В один из ярких солнечных дней мы отправились из Пскова в экскурсионную поездку, включающую в себя посещение Псково-Печерского монастыря и Изборской крепости.
В один из ярких солнечных дней мы отправились из Пскова в экскурсионную поездку, включающую в себя посещение Псково-Печерского монастыря и Изборской крепости.
Расположенный в 50 км на запад от Пскова, почти на самой границе с Эстонией, Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь является одним из древнейших православных святынь России. Это единственный в нашей стране монастырь, который за 550 лет своего существования ни разу не закрывался и не прекращал службы.
Весной здесь цветёт чудесный яблоневый сад.
Шесть веков назад вокруг стоял густой лес. Как-то раз туда пошел за дровами местный крестьянин Иван Дементьев. Сыскал он большое дерево, поднял топор и начал рубить. Дерево накренилось и рухнуло вместе с могучими корнями, под которыми был обнаружен вход в пещеры – «печоры». В них и поселились первые монахи, хороня под землей и умерших.
Со временем братия значительно расширила пещеры и теперь подземные лабиринты тянутся под церквями, кельями и садами.
В «подземном некрополе» похоронено более четырнадцати тысяч человек — монахов, печорских жителей, воинов, защищавших свою обитель от вражеских набегов. Среди захороненных есть и родственники прославленных творцов и исторических деятелей – Мусоргского, Кутузова, Суворова, Пушкина, Плещеева, Татищева и др.
Пещеры делятся на ближние и дальние. В дальние, состоящие из семи подземных галерей-улиц, можно попасть только с экскурсиями, на которые просят записываться заранее. Протяжённость ближних — около 15 метров. В них находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, преподобной Вассы и Лазаря, над гробницей которого висят его вериги.
За прошедшие века монастырь значительно разросся. В монастырский комплекс теперь входят более 10 храмов, братские корпуса, ризница, звонница и др. постройки.
Претерпела изменения главная соборная церковь. При игумене Дорофее она была расширена и обрела придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Позднее над храмом построили нарядную Покровскую церковь, и в результате оба здания имеют общий фасад.
Настоящий расцвет обители связан с именем преподобномученика Корнилия. Уже в 28-летнем возрасте он оказался избран в игумены. И развернул кипучую деятельность: обращал в православие местных язычников из эстов и сето, сам писал иконы, устроил иконописную и гончарную мастерские, книжно-литературную школу, создал «Повесть о Псково-Печерском монастыре», где вдумчиво изложил историю обители, а также одну из псковских летописей.
При игуменстве Корнилия вокруг обители выросла мощная крепостная стена с оборонительными башнями. Новую крепость осаждали много раз: и польский король Стефан Баторий, и интервенты в Смутное время, и литовские отряды вплоть до начала XVIII века.
По легенде, царь Иван Грозный заподозрил Корнилия в измене и отрубил преподобному голову на глазах у испуганных монахов. На тему того, что же произошло дальше, существует две версии. По одной из них Бог мгновенно сотворил чудо: воскресил преподобного Корнилия, заставил его взять в руки собственную голову и вытянуть перед собой, словно показывая царю, что тот совершил. Грозный затрясся от страха, в ужасе бежал и больше никогда не появлялся в псковских землях.
Другая версия ужасной драмы гласит, что после убийства игумена Иоанн тут же опомнился, раскаялся и, подхватив окровавленное тело казнённого сам донес его до места погребения. С тех пор дорогу от Никольских ворот до Успенского собора называют Кровавой. Поговаривают, что царь, желая «загладить вину» часто посылал в обитель богатые подарки.
В 2011 году была издана книга архимандрита Тихона (Шевкунова) книга «Несвятые святые» Её составили короткие рассказы (в большинстве своем, связанные с Псково-Печерским монастырём) о повседневной жизни священников, монахах, о том, как в советское время люди приходили к вере и какие препятствия им приходилось преодолевать. Здесь есть и горькие, и комические страницы. Например, рассказ о том, как монахи Псково-Печерского монастыря под дружное пение тропарей пошли на избирательный участок крестным ходом, когда местное советское руководство запретило им голосовать на территории обители. О том, как отчаянно спасали монастырь от закрытия при Хрущеве, который развернул войну с церковью. Любопытны рассказы об отце Иоанне (Крестьянкине), прозорливом псково-печорском старце, о наместнике архимандрите Алипии (Воронове), не давшем закрыть монастырь в советское время.
Сегодня по всему монастырю идут ремонтно-реставрационные работы, а лесами укутаны даже купола.
Впрочем, на открытой к посещению территории весьма уютно и красиво.
В 23 км от Псково-Печерского монастыря, на западном краю России, расположен город Изборск. Впервые он упоминается в "Повести временных лет" в 862 году, когда северные славянские и финно-угорские племена с целью прекращения междоусобиц призвали «княжить и владеть» ими Рюрика и его двух братьев - Синеуса и Трувора. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске.
Вся история древнего Изборска, начиная с XI века, — это постоянная и напряженная борьба с агрессивным Тевтонским, а позднее Ливонским орденом. Только за два столетия, с 1030 по 1233 годы, летописцы отметили 20 крупных сражений с вражескими полчищами.
Чтобы защитить город, в 1330 году псковский посадник Шелога возвёл на Жеравьей горе мощные каменные стены и башни, которые почти без изъянов сохранилась до наших дней.
Изборская крепость занимает площадь 2,4 га и имеет форму неправильного треугольника, повторяя в плане рельеф холма. С севера крепость защищена глубоким обрывом, с юга – оврагом, с востока рекой Смолкой. С западной, приступной стороны были вырыты две линии рвов и поставлены четыре башни.
Конечно, был и подземный тайный ход до ближайшего родника - подземная галерея со сводчатым потолком и вырубленными в скале ступенями. Закрытая травой и растительностью от глаз неприятеля, галерея вела на 40 метров от стен крепости к роднику. Были и тайные вылазы, неприметные снаружи подготовленные проходы, которые в случае необходимости быстро разбирались и давали возможность защитникам оказываться за пределами крепости.
С течением времени Изборская крепость достраивалась и расширялась и к XV веку превратилось в мощное оборонительное сооружение. Враг частенько "ломал об него зубы". Не зря в западных хрониках Изборск именовался не иначе как Железный град. Был, правда, трагический эпизод, когда литовские князья Полубинские по предательскому сговору с изменниками врасплох захватили Изборск. Но уже через две недели убрались восвояси.
В 2012 году, к празднованию 1150-летия основания Изборска, была выполнена масштабная реставрация наиболее значимых памятников истории и культуры: Изборской крепости, Никольского собора, церквей Николы на городище и Сергия Радонежского, а также нескольких музейных зданий.
Крепость входит в состав музея-заповедника «Изборск» и является объектом музейного осмотра. После неспешной прогулки по территории можно подняться на четырехярусную башню Луковка, с которой открывается потрясающий вид на живописную Мальскую долину.
Помимо прекрасных озер и рек, эта долина изобилует своими родниками и ключами – их тут видимо-невидимо. Но самые знаменитые – Словенские ключи. Они пробивают себе дорогу через толщу известняка и стекают шумными потоками с отвесной скалы в Городищенское озеро.
Существует легенда, согласно которой однажды, после страшной битвы с ливонцами, было так много убитых и раненых, что вся земля пропиталась кровью, а вода в источниках ею окрасилась, потом и вовсе иссякла. Один благочестивый юноша, потерявший любимую мать, стал молиться по ночам, чтобы помог Господь вернуть Изборску воду. И тогда ему пришло видение, что если жители города нарекут источники в честь двенадцати апостолов и отслужат молебен, то вода снова появится. Так и случилось, и с тех пор Словенские ключи стали называть ключами двенадцати апостолов. А с начала XXI века в Изборске появилась традиция освящать Словенские ключи в Светлую седмицу - день празднования православной церковью иконы Божией Матери «Живописный источник».
Люди издавна приходят сюда с верой в чудотворную силу воды и уносят ее с собой. Рассказывают, что у каждого из здешних ключей существует своё предназначение. Напившись воды из одного из них, можно получить мудрость. Из другого — здоровье. Вода третьего дарует счастье.