Находясь в Умбрии, регионе, известном своей мягкостью, зеленью и пышностью, путешественники могут окунуться в неприкрытую средневековую историю Италии в Губбио. Город, который отличается большей мрачностью и готической внушительностью, чем остальная часть Умбрии, является одним из самых красивых и исторических городов на холмах региона.
Спрятанный в северных предгорьях Умбрии, Губбио -несколько изолированный город. Хотя и совсем тихим его не назовёшь. Из-за большого количества исторических памятников и своей средневековой атмосферы город входит в пять наиболее посещаемых мест Умбрии.
Как и во многих местах Италии, культура и атмосфера города напоминают о истории Губбио, которая восходит к его основанию в третьем веке до нашей эры, когда он изначально назывался Икувиум или Игувиум. В то время город обладалнепоследней политической и религиозной силой. О его известности во времена римского правления свидетельствует Римский театр. Он большой, но находится в поле на южной границе города, был в своё время разрушен, мы к нему не пошли, да и достаточно уже в Умбрии посмотрели римского.
После падения Римской империи Губбио был в руках готов, византийцев и лангобардов. В начале 1000-х годов город был осаждён дюжиной умбрийских городов, пока Святой Убальдо не спас город, убедив императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссу предоставить Губбио независимость.
Об этом напоминает статуя святого в конце Корсо Гарибальди. Она представляет собой копию статуи Бернини, установленной на колоннаде собора Святого Петра в Риме, была установлена в 1761 году в память шестого столетия со дня смерти святого покровителя.
Парковку мы нашли напротив церкви Сан-Франческо. Из буллы Папы Александра IV известно, что церковь Сан-Франческо в Губбио уже служила в 1256 году. Она была построена на территории обширного францисканского комплекса на земле древней семьи Спадалонга. Именно эта семья в 1206–1207 годах приняла святого Франциска после того, как он покинул дом своего отца и отказался от своего богатства, и именно здесь святой впервые надел одежду, которая позже стала привычкой для францисканцев.
Незаконченный фасад занят романским порталом и окном-розой, которое было перенесено в 1958 году из церкви Сан-Франческо в Фолиньо. Во всей конструкции преобладает простота.
Внутри четырнадцать колонн делят пространство на три нефа, ранее расписанных фресками, но теперь лишённых многих изображений из-за радикальных преобразований, произошедших в XVIII веке.
На стенах апсиды находятся фрески мастера Санта-Кьяры (XIII–XIV века), ученика Джотто, в левой апсиде представлены Марианские истории, написанные Оттавиано ди Мартино Нелли (1410–1415). Многие фрески были обнаружены в 1938 году после снятия покрытий предыдущих веков. Но в церкви очень и очень темно, обидно, что не удалось качественно сфотографировать.
В правой апсиде представлены два эпизода из жизни святого Франциска: ограбление и сон Иннокентия III. Эти сцены предвосхищают те же изображения из цикла Джотто в Верхней базилике Ассизи, написанные примерно через двадцать лет после изображения в Губбио.
Перед церковью памятник рассказывает о самом известном эпизоде, произошедшим со Святым Франциском в Губбио между 1220 и 1222 годами: о чуде укрощения «большого, ужасного и свирепого волка, который пожирал не только животных, но и людей». В память об этом событии в первые дни сентября проходит пешее паломничество из Ассизи в Губбио, которое повторяет путь, по которому шёл Франциск, чтобы найти убежище.
Церковь Санта-Мария-деи-Лаичи, также известная как «Церковь белых», расположена в центре города, в начале улицы Виа Пиккарди, рядом с Лоджией Тиратори.
Этот совместный монументальный комплекс, включающий церковь, датируется первой половиной XIV века. В 1467 году была построена церковная колокольня. В склепе все стены были расписаны фресками с эпизодами Страстей, приписываемыми Джакомо ди Бенедетто. Некоторые из этих фресок были «вырваны», отреставрированы и переданы в Епархиальный музей в 1966 году.
Несколько десятилетий назад церковь была отреставрирована и превращена в филиал музея. Среди представленных в церкви произведений, безусловно, стоит упомянуть следующие: деревянная скульптура, изображающая Мадонну с Младенцем с двумя ангелами-помощниками, и красивая скиния, подаренная в 1338 году Гильдией каменщиков Братству Пресвятой Девы Марии.
Цикл из 24 панно с изображением Жития Богородицы — очень ценная работа Феличе Дамиани и его мастерской, созданная около 1607 года.
Картина «Благовещение» Федерико Бароччи из Урбино. Она была заказана 8 апреля 1610 года приором, графом Муцио Бени, несколько других картин, часть которых была привезена из пострадавших от наводнения 2020 года церквей.
Особо представлены два ценных экспоната из церкви города Читта-ди-Кастелло. С грехом пополам переведя с итальянского, я понял, что эти два произведения приписываются молодому Рафаэлю, были им созданы ещё в мастерской его отца в Урбино.
Будь полностью самим, или в соавторстве с одним из помощников Джованни Санти. Картины были приятным открытием, не знал о таких.
Лоджия Тиратори, самая большая часть комплекса, размещала большой госпиталь «Спедаль Гранде» четырнадцатого века, построенный Братством Пресвятой Девы Марии и переданный в 1452 году городу.
Церковь Сан-Джованни была построена между XIII и XIV веками на месте более старого собора Сан-Мариано. Фасад церкви чисто готический, а колокольня — романская.
История гласит, что в XIV веке церковь Сан-Джованни была единственной церковью, в которой была купель, и поэтому жители Губбио крестились именно здесь. Купель, которую можно увидеть сегодня внутри церкви, датируется «всего» 1510 годом.
Интерьер церквисостоит из одного нефа с квадратной апсидой, а крышу поддерживают каменные арки на парных колоннах.
Церковь Сан-Мария-деи-Серви расположена на Корсо Гарибальди (по этой причине её местные называют Сан-Мария-аль-Корсо).
Фасад выполнен в стиле ренессанс, а интерьер подвергся генеральной реконструкции в XVIII веке. Слуги Марии — религиозная община, приехавшая в Губбио по приглашению епископа Пьетро Габриэлли в XIV веке, служила в церкви долгие годы. Кажется, что в давние времена на этом месте была ещё одна церковь, но от неё не осталось и следа.
Римские ворота с высокой башней были построены в XIV веке для защиты одного из въездов в город.
Высота башни составляет 25 метров, и она была снабжена тремя важными элементами: прочными воротами, железной решёткой и подъёмным мостом.
Церковь и монастырь Сант-Агостино расположены недалеко от стен Губбио, за пределами средневекового города недалеко от римских ворот. Строительство комплекса началось в 1251 году и закончилось в 1294 году. Внешний вид церкви был переделан в восемнадцатом веке.
Интерьер с одним нефом имеет деревянный потолок, поддерживаемый восемью арками, укрепленными в XVI веке.
Очень интересны фрески, написанные мастерами XIV–XV веков.
В апсиде иллюстрированы сюжеты из жизни святого Августина.
Эти картины, датируемые примерно 1420 годом, представляют собой одно из главных свидетельств позднеготической живописи Губбио.
В часовне Мадонны делла Грация находится ценная фреска Оттавиано Нелли конца XIV века, вмонтированная в поздний алтарь.
Порта-Вехия, северный выход из города, не представляет из себя ничего особенного, это просто арка между домами.
Сан-Марциале — небольшая церковь, расположенная в конце исторического центра Губбио, в нескольких шагах от Порта-Вехия. Существовала уже в период раннего средневековья и документально зафиксирована с XII века. Стиль здания — романский.
Если идти от Римских ворот по направлению к главной площади города, можно не заметить небольшую церковь Сан Франческо делла Паче, а это очень интересное место. Церковь до сих пор принадлежит Гильдии каменщиков, которая её построила в конце XVI века на том месте, где, по преданию, около двух лет жил волк, приручённый Святым Франциском.
Алтарь сделан из камня, на котором святой Франциск молился после заключения мира с волком. За алтарём — картина Джованни Микелини из Фолиньо, на ней: Мадонна с Младенцем, апостол Фома (покровитель каменщиков), святой Убальдо (покровитель Губбио). Слева — статуэтка святого Убальдо.
В склепе можно увидеть раннесредневековый саркофаг, закрывавший могилу волка. Он был найден в 1873 году недалеко от церкви. В той же комнате находится барельефная скульптура Антонио Марии Росси, изображающая приручение Святым Франциском волка.
Если данный экземпляр хотел нам представить того «ужасного, страшного волка, терроризировавшего городские окраины», то не впечатлил. Видали волков и покруче.
Церковь также тесно связана с городским фестивалем свечей. Каждый год 15 мая это мероприятие охватывает весь город Губбио, проводится в честь местного покровителя Убальдо. Три тяжёлых деревянных постамента увенчаны статуями Святого Убальдо, Сан-Джорджо и Сант-Антонио Абате. Вес каждой «свечи» составляет около 300–400 кг. Все участники одеты в красочные одежды и бегом несут их через город на гору Инджино и в базилику. Это настоящая гонка в гору с тяжёлым грузом, а пока реквизит отдыхает в этой церкви.
Возможно, Губбио — самый средневековый город Умбрии, с извилистыми улочками, характерными домами и старой каменной архитектурой по всему городу.
Продолжу в следующем рассказе, посетим главные дворцы и фонтаны Губбио, а также кафедральный собор.