Из пяти дней в Риме один, на наше счастье, выпал на субботу. Именно в этот день неорганизованный турист может попасть во Дворец Колонна. С раннего утра туда и поспешили.
Из пяти дней в Риме один, на наше счастье, выпал на субботу. Именно в этот день неорганизованный турист может попасть во Дворец Колонна. С раннего утра туда и поспешили.
Палаццо Колонна — один из старейших и крупнейших частных дворцов Рима. Комплекс зданий занимает целый квартал у подножия Квиринальского холма в центре города. Строительство было начато в четырнадцатом веке семьёй Колонна, которая проживает здесь до сих пор. Считается, что члены семьи поселились в этом районе около тысячи лет назад. В XI веке они уже владели несколькими вотчинами к югу от Рима, а их первые постройки очень напоминали крепости со стенами и башнями.
Геральдическим символом Колонны по созвучию стала колонна, к которой в XVI веке была добавлена корона. Колонну часто окружали русалки с двумя хвостами, еще один геральдический символ семьи.
В центре двора стоит настоящая античная колонна. На постаменте надпись: «Semper Immota» («Всегда неподвижна»). Колонна сделана из мрамора с зелеными и белыми прожилками, который добывали в Каристосе в Греции. Такой полосатый мрамор называют «чиполлино» от итальянского cipolla — луковица из-за подобия прослоек слоям лука.
В 1527 году, во время разграбления Рима войсками императора Карла V, Палаццо Колонна оказался одним из немногих, который не был разрушен. Вместо этого в нём нашли убежище более чем три тысячи горожан. На протяжении 1600-х годов дворец обрёл барочные формы. В это время было построено красивое и величественное здание Galleria Colonna длиной 76 метров.
В Галерее разместили семейную коллекцию произведений искусства. Среди художников такие знаменитости, как Пинтуриккио, Карраччи, Гвидо Рени, Тинторетто, Сальватор Роза, Бронзино, Гверчино, Веронезе, Ванвителли и многие другие. Про собрание галереи выпустила альбом.
Не только главный зал, но и жилые апартаменты представляют большую художественную ценность.
Роскошная люстра восемнадцатого века из муранского стекла.
Желтая комната, или вестибюль, расписана фресками с эффектами тромплёй представляющими идеализированные виды итальянской виллы.
Зал вышивки получил свое название от прекрасных иберийских гобеленов в «индийском стиле» датированных серединой семнадцатого века и сотканных в технике комбинирования золотых и шелковых нитей. В центре изображен герб Колонны и Памфили, напоминающий о браке Филиппа II, сына Лоренцо Онофрио Колонны, и Олимпии Памфили в 1697 году.
Потолки расписаны окошками, в которые заглядывают кусты роз. Во всяком случае создаётся такое впечатление.
У дворца разбит обширный сад с настоящими розами.
Дорожки обрамляют самшитовые изгороди, кое-где ещё цветут магнолии.
К западной стороне сада примыкает здание Папского григорианского университета, построенное в 1930 году итальянским архитектором Армандо Бразини, который работал в стиле историцизма.
В 1710 году Филиппо II Колонна поручил архитектору Алессандро Спекки построить мостики, соединяющие Палаццо и сад, а также эдикулу с тремя статуями: в центре Маркантонио Колонна, победитель в битве при Лепанто, по бокам Фабрицио и Просперо Колонна.
Перешли по мостику и отправились гулять по саду. На террасах холма расположен ступенчатый монументальный фонтан. Сооружение спроектировал архитектор Джироламо Райнальди, который завершил работы под руководством Филиппо I Колонны.
Водопад украшают старинные статуи и вазоны с цитрусовыми.
Двойная лестница ведёт в верхнюю часть сада. На мозаичном панно выложен герб Колонна с двухвостыми русалками. Думали стоит подниматься или нет, но служитель убедил, что надо, не пожалеете.
Не пожалели, с верхней террасы открывается великолепный вид на центр Рима.
Заметили, что внизу народ входит в ещё одну дверь, наверное нам туда тоже надо. Спустились вниз не по лестнице, а по пологой боковой серпантинной дорожке.
За дверью оказался Павильон Пио, помещения которого были частью апартаментов кардинала, в которых по очереди жили три кардинала Колонна: Асканио (16 век), Джироламо I (17 век) и Джироламо II (18 век). Первой идёт комната майолики. Деревянный потолок украшен геральдическими эмблемами Колонны, пол выложен майоликой Виетри XVIII века.
Зал Рога Изобилия. Стены украшены французскими гобеленами XVII века выткаными по сюжетам цикла картин, созданных для короля Франции Людовика XIV Шарлем Лебреном, управляющим французской королевской мануфактурой. Приобретенные Лоренцо Онофрио Колонна они представляют историю Александра Македонского. «Семья Дария отдает дань уважения Александру Македонскому после битвы при Иссо (333 г. н. э.).»
«Поражение индийского царя Пора (326 до н. э.)"
Не забыли посмотреть на потолок даже более нарядный, чем стены. В центре уже знакомая колонна, окруженная турецкими флагами с символами Папы Пия V, намёк на победоносную битву при Лепанто, а вокруг ожерелье Ордена Золотого руна.
Рог изобилия из названия зала нашёлся в инкрустации на полу из желтого сиенского мрамора.
Зал Балдахина также украшен французскими гобеленами.
«Триумфальный въезд Александра в Вавилон», который состоялся в 331 г., в октябре месяце, после победы при Арбеле.
Потолки Зала Рога изобилия и следующего за ним зала Балдахина были расписаны в конце 16 века по инициативе кардинала Асканио Колонна. Здесь уже не только гербы и флаги, но и фигуры турецких пленников.
Ценный мраморный бюст Папы Бенедикта XIV работы Пьетро Браччи, автора статуи Нептуна для фонтана Треви.
На вторую половину дня был запланирован поход за реку в район Трастевере. В предыдущие дни несколько раз проходили мимо Иль-Джезу, но попасть внутрь не удавалось, то рано, то поздно, то обед. Тут смотрим двери открыты, конечно поспешили воспользоваться такой удачей.
С 1527 по 1590 год в Риме было построено более 50 новых церквей. Одной из них была Il Santissimo Nome del Gesù, материнская церковь Общества Иисуса, основанного в 1534 году испанским солдатом, ставшим священником, Игнасио де Лойолой.
Церковь Иль Джезу была заложена в 1568 году по проекту Джакомо Бароцци да Виньола, после смерти Виньолы строительство завершил Джакомо делла Порта. Композиция церкви на долгое время стала каноном для храмов «стиля иезуитов», или «стиля контрреформации», строившихся по всей Европе.
Поначалу церковь была оформлена в простом и строгом стиле, но во второй половине 17 века все изменилось. Поскольку иезуиты стремились привлечь больше верующих, простоту сменила поражающая воображение роскошь.
Прекрасным примером этого является фреска (1672–85), украшающая потолок нефа. Написанная Джованни Баттиста Гаулли, более известным как Бачиччио, фреска, абсолютный шедевр живописи тромплёй, изображает Триумф Имени Иисуса.
В центре сияет монограмма иезуитов IHS. В завораживающих иллюзионистских эффектах Бачиччио пошёл дальше своих современников, его фигуры перетекают из рамы в позолоченный свод. Фреску окружают летающие ангелы работы Антонио Раджи и Леонардо Ретти. Окна нефа окружены парами лепных статуй, также работы Раджи и Ретти.
Фрески купола также работа Бачиччио, которому было всего двадцать два года, когда он получил этот престижный заказ.
Экстравагантность также является лейтмотивом дизайна капеллы Сант-Игнацио, посвященной основателю ордена иезуитов святому Игнатию Лойоле. Часовня спроектированная Андреа Поццо поражает обилием золота и других драгоценных материалов: ляпис-лазурь, алебастр, мрамор, оникс, аметист, хрусталь.
Динамичная скульптурная группа справа от алтаря является шедевром Пьера Ле Гро и изображает веру, торжествующую над ересью и ненавистью.
Скульптурная группа слева от алтаря изображает «Триумф веры над идолопоклонством» работы Жана-Батиста Теодона. Вера приветствует царя-варвара, которого пытается остановить идолопоклонство.
Трансепты занимают часовни с грандиозными алтарями, посвященными великим святым-иезуитам. В правом трансепте находится часовня Св. Франциска Ксаверия, спроектированная Пьетро да Кортона и Карло Фонтана. Алтарный образ изображает «Смерть Франциска Ксаверия на острове Шанчуань» работы Карло Маратта.
Задержались на Кампо деи Фиори, «цветущее поле» в переводе с итальянского. Такое романтичное название и такая мрачная история. В средние века на площади сжигали еретиков. Об этом не даёт забыть памятник Джордано Бруно.
С 1869 года площадь поменяла своё предназначение, теперь здесь устроен овощной и рыбный рынок. Нашли небольшую пиццерию, взяли пиццу с грибами на вынос и отправились дальше.
На противоположный берег Тибра перешли по мосту Сикста. Мост был построен по указу Папы Сикста IV в. 1473—1479 гг. в качестве замены расположенному ранее на том же месте древнему мосту, носившему имя Понс Аврелий. Характерная особенность конструкции круглое отверстие на центральной опоре. С одной стороны оно облегчает кладку, а с другой служит для снижения давления воды в случае наводнения.
День на этом не закончился, впреди была Вилла Фарнезина и прогулка по Трастевере.