Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была вчера 21:38
На Кипре

Лахор, Мултан, Бахавалпур, Исламабад — Пакистан Сентябрь 2024

Вот и свершилось уже третье по счёту путешествие в формате туристеровцев и сибиряков! На этот раз в Пакистан. Группа почти в том же составе — туристеровцы Татьяна, Марина, Ольга, Елена, Ирина, разбавленные несколькими сибиряками, отправилась покорять Пакистан под предводительством бессменного тимлмдера Вадима.

Пакистанский вояж под флагом Туристера

В составе 10 человек мы провели 12 непростых дней в Пакистане, проехав с юга на север, познакомились с древним наследием Мултана и Таксилы, архитектурными шедеврами Лахора и Исламабада, насладились горными пейзажами севера, побывали в Каримабаде и его древних фортах, поднялись на Хунджерабский перевал на высоту 4700 метров на границе с Китаем, дивились самобытным фишкам страны, коих там оказалось немало, побывали на красочной церемонии закрытия Индо-пакистанской границы и на необычном представлении борцов кушти.

Не буду лукавить, путешествие наше было непростым, местами тяжелым физически, но ведь все выжили). Лахор встретил нас почти сорокаградусной жарой (и это в конце сентября!), поначалу было очень тяжко, но, удивительно, на следующий день уже все адаптировались к такому пеклу. А вот на высоте я лично чувствовала себя гораздо хуже, раскалывалась голова, одолевала одышка и все прочие симптомы горняшки. Но наш маршрут был организован таким образом, что на реально крутой высоте мы пребывали недолго, а ночевки проходили не выше 2500 метров. В общем, терпимо.

Ну, а мне было, наверное, вдвойне тяжело, ведь полетела я в Пакистан всего месяц спустя после серьезной операции, раздумывая буквально до последнего момента — стоит, не стоит. И всё-таки полетела. Наверное, это был такой своеобразный вызов самой себе и своим страхам. Зато теперь Пакистан красуется на моей персональной карте путешествий под круглым номером 70, став моей семидесятой страной!

Вот наша нитка маршрута: Лахор — Мултан — Бахавалпур — форт Деравар — соляные шахты Хевра- Исламабад — Наран — Чилас — Гилгит — Каримабад — перевал Хунджераб — Пассу — Каракорумское шоссе — Таксила — Исламабад. Схематически я бы разделила наше путешествие на две части — Юг (от Лахора до Кхевры) и Север (все горные районы).

Да, прилет у нас был в Лахор, а вылет из Исламабада, так было проще, логичнее, да и экономия времени налицо. Летели все, как водится, разными авиалиниями, кто откуда. Я с Кипра — Этихадами через Абу-Даби, москвичи — Катарами с остановкой в Дохе, а сибиряки — пакистанской PIA из Дубая, и это была сплошная головная боль, ибо они несколько раз меняли время вылета, в результате чего у них рассыпались все стыковки. В конце концов, у ПИА был оформлен возврат и куплены новые билеты у FlyDubai. И теперь мы всем говорим, никогда и ни за что на свете не летайте самолетами пакистанской авиакомпании PIA, себе дороже!

В Лахоре мы жили в исторической пятизвездочной гостинице Faletti’s. Самая лучшая гостиница на всем нашем маршруте — прекрасный завтрак шведский стол, просторные номера, антуражный декор в колониальном духе, хотя и со следами былой роскоши, но мы не привередливы.

Пакистанский вояж под флагом Туристера
Когда-то в этом отеле жила сама Ава Гарднер, во время съемок фильма «Станция Бховани» в Лахоре, и сейчас в отеле есть номер, который носит её имя. Да и кроме Авы в этом отеле засветились разные знаменитости, от Марлона Брандо до Неру. Очень приятно было находиться в такой гостинице, где мы провели две ночи.

Другие отели, особенно в горах были естественно на порядок ниже, плюс минус, но это и неудивительно, в таких то отдаленных уголках. Где-то был завтрак бедноват, а где-то вполне себе ничего, где-то кому-то не хватило горячей воды в номере, а где-то всё было на уровне, как например в Каримабаде. Отель Roomy Dastan Karimabad с панорамными видами на Ракапоши, Дамский палец и долину Хунза очень нам всем приглянулся.

Пакистанский вояж под флагом Туристера

Принимающая сторона старалась на совесть — у нас было целых два отличных гида — Шахед и Сердарбей и молодой помощник Салман, а по совместительству ещё и фотограф. Ребята работали с душой, облегчали нам тяготы высоты и длинных переездов, давали советы и наводки, помогали делать покупки, фотографировали нас, одним словом, старались сделать нашу жизнь приятной и удобной. И отдельное спасибо нашему бессменному водителю Ясиру, водить на таких дорогах ох как непросто, восхищаемся его мастерством!

Дороги в Пакистане, особенно в горном Пакистане, жёсткие, много серпантинов, поэтому путь из пункта, А в пункт Б, даже, если это всего сто км., может растянуться на целый день.

Пакистанский вояж под флагом Туристера
Это тоже один из неприятных моментов, к которому надо быть морально готовым. Иногда мы ехали целый день, с короткими остановками на фотопаузы, особенно по Каракорумскому шоссе, и это реально выматывало.

На некоторых отрезках пути нас сопровождала полиция, видимо, так было надо, но это временами замедляло наше продвижение. Полицейские все были крайне корректны и вежливы, поначалу было непривычно и прикольно их сопровождение, но вскоре мы быстро к этому привыкли.

А вот питание мне совсем там не понравилось. Некоторые из нас даже похудели на пару кг, но это как-раз плюс). Удовольствие от еды я лично получила только в Исламабаде в кафе Кабул, где подавали вкусные кебабы и на завтраках в Фалетти. Ой, нет, еще пельмени момо в придорожном кафе были очень хороши!)

А то, что мы ели в других местах, было однообразно и невкусно. Форель они пересушили, мясо яка приготовили с мослами и жилами. В общем, я так поняла, не умеют в Пакистане готовить, за исключением топовых мест. Мы спасались лепёшками и рисом в разных вариациях, на который к концу пути уже смотреть не могли). Но это всё можно пережить, тем более что фрукты (папайи, манго, бананы, арбузы) очень скрашивали нам жизнь!

Как видите, негативных моментов в Пакистане хватает, но всё же позитива больше.

Что произвело самое-самое впечатление лично на меня? Наверное, все же национальный колорит и самобытность уклада жизни.

В первый же день в Лахоре мы окунулись в атмосферу уличной жизни, где колоритные пакистанцы разгуливали в своей яркой национальной одежде шальвар-камис,

в горах — мужчины щеголяли в шапках-афганках и везде в топовых достопримечательностях мы встречали самобытных персонажей, которые так и просились в кадр!

Эти моменты очень понравились. Интересно было подглядывать уличные сценки повседневной жизни пакистанцев, особенно на рынках.

Понравилось доброжелательность местных жителей, их искренняя радость от встречи с нами, всюду люди просили разрешения с нами сфотографироваться, расспрашивали, откуда мы, нравится ли нам здесь. Народ очень дружелюбный и открытый к общению. Ну и к тому же, наверное, сказывается дефицит иностранных туристов, поэтому, где бы мы ни оказались, сразу же становились местной достопримечательностью.

А вот дети какие-то у них серьёзные, неулыбчивые, наверное, не от хорошей жизни. Увидеть в Пакистане смеющегося ребенка это большая редкость.

Разукрашенные грузовики на дорогах — это отдельная песня в Пакистане, наверное, это самая необычная здешняя фишка.

Пакистанский вояж под флагом Туристера
Грузовики, декорированные, как шкатулки, просто загляденье! Мы видели на дорогах самые разные экземпляры, от совсем простеньких до настоящих произведений искусства! В стране существуют специальные мастерские, создающие такие шедевры. Это так называемый тюнинг по-пакистански, и стоит он ой как недешево! И как отказать себе в удовольствии и не забраться на такой расписной грузовик или даже оказаться внутри кабины! Но мы видели не только грузовики, а ещё и автобусы и даже трактор в подобном тюнинге! Смотрится это всё на редкость прикольно и экзотично!

В Пакистане всем очень понравился шоппинг. Я сразу знала, что куплю себе шальвар-камис для фотосессий, и в первый же вечер в Лахоре Оля, Марина и я отправились в бутики национальной одежды. Магазин пакистанской одежды Khaadi стал нашим безоговорочным фаворитом. Чего там только не было!

Остальные девочки, увидев наши наряды тоже загорелись и устроили шоппинг в Исламабаде, где мы нашли много разных бутиков, в том числе и полюбившийся нам Khaadi. Средняя стоимость качественного шальвар-камис где-то 25 долларов, вполне приемлемо. Этот костюм совершенно замечательный и очень практичный, защищает от солнца, легко стирается и очень быстро сохнет. Пакистанский хлопок — это вещь! Вадим выделил нам на шоппинг всего полтора часа!!! Это было очень бессердечно с его стороны, но мы всё успели, а наш тимлидер получил за свою жестокость прозвище Жестокосердный. Ведь шоппинг национальных нарядов — это тоже часть туристической программы! Да, шальвар-камис и пашмины сделали наш шоппинг в Пакистане! Пашмин там великое множество, цены очень щадящие, в среднем пашмину отличного качества можно сторговать за 500/1000 рублей в переводе на наши деньги.
Пакистанский вояж под флагом Туристера

Надо ли говорить, что все мы с энтузиазмом предавались этому приятному занятию! Про ковры я, пожалуй, тактично умолчу. Коллеги-попутчики меня поймут).

А сейчас я расскажу про те места, которые мы увидели в Пакистане.

Пакистанский вояж под флагом Туристера

В Лахоре, который является одним из старейших городов Земли на перекрестке путей в Персию, Индию и Тибет, мы провели полтора дня, я — так вообще один, тк прилетела позже всех.

Мы побывали в изумительной мечети Бадшахи, второй по величине мечети Пакистана.

Пакистанский вояж под флагом Туристера

До чего же великолепный образчик Могольского зодчества, а красно-белая цветовая гамма на фоне синего неба еще больше подчеркивает её изящество и грандиозность!

Правда, ходить босиком по раскаленным плитам — то ещё удовольствие, но мы продвигались короткими перебежками). Заглянули в величественный Лахорский форт и хрустально-зеркальный дворец Шиш-Махал.

Поразили Главные ворота форта, рассчитанные на свободный проход слона с погонщиком. Их размер и изящество резьбы — грандиозны.

При сорокаградусной жаре спасением было то, что все эти достопримечательности расположены рядом друг с другом. Мы даже смогли немного пройтись по улицам Лахора и проникнуться его атмосферой.

Пакистанский вояж под флагом Туристера

Но, конечно, всё это очень поверхностно. После обеда мы направляемся к оживленной границе Вага, чтобы увидеть уникальную церемонию открытия-закрытия границы. Это то, что пропустить в Пакистане никак нельзя, must-see! Уникальная и очень красочная церемония! Что это такое? Это военно-театрализованное шоу, проводящееся ежедневно на границе между Пакистаном и Индией.

Индусы и пакистанцы устраивают из этого действа самый настоящий ежедневный парад, который привлекает туристов и местных патриотов со всей страны. Проводят эту церемонию с 1959 года, и за эти годы она стала настоящей достопримечательностью Индии и Пакистана.

Пакистанский вояж под флагом Туристера

На границе пришлось немного подождать, наблюдая, как пакистанцы толпятся в очереди плечом к плечу — женщины отдельно, мужчины отдельно.

Очень популярное и совершенно бесплатное мероприятие! Приезжать надо заранее, чтобы занять места и обязательно запастись водой!

Поразили пакистанские рейнджеры, настоящие красавцы-великаны! Просто нереально высокие для пакистанцев! И, где только таких находят!

У них очень красивые чёрные мундиры и шляпы «с хохолком», которые визуально прибавляют им роста. У индусов тоже эффектная форма цвета хаки, и тоже с хохолками на голове.

Пакистанский вояж под флагом Туристера

Они так забавно задирали ноги, видимо, соревнуясь, кто выше!

Зрители дружно кричали «Пакистан, зиндабад!» (Победа Пакистана!), мы тоже принимали в этом активное участие

Пакистанский вояж под флагом Туристера
, а по окончании церемонии с удовольствием фотографировались с рейнджерами, которые охотно шли на контакт. В общем, это было достойное завершение нашего дня в Лахоре!

Приобщились мы и к старинной персидской борьбе Кушти, которая пришла сюда из империи Великих Моголов, основанной потомком Тамерлана. Фишка в том, что борцы все измазываются маслом и землей, и в такое виде вступают в поединок. Выглядит это весьма устрашающе.

Эта национальная индийская борьба, чья история насчитывает много веков, уходит корнями в соседние Иран и Индию. Борцовские традиции этих стран соединились с местными, благодаря чему на свет появилось это единоборство. Там целый свод правил и приемов, для дилетантов сложно разобраться, но смотрится всё это необычно и очень самобытно, так что мы с удовольствием побывали на такой необычной тренировке.

Из Лахора мы продолжили наше путешествие на юг, в город Мултан провинции Пенджаб. Этот город, один из древнейших в мире, находится в стратегической точке торговых путей и знаменит куполами своих бирюзовых мавзолеев и мечетей, которые и сегодня смотрятся на редкость атмосферно и фотогенично. Первым, что мы увидели в Мултане был великолепный Мавзолей шаха Рукн-и-Алама.

Это очень известный святой суфий из Мултана, живший в 13 веке. Сегодня святого до сих пор почитают, а его могила является центром паломничества со всей Южной Азии.
В 70-е годы мавзолей был тщательно отреставрирован и теперь радует посетителей своими яркими красками и совершенством линий!

Побывали мы и в Мавзолее Хазрата Бахуддина Закрия, тоже очень знаменитого местного суффия. Мавзолей считается одним из самых важных святилищ в южной провинции Пенджаб и является прототипом особого архитектурного стиля Мултана. Здесь продают корм для голубей, можно их покормить и получить в награду красивые кадры взлетающих голубей на фоне мавзолея.

Пакистанский вояж под флагом Туристера

Ещё была обзорка с панорамными видами на Мултан и гончарная мастерская, где можно увидеть, как мастера вручную расписывают керамику. В общем, представление о древнем Мултане и его святынях мы вполне получили.

Растиражированный дворец Нур-Махал, куда не так-то просто было попасть, особого впечатления не произвел. Ну да, красивое здание в так называемом индо-сарацинском стиле, внутри тоже всё такое помпезное, но ведь 19 век, а мы уже избаловались махровой древностью).

Переночевав в Бахавалпуре на следующее утро, мы выдвинулись к форту Деравар. Вот эта крепость в пустыне произвела очень сильное впечатление своим масштабом, массивными неприступными стенами, грандиозным размахом! На мой вкус, это один из самых ярких, неординарных и впечатляющих памятников страны! И неважно, что то, что мы видим сегодня, относится к 18 веку и что форт построен на руинах крепости 9 века. Чисто визуально он смотрится очень аутентично, перенося воображение в глубокую древность.

Пакистанский вояж под флагом Туристера

У стен крепости располагается беломраморная мечеть, возведённая в 19 веке ханом Амиром и некрополь навабов династии Аббаси, чьей фамильной собственностью и является форт Деравар. Прекрасные образчики типичной могольской архитектуры впечатляют своим изяществом на контрасте с массивными стенами форта.

Пакистанский вояж под флагом Туристера

Смотритель открыл нам массивные двери форта, и мы смогли побродить внутри него. Много разрушенных помещений, по сути, руин, но есть кое-что и в хорошем состоянии.

Здесь масса антуражных уголков, пригодных для фотосессий. Да, в таких местах фотосессии очень уместны, особенно, если на тебе национальная одежда).

А дальше нас ждало классное развлечение — покатушки на верблюдах, которых подогнали к стенам крепости по нашим просьбам. Фотографии на верблюдах на фоне стен форта получаются очень эффектными, так что, отказываться от такого мероприятия никто из нас, естественно, не стал.

Совсем рядом воздушная Мечеть Аббаси из белого мрамора с тремя куполами. 19 век, тоже навабы постарались. Воспринимается, как приятное дополнение к форту, не более того.

Пакистанский вояж под флагом Туристера

Следующим пунктом нашей программы стали Королевские мавзолеи династии Аббаси (Royal Graveyard Abbasi).

Вот это явно зачётное место, очень красивое и умиротворенное. И тоже, как нельзя лучше, подходящее для фотосессий.
Навабы Аббаси были правящей династией Бахавалпура на протяжении нескольких столетий, оставив после себя богатейшее наследие. Вот к нему мы и смогли прикоснуться в тот день. Здесь множество гробниц и мавзолеев разных эпох, смотрится это всё очень ярко, самобытно, масштабно! В отделке фасадов преобладают бирюзовые оттенки, хотя мавзолеи из белого мрамора тоже очень выразительны.

Заглянули по дороге в одну заброшку — Дворец Sadiq Garth, построенный в конце 19 века одним навабом. Когда-то дворец, наверное, поражал своей роскошью, а сейчас он в запустении — выбитые окна, паутина, производит жалкое впечатление. Возможно, я просто не люблю заброшки, но мне совсем не понравилось это место.

Пакистанский вояж под флагом Туристера

На следующий день нас ждали соляные шахты Кхевра, расположенные в предгорьях соляного хребта района Джелум, примерно в 260 километрах от Лахора.

Ежегодно они привлекают внимание до 40 000 посетителей и являются вторыми по величине в мире. Здесь добывают розовую гималайскую соль, из которой чего только не делают — светильники, фигурки, украшения. Изделия из этой соли действительно очень красивы, многие из нас накупили их с избытком).
На маленьком поезде мы отправились вглубь рудника.
Внутри сразу чувствуется масштаб и размах. Очень красиво, много залов, ниш, переходов, водоемов. Строения выполнены из кирпичиков розовой соли, всё это умело подсвечивается и создает уютную атмосферу. Сделано с большим вкусом.
Мне вспомнился Соляной собор в колумбийской Сипакире, тоже из этой серии, но стилистика этих двух соляных рудников очень разная. В общем, зачётная локация, рады, что побывали в таком необычном месте.

Исламабад смотрели очень наскоро, слишком уж насыщенным был наш маршрут. Только и успели, что отметиться у мечети Фейсала и съездить к Монументу Пакистана.

Памятник посвящён подвигу участников Пакистанского движения. Форма распустившегося цветка символизирует четыре провинции и три территории Пакистана. Интересная достопримечательность и совсем свежая, 2007 года постройки. Исламабад — город современный, поэтому мы не особо расстроились, что посмотрели его весьма поверхностно.

Здесь я, пожалуй, прервусь, слишком много букв получилось, а про горный Пакистан поведаю в следующий раз.

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм, Событийный туризм, Шоппинг

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.