Легенда гласит, что город Тоди был основан Геркулесом, но если вернуться к историческим фактам, древние умбры построили его на вершине холма в VIII–VII веках до нашей эры. Его название Тутере означает «граница» и, вероятно, относится к его положению на краю этрусских владений.
Легенда гласит, что основатели города изначально планировали построить Тутере у подножия холма. Однако, когда они однажды утром завтракали, орёл спикировал и улетел с их скатертью, отпустив её на вершину холма. Было решено, что это предзнаменование, и строительство города началось на вершине холма. Правда это или нет, но орёл красуется не только на городском гербе, но и на фасаде дворца Приоров.
Или на впечатляющем фонтане Сезия, построенном между 1600 и 1606 годами представителем правящей семьи Чези по имени Анджело.
Расположенный в самом сердце Умбрии, Тоди манит своим средневековым очарованием, богатой историей и захватывающими дух пейзажами.
Этот древний город, расположенный на вершине холма с видом на долину реки Тибр, предлагает заглянуть в прошлое, предоставляя при этом все удобства настоящего. Например, современный фуникулёр, поднимающий от автостоянки на вершину холма. Да, история Тоди насчитывает тысячелетия, беря свое начало в умбро — этрусском периоде, но от того времени осталось ничтожно мало. Например, эта ценная скульптура, которую можно увидеть в эпархиальном музее.
Город процветал при римлянах, они называли его Тудернум. Его двойные городские стены были достаточно прочны, чтобы отразить Ганнибала после его победы в битве при Тразимено (217 год до н. э.) во время Второй Пунической войны. С того времени также практически ничего не сохранилось. Разве что под прямоугольной площадью Пьяцца дель Пополо можно найти ряд римских цистерн I века длиной более 80 метров.
Большая часть того, что вы видите в Тоди сегодня, относится к Средним векам. Это было время расцвета города. Сегодня исторический центр Тоди является свидетельством его славного прошлого с хорошо сохранившимися зданиями, извилистыми улочками и очаровательными площадями, которые рассказывают истории былых времен.
Тоди переполнен нетронутыми каменными домами, извилистыми узкими улочками и древними церквями, что делает его похожим на съемочную площадку. Он также чистый, тихий и ухоженный. За исключением машин он не сильно отличается от того, каким он был столетия назад.
Настоящее средневековое сердце Тоди — площадь Пьяцца дель Пополо, где находятся самые важные здания, такие как Палаццо дель Пополо (или Палаццо Веккьо) и Палаццо дель Капитано (или Палаццо Нуово), в которых размещается Городской музей Тоди. Здесь вы также найдёте Палаццо дей Приори и Собор, построенный в XII веке на руинах римского здания.
Пьяцца дель Пополо, одна из самых живописных площадей Италии — шедевр, в основном сформировавшийся к XIV веку.
Палаццо дей Приори, построенный в готическом стиле одновременно с близлежащими Палаццо дель Капитано и Палаццо дель Пополо, стоит на южной стороне площади. Он претерпел последние изменения между 1334 и 1347 годами, не считая вставки ренессансных окон в 1513 году. Башня с трапециевидным основанием была построена между 1369 и 1385 годами, а уже упомянутый легендарный орёл — работа из бронзы Джованни ди Джильяччо 1339 года.
Восточную сторону площади Пьяцца дель Пополо занимают стоящие рядом муниципальные дворцы, известные как Палаццо дель Пополо и Палаццо дель Капитано, построенные соответственно в начале и конце XIII века.
Самый старый Палаццо дель Пополо или Палаццо дель Подеста, предназначался для резиденции иностранного магистрата с шестимесячным сроком, подобную форму городской власти я уже когда-то описывал в рассказе о Падуе. Первоначальная архитектура дворца содавалась по образцу муниципальных зданий северной Италии. Состояла из портика на первом этаже и зала заседаний генерального совета города на втором этаже, ответственного за выборы консулов. В 1267 году мэр Пандольфо Савелли построил величественную лестницу, которая позволяла попасть на второй этаж обоих дворцов, где располагались залы представительств власти.
Фасад Палаццо дель Капитано отличается большым количеством декоративных элементов в готическом стиле. На первом этаже есть две большие круглые арки, которые ведут к помещению с портиком, где первоначально жили арбалетчики, охранявшие здания и площадь. Три готических окна на первом этаже выделяются своей элегантностью, они освещают большую комнату с остатками фресок XIV века, первоначально использовавшуюся в качестве зала капитанского суда, а теперь в ней располагается зал муниципального совета.
11 июля 1849 года генерал Гарибальди и его отступающая армия прибыли в Тоди. Они только что потеряли Рим из-за французских войск Наполеона III, посланных для восстановления власти Папы. И ещё 6000 испанских солдат недавно высадились в Италии, также по просьбе Церкви. Гарибальди преследовали с юга, а ведь ему также нужно было избежать своего австрийского врага на севере. Поэтому памятник Гарибальди в Тоди имеет серьёзное историческое значение, в большинстве городов Италии он ведь устанавливается только потому, что «так надо».
На северной стороне площади находится знаменитый Дуомо, датируемый XII веком. Строительные работы продолжались на протяжении столетий. Это прекрасная готическая церковь с розовым окном, законченным в 1515 году. Собор Сантиссима Аннунциата, скорее всего, был построен на руинах римского храма, посвящённого Аполлону. За собором Тоди были найдены остатки древнеримской виллы с мозаичным полом и несколько блоков старых городских стен. Название места «Орлиное гнездо», ещё раз напоминает о легенде, связанной с основанием города.
Собор имеет квадратный фасад и приземистую квадратную колокольню с окном-розеткой, добавленным в 1513 году. Двадцать девять ступенек из травертина составляют монументальную лестницу, построенную в 1740 году епископом Джузеппе Пьянетти.
Три входных портала соответствуют трём внутренним нефам. На центральной двери выделяется богатый декор из дуба, напоминающий стиль собора Орвието, созданный мастерами Бенчивенга да Меркателло и Карло Лоренти.
Здание имеет план латинского креста, а внутреннее пространство разделено на три нефа, отделённых друг от друга десятью великолепными колоннами коринфского стиля, поддерживающими деревянный потолок.
Сразу за входом, на всей стене вокруг центрального окна-розы, находится прекрасная фреска «Страшный суд», созданная Феррау да Фаэнца в 1596 году по моделям Микеланджело.
Внутри здания находятся другие произведения искусства. Готический алтарь был создан в 1343 году.
Из левого нефа спускаемся в крипту собора, где находится Епархиальный музей
На задах Собора легко не заметить часовню Сантиссима Аннунциата, фасад которой представляет собой гладкую оштукатуренную стену.
На самом деле часовня, ещё называемая Церковь Нунциатины — шедевр, маленькая «Сикстинская капелла» Тоди. Со стороны трудно представить, что за простой стеной находится сокровище редкой красоты.
Церковь названа так потому, что с 1554 года она была резиденцией Братства Сантиссима Аннунциата, хотя этот церковный институт существовал с 1348 года. Внутри вы будете ослеплены красотой барочных фресок, которые выделяются на своде и нефах небольшой церкви. Основными художниками, работавшими здесь, были Андреа Полинори (главный художник эпохи раннего барокко в Тоди, его работы также можно увидеть внутри храма Сан-Фортунато) и Паоло Барла.
Церковь Нунциатины долгие годы была закрыта от взора посетителей и жителей Тоди, возможно, этим также объясняется хорошая сохранность интерьера.
Над главным алтарем находится полотно Лоренцо Бальди из Пистойи, изображающее Благовещение, а в пятой капелле можно полюбоваться довольно редким иконографическим сюжетом, дважды повторённым в этой церкви: Бог-Отец даёт архангелу Гавриилу лилию, которую ему предстоит принести Деве Марии в эпизоде Благовещения.
Убранство потолка по дизайну напоминает великие римские церкви периода барокко, с ангелами, цветами и фруктами, среди которых выделяются восемь медальонов, окружающих главную фреску, изображающую эпизоды из жизни Богородицы: Рождество, Введение в храм, Венчание Богородицы, Посещение святой Елизаветой, Рождество Иисуса, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Успение.
Слева от собора находится епископский дворец Тоди, построенный в 1593 году епископом Анджело Чези на месте, где стояли дома каноников, и задуманный как резиденция, достойная принца-покровителя эпохи Возрождения.
Палаццо Весковиле был спроектирован Джованни Доменико Бьянки. Здание было разделено на четыре уровня: на нижнем этаже располагались кухни, конюшни, подвалы и склады. Из центрального входа можно было попасть на второй этаж, где располагались курия, канцелярия и архив. С этого уровня монументальная лестница вела на главный этаж, где располагался Тронный зал.
В зале, расписанном фресками Феррау де Фаэнца, представлены портрет всех епископов, которые вели церковь Тоди от Сан-Теренциано до Анджело Чези.
На этом же этаже находились частная часовня и Галерея, расписанная художником Андреа Полинори фресками с эпизодами из истории Тоди. Отсюда был доступ в личные комнаты епископа, которые сейчас используются как епархиальная библиотека.
Одним из самых красивых и исторически важных памятников Тоди является собор Сан-Фортунато, великолепная готическая церковь, построенная в XII веке.
Это место одной из самых известных легенд Тоди, которая рассказывает о молодом человеке по имени Фортунато, который был замучен за свою веру, его саркофаг находится в склепе.
Эта церковь расположена на вершине выдающейся лестницы.
Начатая в 1292 году, остановленная чумой 1348 года, с наполовину завершённым фасадом конца XV века, это, тем не менее, прекрасное здание.
Строгость и простота интерьера — с изящными готическими сводами, свинцовыми окнами, красивыми боковыми часовнями и особенно красивым резным хором вокруг алтаря — делают её оригинальной и величественной.
Внутри можно увидеть фрагменты фресок Мазолино да Паникале.
В церкви находится прекрасная фреска Перуджино, а также множество других произведений искусства, включая витраж Джакомо делла Порта.
В Тоди мы завершили путешествие по Умбрии южнее Перудже, в этой провинции нам осталось посмотреть только два города в её северной части.