Продолжение. Начало рассказа здесь.
С куском пиццы в одной руке и телефоном в другой пересекли мост Сикста и углубились в оживлённый район Трастевере.
Название Трастевере происходит от латинского trans Tiberium — «за Тибром». Трастевере — район с богатой историей. Он был захвачен римлянами около 753 г. до н. э. с целью получить контроль над водными путями по обе стороны реки Тибр. Поскольку это был исключительно стратегический шаг, римляне не были заинтересованы в освоении территории. Со временем здесь начали селиться рыбаки и район приобрёл собственное лицо отличающее его от других частей Рима.
Еще во времена императора Августа Трастевере был окружен стеной. Остатки стен на улице Виа делла Лунгаретта когда-то были частью стены Аврелия, а сама улица соответствует старой планировке улиц II века до нашей эры, известной как «Виа Аурелия Нова».
Если пойти дальше по Виа делла Лунгаретта попадёте на Виллу Фарнезина. Во всяком случае так утверждает карта. Мы и пошли, дошли до самого конца, а виллы всё нет. Вышли на набережную, обошли квартал со стороны парка, ни ворот, ни даже маленькой калитки. Вернулись обратно на улицу, пошли, внимательно осматривая всё хоть как-то похожее на вход, и в конце концов нашли. Как умудрились пропустить в первый раз непонятно.
Очереди в кассу не было, мы даже получили скидку за билеты в Ватиканские музеи, которые посетили накануне. Вилла является одной из жемчужин Рима, еще не охваченной туристами. Особняк снаружи выглядит довольно скромно, но внутри великолепно оформлен в стиле ренессанс.
На территории виллы разбиты сады с фонтанами, самшитовыми изгородями и редкими фруктовыми деревьями.
Прежде чем идти внутрь прошлись по саду. Цитрусовые как раз созрели, ветки были увешаны плодами позволяя оценить их разнообразие.
Посмотреть было на что. Таблички не сфотографировала, но некоторые нашла в интернете. Разлапистый фрукт называется «Рука Будды».
Любопытно, вот такие похожие на китайские фонарики фрукты вообще съедобны или служат только для украшения.
Вилла была построена между 1506 и 1512 годами молодым Бальдассаре Перуцци для очень богатого сиенского банкира Агостино Киджи. После смерти Киджи финансы семьи пришли в упадок. В 1579 году наследники были вынуждены продать мебель и произведения искусства. Год спустя сама вилла перешла в собственность влиятельного молодого кардинала Александра Фарнезе. С тех пор вилла стала известна как «Фарнезина».
Вилла состоит из центрального блока с двумя небольшими крыльями в два этажа. Для внутреннего оформления Агостино Киджи призвал лучших художников того времени: Рафаэля, Себастьяно дель Пьомбо, Джулио Романо и Содома.
Лоджия Рафаэля и была главной целью нашего визита. Потолки лоджии расписаны циклом фресок с историей Амура и Психеи по мотивам «Метаморфоз» Апулея. Необычный сюжет, по-видимому, является отсылкой к долгожданной женитьбе Киджи и Франчески Ордеаски, от которой у него уже было четверо детей. Церемония состоялась 28 августа 1519 года.
Дополнительным бонусом стали древнеримские скульптуры, которые оказались частью выставки, посвященной Рафаэлю. Статуя Эроса, середина II века н. э.
Схема фрески Рафаэля состоит из двух основных сцен написанных в стиле напоминающем гобелены, сопровождаемых серией эпизодов, нарисованных на окружающих парусах.
Справа Рафаэль изображает совет богов, на котором Юпитер решает принять Психею в их олимпийскую компанию, а Меркурий подаёт ее напиток бессмертия.
На картине слева празднуется свадьба. Жизнь богов разворачивается перед нами в остроумной характеристике их слишком человеческих чувств.
Суть истории такова — Амур влюбился в дочь царя, но вынужден был скрывать свои чувства и поэтому приходил к ней только ночью. Различные боги мешали влюблённым воссоединиться. Слева Венера на колеснице, запряженной голубями спешит к Юпитеру на консультацию. Справа запечатлена сама встреча.
После того как Психея претерпела множество испытаний, Зевс смирился и позволил ей выйти замуж за Амура. Слева Амур просит помощи у трёх граций. Справа Венера обращается за содействием к Церере и Юноне.
Дальше идёт Лоджия Галатеи. Пан и Дафнис, мрамор, II век н. э.
Центральная фреска лоджии «Триумф Галатеи» была написана Рафаэлем в 1512 году. На картине сцена из жизни нереиды, когда она торжествующе несётся в колеснице из раковины, влекомой дельфинами. Слева тритон, получеловек-полурыба, похищает морскую нимфу.
Свод галереи рсписал Бальдасарре Перуцци. Мифологические сюжеты отражают положение планет и знаки зодиака соответствующие дню рождения первого владельца виллы, 29 ноября 1466 года.
Каллисто на колеснице представляет созвездие Большой Медведицы.
Богиня молвы Фама возвещает земную славу банкира рядом с Персеем, убивающим Медузу. В малых шестиугольниках: Венера в Козероге и Аполлон (Солнце) в Стрельце.
На люнете справа изображена монохромная голова написанная Микеланджело, который приехал навестить своего друга Себастьяно дель Пьомбо и захотел показать пример анатомического исследования своему сопернику Рафаэлю.
Статуя Присевшей Афродиты, I век до н. э.
По парадной лестнице поднялись на второй этаж.
Лестница в подвал, которая раньше использовалась кухонной прислугой, теперь называется Залом Помпеи и также, как и другие помещения, украшена фресками.
Зал Перспектив, где 28 августа 1519 года проходил свадебный банкет, получил свое название от перспективных видов городских и сельских пейзажей между фиктивными колоннами, написанными Бальдассаром Перуцци.
Художник сочетал богатое чувство архитектуры с даром перспективы и сценографии. Сквозь имитации колонн видны деревни, поля, а на заднем плане город.
Ниши с фигурами богов завершают композицию, а вдоль стен идёт фриз с мифологическими сценами.
Свадебный зал Александра и Роксаны. Роспись зала банкир заказал Джованни Антонио Бацци, известному как Содома, художнику долгое время работавшему в Сиене и Риме. Идея фресок принадлежала Рафаэлю.
В конце визита попали в Зал Фризов. Стены зала кажутся затянутыми тяжелыми бархатными портьерами. Какие фестоны, какие кисти! Пригляделись поближе — обман зрения, искусный тромплёй. Зал оформлял Бальдассаре Перуцци. Он же написал фрески фриза с двенадцатью подвигами Геракла. На потолке надпись по-латыни гласит: «Произведения Рафаэля не должны потеряться».
Покинув виллу Фарнезина отправилсь в центр района к площади Санта-Мария-ин-Трастевере, в центре которой возвышается базилика Санта-Мария—Маджоре. Считающаяся старейшей в Риме, базилика была построена на том же месте, где во времена императора Августа находился фонтан. Фонтан есть и сейчас, только какой-то немноговодный.
На фасаде с портиком, добавленным Карло Фонтана (1702 г.), сохранилась мозаика 13-го века — Мария на троне окруженная десятью праведницами.
Нынешний неф сохранил первоначальный план базилики 3 века. 22 гранитные колонны с ионическими и коринфскими капителями, отделяющие неф от проходов, были позаимствованы из Терм Каракаллы.
Кессонный потолок спроектировал Доменикино. В одном из восьмиугольников мастер поместил карину «Успение Богородицы» (1617 г.).
В базилике сохранились мозаики 12 и 13 веков. «Коронация Богородицы» (1130–1143) на своде апсиды изображает Богородицу и Христа, восседающих на одном троне. В следующем ряду мозаики на тему «Жития Богородицы» Пьетро Каваллини (1291 г.). Завершают композицию фрески Агостино Чампелли 1600 г.
Овечки по кругу видимо изображают паству. Под овечками мозаики Пьетро Каваллини: Рождение Иисуса Христа, Поклонение волхвов, Введение Иисуса в храм. Ниже — Мадонна с младенцем и святыми Петром и Павлом. И наконец фреска Агостино Чампелли «Ангелы с символами таинства Марии».
Мозаики были изготовлены римскими мастерами, хотя и очень похожи на византийские.
Полы тоже не стоит оставлять без внимания. Козлик из цветного мрамора — герб кардинала Маркуса Ситтикуса Альтемпс.
Фрески часовни были написаны в 1589 году итальянским художником Паскуале Кати.
Немного прошли по набережной. Старинный мост Цестия был построен Луцием Цестием в 46 или 44 году до нашей эры. В голове не укладывается, как же давно это было.
Следом идёт Палатинский мост. Мост был спроектирован архитектором Анджело Весковали и построен между 1886 и 1890 годами на месте частично разрушенного 2200-летнего Pons Aemilius. Одна арка древнего трехарочного моста была разрушена наводнением в 1598 году, другая была снесена Весковали в 1887 году, чтобы освободить место для Палатинского моста. Последнюю арку сохранили. Она так и стоит параллельно современному мосту (слева).
Обратно в город вернулись по мосту Гарибальди. Впереди заметили группу школьников с экскурсоводом и пристроились за ними. Вскоре оказались у развалин Портика Октавии. Портик построил в 146 г. до н. э. Квинт Цецилий Метелл Македонский в честь победы при Скарфее во время Ахейской войны. Позже его перестраивали: император Август, он же присвоил сооружению имя своей сестры, Домициан, Септимий Север и Каракалла.
По деревянным мосткам преодолели руины и посреди поляны усеянной цветущими маками увидели здание очень похожее на Колизей. Театр Марцелла был античным театром под открытым небом. Инициатива строительства принадлежала Юлию Цезарю, а официально театр был открыт в 12 г. до н. э. Императором Августом, который назвал его в честь племянника Марка Клавдия Марцелла. Театр вместимостью до 20 тысяч зрителей был самым большим в Древнем Риме.
Ребята пошли обследовать то, что осталось от когда-то великого театра, а мы поняли, что на сегодня впечатлений достаточно, пора возвращаться в отель. Огляделись вокруг, видим впереди большая улица и автобусы по ней бегают. Решили, что туда-то нам и надо. Улица оказалась Via del Teatro di Marcello, что идёт мимо капитолия прямо к площади Венеции.
Вот такой получился день.
Теги:
Самостоятельные путешествия