Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была вчера 20:45
На Кипре

Каримабад, Чилас, Наран, Исламабад, Таксила, Пассу — Пакистан Сентябрь 2024

Начало нашего путешествия — здесь.

А теперь начинается вторая серия нашего путешествия по Пакистану — мы выдвинулись из Исламабада на север, чтобы посмотреть горную часть страны. И первым пунктом нашего маршрута стал город Наран. Находится Наран на высоте 2500 метров, и это очень ощущается. Здесь уже совсем другой климат, альпийский, свежо, прохладно, так что мы все с облегчением вздохнули после сорокаградусной жары. Оказывается, это очень популярный у пакистанцев курорт, сюда приезжают отдохнуть от жары и полюбоваться природными красотами, коих в окрестностях городка совсем немало. Мы с удивлением обнаружили здесь отели с самыми звучными названиями — Хилтон, Марриот, Шангрила. Ничего общего с известными гостиничными цепочками они само собой не имеют, просто видимо завлекают такими вывесками.

В Наране отличный рынок, куда мы и направились на охоту за пашминами. Бог мой, каких только пашмин там не было! Продавцы разворачивали перед нами целые представления, вываливая на прилавки всевозможные мягкие ткани из пуха кашмирских горных коз.

Пашмины веером разлетались на наших глазах, всех цветов и размеров! Устоять, естественно, совершенно невозможно, тем более что и ценник вполне вменяемый, а после торга так вообще сверх вменяемый! Что сказать, шоппинг в Наране был превосходный, к тому же здесь он был нелимитированным по времени, вот мы и оторвались! Шапки-афганки, грецкие орехи, инжир, сладости стали приятным дополнением к пашминам.

Поездка по бездорожью на джипах к высокогорному озеру Саиф-уль-Малюк здорово пощекатала нам нервы на ухабах и порадовала живописными озерными видами.

Сразу видно, раскрученное туристическое места, здесь всё поставлено на поток — лошади, ястребы, пестрые лодочки. Много удачных локаций для фотосессий, можно сфотографироваться с ястребом, на лошади или в нарядной пакистанской шапке, чем мы все с упоением и занимались. Ну и само собой с Туристеровским флагом не забыли себя запечатлеть! Отметились в таком малоизвестном месте!

Ну что ж, едем дальше, двигаемся в сторону Чиласа с фотоостановками по дороге. Проезжаем мимо красочных деревень, рассыпанных на склонах холмов, мимо медленно бредущих вдоль дороги коз и овец, в общем, дорога очень живописная, чего там только не увидишь, пока едешь!

В этих суровых декорациях мне очень пригодилось пончо, купленное накануне на рынке, оно как нельзя кстати вписалось в этот ландшафт, ну и согревало конечно. Озеро Лулусар удивило своим видом — не зная, где это, я бы сказала, что это Шотландия или Исландия, но уж никак не Пакистан.

Вот такие сюрпризы поджидали нас по пути! Набор высоты шёл по нарастающей, с 2500 метров мы поднимались до 4000, со всеми вытекающими из этого последствиями в виде симптомов горняшки. Гипоксен, аспирин и горький шоколад лишь слегка сглаживали ее симптомы, мне было до того плохо, что я даже не вышла из автобуса на перевале Бабусар. Суровые места, прекрасные в своей лаконичности и безжизненности!
Пакистанский вояж под флагом Туристера. По горам по долам

Наконец добрались до Чиласа, здесь было уже пониже и полегче, отпустило. Слегка пришли в себя в гостинице Шангрила Чилас, удачно расположенной на берегу реки, а на утро нас ждал новый большой новый переезд в Каримабад. И, как водится, по дороге всё время делали остановки на фотопаузы, то мостик подвесной увидишь, то петроглифы на скалах, то разукрашенные грузовики, на фоне которых так и тянет устроить фотосессию, то всякие забавные дорожные сценки, то старую дорогу Великий Шёлковый путь, вырубленную в скалах!

Но главными действующими лицами в нашем меню были Долина Хунза, смотровые на Нанга Парбат,

и ещё одно особенное место, где встречаются три всемирно известные горные цепи — Гималаи, Каракорум и Гиндукуш.
Пакистанский вояж под флагом Туристера. По горам по долам

Величественные горные пейзажи восьмитысячников открывались буквально отовсюду с разных смотровых, а река Инд служила им эффектным фоном. Надо ли говорить, что остановки мы делали часто и всюду задерживались.

Обедали в одном очаровательном месте, по сути, придорожном кафе, куда мы заехали по наводке нашего Сердарбея. В меню — пельмени Момо, огромные, сочные, вкусные и дешевые! Сдуру все заказали по 12 штук, но осилить такую порцию оказалось не всем под силу).

Мы едем по территории административной области Гилгит-Балтистан, самой красивой и живописной территории страны.

Пакистанский вояж под флагом Туристера. По горам по долам

Лишь к вечеру добрались до Каримабада и сразу отправились в Форт Балтит. Подъехать прямо к крепости нельзя, пришлось еще долго взбираться на своих двоих. Крутой подъем пешком лишил меня последних сил, но я всё же доползла на самый верх. Компенсацией мне стали замечательные виды сверху и ощущение древности в стенах форта.

А какой колоритный смотритель вышел нас встречать! Только, по-моему, где-то я уже видела его фото). Видимо, очень популярный персонаж, везде засветился!

В 2004 году Форт Балтит был включен в Предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построенный около 700 лет назад, он не раз менялся на протяжении веков. В течение многих столетий крепость служила резиденцией эмиров Хунзы, а в самом облике форта просматривается что-то неуловимое китайское. Это и неудивительно, долгие годы княжество Хунзы было самостоятельным государством в вассальной зависимости от Китая.

С террасы форта Балтит открывается великолепный вид с высоты птичьего полета на домики Каримабада.

Пакистанский вояж под флагом Туристера. По горам по долам

Виды зачетные, куда ни глянь, обстановка же внутри форта весьма аскетичная. Хотя и внутри форта можно увидеть интересные архитектурные детали, разны каменные лестницы, деревянные балконы и каменные арки.

Очень приятное впечатление произвели на нас жители долины Хунза. Про них ходят всякие байки для туристов, типа они долгожители благодаря ледниковой воде и абрикосам, живут до 120 лет и всё такое. Но удивили они совсем не этим, а своей образованностью, поведением с чувством собственного достоинства, доброжелательностью, раскрепощенностью по сравнению с пакистанцами из центральных районов, где мы были.

В Каримабаде мы провели две ночи в уютном отеле Roomy Dastan Karimabad. Виды с его террас на заснеженные горные пики — распрекрасные, номера комфортные, к тому же вечером на террасе можно посидеть у костра всей честной компанией! В общем, все тридцать три удовольствия!

Пакистанский вояж под флагом Туристера. По горам по долам

Второй наш день в Каримабаде был очень насыщенным и ярким.

Мы побывали в самых разных живописных локациях и везде устраивали фотосессии в шальвар-камис. Ледник Хопар совсем не впечатлил — серый, грязный,

но виды с его смотровой вполне себе ничего, удачная локация для фотосессий в ярких нарядах!

При виде серого ледника мне с ностальгией вспомнился ярко-голубой Перито-Морено, проблема восприятия у меня, однако, после Патагонии).

В форте Алтит нам провели интересную экскурсию, виды с этого форта еще более живописные, чем с Балтита. Алтит является одним из самых древних исторических памятников Долины Хунзы.

Построенный в 11 веке он является прекрасным примером архитектуры того времени. Форт был использован как резиденция правителей Хунзы и был обновлен в 16 веке. Обстановка примерно такая же, как и в Балтите, особой разницы я не увидела. Самое интересное — это виды, которые открываются со стен форта, они оттуда просто замечательные!
Здесь мы повстречали одну интересную семью пакистанцев из Исламабада. Папа, мама и трое детей-подростков. Видимо, это пакистанская элита, все очень ухоженные, породистые, культурные, а девочки белые-белые, ведь загар у них признак бедности. Приятно было за ними наблюдать. Запомнились!

Обедали в живописном местечке у подножия форта в компании овечек, ну просто пасторали в чистом виде!

Немного прошлись по городку, заглянули в Женский двор, куда вход разрешен исключительно женщинам. Отдыхавшие там местные тетушки оказались на редкость фотогеничными и дружелюбными, с удовольствием разрешали себя фотографировать!

А теперь мы отправляемся на Смотровую площадку Орлиное гнездо. Очень живописное место с прекрасными видами на пик Дамский палец и другие горные вершины. Великолепные панорамные виды на семитысячники. В тот день Дамский пальчик открылся на все сто. Его высоту очень просто запомнить — ровно шесть тысяч метров над уровнем моря.

Пакистанский вояж под флагом Туристера. По горам по долам

Самые смелые из нашей группы устроили фотосессию на камне, свисающим над пропастью. И хотя это визуальный обман, на самом деле камень расположен совсем невысоко, но добираться к нему очень адреналиново, да и сделать такую фотку дорогого стоит. Из серии "Безумству храбрых поём мы песню!"

Вообще, эта смотровая просто идеальная локация для фотосессий, не зря Таня взяла сюда золотистые покрывала, которые так эффектно развевались на ветру!

В Каримабаде повсюду продают сувениры из синего лазурита.

В основном его добывают в Чили и Афганистане, но и здесь тоже есть, Афганистан же совсем близко.

На следующий день мы продолжили колесить по Гилгит-Балтистану, направляясь в сторону Пассу. В нашем меню — бирюзовое озеро Аттабад, потрясные конусы Пассу и Хунджерабский перевал на границе с Китаем.

Озеро Аттабад искусственное, оно образовалось в результате оползня в 2010 году, когда погибла целая деревня.

Пакистанский вояж под флагом Туристера. По горам по долам

Вот так, трагедия привела к появлению такой красоты. Озеро по форме очень напоминает реку, такое же длинное и узкое. Вода здесь частично ледниковая, отсюда и такой насыщенный лазоревый цвет. Сегодня это раскрученная туристическая достопримечательность с нереально ярким бирюзовым цветом воды. Божественная красота необычного природного объекта!

Конусы Пассу — вот, что произвело на меня очень сильное впечатление!

Пакистанский вояж под флагом Туристера. По горам по долам

Только представьте себе, остроконечные пики шеститысячников, выстроившиеся ровными рядами вдоль шоссе!

Острые пики, подобно стражникам, окружают долину. Завораживающее зрелище! Их еще называют Кафедральные соборы Пассу, сходство действительно есть. Эти конусообразные горы уже давно являются визитной карточкой этих мест. И одноименный ледник тут же рядом, в общем, два в одном!) И как удачно, что мы провели одну ночь в скромном мотеле в Пассу и могли бесконечно любоваться этими прекрасными конусами!

А кое-где уже вовсю желтели деревья, жаль, что мы не увидели это место в ярких осенних красках.

Пакистанский вояж под флагом Туристера. По горам по долам

В октябре тут всё уже желтое, а в конце сентября, увы, ещё нет таких красок.

Пройтись по Радужному мостику — приятное занятие, слегка щекочащее нервы,

Пакистанский вояж под флагом Туристера. По горам по долам

но главный подвесной мост Пакистана у нас еще впереди.,

Мы едем по самому высокогорному международному шоссе в мире — Каракорумскому шоссе.

Пакистанский вояж под флагом Туристера. По горам по долам

Эта 1300-километровая высокогорная автомобильная дорога, пересекающая Каракорум через Хунджерабский перевал на высоте 4693 м. Проехаться по такой дороге большая честь для путешественника, тем более, эта его часть визуально выглядит очень презентабельно.

Остановились в местечке Сост на перекус. Здесь самая настоящая база расписных грузовиков, водители здесь отдыхают и ремонтируют свои сокровища.

Пакистанский вояж под флагом Туристера. По горам по долам

Мы держим путь в сторону границы с Китаем через Хунджерабский перевал. Дорога очень живописная, особенно здорово смотрятся яркими пятнами яки на снегу!

Переехали через перевал и очутились в заснеженном царстве на неслабой высоте в 4700 метров. Здесь очень холодно и ветрено, кутаюсь в своё пончо, но слабо помогает. Я плохо подготовилась к поездке, даже теплую куртку не взяла, как-то мне казалось, что не будет такого холода в Пакистане. Здесь находится самый высокогорный банкомат в мире, и он действительно исправно работает. Занесен в Книгу рекордов Гиннеса!

Чуть подальше видим массивную арку под названием «Врата Китая» (China Gate), на фоне которой всегда много туристов, делающих селфи.

Мы, конечно, тоже не стояли в стороне, увековечили себя в таком знаковом месте. За аркой расположен китайский пограничный терминал, с другой стороны которого точно такая же толпа туристов, но теперь уже китайских.

Здесь мы совершенно неожиданно встретили ребят из Русского Географического общества, обрадовались, разговорились, сделали общую групповую фотку.

А вечером нам устроили пир в гостинице. Приготовили мясо яка и абрикосовый кекс, местные специалитеты. Кекс был очень вкусным, а вот мясо яка они испортили, приготовили с жилами и мослами, поэтому мы так и не смогли оценить его по достоинству. Песни у костра под звездным небом стали достойным завершением этого трудного, но интересного дня!

На следующий день мы двинулись в обратный путь в Чилас.

Пакистанский вояж под флагом Туристера. По горам по долам
Самый главный хайлайт на этом отрезке — мост Хуссаини, длинный подвесной мост через реку Хунза. Для любителей эстрима — самое оно. Мост шатается и раскачивается от ветра, расстояние между досками сантиметров 30, это сделано специально для бОльшей его устойчивости от ветров. Старый мост был сорван ветром в 2011 году, поэтому новый старались сделать более прочным. Но все равно на мосту тебя не покидает ощущение неустойчивости и легкого экстрима.

Здесь же можно попробовать себя на прочность на зиплайне. Несколько членов нашей команды перешли по мосту на другой берег реки и пронеслись над ней на троссе. Но посадка у них совершенно не отработана, некоторых так схватили за ногу при приземлении, что люди чуть не получили травму.

Побывали мы и на фабрике ковров в одной деревне. Посмотрели занимательный процесс ткачества, полюбовались прекрасными шерстяными коврами, а кое-кто даже купил яркий ковер.

Весь следующий день мы провели в дороге, ехали бесконечно долго по Каракорумскому шоссе.

На этом отрезке оно не баловало сногсшибательными видами, всё выглядело достаточно приглушенным. Выжженный пейзаж в коричневых тонах. Петроглифы, аутентичные деревни на берегах реки Инд, вот, пожалуй, и всё, что мы увидели в тот день. Ночевали в окрестностях Мансехры, и что удивительно, гостиница здесь оказалась очень приличной.

Заключительный день нашего путешествия по Пакистану был посвящен археологии в музеях Джаулиана и Таксилы. И хотя я не причисляю себя к поклонникам археологических памятников, то, что мы увидели там, по-настоящему впечатляет.

На территории объекта ЮНЕСКО Таксилы сохранились памятники разных периодов истории — от неолитических могильников до руин нескольких городов, существовавших тут около двух тысяч лет назад, и буддийских ступ. Ислам появился в этой стране только в Средние века, а вот буддизм существовал еще до нашей эры. Исторические развалины Таксилы внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вообще, Таксила — столица древнего государства Гандхаров, расцвет которого пришёлся на III век до нашей эры.

Но и руины монастыря Джаулиана произвели не меньшее впечатление. На территории уцелели ступы, горельефы и статуи Будды.

И по сей день здесь добывают камни.

Музей Таксилы тоже впечатляет. Здесь осознаешь, насколько развитой была культура в далёкие времена. В музее собрано немало подлинных артефактов, которые отлично раскрывают уровень продвинутости тех лет. Барельефы, статуи, головы, украшения и предметы быта — всё это можно в изобилии увидеть в музее.

Под завязку немного посмотрели Исламабад, хотя уже не оставалось ни сил, ни времени.

Мечеть Фейсала была построена в 1976—1986 гг. и названа в честь короля Саудовской Аравии Фейсала, который предложил ее построить во время своего посещения Исламабада. Мечеть огромна: может вместить до 300 тысяч верующих. Впечатление получаешь от современного дизайна мечети и ее масштабности. Архитекторы вдохновлялись внешним видом бедуинской палатки и Каабы в Меке. В общем, очень неожиданно такое увидеть в Пакситане.

Не меньшее впечатление произвел и Монумент Пакистана. Это национальный мемориал столицы и совсем свежая достопримечательность Исламабада, построенный в 2007 году. Структура Монумента совершенно изумительная: он построен в форме распустившегося цветка, четыре лепестка которого символизируют провинции Пакистана, а остальные три лепестка представляют собой Гилгит-Балтистан, Азад Кашмир и Зону Племён. Этот памятник увековечил подвиг тех людей, кто участвовал в Пакистанском движении и пожертвовал своей жизнью ради будущих поколений. В общем, очень патриотично и масштабно! Понравилось!

Завершили мы нашу программу в легендарном кафе Кабул, где такие вкусные кебабы, лепешки, баранина, баклажаны! Одно из немногих мест в Пакистане, где мы получили удовольствие от еды! И совсем недорого для такого заведения!

Как мы добирались в аэропорт — это отдельная песня. Сибиряки улетели утром, а у москвичей и меня был поздний ночной вылет. Выехали за несколько часов, но поездка превратилась в самый настоящий квест. Дело в том, что одна оппозиционная партия запланировала на этот вечер сходку и дабы избежать этого правительство перекрыло контейнерами все выезды из города. Бог мой, что там творилось на дорогах, самый настоящий транспортный коллапс! Когда стало ясно, что из города не выехать, наш Сердарбей пошел договариваться с таксистами на другой стороне, откуда можно было добраться в аэропорт. В итоге мы с чемоданами перешли автостраду и смогли таки уехать в аэропорт. Страху натерпелись, стресса хватанули, но слава богу, все благополучно закончилось!

Так завершился наш 13-дневный вояж по Пакистану! Подводя итоги, могу сказать, что поездка была не из легких, но мы выдержали все испытания Пакистаном. Мы посмотрели самые разные уголки страны, прикоснулись к ее многовековой истории, любовались разными архитектурными стилями, увидели памятники Могольского наследия, изумительные мавзолеи и гробницы, древние аутентичные форты, побывали в горах, увидели знаменитые восьмитысячники, переезжали суровые перевалы, любовались разными озерами, пробовали себя на прочность на подвесных мостах, занимались шоппингом по-пакистански и много чего еще! Испытание жарой, высотой, своеобразной едой, все с честью выдержали.

Что-то понравилось больше, что-то меньше, что-то совсем не понравилось, но это нормально, особенно в такой неоднозначной сложной стране. И впечатления от страны у каждого были свои. Многие были в восторге от горных пейзажей севера, кому-то больше зашли самобытность и местный колорит. Про себя лично могу сказать, что горные виды меня не особо впечатлили, за некоторыми исключениями. Но я человек, испорченный красотами Южной Америки, поэтому мой взгляд очень субъективный. Мне больше понравился местный колорит, аутентичность жизни в глубинке, разные оригинальные фишки, как например, грузовики-шкатулки и церемония закрытия границы в Лахоре.

И еще, в результате такого непростого путешествия наша группа сплотилась еще сильнее, а это дорогого стоит! И в конце вояжа стало ясно, что мы настоящая команда! А значит не за горами новые путешествия в таком формате!…

Пакистанский вояж под флагом Туристера. По горам по долам

Цикл материалов "Пакистанский вояж"

1. Пакистанский вояж под флагом Туристера. По горам по долам
  2. Пакистанский вояж под флагом Туристера

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм, Событийный туризм, Экстремальный отдых

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.