместившейся в здании терракотового цвета с темно-серой окантовкой.
Церковь Сант-Анжело-а-Нило была построена в 1385 году для семьи Бранкаччо и переделана в 18 веке.
В эту церковь мы зашли, чтобы посмотреть на погребальный памятник кардиналу Ринальдо Бранкаччо, выполненный группой Донателло-Микелоццо.
Эта усыпальница была создана в Пизе в 1426-1427 гг. и доставлена морем в Неаполь.
Помимо Донателло, в работе над ней принимал активное участие и Микелоццо, любимый архитектор и скульптор Медичи. Эксперты затрудняются определить точный вклад каждого из них в это произведение, но все сходятся в том, что рельеф «Вознесение Марии» на саркофаге гробницы вырезал лично Донателло. И это единственная работа великого флорентийского скульптора в Неаполе.
Рельеф «Вознесение Марии» на саркофаге гробницы вырезал лично Донателло.
Вот на этой высокой ноте (и исчерпав лимит на фотографии:) мы эту прогулку завершим, но продолжение следует…
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия