Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 19:54
.

Прогулки по Неаполю: СпаккаНаполи

Неаполь — Италия Октябрь 2023
37 56

Исторический центр Неаполя больше известен под именем Декуманы. Этим названием город обязан римлянам (пришедшим в этот регион на смену грекам), от которых Неаполь унаследовал типичную для древнеримского времени планировку в виде прямоугольной сетки, до сих пор сохранившуюся неизменной в историческом центре города. Одни улицы там проложены с севера на юг, а другие — с востока на запад. В частности, старую часть Неаполя прорезают три параллельных улицы, каждая из которых по отдельности при римлянах именовалась Decumanus (улица, ориентированная с востока на запад). Во множественном числе получалось Decumani, что и закрепилось в общем для исторического центра города названии — Декуманы.

7
Декуманы.
Декуманы.

Одна из главных улиц в Декуманах — это так называемая СпаккаНаполиspacca» — рассекает, «Napoli» — Неаполь). И она действительно, как нож, рассекает исторический центр Неаполя.

12
Вот эта черная полоса по центру, рассекающая город, и есть СпаккаНаполи. С высоты холма Вомеро она смотрится глубокой, узкой щелью.
Вот эта черная полоса по центру, рассекающая город, и есть СпаккаНаполи. С высоты холма Вомеро она смотрится глубокой, узкой щелью.

Искать на карте «Via Spacconapoli» бесполезно: улицы с названием «Спакканаполи» в Неаполе не существует. Такое имя для этой городской артерии, имеющей для отдельных своих участков иные названия, придумано в народе.

7
Вот так выглядел один из отрезков Спакканаполи из окна квартиры, которую мы снимали в Неаполе.
Вот так выглядел один из отрезков Спакканаполи из окна квартиры, которую мы снимали в Неаполе.

Разумеется, в Неаполе сохранилась только римская планировка этой части города, но не ее облик: здания, стоящие сейчас вдоль Декуманов, построили значительно позже. В большинстве своем — это высокие (этажей 5–6) дома с фасадами преимущественно грязноватых оттенков, обильно приукрашенные народным «творчеством» всех видов.

4
Многочисленные растяжки в голубых тонах...
Многочисленные растяжки в голубых тонах...
7
... - это дань любви местных болельщиков футбольному клубу Наполи...
... - это дань любви местных болельщиков футбольному клубу Наполи...
4
...и, в частности, - Диего Марадоне, который  привел команду к победам в первенстве Италии и европейских турнирах. Произошло это еще в  1980-е, но неаполитанцы благодарны ему до сих пор.
...и, в частности, - Диего Марадоне, который привел команду к победам в первенстве Италии и европейских турнирах. Произошло это еще в 1980-е, но неаполитанцы благодарны ему до сих пор.

Улицы в историческом центре замощены брусчаткой и местами сужаются до нескольких метров. Все первые этажи домов заняты маленькими магазинчиками, пиццериями, кондитерскими, барами и т. п. БОльшую часть дня эти улицы забиты прохожими. При этом центр отнюдь не пешеходный: только и успевай уворачиваться от мотоциклистов.

6
БОльшая часть исторического центра застроена плотными рядами домов.
БОльшая часть исторического центра застроена плотными рядами домов.
7
Неширокие улицы в центре города пересекаются еще более узкими улочками-переулочками.
Неширокие улицы в центре города пересекаются еще более узкими улочками-переулочками.

Не все выглядит симпатично в старом городе — что уж греха таить. Вся красота Декуманов спрятана внутри церквей и дворцов, густо «рассыпанных» по историческому центру. Нужно не лениться заходить и смотреть.

Джезу Нуово

В нескольких местах Спакканаполи «прерывается» площадями. На одной из них — под названием Джезу Нуово — мы задержимся, поскольку на ней расположены сразу три достопримечательности Неаполя. Конечно, сразу же обращаешь внимание на необычный «граненый» темно-серый фасад, за которым, как оказывается, скрывается храм. «Замаскировался» он так неслучайно. Дело в том, что под храм был переделан ренессансный дворец 15-го века. Этот роскошный палаццо был построен в 1470 году для адмирала Роберто Сансеверино по проекту архитектора Новелло да Сан Лукано.

9
А вы бы догадались, что это церковь? При виде этого фасада нам припомнилась Грановитая палата в Москве, а также Палаццо Диаманти в Ферраре.
А вы бы догадались, что это церковь? При виде этого фасада нам припомнилась Грановитая палата в Москве, а также Палаццо Диаманти в Ферраре.

Впоследствии, когда Неаполитанским королевством правили испанские вице-короли, один из потомков адмирала Сансеверино посмел протестовать против инквизиции, за что был изгнан из города, а его дворец отошел казне.

В 1584 году дворец и его сады были проданы иезуитам, которые преобразовали светское здание в церковное. При этом в храме был целиком сохранен фасад бывшего дворца, рустованный камнями, граненными «под бриллианты».

1 из 2
Богато декорированный мраморный портал 15-го века...

Иезуиты развернулись в полную силу и в краткие сроки, с 1584 по 1601 год, полностью перестроили внутреннее пространство дворца и до предела насытили его неимоверной роскошью. Поскольку у иезуитов уже был к этому времени храм в Неаполе, новоприобретенную церковь назвали Новой — Джезу Нуово.

5
Прогулки по Неаполю: СпаккаНаполи

8
Интерьеры храма.
Интерьеры храма.

Первое чувство, возникающее внутри церкви — полная дезориентация: не знаешь, на чем остановить свой взгляд. Интерьер храма удивляет разнообразием расцветок мрамора, прекрасными скульптурами, каменными инкрустрациям и сохранившимися фресками, выполненными известными неаполитанскими художниками.

4
Богатое барочное убранство было создано в 1639 году по проекту Козимо Фандзаго, когда в церкви — после пожара — проводились реставрационные работы, которые он и возглавил. Завораживает не только красота барочного интерьера, но и резкий контраст между довольно строгим фасадом храма и богатством его внутренней отделки.
Богатое барочное убранство было создано в 1639 году по проекту Козимо Фандзаго, когда в церкви — после пожара — проводились реставрационные работы, которые он и возглавил. Завораживает не только красота барочного интерьера, но и резкий контраст между довольно строгим фасадом храма и богатством его внутренней отделки.

7
Необычная презентация в одной из часовен: два внушительных боковых реликвария с 70 бюстами святых мучеников из позолоченного дерева авторства неаполитанского резчика Джованни Баттиста Галлоне. Точнее говоря, бюстов там - 68 и 2 скульптуры (Игнатия Лойолы и Франциска Ксавьера).
Необычная презентация в одной из часовен: два внушительных боковых реликвария с 70 бюстами святых мучеников из позолоченного дерева авторства неаполитанского резчика Джованни Баттиста Галлоне. Точнее говоря, бюстов там - 68 и 2 скульптуры (Игнатия Лойолы и Франциска Ксавьера).

6
Франческо Солимена. Изгнание Гелиодора из храма, ок.1725. Гелиодор, министр в империи Селевкидов, вошел в историю за попытку в 178 г. до н.э. обложить налогом Храм в Иерусалиме. Во время Реформации и Контрреформации эпизод с изгнанием Гелиодора ангелами из храма трактовался как символ неприкосновенности церковной собственности.
Франческо Солимена. Изгнание Гелиодора из храма, ок.1725. Гелиодор, министр в империи Селевкидов, вошел в историю за попытку в 178 г. до н.э. обложить налогом Храм в Иерусалиме. Во время Реформации и Контрреформации эпизод с изгнанием Гелиодора ангелами из храма трактовался как символ неприкосновенности церковной собственности.

Естественно, как и положено иезуитскому храму, в нем есть часовни основателей Ордена — свв. Игнатия Лойолы, Франциска Ксавьера, Франциска Борджиа. Но нас больше всего там заинтересовала капелла Св. Джузеппе Москати (1880–1927) — неаполитанского врача, подвижника и бессеребренника, прославившегося своим бескорыстным трудом и благочестием. Здесь же он и захоронен.

1 из 3
Даже после смерти Москати люди продолжают обращаться к нему за помощью в своих молитвах и, как утверждают, обретают исцеление. В итоге Москати, так почитаемый жителями Неаполя, в 1987 году был канонизирован Папой Римским Иоанном Павлом ІІ.

На этой же площади, рядом с храмом установлен обелиск Непорочного зачатия (Гулья-дель-Иммаколата). Его возвели по заказу иезуитов в 1747—1750 гг. в знак благодарности Пречистой Деве за остановку эпидемии чумы. Такие обелиски обычно называют чумными столбами.

6
Обелиск Непорочного зачатия со статуей девы Марии на вершине - образец неаполитанского барокко высотой 30 метров.
Обелиск Непорочного зачатия со статуей девы Марии на вершине - образец неаполитанского барокко высотой 30 метров.

Санта-Кьяра

Третья достопримечательность площади Джезу Нуово — комплекс сооружений первой половины 14-го века, включающий в себя церковь Санта-Кьяра и одноименный францисканский монастырь с большим клуатром.

5
Справа - церковь Санта-Кьяра, по центру - ее колокольня (1328-1604), слева - фасад церкви Джезу Нуово.
Справа - церковь Санта-Кьяра, по центру - ее колокольня (1328-1604), слева - фасад церкви Джезу Нуово.

Церковь кажется монументальной, и оценить в полной мере ее доминирование над остальными сооружениями в этом районе Неаполя можно, поднявшись на ближайший холм Вомеро.

6
Комплекс Санта-Кьяра выделяется своей зеленой крышей и, конечно, размерами (110мх33м). Сзади к церкви примыкает (на фото - это справа) почти такой же большой клуатр (82мх78м). Снимок сделан со смотровой площадки на холме Вомеро.
Комплекс Санта-Кьяра выделяется своей зеленой крышей и, конечно, размерами (110мх33м). Сзади к церкви примыкает (на фото - это справа) почти такой же большой клуатр (82мх78м). Снимок сделан со смотровой площадки на холме Вомеро.

8
Такая хорошая просматриваемость комплекса, вероятно, сработала против него: в 1943 году американцы этот храм разбомбили до состояния руин.
Такая хорошая просматриваемость комплекса, вероятно, сработала против него: в 1943 году американцы этот храм разбомбили до состояния руин.

3
Базилика Санта-Кьяра (1310-1328 гг.) - крупнейшее готическое сооружение в Неаполе. Ее фасад уцелел в ходе всех перепитий в истории этого храма.
Базилика Санта-Кьяра (1310-1328 гг.) - крупнейшее готическое сооружение в Неаполе. Ее фасад уцелел в ходе всех перепитий в истории этого храма.

После барочного изобилия Джезу Нуово эта церковь — строга и пустынна. Санта-Кьяра — храм однонефный. С обеих сторон нефа расположено по десять боковых капелл. К другим архитектурным особенностям этого храма относятся отсутствие трансепта и алтарной апсиды. Другими словами, в своем плане этот храм — большой прямоугольник. Согласно легенде, когда король Роберт Анжуйский спросил мнение своего сына Карла по поводу завершенной церкви, то получил следующий ответ: «Похоже на большой сарай с кормушками по сторонам». Звучит остроумно, но нужно сказать, что на нас этот храм отрицательного впечатления не произвел.

1 из 2
Интерьер церкви. Стены нефа имеют высоту 47,5 м.

Строительство базилики осуществлялось по воле короля Роберта Анжуйского, и с самого начала она предназначалась для захоронения представителей анжуйской династии. Позднее к ним «присоединились» неаполитанские Бурбоны.

5
За главным алтарем установлено деревянное распятие 14-го века и находятся погребальные памятники анжуйских правителей. В центре - гробница короля Роберта Анжуйского, слева и справа от нее - хорошо сохранившиеся с 14-го века усыпальницы членов семей анжуйской династии. Во время ВМВ верхняя часть усыпальницы Роберта Анжуйского была повреждена, остальное в алтарной части более-менее сохранилось.
За главным алтарем установлено деревянное распятие 14-го века и находятся погребальные памятники анжуйских правителей. В центре - гробница короля Роберта Анжуйского, слева и справа от нее - хорошо сохранившиеся с 14-го века усыпальницы членов семей анжуйской династии. Во время ВМВ верхняя часть усыпальницы Роберта Анжуйского была повреждена, остальное в алтарной части более-менее сохранилось.

4
Усыпальница короля Роберта Анжуйского, созданная братьями Пачо и Джованни Бертини в 1343 году. Король изображен здесь дважды: сидящим на троне и лежащим в гробнице.
Усыпальница короля Роберта Анжуйского, созданная братьями Пачо и Джованни Бертини в 1343 году. Король изображен здесь дважды: сидящим на троне и лежащим в гробнице.

1
Усыпальница неаполитанских Бурбонов.
Усыпальница неаполитанских Бурбонов.

Построенный в готическом стиле в 14-м веке и перестроенный в стиле барокко в 18-м столетии, храм (и частично монастырь) был почти целиком разрушен в ходе американского авианалета в августе 1943 года. Последовавший за этим двухдневный пожар, практически полностью уничтожил ее барочное внутреннее убранство, за некоторыми немногими исключениями.

Разрушенная бомбардировками в августе 1943 года базилика Санта-Кьяра. Фото из сети.
Разрушенная бомбардировками в августе 1943 года базилика Санта-Кьяра. Фото из сети.

Длительные реставрационные работы, законченные в 1953 году, вернули зданию преимущественно готический облик. Хотя огромная часть декора погибла, все же кое-что уцелело, прежде всего — часть мраморных усыпальниц. От фресок, выполненных Джотто в 14-м веке, к сожалению, осталось всего несколько небольших фрагментов где-то в монастырской части комплекса (туда, вроде, приодически проводят туры с гидами, но мы не были).

1
Гробница семьи Пенна с фреской Троица (ранее 1414 г.), созданная Антонио Бабоччио.
Гробница семьи Пенна с фреской Троица (ранее 1414 г.), созданная Антонио Бабоччио.

4
Фреска «Мадонна за шитьем» (сиенская школа, ок. 1370).
Фреска «Мадонна за шитьем» (сиенская школа, ок. 1370).

5
Часовня Франциска Ассизского. Слева - саркофаг Раймондо дель Бальцо, справа - саркофаг его жены (оба 14 века). В этой часовне сохранились и некоторые барочные элементы 17-го столетия (мраморные инкрустации и оригинальные своды). Эта капелла - одна из всего двух в этой церкви (другая - усыпальница Бурбонов), декорированных в барочном стиле.
Часовня Франциска Ассизского. Слева - саркофаг Раймондо дель Бальцо, справа - саркофаг его жены (оба 14 века). В этой часовне сохранились и некоторые барочные элементы 17-го столетия (мраморные инкрустации и оригинальные своды). Эта капелла - одна из всего двух в этой церкви (другая - усыпальница Бурбонов), декорированных в барочном стиле.

Но большинство посетителей в комплексе Санта Кьяра привлекает не церковь, а монастырский двор сестер Ордена Святой Клары (клариссинок), который иначе называют «майоликовым». Этот клуатр расположен с обратной стороны церкви.

3
Комлекс Санта Кьяра, вид сверху. Фото из сети. На переднем плане - майоликовый клуатр.
Комлекс Санта Кьяра, вид сверху. Фото из сети. На переднем плане - майоликовый клуатр.

Как и церковь Санта Клара, монастырская часть комплекса была создана в 14-м веке и сразу для двух монастырей — смежных, тесно связанных духовно и организационно, но физически изолированных друг от друга: мужского францисканского и женского клариссинского (последнее название происходит от имени Клара, или Кьяра). Соответственно, построили и два монастырских двора (оба видны на фото выше), но только один из них — т.н. майоликовый сейчас доступен туристам.

Майоликовый клуатр в нынешнем своем виде — это творение 1742 года архитектора Доменико Антонио Ваккаро, который переделал всю его центральную часть. Архитектор разделил большой, почти квадратный двор (82,3×78,3 м) на четыре части, создав две пересекающиеся под прямым углом «улицы», поместив вдоль них колонны, облицованные майоликовыми плитками.

11
Прогулки по Неаполю: СпаккаНаполи

13
Майоликовый клуатр
Майоликовый клуатр

Как видно на снимках, колонны не имеют над собой перекрытий, а вместо этого соединены друг с другом майоликовыми скамейками с фигурными спинками.

10
Прогулки по Неаполю: СпаккаНаполи

8
Прогулки по Неаполю: СпаккаНаполи

 

1 из 2
На этом снимке хорошо видно, что этот клуатр примыкает к церкви Санта Кьяра, с ее обратной стороны.

Дворик с четырех сторон опоясан прямоугольником монастырских зданий, на первом этаже которых — арочные галереи. Это — творения 14-го века, которых более поздняя перепланировка не коснулась.

7
Стены и своды галерей покрыты фресками неизвестных мастеров 17-го века...
Стены и своды галерей покрыты фресками неизвестных мастеров 17-го века...

5
... изображающими библейские сцены, святых и аллегорические образы четырех стихий.
... изображающими библейские сцены, святых и аллегорические образы четырех стихий.

Майоликовые плитки для монастырского дворика были изготовлены мастерами-керамистами Донато и Джузеппе Масса.

7
Прогулки по Неаполю: СпаккаНаполи

Изразцы, украсившие скамьи, расписали жанровыми сценами из сельской жизни неаполитанцев, пейзажами, а также аллегориями четырех стихий.

1 из 4
Рисунки на скамьях с разными сюжетами.

А колонны восьмиугольного сечения, установленные вдоль аллей, декорировали майоликой с растительным орнаментом: гирляндами с цветами и фруктами.

1 из 2

Налюбовавшись изразцами и порадовавшись, что ВМВ не разрушила эти произведения итальянского декоративно-прикладного искусства 17-го века, возвращаемся снова на Спакканаполи. По ходу движения заглядываем в боковые переулочки и дворики: картинки разные.

3
Ну что за итальянский дворик без белья на просушке:)?
Ну что за итальянский дворик без белья на просушке:)?

1 из 2
А в глубине этого дворика виднеется дворец Венеции...

Миновав особенно узкий участок Спакканаполи, с некоторым облегчением выходим на Пьяцца-Сан-Доменико-Маджоре, окруженную тремя бывшими палаццо, в одном из которых мы снимали квартиру. Сюда же выходит и одноименный с площадью храм, «притворившийся замком». Дело в том, что главный фасад и, соответственно, вход в эту церковь — с параллельной улицы. Мы об этом храме еще расскажем: он интересен и с исторической, и с художественной точек зрения.

3
Пьяцца-Сан-Доменико-Маджоре. На заднем плане - Храм, больше похожий на замок. В центре площади - обелиск, установленный монахами-доминиканцами в честь избавления Неаполя от чумы в 1656 году.
Пьяцца-Сан-Доменико-Маджоре. На заднем плане - Храм, больше похожий на замок. В центре площади - обелиск, установленный монахами-доминиканцами в честь избавления Неаполя от чумы в 1656 году.

Дальше по ходу на этой улице — еще один заметный дворец в «шашечку», принадлежавший Диомеду Карафа, представителю знатного неаполитанского рода.

1 из 2
Дворец Карафа был построен в 1466 году. Дворец большой, а улица узкая, так что хорошо сфотографировать - затруднительно:).

Чуть наискосок от дворца — необычная статуя бога Нила. Памятнику без малого 2 тысячи лет. Пишут, что в этом районе во 2-м веке стали селиться купцы из египетской Александрии, благодаря которым и появилась эта скульптура. Нил возлежит, опираясь на сфинкса, и представлен в виде старца с рогом изобилия.

4
Антураж вокруг памятника непривлекательный: идет реставрация. Статую вандалы несколько раз обезглавливали, но ее затем неизменно восстанавливали.
Антураж вокруг памятника непривлекательный: идет реставрация. Статую вандалы несколько раз обезглавливали, но ее затем неизменно восстанавливали.

Эта статуя дала имя и близлежащей церкви Сант-Анжело-а-Нило, разместившейся в здании терракотового цвета с темно-серой окантовкой.

2
Церковь Сант-Анжело-а-Нило была построена в 1385 году для семьи Бранкаччо и переделана в 18 веке.
Церковь Сант-Анжело-а-Нило была построена в 1385 году для семьи Бранкаччо и переделана в 18 веке.

В эту церковь мы зашли, чтобы посмотреть на погребальный памятник кардиналу Ринальдо Бранкаччо, выполненный группой Донателло-Микелоццо.

3
Эта усыпальница была создана в Пизе в 1426-1427 гг. и доставлена морем в Неаполь.
Эта усыпальница была создана в Пизе в 1426-1427 гг. и доставлена морем в Неаполь.

Помимо Донателло, в работе над ней принимал активное участие и Микелоццо, любимый архитектор и скульптор Медичи. Эксперты затрудняются определить точный вклад каждого из них в это произведение, но все сходятся в том, что рельеф «Вознесение Марии» на саркофаге гробницы вырезал лично Донателло. И это единственная работа великого флорентийского скульптора в Неаполе.

2
Фрагмент усыпальницы.
Фрагмент усыпальницы.

6
Фрагменты усыпальницы.
Фрагменты усыпальницы.

2
Рельеф «Вознесение Марии» на саркофаге гробницы вырезал лично Донателло.
Рельеф «Вознесение Марии» на саркофаге гробницы вырезал лично Донателло.

Вот на этой высокой ноте (и исчерпав лимит на фотографии:) мы эту прогулку завершим, но продолжение следует…

Цикл материалов "Южная Италия"

  1. Южная Италия: обзор поездки
  2. Неаполь: Королевский дворец на площади Плебисцита
  3. Неаполь: страсти по Януарию
  4. Неаполь: музей Каподимонте
  5. Неаполь: рождественская традиция презепе
  6. Прогулки по Неаполю: СпаккаНаполи
  7. Неаполь: церковь-музей Санта Анна деи Ломбарди
  8. Неаполь: Сан-Джованни-а-Карбонара
  9. Неаполь: Музейный комплекс Доннареджина
  10. Дворцово-парковый комплекс Казерта: неаполитанский ответ Версалю. Часть 1 — дворец
  11. Дворцово-парковый комплекс Казерта. Часть 2 — парк
  12. Амальфи
  13. Амальфи: Монументальный комплекс собора Святого Андрея
  14. Амальфи: Тропа богов
  15. Равелло: Вилла Руфоло. Дуомо.
  16. Равелло: Вилла Чимброне
  17. Салерно
  18. Пестум - итальянское окно в Великую Грецию
  19. Загадочный Кастель-дель-Монте
  20. Матера
  21. Сказ о Матере — бывшем «позоре Италии»
  22. Отранто, курорт с историей
  23. Белые города южной Италии: Локоротондо
  24. Белые города южной Италии: Альберобелло

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Неаполе
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии