Турист Елена Смирнова (lesik1)
Елена Смирнова
была сегодня 0:00

Себеж — Россия Август 2024

Себеж встретил на не особо приветливо — нагнал тучи над озером, превратив красивую картинку, виденную не раз в интернете, в серую и унылую, а синеву озера в цвет стали. Да и ветер холодный позвал для полноты картины. Но унывать мы не стали.

— Некогда нам унывать, — сообщили мы городу. — Мы приехали издалека, хотим погулять по твоим улочкам.

— Ну, идите, гуляйте — ответил нам город.

Себеж — один из прекрасных малых городов России, о которых знают неприлично мало людей. Вот я, например, ни сном, ни духом пока не стала готовится к поездке по Псковской области. Ну, а когда уж узнала, увидела потрясающие картинки — заболела, забредила городом.

У Себежа уникальное расположение — старая часть города расположена на узком Замковом полуострове, который заканчивается возвышенностью, называемой Замковой горой. Именно эту, выступающую часть омывает Себежское озеро. В самом узком месте ширина полуострова составляет всего-навсего 120 метров.

Вдоль полуострова проходят всего две крупные практически параллельные улицы, если не считать Набережной — Пролетарская и Советская. Остальные можно назвать даже не улочками, а переулками.

С разрешения города, начали мы свою прогулку с Набережной. Это одно из красивых и любимых горожанами мест. Променад тянется по краю мыса, асфальтированная дорога находится практически на одном уровне с водой. Вдоль набережной установлены скамейки и высокие уличные фонари. Местные жители любят гулять рядом с озером и кормить с берега чаек и лебедей. Но нам лебеди не достались… Они, вероятно, в это время кормились где-то в другом месте. Зато уток было видимо-невидимо!

К набережной примыкает Лебяжий сквер. Говорят, именно здесь часто можно увидеть прекрасных белых лебедей. Но не судьба…

В сквере есть несколько интересных объектов: арка влюблённых, забавные скамейки, фонтан, большая площадка в виде шахматной доски с фигурами почти в человеческий рост.

Здесь же в 2011 году установлен памятник уроженцу Себежа, замечательному советскому актеру Зиновию Гердту. Памятник выполнен из бронзы и гранита московским скульптором Олегом Ершовым. На открытии памятника присутствовала вдова актера — Татьяна Александровна Правдина.

Гердт любил свою малую Родину. Он писал: «Часто вспоминаю красоты вокруг Себежа — дивные озера, леса. Жизнь прожил, а красоты такой больше нигде не встречал…». На вопрос: «Откуда Вы такой замечательный? «, он с гордостью отвечал: «Мне повезло, я из небесного места на земле — я из Себежа!»

Краеведческий музей Себежа находится прямо напротив Лебяжьего сквера. Вообще-то, поход в краеведческий музей мы не планировали, но уж раз обнаружили, то почему же не зайти?

Музей был открыт в Себеже 30 августа 1927 года. С 1958 года находится в здании бывшего тюремного замка постройки первой половины XIX века. В качестве уездной тюрьмы здание продолжало служить по своему предназначению и в советские годы, а во время немецко-фашистской оккупации в 1941–1944 здесь находилась тюрьма Гестапо.

Для посещения в музее открыты восемь залов. Музейные экспозиции построены в хронологическом порядке и дают картину развития от глубокой древности до наших дней. Есть просто уникальные экспонаты! И хотя экспозиция несколько архаична, музей нам понравился.

Фотографировать в музее я не стала. Теперь понимаю, что зря.

Несмотря на регулярные войны и разрушения, в Себеже сохранилась историческая застройка. Большинство зданий XIX — начала XX века находятся на улицах Пролетарской и Советской. Обе они ведут к Замковой горе, где была крепость, с которой и начался город. Мы сопротивляться не будем и пойдём, куда ведут. Тем более, нам по пути.

А пока идём, расскажу-ка я немного об истории Себежа. А история у него богатая и бурная. Впервые в летописях упоминается в 1414 году. В 1535 году по приказу князя И. В. Шуйского на берегу озера было начато сооружение деревянной крепости. С этого времени Себеж стал упоминаться как один из опорных пунктов на западных границах Русского государства. В XVI и XVII веках Себеж, находясь на линии столкновения политических интересов и притязаний соседних государств, не раз переходил от России то к Великому княжеству Литовскому, то к Речи Посполитой. А в период Смутного времени несколько месяцев находился в руках сторонников Лжедмитрия III. В 1772 году, получив статус города, Себеж окончательно вошёл в состав России. С 1777 года Себеж уездный город Полоцкого наместничества, с 1796 года — в Белорусской губернии, с 1802 года — Витебской губернии. В 20-х годах XX века Себеж превратился в пограничный город и часто переходил из области в область: в 1924 он стал уездным центром Псковской губернии, в 1927 — районным центром Великолукского округа Ленинградской, а в 1929 — Западной области, с 1935 — Калининской области. С 1957 года — в Псковской области.

Одной из достопримечательностей города является колокольня собора Рождества Христова, построенного в 1841–1864 годах и разрушенного в 1932-ом. Столпообразная шатровая колокольня в три яруса, построенная в стиле русского романтизма, считается символом города и является его главной архитектурной доминантой. Да и как тут не доминировать, если её видно практически с любой точки полуострова.

На колокольню можно подняться и вот он Себеж — , как на ладошке, во всей своей красе!

Невдалеке виднеется Троицкая церковь. К ней мы сейчас и пойдём.

Полуостров город Себеж

Необычная церковь Святой Живоначальной Троицы — самое древнее из сохранившихся зданий Себежа. А необычность сей церкви заключается в том, что изначально это был костёл. Мы же помним, что Себеж иногда не бывал русским городом и история церкви плотно переплетается с историей города.

Деревянный костёл был заложен 20 марта 1625 года польским королём Сигизмундом. В 1649 году магнат Иероним Радзивилл становится графом Себежским и закладывает каменный костёл на месте сгоревшего деревянного. С 1654 года, когда Себеж отошел к Московскому государству, в костеле, предположительно, проводились православные службы. В 1673 г. Себеж вновь перешел к Польше. Костел был переосвящен в католический храм.

Полуостров город Себеж

В 1804 году он становится приходской церковью. В церкви работала обширная библиотека, в её фондах хранились богословские труды, исторические книги, «поучительные» заметки. При храме было кладбище.

В 1917-м был закрыт. В 1930 году по приказу советской власти фонд и наследие церкви были вывезены и уничтожены. Затем в костёле размещалось общежитие, потом склад и только в 1990 году с согласия католиков, проживающих в Себеже, храм был переименован и освящён как православный.

Ну вот мы и добрались до оконечной точки полуострова Себеж — Замковой горы!

В 2014 году в честь 600-летия города на Замковой горе в Себеже открыли памятный знак. Автором проекта памятного знака стал скульптор Олег Ершов.

Памятный знак облицован гранитом, на каждой из четырёх сторон размещены бронзовые щиты, монумент украшен мозаикой с древнерусскими орнаментами. Кроме того, на нём имеются выполненные в единой стиле изображения замковой башни, фрагмента крепостной стены и памятной часовни.

Здесь погода совсем испортилась, грозя обрушиться дождём на наши бедные головы, которые забыли зонтик в машине. Дождь и обрушился, и последние метры до машины мы уже бежали под вполне ощутимыми струями воды.

Себеж, как и обещал, дал нам пройтись по его улочкам, познакомиться с его историей, проникнуться его духом. А потом прогнал. Но это мы сначала так думали, что прогнал, а на самом деле просто поторопил к следующей точке притяжения — Ореховно. Поторопил, чтобы мы до непогоды успели погулять и по этому красивому месту.

Липовый боскет Амура.

А в Себеж мы ещё вернёмся — нам очень надо в Себежский Национальный парк.

Цикл материалов "Псковская "кругосветка""

1. В поисках БАРСикОВ
  2. Полуостров город Себеж
  3. О! Ореховно!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.