Амелия, небольшой городок, живописно расположился на одном из типичных холмов Умбрии недалеко от Терни. Несмотря на малоизвестность среди заграничных туристов, этот городок неимоверно богат своей историей и традициями!
Амелия, небольшой городок, живописно расположился на одном из типичных холмов Умбрии недалеко от Терни. Несмотря на малоизвестность среди заграничных туристов, этот городок неимоверно богат своей историей и традициями!
Начиная с того, что на месте сегодняшней Амелии было одно из самых ранних италийских поселений, развивалось в доримские времена с XII по XI века до н. э. Находясь на высоком холме, оно доминировало над разбросанными ниже поселениями. Плиний Старший сообщает о факте основания Амелии в 1134 году до нашей эры мифическим царем по имени Амело, в честь которого и был назван город. На секундочку, это примерно 380 лет до основания Рима. Таким образом, название города неизменно более 3 000 лет. Даже не изменив транскрипцию с римской на современную итальянскую, как например Нарния — Нарни.
В 90 году до н. э. Амелия стала процветающим римским муниципалитетом, достигнув своего максимального расцвета в эпоху Августа. Благодаря своему доминирующему положению на Виа Америна, одной из главных артерий, соединявших Умбрию и Центральную Италию, город был узловым центром военных коммуникаций, а также одним из старейших паломнических маршрутов. Осажденный готами в 548 году, он был позже занят лангобардами.
В 1065 году стал независимой коммуной. Гвельфы и гибеллины боролись за контроль над городом. В XIV веке он стал частью Папской области, вплоть до рождения Королевства Италии.
Входя в город, сразу же замечаешь мощные укрепления многоугольных городских стен, построенных в VI–IV веках до н. э. для защиты города, придавая ему безошибочный вид города-крепости. Стены в хорошем состоянии до сих пор. Войти в город можно через одни из четверых ворот.
Главный вход — Порта Романа. Ворота были построены в III веке, частично перестроены в XVII веке. За Порта Романа начинается древний кардо максимус, одна из двух главных улиц римского города — с севера на юг. Если продолжить движение по этой дороге, то в конечном итоге достигнем самой высокой точки города, где когда-то, должно быть, стояли самые важные здания римской Амелии.
Но мы, посмотрев снаружи на Порта Романа, объехали город вдоль древних стен и вошли в него через Порта Постерола. Которые чудесным образом связаны мостиком с лифтом, поднявшим нас от автостоянки на самый верх холма.
За воротами по правой руке тянется длинное здание монастыря Сан-Маньо, названного в честь мученика из Апулии, жившего в III веке нашей эры и известного своей интенсивной проповеднической деятельностью. В конце XIII века в Сан-Маньо прибыли бенедиктинские монахини, которые управляют монастырём и по сей день.
За монастырём виднеется купол восьмиугольной церкви Санта-Мария-ин-Постерола, которая была построена для сохранения считающегося священным образа Мадонны с Младенцем между святыми Антонием и Иаковом XV века.
Церковь Святого Августина, построенная в XIV веке, отличается величественным стрельчатым порталом и несколькими фресками Франческо Аппиани.
Первоначально магистрат Амелии, начиная с 1216 года, заседал в Палаццо дельи Анциани на площади Маркони, куда мы ещё дойдём, но это здание рухнуло в 1817 году. Нынешний Палаццо Комунале был перестроен из небольшрго дворца Анчизе Кансакки.
Напротив Палаццо Комунале находится колодец, сохранившийся с римских времён. Таких в Амелии несколько. Колодцы соединялись с огромными подземными цистернами, откуда горожане черпали воду для своих нужд.
В центре города находится множество замечательных зданий эпохи Возрождения.
Палаццо Наччи демонстрирует различные этапы строительства: оно было начато в четырнадцатом веке и завершено в следующем столетии, и состояло из трёх зданий. Но к нему не подступишься — ремонт.
Почти прошли мимо скромной церкви, которая была построена Братством Святых Иоанна и Павла в честь Мадонны дель Латте.
Фактически, в неё была перенесена древняя статуя, которая когда-то находилась под открытым небом, а затем в небольшой часовенке недалеко от площади Маркони. Церковь была открыта для богослужений 28 июня 1689 года.
В конце узкой улочки мелькнуло на первый взгляд непримечательное здание местного театра. Но и у него давняя и богатая история. Был построен в 1780 году под патронажем маркиза Орсо Орсини архитектором Джузеппе Маттеи из Рима. Театр в Амелии является одним из редких образцов театра восемнадцатого века, полностью построенного из дерева, от конструкций до сценических механизмов, которые до сих пор прекрасно функционируют, по этой причине был объявлен памятником особого исторического значения. Подсчитано, что с использованием его сцены было снято 42 фильма и телевизионных драмы.
Идти по улице, на которой стоит театр, дальше не имеет смысла. Спускаясь вниз, она выходит за пределы крепостной стены. Разве что стоит сфотографировать бывшую церковь, посвящённую Сан-Микеле Арканджело, и большой прилегающий к ней монастырский комплекс, построенный недалеко от средневековых стен, которые были основаны в XVI веке и первоначально находились в ведении иезуитов. В 1601 году они передали комплекс Ордену регулярных клириков Сомаски. Это небольшое и малоизвестное католическое монашеское объединение, в наши дни насчитывающее всего 500 членов. В Амелии они заботились о монастыре, колледже и церкви до начала XIX века. Покинули город во время наполеоновской оккупации, монастырь вскоре был заброшен, а церковь больше не служила.
От театра идём в сторону площади Маркони.
Неплохо сохранившиеся улочки создают атмосферу средневекового города.
Площадь Маркони, вероятно, совпадает с древней Платеа. Ворота с двумя арками отмечали самую высокую и благородную часть города, так называемую Арче, типичную для этрусских и умбрийских городов. Из оригинальной конструкции сохранилась только внутренняя арка, построенная до нашей эры, та, что выходит на площадь, сделанная из больших квадратных травертиновых блоков. В более поздние времена это место имело другие названия: в эпоху Возрождения оно называлось Пьяцца Гранде, а народное название было — «Пьяцца делла Поста» из-за папской почтовой станции, размещающейся здесь с XVIII века. На левой стороне площади стоит большой дворец Петриньяни, замечательный образец дворянского здания в стиле Ренессанс, построенный в 1500 году. Фантино Петриньяни был очень важной фигурой в Папской курии времён Папы Григория XIII.
По сети узких улочек поднимаемся на самый верх холма, где находится Кафедральный собор.
Помня о том, что Амелия древний античный город, некоторые ожидают найти вершину холма, покрытую остатками римских построек, они разочарованы. В античности здесь мог стоять храм, посвящённый одному из богов, но доказательства этой теории довольно скудны.
Собор Амелии является важнейшим религиозным сооружением города и был возведён в 872 году. Здание было разрушено войсками императора Фридриха II в. XIII веке и перестроено в готическом стиле. В 1629 году сильный пожар вновь уничтожил собор, который был перестроен в стиле барокко. Фасад из розового кирпича был завершён в девятнадцатом веке.
Собор посвящён святой Фермине. Она принадлежала к семье патрициев, её отец Кальпурний был префектом Рима. Олимпиадис, высокопоставленный чиновник, был обращён ею в христианскую веру, за что и принял мученическую смерть. Затем она покинула свою семью, чтобы посвятить себя молитве в уединении, недалеко от Амелии, где она приняла смерть во время гонений Диоклетиана в III веке.
Проект реконструкции XVII века включал радикальные изменения в планировке собора: пол нефа был опущен, а крипта разрушена. Мощи святых Фермины и Олимпиадиса были перенесены в новое место под главный алтарь, где они находятся и по сей день.
Интерьер Дуомо в основном датируется девятнадцатым веком. Украшения были выполнены художником Луиджи Фонтана. Внушительный интерьер хранит важные произведения искусства.
Примечательна часовня Сакраменто XVI века. Она имеет восьмиугольную форму и хранит интересную картину, приписываемую Таддео Зуккари, а также прекрасный мраморный памятник епископу Бальдо Фарраттини работы художника Ипполито Скальца из Орвието. Стены расписаны Луиджи Фонтаной.
Колокольня собора была возведена в 1050 году с использованием фрагментов римских построек.
Смотровая площадка перед Дуомо или собором Санта-Фермина предлагает панорамный вид на окрестности Амелии. Это идеальное место, чтобы ещё раз убедиться, что умбрийские пейзажи являются одними из самых красивых во всей Италии.
Возвращаемся к нашему средству передвижения. По пути встречаем церковь Святой Екатерины.
Она принадлежит местному монастырю францисканцев.
Амелия не попадает в поле зрения большинства людей, когда дело касается туризма. Мы спокойно провели время, бродя по пустынным извилистым переулкам, поднявшись на самый верх холма со впечатляющим местным собором. Удивительно, но этот более чем 3000-летний город, выглядя по средневековому, до сих пор находится внутри античных стен. Так, как ему это предписали римляне.