За окном моросит дождик, небо закрыли низкие хмурые тучи.
И даже обещаемые синоптиками +15 — уже не те +15, которые были летом.
Во французских Альпах тоже так: яркое солнце, такое, что можно загорать, и одновременно холодный пронизывающий ветер, от которого некуда спрятаться.
Но это всё чуть впереди, а пока мы, преодолев пограничный между Швейцарией и Францией перевал Форклаз, приближаемся к месту нашего пребывания в ближайшие несколько дней. Из-за лесистых холмов начинают появляться характерные для этой части Альп пики. Они очень похожи на иглы. Их так и называют — Aiquille (Эгюий) — игла. Aiquille du Midi, Aiquille du Fou, Aiquille des Grands Charmoz и множество других «игл».
2
3
Располагаемся в кемпинге Mer de Glace, имеющий 3 звезды. Основным отличием его от других являются отделённые друг от друга живым хвойным забором места. У вас как-будто своя отдельная территория, только жаль, что травы там нет, каменистая земля. Ещё удивило то, что хозяйка лично провела нас по кемпингу, показав все основные места и объяснив правила проживания. Одно из них также удивило: перед посещением душевой необходимо разуться у входа на лавочке. Ах, да! Душевая общая для мужчин и женщин. Французы, да?!
Нет, ну не до такой степени, как вы подумали.
Кабинки всё же есть.
И ещё одно отличие трёхзвёздочного кемпинга — наличие в туалетах не унитазов, а чаш Генуя.
Для тех, кто не в теме (извиняйте за реалистичность): это когда для справления естественных надобностей нужно на корточки садиться.
И ещё. После обеда начинался дождь.
В принципе, он и до обеда раз пять мог пройти, но периодически заканчивался.
А после обеда шёл уже без перерыва.
Карту района нам тоже не дали. Говорят — зачем? Вон она, на стенде висит, смотрите, сколько хотите!
В общем, не расслабишься. Но оно и правильно — мы же не на пляж приехали.
А в остальном, нам понравилось.
3
Карта. Сфоткал и пользовался.
1
История долины Шамони-Монблан — это удивительный рассказ о невероятных достижениях, о людях, всего за два столетия превративших скромную деревеньку в знаменитый на весь мир центр лыжного туризма и альпинизма. Шамони расположен у подножия знаменитого массива Монблан, в высокогорной сосновой долине в департаменте Верхняя Савойя. Курорт ежегодно принимает — сколько бы вы думали?, — 2,5 миллиона туристов!
Утром, — ну как утром?, — часов в 11, идём на остановку автобуса.
Естественно, минут через 10 начинают возникать сомнения: туда ли идём?
Вижу мужчину в строительной форме. Подхожу и выкладываю весь свой словарный запас по-французски.
Бонжур, мол, месье, скуземуа, и всё такое, бус, Шамони, Монблан, д`Артаньян…
А он так ехидненько на меня смотрит.
Ну, думаю, ни фига не понял дядя.
А он: ду ю спик инглиш?
Ну дык, мать твою! Ес!
В общем, говорит, тэлеферик видишь? Иди к нему, там остановка.
Сенкью, то есть мерси!
Тэлеферик — это фуникулёр по-французски. Оцените, как звучит: тэ-ле-фе-рик (при произношении используйте прононс, ударение на послений слог и чисто французское произношение звука «р»)
Отныне Telepherique — моё любимое слово во французском языке.
Вот он — Telepherique la Flegere, видна верхняя станция на высоте 1894 метра.
Идём к остановке.
5
2
4
Пришли. Это — нижняя станция фуникулёра Флегер:
1
Автобус домчал нас до вокзала Шамони за 10 минут. Используя способ ориентировки на местности, предложенный французским строителем, находим интересующий нас фуникулёр, ой, тэлеферик на Эгюий дю Миди. Но на площади перед станцией подозрительно мало народа. У касс — два человека. И это — одно из топовых туристических мест в Европе???
2
Сначала поднимаетесь до станции Plan de l`Aiquille (её не видно) на высоту 2317 м, потом на станцию, расположенную на вершине горы Aiquille du Midi (3842 м). Вон она, справа
1
А ларчик просто открывался. Тэлеферик закрыт в целях безопасности из-за сильнейшего ветра на верхней станции.
А внизу так и не скажешь.
Солнышко старается вовсю. Жарко, несмотря на высоту 1036 метров над уровнем моря.
Ну вот, припёрлись за две с половиной тыщи км, а тут такой облом.
Что уж говорить про японцев-китайцев. Они вообще издалека припёрлись. Сидят грустные на лавочках в теньке.
Но мы не стали уподобляться продавцам тормозной жидкости на трассе Хельсинки-Таллинн.
Я бросил взгляд на противоположный склон долины Шамони. И увидел там вот это:
1
1
Telepherique de Brevent поднимает на высоту 2525 м в два этапа. Сначала на 2000 м в шестиместных кабинках до станции Planpraz, а затем наверх в многоместных подвесных гондолах.
Так вот где все!
Молодёжь с детьми в колясках, пенсионеры, маунтинбайкеры. Нет только китайцев.
1
1
Отсюда Aiquille du Midi видна уже лучше.
1
Поехала гондола наверх
Вот они, иглы
2
И вот она, панорама долины Шамони. Здесь если не всё, то многое. Plan de l`Aiquille (слева в середине), Aiquille du Midi (в левом верхнем углу), ледник des Bossons (в центре), въезд в тоннель Монблан (под ледником), и, конечно же, сам Монблан — 4810 м — высочайшая вершина Европы
Вид с верхней станции на озеро Brevent. Оно совсем рядом — всего час идти.
И я пошёл.
Каменная тропа.
Прекрасные виды.
3
4
2
Площадка станции Brevent, откуда я спустился
4
Честно говоря, я прошёл ровно половину пути, так как заметил движущиеся кабинки на противоположном склоне.
И двигались они вверх, к Монблану!
Я развернулся и вприпыжку понёсся наверх, сгоняя с тропы встречных и вводя в ступор попутных — ведь несколько минут назад я точно так сгонял их с тропы, спускаясь вниз. Но я не обращал ни на кого внимания. Я спешил сообщить радостную новость жене и сыну, которые остались на станции. Последние пару сотен метров дались очень сложно: ноги сводило, горло горело от нехватки кислорода на высоте 2500 метров, уши на холодном ветру мёрзли и болели, руки были обожжены палящим солнцем. В итоге минут десять я ничего не мог сказать, пытался отдышаться и только показывал рукой на противоположный склон.
Вообще то, я не очень был уверен, что мои захотят подниматься ещё на одном фуникулёре (женская логика — типа, ведь мы уже поднимались на гору, зачем повторяться?), поэтому спросил у жены: поедем? Ответом мне был взгляд голодной волчицы, охраняющей своих детёнышей. Понял, сказал я и быстренько купил билеты.
Канатная дорога на Aiquille du Midi была открыта в 1954 году.
В гондоле человек 30–40, утрамбовывают до состояния наших автобусов в час пик. Нужно проявить сноровку и занять место возле окон. Канатка подвешена на опорах, одна из них высотой более 70 метров!
Напротив видны станции Planpraz и Brevent, откуда мы спустились полчаса назад.
1
Хижина/кафе ниже станции Le Plan de l`Auquille, от которой начинаются многочисленные пешие маршруты.
В частности Grand Balcon Nord, его чуть заметная тропа ведёт до ледника Mer de Glace, а там и до нашего кемпинга рукой подать.
2
Но мы пересаживаемся в другую кабину и поднимаемся выше. Пейзаж становится совсем суровым, скалы совсем отвесными, а сила ветра ощущается по раскачиванию кабины.
3
4
Наверху холодно, пальцы замерзают за несколько секунд. Успеваешь сделать два-три снимка. А вокруг — зима!
1
5
4
Montblanc сразу трудно вычислить в скоплении снежных шапок, но, посмотрев на плакат, находишь пик без труда с любого ракурса.
1
3
Очень сильно ощущается нехватка кислорода. Мозг даёт команду учащённо дышать без всяких на то причин. Восходящие потоки воздуха настолько сильны, что попытки бросить вниз сосульки ни к чему не привели. Их подхватывает ветром и уносит вверх. Вокруг невиданная доселе красотища!
Вершина Aiquille du Midi
Каменное образование Piton Sud, за ним два четырёхтысячника-иглы
4
Ледник Les Bossons стекает в долину Шамони
4
Ледяной тоннель
Звучит звонок. Из громкоговорителей раздаётся объявление об отправлении последней гондолы через 10 минут. Спускаемся в Шамони.
Коротая время до автобуса, прогуливаемся по городу.
Расписание движения автобусов и сам автобус
Очень бурная река l`Arve
2
Улица доктора Паккара (Rue du Docteur Paccard)
И достойный особого упоминания дом на этой улице.
На его торце очень реалистично нарисованы окна, балконы и люди. Все эти люди — знаменитые гиды, альпинисты и учёные, внёсшие свою лепту в, как сейчас говорят, раскрутку бренда Шамони, начиная с 8 августа 1786 года. Тогда врач Мишель-Габриэль Паккар, ставший в 1794 году мэром Шамони, вместе с охотником за кристаллами Жаком Бальма (крайний слева на левом балконе), совершили первое восхождение на Монблан. В верхнем окне — Мари Паради, официантка(!) — первая женщина, которой покорился Монблан в 1808 году. На нижнем балконе, второй справа — Рене Кларе-Турнье, гид — обладатель рекорда по количеству подъёмов на вершину Европы — 530 раз!
5
Памятник Жаку Бальма, который показывает Орасу Бенедикту де Соссюру, философу и учёному из Женевы, отцу современной геологии, направление на Монблан. Соссюр ещё в 1760 году предложил награду тому, кто первым покорит вершину. И сам был там третьим в 1787 году с тем же Жаком Бальма.
3
3
2
Кто-то и сейчас покоряет Монблан. Внизу их действия координируют с помощью современной аппаратуры.
Возвращаемся в кемпинг. По пути лакомимся альпийской земляникой.