Здания Средневековья и Ренессанса, которыми полон центр города Читта-ди-Кастелло, восходят к периоду, когда этот город был очень процветающим и поэтому стал местом обитания таких великих художников, как Рафаэль Санцио и Лука Синьорелли. Среди аристократов города выделялась семья Вителли, представители которой были очень близки с Медичи из Флоренции, они внесли наибольший вклад в процветание Читта-ди-Кастелло во время Возрождения.
В Читта-ди-Кастелло «дыхание искусства» можно найти в атмосфере исторического центра, в элегантной архитектуре эпохи Возрождения, во дворах и лоджиях дворцов, в монастырях и нефах церквей — от монументального собора XI века до Санта-Мария—Маджоре, Санта-Мария-делле-Грацие, Сан-Франческо и Сан-Доменико. В историческом центре можно посетить муниципальную художественную галерею в Палаццо Вителли, она хранит кое-какие менее извеcтные картины Рафаэля, Луки Синьорелли, Рафаэллино дель Колле и Помарансио.
Но всё это не способствовало туристической известности города, про который многие даже не знают. Вызывая зависть к соседнему тосканскому Ареццо, да и в недалёком Губбио народа побольше. И винят в этом жители Читта-ди-Кастелло солдат Наполеона, которые в своё время ободрали церкви, вывезя около 20 самых примечательных шедевров. Кое-что потом осело в Лондоне, кое-что было возвращено в Италию, но картины прибрали к рукам миланские и римские музеи. Здесь считают, что будь эти шедевры в городе, туризм бы расцвёл. Я так не думаю. Это хорошо, что можно ознакомиться со знаменитыми произведениями в крупных центрах. А из-за пары их мерять 100 км специально в Читта-ди-Кастелло из Флоренции мало нашлось бы желающих. Но оставим жителей города в их заблуждениях. И посмотрим на пару шедевров, которые когда-то здесь находились.
Именно здесь, в алтаре Сан-Джузеппе, находилась оригинальная картина Рафаэля «Обручение Богородицы» 1504 года, которую сегодня можно найти в миланской Пинакотеке Брера. Безусловно, её узнал каждый. Здесь копия, но в первые секунды эффект велик. Недоуменно — как?… она же в Милане!
Картина Рафаэля — не единственная, украденная из этой церкви: копия заменяет картину «Поклонение пастухов», написанную Лукой Синьорелли в 1496 году и хранящуюся в Национальной галерее в Лондоне с 1882 года.
А находимся мы сейчас в церкви Сан-Франческо, которая была освящена в 1291 году и представляла собой типичное для нищенствующего ордена готическое строение с одним нефом.
От первоначального здания осталось немного элементов, таких как внешний вид апсиды, правая сторона и некоторые окна.
В последующие столетия проводились модификации и расширения. Самым важным является полная реконструкция, проведённая между 1707 и 1727 годами, которая придала зданию нынешний вид в стиле позднего барокко. Единственный неф окружён часовнями и покрыт цилиндрическими сводами.
Резной алтарь XIV века приписывают францисканцу Беато Джакомо, за алтарём находится хор из орехового дерева восемнадцатого века.
Часовня Вителли была спроектирована примерно в 1550 году Джорджо Вазари, он написал большое полотно с изображением Коронации Богородицы.
В церкви также находится глазурованная терракота из мастерской Роббиа, изображающая Стигматы Святого Франциска, приписываемая Санти Бульони, изготовленная для семьи Чербони.
Идём в Сан-Доменико, церковь доминиканцев возникла в 1424 году. Сохраняет простой готический стиль, типичный для доминиканских церквей, до сих пор.
В эпоху Возрождения церковь обогатилась важными произведениями искусства, здесь находилось «Распятие» работы Рафаэля 1503 года, сейчас находится в Национальной галерее в Лондоне.
«Мученичество святого Себастьяна» Луки Синьорелли, созданное для семьи Броцци в 1498 году, также было похищено, но хотя бы вернулось потом в Италию.
Церковь претерпела различные преобразования: между шестнадцатым и семнадцатым веками она была приспособлена к новым нуждам контрреформации с добавлением алтарей, покрывавших предыдущие фрески, а позже была перестроена в стиле барокко, причём все элементы были удалены в ходе «антиреставраций» двадцатого века, которые добивались предполагаемого оригинального вида здания. Деревянные алтари были перенесены в другие церкви, а запрестольные образы — в Пинакотеку.
Интерьер имеет единственный неф, заканчивающийся тремя апсидами, и сегодня выглядит довольно пустым из-за удаления алтарей и их запрестольных образов.
Но вернёмся к городу как таковому. Читта-ди-Кастелло — город в крайнем уголке Северо-западной Умбрии, буквально в нескольких километрах от Тосканы и недалеко от более известных Губбио и Монтоне.
Его история, как и многие реалии Умбрии, очень древняя и характеризуется множеством этапов, о которых сохранились кое-какие свидетельства.
Основанный умбрийцами, он стал римским муниципалитетом под названием Тифернум Тиберинум. После того, как был разграблен и разрушен готами Тотилы в VI веке, он был перестроен и укреплён, получив название Каструм Кастелли. Эпоху Возрождения город прошёл под флагом семьи Вителли, лишь в XVI веке при Чезаре Борджиа он окончательно перешёл к Папскому государству, под властью которого оставался до провозглашения Королевства Италии в 1860 году.
Раз уж мы начали с церквей, познакомлю с остальными. Монастырь святой Клары был основан в 1535 году.
Монастырская церковь, когда-то посвящённая Сан-Джакомо и основанная в конце XII века, была приспособлена для нужд нового монастыря и видоизменена в шестнадцатом веке, хотя главный фасад демонстрирует оригинальный романо-готический характер.
С тринадцатого века на месте будущего монастыря капуцинов стояла церковь, известная под названием Сан-Мартино-ди-Читта. В XVII веке здание было преобразовано, чтобы освободить место для монастырского комплекса святой Вероники, предназначенного для монахинь-капуцинок.
В небольшом нефе находится фреска, изображающая Мадонну, восседающую на троне между святыми Мартином и Бенедиктом флорентийца Бартоломео делла Гатта, XV век.
Святилище Мадонны делле Грацие было построено между 1363 и 1381 годами, от примитивной готической конструкции сохранился только боковой портал с остатками позднеготической фрески в люнете и так и не завершённая колокольня.
Внутри один неф; алтари в стиле барокко из резного и позолоченного дерева происходят из церкви Сан-Доменико. В часовне справа от входа находится примечательная фреска, приписываемая Оттавиано Нелли, созданная около 1436 года. Напротив часовни находится алтарь с изображением Мадонны с Младенцем между святыми Флоридо и Филиппо Джованни да Пьямонте 1456 года.
В отличие от многих иных городов Умбрии количество светских памятников в Читта-ди-Кастелло превышает количество церквей, достойных внимания. Половина из них связана с семьёй Вителли. Так, палаццо Вителли Сан-Джакомо был построен в первые десятилетия шестнадцатого века для Паолы Росси, тогдашней жены Вителло Вителли. Овдовев, в 1528 году она вышла замуж за Алессандро, двоюродного брата своего покойного мужа. В настоящее время дворец является местом расположения Муниципальной библиотеки.
Или Палаццо Вителли алла Канноера. Этот дворец эпохи Возрождения, построенный по заказу Алессандро Вителли, в настоящее время размещает коллекцию муниципальной Пинакотеки.
Сразу за ним — Палаццо Альбиццини, который был построен во второй половине XV века, имеет общую площадь 1660 квадратных метров. Дворец несёт отпечаток эпохи Возрождения с явно флорентийским влиянием.
Палаццо Вителли Сант-Эджидио — великолепное здание, построенное примерно в середине XVI века для Паоло II Вителли, известного деятеля на службе у семьи Фарнезе в Парме и императора Карла V.
Палаццо Вителли аль’Аббонданца — внушительный дворец, строительство которого началось в 1487 году. Это долгострой, строили его Камилло, Паоло и Вителлоццо Вителли, был завершён Алессандро после 1546 года. Его элегантная и строгая архитектура создана под влиянием соседней Тосканы, а архитектор остался неизвестным.
Два последних дворца стоят в начале центральной площади Маттеотти, которую местные жители называют Сопра.
На этой площади невозможно пропустить Палаццо дель Подеста. Здание было построен Анджело да Орвието через несколько лет после строительства Палаццо деи Приори по заказу семьи Тарлати из Пьетрамалы, представитель которой занимал пост главы Читта-ди-Кастелло между 1324 и 1335 годами. Фасад, выходящий на площадь Маттеотти, был полностью переделан Николой Барбиони в 1687 году, а лоджия была построена в 1620 году. Интересны двойные часы — одни показывают только часы, вторые — минуты.
В историческом центре есть и вторая, важная для города площадь — Габриотти, называемая местными Пьяцца ди Сотто. На эту площадь выходят Палаццо деи Приори, резиденция городской ратуши, Кафедральный собор и Гражданская башня.
Палаццо деи Приори был построен между 1322 и 1338 годами архитектором Анджело да Орвието, о чём свидетельствует ныне потёртая и едва разборчивая надпись на фасаде. В те же годы архитектор участвовал в строительстве двух других важных зданий: Палаццо Консоли в Губбио и Подеста в Читта-ди-Кастелло.
Палаццо деи Приори до сих пор является резиденцией городской ратуши, а лестница шестнадцатого века ведёт к залу городского совета, где сохранились фрагменты фресок и древнеримские эпиграфы.
На запоминающейся городской башне XIII века сохранились каменные гербы и следы фрески, которую приоры заказали Луке Синьорелли в 1474 году. Символ муниципальной власти, она также использовалась как тюрьма. Второе название — Епископская башня, поскольку она примыкает к Епископскому дворцу, который несколько раз перестраивался, пока не приобрёл в XVIII веке нынешний вид.
Собор Святых Флоридо и Аманцио был основан в VI веке, но современное здание датируется XI веком. На протяжении веков собор подвергался многочисленным вмешательствам, между 1466 и 1529 годами был полностью адаптирован к новым формам архитектуры эпохи Возрождения. Фасад характеризуется широкой лестницей и рядом пилястр, колонн и ниш, которые придают всему объёму большую пластичность.
Интерьер церкви в форме латинского креста имеет один неф с боковыми часовнями и кессонную крышу XVIII века. Боковые часовни, построенные богатыми семьями города в период с XVI по XVII века, богаты фресками и картинами.
Но рассмотреть интерьер внимательно не получилось, в Соборе венчались. Много гостей, всё торжественно, понаблюдали издалека.
Осталось упомянуть соборную колокольню. Она имеет цилиндрическую форму и является настоящей редкостью. Колокольня высотой 43 метра была построена в XI веке и напоминает византийскую архитектуру.
Вот таков городок Читта-ди-Кастелло, который завершил наш умбрийский вояж. Как бы напоминая о том, что нам возвращаться в места, лежащие к северу от Умбрии, он уже мало похож на городки на вершинах холмов, куда ведут дорожки с кипарисами по сторонам. Он полностью равнинный, да и своей архитектурой напоминает более северные итальянские места.